Возникновение человеческого языка. Когда возник язык


Как появился язык?

Язык — один из главных признаков, выделяющих человека из животного мира. Нельзя сказать, что животные не умеют общаться друг с другом. Однако столь высокоразвитая, управляемая волей система звуковой коммуникации сформировалась только у Homo sapiens. Как же мы стали обладателями этого уникального дара?  Загадка происхождения языка по праву занимает свое место в ряду главных тайн бытия: рождения Вселенной, возникновения жизни, появления эукариотической клетки, обретения разума. Еще совсем недавно имели хождение гипотезы о том, что наш вид существует всего каких-нибудь 20 000 лет, однако новые достижения палеоантропологии показали, что это не так. Время возникновения человека разумного отодвинулось от нас почти на 200 000 лет, причем способность к речи, вероятно, в значительной степени сформировалась еще у его предков.

Происхождение языка не было одномоментным и скачкообразным. Ведь у млекопитающих всех детей рожают и растят мамы, и для успешного выращивания потомства матери и детеныши — в каждом поколении — должны достаточно хорошо понимать друг друга. Поэтому такой точки во времени, до которой предки человека не умели говорить, а после которой сразу заговорили, конечно же, не существует. Но даже очень медленное накапливание различий между поколением родителей и поколением потомков за миллионы (и даже за сотни тысяч) лет способно дать переход количества в качество.

 

Мозг, а не кости

Происхождение языка было частью адаптации древних представителей нашей эволюционной линии в том направлении, которое вообще характерно для приматов. А характерно для них не отращивание клыков, когтей или четырехкамерного желудка, а развитие мозга. Развитый мозг дает возможность куда лучше понимать, что происходит вокруг, находить причинно-следственные связи между прошлым и настоящим, а также планировать будущее. А значит, выбирать более оптимальную программу поведения. Очень важно и то, что приматы — животные групповые. Чтобы им успешно воспроизводить свою численность, чтобы их потомство не только рождалось, но и доживало до какого-то приличного возраста и само достигало репродуктивного успеха, нужны усилия всей группы, нужна общность, пронизанная множеством социальных связей. Все друг другу, пусть хотя бы неосознанно, должны помогать (или хотя бы не слишком мешать). Какие-то элементы сотрудничества и взаимопомощи вполне просматриваются даже у современных обезьян. Чем дольше детство, тем больше требований к сплоченности группы — а значит, и к развитию средств коммуникации.

Существует гипотеза, согласно которой разделение общих предков человека и современных человекообразных обезьян шло по средам обитания. Пращуры горилл и шимпанзе остались в тропических джунглях, а наши предки вынуждены были адаптироваться к жизни сначала в редколесье, а потом и в саванне, где весьма велики сезонные различия и всеядному существу имеет смысл ориентироваться в огромном количестве деталей окружающей действительности. В такой ситуации отбор начинает благоприятствовать тем группам, у членов которых возникает потребность не только подмечать, но и комментировать увиденное с помощью тех или иных сигналов. С этой страстью к комментированию люди не расстались и по сей день.

К чему эти басни?

В 1868 году немецкий лингвист Август Шлейхер написал коротенькую басню «Овца и кони» на праиндоевропейском языке, то есть реконструированном языке, которого никто никогда не слышал. Для своего времени сочинение Шлейхера могло показаться триумфом компаративистики, но впоследствии, по мере дальнейших разработок в области праиндоевропейской реконструкции текст басни не раз переписывался лингвистами. Однако, несмотря на то, что басня на языке, возрожденном «на кончике пера», кажется забавной иллюстрацией (для непосвященных) к работе компаративистов, вряд ли такие экзерсисы можно воспринимать всерьез. Дело в том, что восстанавливая праязык, невозможно учесть, что различные элементы этой реконструкции могли относиться к разному времени, а кроме того, некоторые черты праязыка могли успеть утратиться во всех языках-потомках.

Реагировать звуками на какие-то окружающие явления умеет не только человек: у многих видов животных есть, например, пищевые крики, крики на разные типы опасности. А вот развить такие средства, с помощью которых можно было бы комментировать вообще все что угодно, навешивать словесные «ярлычки» на реальность в бесконечном количестве (в том числе изобретать новые в пределах собственной жизни), — это удалось только людям. Удалось потому, что в выигрыше оказывались группы, у которых эти комментарии были более выраженными и более детальными.

