Особенности направлений философии и мифологии. Сходства и отличия философии и мифологии


Философия и мифология: сходства и различия

Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй.

Дело в том, что мифологическое сознание – это наиболее древний вид сознания как такового. Именно данный вид исторической формы сочетает в себе собрание преданий. Они в положенное им время были основой всего человеческого сознания.

Миф – это главный структурный элемент данной формы восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия.

Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование).

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений.

Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла.

Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию.

В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

fb.ru

Философия и мифология: различие и сходство

Мифология — форма общественного сознания, характерная для раннего античного периода. Философия и мифология — смежные дисциплины. Мифология создала возможность для развития философии, став ее первобытной, упрощенной версией. Она была единственной формой сознания древних людей, и определяла взгляды человека на окружающий мир и самого себя.

Основные положения мифологии

Термин «мифология» образован путем слияния греческих слов «мифос» (предание) и «логос» (учение). Под ним понимают собрание рассказов, имеющих религиозное значение или раздел науки. Каждый из них повествует об отдельной мировоззренческой теме. Цель — объяснение мироустройства и происхождения человека.

Структура

Способ изучения мифов — теоретические подходы К. Г, Юнга и Э. Кассирера, Р. Барта. Независимо от выбранного подхода изучения, исследователи выделяют одинаковую структуру. В нее входит 3 компонента:

  1. фото 811Архетип. Юнг считал, что архетипы окружают человека в течение жизни. Они представляют собой прообразы людей или событий, участвующих в регулярно повторяющихся сюжетах. Архетипы — продукт работы коллективного бессознательного. Каждый архетип — проекция абстрактного впечатления, имеющая понятную форму. Формирование архетипов имеет мифологическую, политическую, культурную природу. Для наполнения абстрактного впечатления смыслом нужны символы — общечеловеческие образы. К ним относятся: мать, правитель, враг, друг, герой.
  2. Знаковое изображение, в которое заложен глубинный смысл, называют символом. Он может иметь несколько трактовок. Символы формирует культурная среда, поэтому отдельные социальные группы могут иметь свою символическую систему. Кассирер отмечает, что она всегда стоит между человеком и реальностью. Символическая система передает значения отдельных элементов реальности, вызывая у человека ответные эмоциональные реакции.
  3. Соблюдение ритуалов необходимо для единения социальных групп. Ритуалы закрепляют изменения общественного строя. Они формируют мощное психологическое воздействие. Участники ритуала эмоционально становятся одним целым. Повторение ритуалов вызывает сильную привязанность и снижает способность к критическому мышлению. Регулярное проведение ритуалов позволяет манипулировать их участниками.

Функции

В литературоведении выделяют 2 функции мифов:

  • коммуникационная — передача информации от поколения к поколению;
  • познавательная — постижение человеком окружающего мира, явлений природы, осознание своего места, процессов рождения и смерти.

До появления философского мышления они выполняли роль науки, способствуя развитию общества.

Виды

Есть несколько классификаций, рассматриваемых мифологией. Общая классификация включает:

  1. Календарные. Они были попыткой объяснить природные циклы. Часто в этих мифах отыгрывают тему смерти: божество рождается и умирает, символизируя годичный цикл.
  2. Тотемические. Повествуют о животных-тотемах племен. Тотем — дух-покровитель племени. В древности, люди верили, что каждое животное стало прародителем для отдельного племени и наделило его своими чертами. Тотемический миф рассказывает о жизни животного-прародителя, его роли в жизни людей.
  3. Героические. Биографические виды, в которых описываются подвиги воинов, правителей и народных героев. На основе героических мифов развился отдельный жанр литературы — героический эпос. Герои стали широко известны за пределами своей родины: совершивший 12 подвигов Геракл, победивший Горгону Персей.
  4. Астральные. В их текстах главные роли отводятся небесным телам, наделенным чертами личности. Луна и Солнце фигурируют в роли богов, управляющих суточными циклами.
  5. Космогонические. Их можно считать основной предпосылкой к развитию философии, поскольку эти мифы рассматривали теории происхождения богов, Космоса и человека.
  6. Антропогонические. Эти мифы — попытка объяснить происхождение человека.
  7. Этиологические. Они посвящены природным явлениям. Ураганы, землетрясения, громы и пожары рассматривались людьми как божества, а позднее — как проявления божественного гнева.
  8. Эсхатологические. В них рассматриваются возможные версии конца света.