Всхрюкнул от досады

Переход к звуковой коммуникации мог начаться с того времени, когда наши предки стали регулярно изготавливать каменные орудия. Ведь пока человек делает орудия или делает что-то этими орудиями, он не может коммуницировать с помощью жестов, как шимпанзе. У шимпанзе звуки неподконтрольны воле, а жесты подконтрольны, и когда они хотят что-то сообщить, то входят в поле зрения «собеседника» и жестами или иными действиями подают ему сигнал. А что делать, если руки заняты?

Первоначально никто из древних гоминид и не думал, чтобы в этой ситуации что-то «сказать» сородичу. Но даже если у него непроизвольно вырвется какой-нибудь звук, велика вероятность, что сообразительный сородич просто по интонации сможет догадаться, в чем там проблема у ближнего. Точно так же, когда человеку с разными интонациями называют его имя, он уже зачастую прекрасно понимает, с чем к нему обратятся — с упреком, похвалой или просьбой. А ведь ему еще ничего не сообщили. Если эволюционный выигрыш будут получать те группы, члены которых понимают лучше, отбор будет поощрять все более тонкие различия в сигнале — чтобы было что понимать. А подконтрольность воле придет со временем.

Развиваем аппарат

Для того чтобы лучше понимать (а потом и произносить), нужны мозги. Развитие мозга у гоминид видно по так называемым эндокранам (слепкам внутренней поверхности черепа). Мозг становится все больше (а значит, увеличиваются возможности памяти), в частности, растут те его участки, на которых у нас расположены «зоны речи» (зона Брока и зона Вернике), а еще — лобные доли, занятые высшими формами мышления.

У непосредственного предка человека нашего вида — Homo heidelbergensis — был уже весьма приличный комплекс приспособлений к артикулированной звучащей речи. Видимо, они уже могли довольно хорошо управлять своими звуковыми сигналами. Кстати, с гейдельбергским человеком палеоантропологам очень повезло. В Испании, на территории муниципалитета Атапуэрка была обнаружена расщелина, где тела древних гоминид оказались недоступны хищникам, и останки дошли до нас в прекрасной сохранности. Уцелели даже слуховые косточки (молоточек, наковаленка и стремечко), что позволило сделать выводы о слуховых возможностях наших предков. Оказалось, что гейдельбергские люди могли лучше, чем современные шимпанзе, слышать на тех частотах, где работают признаки звуков, которые достигаются артикуляцией. Разные гейдельбержцы, конечно, слышали по‑разному, но в целом видна эволюционная линия в сторону более высокой приспособленности к восприятию звучащей речи. 

Игра на диафрагме

Артикулярованная звучащая речь — дело непростое, потому что разные звуки по природе своей разной громкости. То есть если через ротовую полость при разной артикуляции прогонять один и тот же звуковой поток, то звук «а» будет самым громким, а, например, «и» — гораздо тише. Но если с этим смириться, то получится, что громкие звуки типа «а» начнут глушить другие, не столь громкие звуки по соседству. Поэтому наша диафрагма, делая удивительные тонкие движения типа вдоха на выдохе, аккуратно «выправляет» наш звуковой поток, чтобы громкие звуки были не слишком громкими, а тихие не слишком тихими. 

Более того, воздух на голосовые связки подается порциями, слогами. И нам не надо между слогами непременно делать вдох. Каждый отдельный слог мы можем совместить с другими слогами, и придать этим слогам различия — как друг относительно друга, так и внутри слога. Все это тоже делает диафрагма, но для того чтобы мозг мог столь виртуозно управлять этим органом, человек получил широкий позвоночный канал: мозгу понадобился, как мы сейчас говорим, широкополосной доступ в виде большего количества нервных связей.

Вообще, с развитием звуковой коммуникации физиологический аппарат речи существенно усовершенствовался. У людей уменьшились челюсти — они теперь не так выступают вперед, а гортань, напротив, опустилась. В результате этих изменений у нас длина ротовой полости примерно равна длине глотки, соответственно, язык получает большую подвижность как по горизонтали, так и по вертикали. Таким образом, можно производить много разнообразных гласных и согласных.

И, разумеется, значительное развитие получил сам мозг. Ведь если мы обладаем развитым языком, то нужно где-то хранить такое большое количество звуковых обликов слов (а когда — значительно позже — появляются языки письменные, то и письменных тоже). Куда-то нужно записать колоссальное количество программ порождения языковых текстов: ведь мы не говорим теми же самыми фразами, что слышали в детстве, а постоянно рождаем новые. Мозг также должен включать в себя аппарат для генерации выводов из полученной информации. Потому что если выдать много информации тому, кто не может делать выводы, то зачем она ему? И за это отвечают лобные доли, в особенности то, что называется префронтальной корой.

Из всего вышесказанного можно заключить, что происхождение языка было эволюционно длительным процессом, начавшимся задолго до появления человека современного вида. 

Молчащие глубины времени

Можем ли мы сегодня представить себе, каким был тот первый язык, на котором заговорили наши далекие предки, опираясь на материал живых и оставивших письменные свидетельства мертвых языков? Если учесть, что история языка насчитывает более сотни тысяч лет, а самые древние письменные памятники — около 5000 лет, то ясно, что экскурс к самым корням представляется крайне сложной, почти неразрешимой задачей. Мы до сих пор не знаем, было ли происхождение языка уникальным явлением или разные древние люди изобретали язык несколько раз. И хотя сегодня многие исследователи склонны считать, что все известные нам языки восходят к одному корню, вполне может оказаться, что этот общий предок всех наречий Земли был лишь одним из нескольких, просто остальные оказались менее удачливыми и не оставили дошедшего до наших дней потомства.

Люди, плохо разбирающиеся в том, что такое эволюция, нередко полагают, что было бы весьма заманчивым отыскать нечто вроде «лингвистической латимерии» — язык, в котором законсервировались некие архаические черты речи древних. Однако надеяться на это не приходится: все языки мира прошли одинаково длинный эволюционный путь, неоднократно менялись под воздействием как внутренних процессов, так и внешних влияний. Кстати, и латимерия ведь тоже эволюционировала… 

 

От праязыка к прапраязыку

Но вместе с тем движение к истокам в русле сравнительно-исторического языкознания идет. Этот прогресс мы наблюдаем благодаря методам реконструкции языков, от которых не осталось ни единого написанного слова. Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений существование индоевропейской семьи языков, заключающей в себе произошедшие из одного корня славянскую, германскую, романскую, индо-иранскую и некоторые другие живые и вымершие ветви языков. Праиндоевропейский язык существовал примерно 6−7 тысяч лет назад, но лингвистам удалось до определенной степени реконструировать его лексический состав и грамматику. 6000 лет — это время, сопоставимое с существованием цивилизации, но это очень мало в сравнении с историей человеческой речи. Можно ли двигаться дальше? Да, можно, и вполне убедительные попытки воссоздания еще более ранних языков предпринимаются компаративистами разных стран, в особенности России, где существует научная традиция реконструкции так называемого ностратического праязыка. В ностратическую макросемью объединяются, помимо индоевропейских, также уральские, алтайские, дравидийские, картвельские (и, возможно, еще некоторые) языки. Праязык, от которого произошли все эти языковые семьи, мог существовать порядка 14 000 лет назад. За пределами ностратической макросемьи остаются сино-тибетские языки (туда входят китайский, тибетский, бирманский и другие языки), большинство языков Кавказа, языки индейцев обеих Америк и т. д. Если мы исходим из постулата о едином корне всех языков мира, то представляется возможным реконструировать праязыки других макросемей (в частности, сино-кавказской макросемьи) и в сопоставлении с материалом ностратической реконструкции уходить все дальше и дальше в глубь времен. Дальнейшие исследования смогут существенно приблизить нас к истокам человеческого языка. 

 

А что если это случайность?

Остается лишь вопрос верификации получаемых результатов. Не являются ли все эти реконструкции слишком гипотетическими? Ведь речь идет уже о масштабе более десятка тысяч лет, и языки, лежащие в основе макросемей, пытаются изучать не на базе известных языков, а на основе других, также реконструированных. На это можно ответить, что инструментарий верификации существует, и хотя в лингвистике, конечно же, никогда не утихнут споры о точности той или иной реконструкции, компаративисты вполне могут предъявить убедительные аргументы в пользу своей точки зрения. Главным доказательством родства языков являются регулярные звуковые соответствия в области наиболее устойчивой (так называемой базисной) лексики. При взгляде на близкородственный язык типа украинского или польского такие соответствия легко увидит даже неспециалист, и даже не только в базисной лексике. Родство русского и английского, относящихся к ветвям индоевропейского древа, которые разделились около 6000 лет назад, уже неочевидно и требует научных обоснований: те слова, которые звучат похоже, скорее всего, окажутся случайными совпадениями или заимствованиями. Но если посмотреть внимательнее, можно заметить, например, что английскому th в русском всегда соответствует «т»: mother — мать, brother — брат, устаревшее thou — ты…

Что хочет сказать птица?