Сюжеты мифов разных народов, географически отдаленных друг от друга, часто имеют схожий сюжет. Наука до сих пор не имеет четкого объяснения этого феномена.

Мифология – прародительница философии

У философии и мифа тесная связь. История мифологии уходит корнями в первобытное прошлое человечества, развиваясь вплоть до становления Древней Греции. Мифологические верования Древней Греции заложили основу для формирования философского мировоззрения.

фото 812

Мифология раннего античного периода создается на основе верования в богов, живущих на горе Олимп и управляющих судьбами людей. Многие из мифов того периода сохранились в первозданном виде и изучаются современными литературоведами. В них фигурируют не только боги, но и люди, и волшебные создания. В мифах о загробной жизни часто упоминается Цербер — огромный трехглавый пес, охраняющий царство Аида, бога смерти. Многим знакома история о создании Галатеи — статуи прекрасной женщины, которую оживила любовь скульптора.

Первым толчком к формированию философии стала необходимость каталогизации мифов. Это требовало логического переосмысления и рационализации. Античные философы не стремились полностью опровергнуть мифы. Они искали в мифических текстах подтверждения теориям о происхождении мира и пытались соотнести его с окружающей действительностью.

Платон, которого называют основателем античной философии, считал необходимым противопоставлять логос (разум) и миф. Это дает возможность осознать, что человеческому сознанию доступна малая часть знаний о мире, и стремиться к поиску истины. Мифы – важная часть философского учения, он является способом рефлексии.

фото 813

Мифология и философия: сравнительный анализ

Произойдя из общего корня, философия и мифология имеют ряд сходств и различий:

  1. Структура сознания. В мифологии сознание имеет теоретическую природу, его существование предполагается, но не подтверждается. Философия рассматривает сознание, как систему, состоящую из отдельных элементов. Они неразрывно связаны и подчиняются иерархии. Представление о сознании в философии базируется на практическом опыте.
  2. Противоречивость. Философское мышление стремится к конкретике — истина может быть только одна, у нее должно быть подтверждение, которое можно проверить. Для мифа наличие противоречия не критично. Явления и предметы могут сменять друг друга или изменять свою форму, и по ходу развития сюжета эти изменения никак не объясняются.
  3. Мировоззрение. Для мифологического мировоззрения характерна удовлетворенность увиденным или описанием. Философии требуются факты, подтверждающие теорию. Она рассматривает мир с позиции разума.
  4. Способ познания. В мифологии способ познания — передача информации от человека к человеку без критического осмысления. В философии способов познания мира несколько: от наблюдения до эксперимента. Они направлены на получение новой информации или подтверждение уже известной на практическом опыте.
  5. Генетическое родство. Мифологический взгляд на природу предполагает, что все животные произошли от одного. Философия частично подтверждает эту идею.
  6. Сакрализация. Информацию, передающуюся через мифы, нельзя подвергать сомнению. Философия отвергает такой подход. Научный взгляд требует сомнения во всех постулатах и их перепроверки.
  7. Поддержание традиций. Мифы способствовали укреплению ритуалов, передающихся от родителей к детям. Это замедляло развитие, разделяя историю на 2 периода: идеальное и аморальное общество.
  8. Происхождение. Миф — это вымысел. Он не нуждается в обосновании. Философия — результат рационального подхода.
  9. Цель. Мифы нужны для упрощения взгляда на мир. Они придавали смысл явлениям, которые в древности были необъяснимы.