Развитие человеческой речи было бы невозможно без целого ряда психологических предпосылок. Например, человеку оченьхочется слышать понимаемую речь. В результате он способен услышать ее в чем угодно. Птица чечевица издаёт свист, а человеку слышится «Витю видел?». Перепелка в поле зовет «Подь полоть!». Ребенок слышит поток слов, издаваемых матерью, и, ещё не зная, что они значат, тем не менее уже понимает, что этот шум принципиально отличается от шума дождя или шелеста листьев. И малыш отвечает маме тоже каким-то потоком звуков, тем, который он на данный момент способен произвести. Именно поэтому дети легко учат родной язык — их не надо дрессировать, награждая за каждое правильное слово. Ребенок хочет общаться — и довольно быстро усваивает, что мама на абстрактное «вя» отзывается хуже, чем на что-нибудь, более похожее на слово. 

Кроме того, человеку очень хочется понять, что имел в виду другой. Настолько хочется, что если даже собеседник оговорился, человек его всё равно поймет. Человеку свойственна кооперативность во взаимоотношениях с другими людьми, причем в том, что касается системы общения, она выведена на подсознательный уровень: мы подлаживаемся под собеседника совершенно неосознанно. Если собеседник назовет какой-то объект, скажем, не «ручкой», а «держалкой», мы, скорее всего, повторим за ним этот термин, когда заговорим о том же самом предмете. Этот эффект можно было наблюдать в те времена, когда СМС еще были на латинице. Если человек получал письмо, где, например, звук «ш» передавался не той комбинацией латинских букв, к которой он привык (например sh), а другим способом («6», «W»), то в ответе этот звук вероятнее всего кодировался так же, как у собеседника. Подобные глубинные механизмы прочно вшиты в наши сегодняшние речевые привычки, мы их даже не замечаем.

У русского с японским нет, казалось бы, совсем ничего общего. Кому может прийти в голову, что русский глагол «быть» и японский «иру» («быть» в применении к живому существу) являются родственными словами? Однако в реконструированном праиндоевропейском за смысл «быть» отвечает, в частности, корень «бхуу-" (с долгим «у»), а в праалтайском (предке тюркских, монгольских, тунгусо-манчжурских, а также корейского и японского языков) это же значение отводится корню «буи-". Эти два корня уже очень похожи (особенно если учесть, что праиндоевропейским звонким придыхательным всегда соответствуют алтайские звонкие, а сочетания типа «уи» были в праиндоевропейском невозможны). Таким образом, мы видим, что за тысячелетия раздельного развития слова с одинаковым корнем изменились до неузнаваемости. Поэтому в качестве доказательства возможного родства отдаленно родственных языков компаративисты ищут не буквальные совпадения (они как раз, скорее всего, укажут на заимствование, а не на родство), а устойчиво повторяющиеся звуковые соответствия у корней со схожим значением. Например, если в одном языке звук «т» всегда соответствует звуку «к», а «х» всегда соответствует «с», то это серьезный аргумент в пользу того, что мы имеем дело с родственными языками и что на их основе можно попытаться реконструировать язык-предок. И сопоставлять надо не современные языки, а хорошо реконструированные праязыки — они меньше успели измениться. 

 

Единственное, что можно использовать в качестве контраргумента против гипотезы о родстве данных языков, это предположение о случайном характере выявленных параллелей. Однако для оценки такой вероятности существуют математические методы, и при накоплении достаточного материала гипотезу о случайном появлении параллелей можно легко отвергнуть. Таким образом, наряду с астрофизикой, изучающей излучение, пришедшее к нам чуть ли не со времен Большого взрыва, лингвистика также постепенно учится заглядывать в отдаленное прошлое человеческого языка, которое не оставило по себе следа ни на глиняных табличках, ни в памяти человечества.Источник

gipotezy.com

Самый первый язык в мире.

Какой язык был первым на нашей планете? К сожалению, сегодня ученые не могут дать ответа на этот вопрос. Иногда можно услышать варианты «шумерский» (шумеры жили на территории современного Ирака, остались письменные источники от 3000 до н.э.), «египетский», «фригийский» (младше шумерского на пару тысячелетий).

Но лингвисты считают, что существующие сегодня языковые макросемьи возникли 15-17 тысяч лет назад, а это уже значительно раньше, чем 3 тысячеление до нашей эры.