Разница между философией и мифологией не противопоставляет эти отрасли друг другу. Она подчеркивает необходимость разнообразия способов познания мира и невозможность его полноценного изучения ограниченным набором методов.

mystroimmir.ru

Философия и мифология: сходства и различия

Мифология и философия являются двумя различными формами общественного создания, двумя типами мировоззрения. Зарождающаяся философия заимствовала у мифологии основные вопросы, сформулировав их в более четкой форме.

Зарождение философии, ее связь с мифологией

Мифы — это древние сказания о фантастических существах, героях и богах, в то же время это совокупность взглядов людей и их убеждений. Для древнего человека мифология не была сказкой, наделяя человеческими качествами природные явления или животных, она помогала человеку ориентироваться в мире, была своеобразным практическим руководством. Мифология — это способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития, древнейший тип мировоззрения. В мифологии почти полностью отсутствует рациональное начало. Когда возникает сомнение, гипотеза и логический анализ, мифологическое сознание разрушается и на его месте зарождается философия.

Отличительные черты мифологического способа познания от философского

Мифологическое познание характеризуется неспособностью отделить человека от природы, очень часто природным формам придают человеческие черты, а фрагменты космоса одушевляются. Одной из разновидностей мифологии является анимизм, связанный с одушевлением неживой природы. Фетишизм — другой тип мифологии, когда вещам или стихиям приписывают сверхъестественные свойства, тотемизм наделяет животных сверхъестественными способностями. В отличие от мифологии, философия выносит на первый план логический анализ, выводы, доказательства и обобщения. Она отражает нарастающую в обществе потребность в понимании мира и его оценки с позиции разума и знаний. Постепенно логический анализ начал вытеснять фантастический вымысел, на смену мифологического мировоззрения пришло философское.

Древнегреческая философия и мифология

Прослеживается явная связь между древнегреческой философией и мифологией, что характерно не только для милетской школы, но и для более поздних философских учений элеатов, пифагорейцев и Платона. Миф был первой попыткой ответить на вопрос: из чего, как и в силу каких причин возникло все существующее в мире. Другими словами, в древнегреческих текстах мифологического характера накапливались знания и предпринимались первые попытки объяснить происхождение мира. Мифология создала несколько типичных конструкций, на которые опиралась зарождающаяся греческая философия. Ее рождение было одной из составных частей культурного переворота в Древней Греции. Философия впитала в себя наиболее ценные достижения культуры и постепенно превратилась в самостоятельную духовную область, на основе которой возникла наука.

completerepair.ru

Философия и мифология - два взгляда на мир :: SYL.ru

Философия и мифология. Сходства и различия

Название «философия» имеет греческие корни и в переводе означает «любовь к мудрости». Первым философом считается Пифагор. Но Платон выделил философию как науку. В начале эта наука включала все знания мира, а позднее стала системой знаний о мире, а точнее - о природе, человеке, обществе. Зародилась философия примерно две с половиной - три тысячи лет назад в Индии, Египте и Китае. Для того чтобы раскрыть специфику философии, нужно обратиться к мифологии и религии, которые являются ее предшественниками. Мифология также имеет греческие корни и состоит из двух слов: «предание» и «учение» или «понятие». Мифы – это сказания народов о ком-либо или о чем-либо. К примеру, о разных существах, природных явлениях, богах. В них сочеталась реальность и фантазия. Благодаря сказкам, легендам, преданиям, различные образы вошли в народную культуру. Но в мифах человек не отделялся от природы. Религии мира также наполнены мифами, которые являются особой ступенью общественного сознания. Религия в переводе с латинского означает «набожность», «святыня» и проповедует поклонение высшим силам. Философия и религия близки тем, что и та и другая пытаются объяснить мир и воздействовать на сознание человека.

Философское мировоззрение

Его породила и философия, и мифология, и религия. Оно рассматривает комплекс вопросов о происхождении бытия, строении мира, роли человека в окружающем его мире. Но мировоззрению присуща логическая упорядоченная система знаний, которая стремится теоретически обосновать положения. Народные мифы пересматриваются с точки зрения разума. С помощью мифа связывалось прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, поддерживалась духовная связь между поколениями. Со временем миф изжил себя, но поиск ответов на вопросы о жизни и смерти унаследовали философия и религия. Религия, философия и мифология тесно взаимосвязаны. Мифология и религия явились истоками философии. Мифология возникла гораздо раньше, расцвела и продолжала существовать наряду с философией, которая свойственна более развитому сознанию, может даже элитарному обществу.Философское знание основывается на объективной реальности, на законах, управляющих ею. Во все времена находятся люди, ничего не знающие о философии, но это не мешает им жить. А вот мифология – она везде. Ее даже прозвали философией для бедных.

Философия и мифология

И та и другая объединены общими темами: человек, окружающий его мир, взаимодействие человека с миром. Эти проблемы вечны. Но решаются они по-разному, в результате чего ответы различаются. При объяснении мира и человека философия опирается на разум, на исследование в реальности, в то время как мифология и религия основываются на вере. В этом и заключается основное отличие философии от мифологии. Но мифология, в свою очередь, является составной частью философского знания. На самом деле реальный мир находится между миром с Богом и миром без Бога. Это - особенные миры. Нам об их характеристиках остается только догадываться. Философия и мифология не в силах изменить мир. Колебания происходят между наукой и религией.

Вывод

Если обобщить вышесказанное, то можно с уверенностью сказать, что философия верит в естественное, а то, что является естественным – мифология; религия – наоборот, в сверхъестественное. Вот такой парадокс…

www.syl.ru

Понятие мифологии и философии — контрольная работа

 

Мифология - исторически первая форма духовной культуры. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, т. е. сказаний, преданий пыталось дать ответ на все волнующие людей вопросы. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству мироздания, возникновению наиболее важных явлений природы, животных и людей. Вместе с тем большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитии земледелия, приручении домашних животных и т. д.

Миф - это первая форма духовного освоения мира, его образно-символическое воспроизведение и объяснение Миф упорядочивает в сознании мир, превращает хаос в космос и тем самым создает возможность постижения мира как некоего организованного целого, представляет его в простой и доступной форме.7

Характерным моментом мифа является отождествление субъективной и объективной реальности. Мифологические образы наделяются субстанциальностью, понимаются как реально существующие. А это значит, что миф основан на таком породнении человека с миром, когда человека еще не отличает психологическое значение и смысл вещей от их объективных свойств и воспринимает явления природы как одушевленные существа.

Мифологическое постижение мира в своей основе носит не рациональный, а эмоционально-чувственный характер. Смысловыми единицами мифологического мышления являются не понятия, а коллективные представления. Эти представления формируются не на основе логического анализа, обобщения опыта, а по законам партиципации (сопричастности). Сопричастность представляет собой ассоциативно-психологическую смысловую связь, воспринимающуюся как способ видимой обусловленности вещей.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (отношение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.8

В мифе образно-символическое воспроизведение и объяснение всегда выливается в предписание действий. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Однако этим не исчерпывалась стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Мифологическое мироощущение выражается не только в повествованиях, но и в действиях (обрядах). Миф и обряд в древних культурах составляли функциональное, структурное, мировоззренческое единство. Тесная взаимосвязь представлений и обрядов сближает мифологию с религией.

С содержательной стороны, т.е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются религиозными, а другие мифологическими, что религиозные мифы связаны с верой в сверхъестественное; в мифологических мифах такой веры нет. Религия на ранних стадиях развития не знает разделения мира на естественный и сверхъестественный. Это разделение появляется лишь на относительно высокой стадии развития религии. Разделение мира на два уровня (естественный и сверхъестественный) присуще и мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры к своим мыслительным конструкциям также неотъемлемая часть мифологического сознания.9

На более поздних этапах развития общества миф отделился от обряда. Мифология начала существовать как самостоятельная относительно независимая форма общественного сознания. Классическим примером такого уровня развития мифологии является мифология древних греков, представленная в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.