Ученые, придерживающиеся теории моногенеза, считают, что все языки произошли от одного языка, прамирового языка, то есть, какой-то язык был первым на Земле. Хотя возможна и такая ситуация, в которой разные языковые группы возникли независимо.

Особо следует отметить, что прамировой язык – это не обязательно действительно самый первый язык в мире, это «всего лишь» язык, от которого произошли все остальные.

Праязык и моногенез: как найти первый язык?

Есть некоторые корни, которые прослеживаются во многих языках, например, папа, мама, старший брат (ака, кака), лист (leaf, лепесток). Допустим, существование слов «папа» и «мама» (ссылку на страницу с папой и мамой на разных языках) может объясняться тем, что согласные «м» и «п» - первые звуки детской речи, то есть, слова как бы естественны для детского лепета. Но вот слово «лист» к детской речи отнести уже сложно, а корень этот можно найти в очень далеких друг от друга языковых семьях. И он не одинок, таких общих корней существует много. Лингвисты это объясняют тем, что такие слова имеют общий источник – вероятно, речь идет о первом языке мира?

Кроме того, человеческие языки сходны по своей внутренней структуре: во всех есть согласные и гласные, есть подлежащее, сказуемое и дополнение. Лингвисты считают маловероятным, чтобы такая идентичная структура могла зародиться в разных местах совершенно независимо.

Как мы уже говорили, известные науке языковые макросемьи датируются примерно 15-17 тысячами лет. Возможно, для сведения этих семей вместе необходимо еще 2-3 «этажа», но лингвисты, в частности, Сергей Старостин, глубоко занимающий проблемами моногенеза, считает, что вряд ли праязык может оказаться старше 40-50 тысяч лет, иначе бы не сохранились глобальные этимологии.

Очень вероятно, что человеческий язык зародился в Центральной Африке. В доказательство этому приводится в ряде прочих тот факт, что в Африке есть группа койсанских языков (ссылка на койсанский). Они отличаются от всех остальных наличием щелкающих согласных, кликсов. Лингвисты считают, что кликсы гораздо проще утратить в процессе развития языков, чем приобрести, таким образом, койсанские языки могут оказаться одними из первых – или родственными первому языку.

Чтобы найти наконец первый язык мира или хотя бы определить, где и как он возник, необходимо тесное сотрудничество лингвистов с генетиками и археологами, составление подробных лингвистических карт для каждого исторического периода. Сегодня наука пока не может ответить, какой язык был первым, но проблема сама по себе очень интересна и дает пищу для размышлений.

www.openlanguage.ru

Возникновение человеческого языка

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

Религиозные теории возникновения языка

Язык был создан Богом, богами или божественными мудрецами. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов.

Согласно индийским ведам (XX век до н.э.), главный бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы при помощи главного бога. В Упанишадах, религиозных текстах X века до н.э. говорится о том, что сущее сотворило жар, жар - воду, а вода - пищу, т.е. живое. Бог, входя в живое создает в нем имя и форму живого существа. Поглощенное человеком разделяется на грубейшую часть, среднюю часть и тончайшую часть. Таким образом, пища разделяется на кал, мясо и разум. Вода - на мочу, кровь и дыхание, а жар разделяется на кость, мозг и речь. Согласно Корану Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». Вдохнув в Адама жизнь, Аллах научил его именам всех вещей и этим возвысил его над ангелами» (2:29). Однако позже, согласно Библии, потомков Адама за их попытку построить башню до небес Бог покарал разнообразием языков.

Первые опыты и научные гипотезы

Еще в Древнем Египте люди задумывались над тем, какой язык самый древний, то есть, ставили проблему происхождения языка.

Когда Псамметих [663-610 до н.э.] вступил на престол, он стал собирать сведения о том, какие люди самые древние… Царь велел отдать двоих новорожденных младенцев (от простых родителей) пастуху на воспитание среди стада [коз]. По приказу царя никто не должен был произносить в их присутствии ни одного слова. Младенцев поместили в отдельной пустой хижине, куда в определенное время пастух приводил коз и, напоив детей молоком, делал все прочее, что необходимо. Так поступал Псамметих и отдавал такие приказания, желая услышать, какое первое слово сорвется с уст младенцев после невнятного детского лепета. Повеление царя было исполнено. Так пастух действовал по приказу царя в течение двух лет. Однажды, когда он открыл дверь и вошел в хижину, оба младенца пали к его ногами, протягивая ручонки, произносили слово «бекос»… Когда же сам Псамметих также услышал это слово, то велел расспросить, какой народ и что именно называет словом «бекос», и узнал, что так фригийцы называют хлеб. Отсюда египтяне заключили, что фригийцы еще древнее их самих… Эллины же передают при этом, что еще много вздорных рассказов, … будто Псамметих велел вырезать нескольким женщинам языки и затем отдал им младенцев на воспитание. (Геродот. История, 2, 2).