 

1.3 Предмет и функции философии

 

Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении.

В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию - с другой.10

XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования.

Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.

Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.

Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.

Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты.11

Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что такое бытие?» невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания — «эпистемы» и мнения — иллюзорного, хотя и общепринятого, знания — «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать — значит сомневаться.

Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).

Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия. 

 

 

2. Сходства и различия  философии и мифологии

 

Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия. Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия.12

Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование). Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений. Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла. Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное.

Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ.13

Философия и мифология - две различные формы общественного сознания - два типа мировоззрения.

Но мифологический способ познания относится к эмоционально-образному, а философский - к логико-рассудочному, понятийному.

Отличительные черты мифа:

1) неспособность отделения человека  от природы;

2) мышление неотъемлемо от эмоций;

3) культурные и природные объекты  сопоставляются метафорически;

4) природные формы очеловечиваются;

5) фрагменты космоса одушевляются;

6) нет четкого разделения субъекта  и объекта, предмета и знака, вещи  и слови, существа и имени, пространственных и временных отношений;

7) слабо развит анализ причинности;

8) происхождение или творение  объясняет происходящее;

9) время делится на ранний  период, в котором находится перводействие  и первопричины, а на основе  событий раннего периода предсказываются события текущего, причем разница между современным и древним мало различима;

10) миф воспринимается как правда  и первичная реальность;

11) миф синкретичен - в нем слиты  абстрактные символы, образы, аллегории  и все это нерасторжимо соединено. Гея - женщина +порождающее начало + земля; Афина - персонаж и абстрактное понятие ума и т.п.

12) в мире нет противопоставления  верующего и объекта веры, миф  исключает рефлексию - носитель мифологического  сознания исключает возможность  другой точки зрения;

13) Отношения людей представляются  в виде совокупности полуфантастических  существ, созидающих свои отношения.

Так что миф - многослойное и полифункциональное образование, при этом носитель мифологического сознания не знает, что он - носитель этого сознания.

Рациональное начало в мифе практически отсутствует. К тому же, миф по этой причине является свойственным традиционному складу мышления.

Как только возникает возможность сомнения, рационализации, и появляется гипотеза о том, что существует что-то что не может быть объяснено с помощью мифа  мифологическое сознание разрушается, так как принцип рационализации противоречит многим его основополагающим чертам. Мифологическое мировоззрение разрушается и на его месте зарождается философское и религиозное мировоззрения.

Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство. Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию. В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

yaneuch.ru

Чем отличается философия от мифологии и религии

Основанием для сопоставления философии, мифологии и религии служит то, что они являются особыми формами общественного сознания, отражающими духовные, культурные и  мировоззренческие аспекты в осмыслении человеческой сущности, природы вещей и законов бытия. Эти аспекты по-разному проявляются в религиозных и философских учениях, корни которых уходят в индоевропейскую и восточную мифологию.

Определение

Мифология – особая образно-эпическая форма постижения мира, возникающая в ранний период развития общественных отношений у большинства народностей и этнических групп. В древних мифах картина мироздания сочетает в себе реальность и вымысел, знание и верования, естественное и сверхъестественное, мысль и эмоциональное восприятие действительности.

Религия – упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.

Философия – высшая форма общественного сознания, проявляющаяся в интеллектуальной и духовной деятельности, направленной на постановку и анализ мировоззренческих вопросов. Философские учения, школы и направления складываются на основе практического опыта и глубокого осмысления закономерностей развития материального и нематериального мира.

к содержанию ↑

Сравнение

В мифологии отражается непосредственное, основанное на эмпирическом опыте коллективное мышление, нацеленное на определение места человека в мире природы. В мифах ему отводится скромная роль исполнителя воли богов, олицетворяющих могучие силы неба, земли и водной стихии.

Поэтика мифов строится на аллегорических образах и метафорах, имеющих многозначное толкование. Их эпическая форма представляет мир в обобщенном виде, как данность, не требующую объяснения.

Наивность мистических представлений и невозможность выделить в них предмет познания отнюдь не умаляет значение мифологии как мощного пласта духовной культуры. Именно на ее почве развилось философское мышление, в центре внимания которого оказались человек, его чувства, язык, мораль, творчество, закономерности исторических процессов и природных явлений.

Труды древнегреческих философов Пифагора, Платона и Аристотеля стали началом развития философии как науки. Ее главные направления определяются как онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, логика – учение о формах мышления и эстетика – учение о гармоничном строении мира.

Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне – в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом – как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Мифология воссоздает образную картину мира. В религии представления о мироздании формируются на основе веры. Содержанием философии являются научно обоснованные мировоззренческие концепции.
  2. В центре внимания мифологии и религии – боги. Внимание философии сосредоточено на человеке.
  3. В мифологии и религии игнорируется способность человека к познанию. Суть философии – в познании и объяснении жизни во всех ее проявлениях.
  4. Мифология – коллективное народное творчество. Религия – система взглядов и форма управления человеческим сознанием. Философия – гуманитарная наука.

thedifference.ru

Философия и мифология: сходства и различия

Новости и общество 1 октября 2012

Философия не могла возникнуть сама по себе. Ее зарождению как науки предшествовали другие формы человеческого сознания, существовавшие ранее. Причем этап господства остальных видов и форм, которые объединены общим названием «мифология», занимает более длительный исторический промежуток времени ввиду того, что он корнями уходит в глубину человеческой истории.

Философия и мифология являются частями единого целого, потому что первая из них сформировалась на основе приобретенного опыта второй.

Дело в том, что мифологическое сознание – это наиболее древний вид сознания как такового. Именно данный вид исторической формы сочетает в себе собрание преданий. Они в положенное им время были основой всего человеческого сознания.

Миф – это главный структурный элемент данной формы восприятия бытия. Философия и мифология имеют один корень, которым и является это древнее сказание, сущность которого не менее реальна, чем многие теории в науке. Дело в том, что все мифы – это реализация поведенческой логики, а не априорных умозаключений. Однако поскольку они – основа бытия, которое существовало многие тысячелетия назад, между современными научными подходами и историческим прошлым есть существенные различия.

Так, первое отличие философии от мифологии заключается в том, что сознание, которое лежит в основе второй формы, является не теоретическим, а разработано на основе практических представлений многих поколений, их опыта и мировосприятия. Все основные структурные единицы здесь неразрывно связаны и представляют собой единую систему. Причем заметим, что данные переплетения понятий в последующих научных теориях будут занимать противоположные позиции (например, фантазия и реальность, вещь и слово, создание и его наименование).

Философия и мифология отличаются друг от друга, потому что в мифе нет противоречий, в то время как во всех суждениях философов центральное место занимает именно позиционирование явлений.

Помимо этого, здесь существует понятие полного генетического родства всех существ на земле, хотя в дальнейшем подобное восприятие будет рассматриваться как мнение, не имеющее логики и смысла.

Заметим, что для философии чуждо все сакральное и священное. Суждения строятся на предположениях, имеющих более или менее реальную основу. А вот в мифологии вся жизнь должна стоять на тех постулатах, которые были завещаны предками. Этому сознанию чуждо ощущение движения времени, чему свидетельством является разделение истории жизни на земле на два периода: эпоху «золотого века» (люди в это время были совершенством) и «профанную» эпоху (нравы полностью испорчены).

Миф – это знаковая система, которая основана на слабом развитии абстрактных форм, метафоричности и эмоциональности. Однако философия и мифология связаны как раз с этими понятиями, потому что такое восприятие человеческого и мирового бытия не может исчезнуть в результате исторического развития. Дело в том, что теория становится необходимым атрибутом человеческой жизни тогда, когда возникает чувство неудовлетворенности опытом и желание постигать мир без привлечения практических основ. Философия основана на мысли, которая не берет истоки в преданиях и легендах. Она приводит в поддержку своих теорий не веру, а доказательство.

Так, философия и мифология, сходства и различия которых действительно существуют, тем не менее, функционируют неразрывно и синхронно. Оба исторических направления основываются на так называемом удивлении, которое дает толчок для дальнейшего познания. Получается, что мифология несет в себе самодостаточное удивление, которое необходимо только принять. А вот у философии после этого этапа начинается время познания и поиска доказательств тому или иному понятию.

В целом, философия является рационализированной формой мифологии.

Источник: fb.ru

Комментарии

Идёт загрузка...

Похожие материалы

Философия и наука: сходства и различия. Что общего между философией и наукой?Образование Философия и наука: сходства и различия. Что общего между философией и наукой?

Как связаны философия и наука? Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.Происхождение...

Чем лайка отличается от хаски? Сходство и различие лайки и хаскиДом и семья Чем лайка отличается от хаски? Сходство и различие лайки и хаски

Это удивительно красивые собаки. Мимо них никто не может пройти равнодушно. Но не все могут различить эти две благородные породы – между ними на самом деле много общего. Самое время разобраться, чем лайка отлича...

Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблицаДуховное развитие Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблица

Лютеранство относится к протестантскому течению в христианстве. Это одно из древнейших направлений, которое возникло в 16 веке. В настоящее время лютеранство распространено там, откуда оно произошло - в основном это с...

Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различияДуховное развитие Ветхий Завет и Новый Завет: история формирования, содержание, сходства и различия

Христианство на сегодняшний момент – самая распространенная религия в мире. По международным статистическим данным, число ее приверженцев превышает два миллиарда человек, то есть около трети всего населения земн...

Полезная модель - пример. Полезная модель и изобретение: сходство и различия. Получение патента на полезную модельЗакон Полезная модель - пример. Полезная модель и изобретение: сходство и различия. Получение патента на полезную модель

Наверняка многие из вас не раз слышали выражение «полезная модель». Давайте же разберемся, что она собой представляет. Полезной моделью считается итог интеллектуальной деятельности индивидуума, его открыти...

Сказка и былина. Сходства и различия в устном народном творчествеИскусство и развлечения Сказка и былина. Сходства и различия в устном народном творчестве

В начале было слово, и оно было устным. Из уст в уста передавались предания, легенды, сказки, былины. Они есть, наверное, у каждого, даже совсем небольшого по численности народа. В Древней Руси, к примеру, первостепен...

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сходство и различия героев романа Л. Толстого Искусство и развлечения Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова. Сходство и различия героев романа Л. Толстого "Война и мир"

К «Войне и миру» Лев Толстой шел мучительно и долго. Первое название задуманного произведения звучало как «Декабрист», затем – «Все хорошо, что хорошо кончается», следующее &n...

Чем лучше HDMI чем DVI? Сходства и различияКомпьютеры Чем лучше HDMI чем DVI? Сходства и различия

Подключение монитора к другим устройствам осуществляется с помощью различных интерфейсов, которых в настоящее время предостаточно. В зависимости от технологического решения варианты подключения бывают двух типов &ndas...

Чем отличается осетр от стерляди? Сходства и различияНовости и общество Чем отличается осетр от стерляди? Сходства и различия

На Руси без изысканных блюд из осетрины не обходился ни один царский пир. Ко двору правителей рыбу доставляли в выдолбленных из дубовых стволов корытах, перекладывая ее влажной ветошью, чтобы доставить государю живьем...

Лауреаты и дипломанты - это кто? В чем сходства и различия?Новости и общество Лауреаты и дипломанты - это кто? В чем сходства и различия?

Дипломанты - это победители конкурса или просто его участники? А в чем отличие от лауреата? Есть ли вообще что-то схожее или отличное? Если вы тоже задаетесь этими вопросами, то данная статья непременно ответит на них...

monateka.com