Это был первый в истории лингвистический эксперимент, за которым последовали и другие, не всегда столь жестокие, хотя в I веке н.э. Квинтилиан, римский учитель риторики, уже заявлял, что «по сделанному опыту воспитывать детей в пустынях немыми кормилицами доказано, что дети сии, хотя произносили некоторые слова, но говорить связно не могли».

Этот эксперимент повторяли в XIII веке германский император Фридрих II (дети умерли), а в XVI веке Джеймс IV Шотландский (дети заговорили на древнееврейском - очевидно чистота опыта не была соблюдена) и хан Джелаладдин Акбар, властитель империи Моголов в Индии (дети заговорили жестами).

Ономатопоэтическая или, иначе говоря, звукоподражательная гипотеза

Язык возник из подражания звукам природы. Ироничное название этой гипотезы: теория «гав-гав». Эту теорию стоиков возродил немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716). Он подразделял звуки на сильные, шумные (напр, звук «р») и мягкие, тихие (напр., звук «л»). Благодаря подражанию впечатлениям, которые на них производили вещи и животные, возникли и соответствующие слова («рык», «ласка»). Но современные слова, по его мнению, отошли от первоначальных звучаний и значений. Напр., «лев» (Lоеwе) имеет мягкое звучание из-за быстроты бега (Lauf) этого хищника.

Междометная гипотеза

Эмоциональные выкрики от радости, страха, боли и т.д. привели к созданию языка. Ироничное название этой гипотезы: теория «тьфу-тьфу».

Шарль де Бросс (1709-1777), французский писатель-энциклопедист, наблюдая за поведением детей, обнаружил, как первоначально лишенные смысла детские восклицания, переходят в междометия, и решил, что первобытный человек прошел ту же стадию. Его вывод: первые слова человека - это междометия.

Этьен Бонно де Кондильяк (1715-1780), французский философ, полагал, что язык возник из потребности взаимопомощи людей. Его создал ребенок, так как ему нужно сказать матери больше, чем мать должна сказать ему. Поэтому первоначально языков было больше, чем индивидуумов. Кондильяк выделял три вида знаков: а) случайные, б) естественные (природные крики для выражения радости, страха и т.д.), в) избранные самими людьми. Крики сопровождались жестом. Затем люди стали использовать слова, которые первоначально были только существительными. При этом первоначально одно слово выражало целое предложение.

Французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712-1778) считал, что «первые жесты были продиктованы потребностями, а первые звуки голоса - исторгнуты страстями… Естественное действие первых потребностей состояло в отчуждении людей, а не в их сближении. Именно отчуждение способствовало быстрому и равномерному заселению земли источник происхождения людей в душевных потребностях, в страстях. Все страсти сближают людей, тогда как необходимость сохранения жизни вынуждает их избегать друг друга. Не голод, не жажда, а любовь, ненависть, жалость и гнев исторгли у них первые звуки. Плоды не прячутся от наших рук; ими можно питаться в безмолвии; молча преследует человек добычу, которой он хочет насытиться. Но чтобы взволновать юное сердце, чтобы остановить несправедливо нападающего, природа диктует человеку звуки, крики, жалобы. Это самые древние из слов и вот почему первые языки были напевными и страстными, прежде чем стали простыми и рассудочными».

Английский натуралист Чарльз Дарвин (1809-1882) считал, что звукоподражательная и междометная теории - это два основных источника происхождения языка. Он обратил внимание на большие способности к подражанию у обезьян, наших ближайших родственников. Он также полагал, что у первобытного человека во время ухаживаний возникали «музыкальные кадансы», выражающие различные эмоции - любовь, ревность, вызов сопернику.

Биологическая гипотеза

Язык - естественный организм, возникает самопроизвольно, имеет определенный срок жизни и умирает как организм. Выдвинул эту гипотезу немецкий лингвист Август Шлейхер (1821-1868) под влиянием дарвинизма, то есть учения, определяющего ведущую роль естественного отбора в биологической эволюции. Но первые корни слов возникли, по его мнению, как результат звукоподражания.

Человеческий язык, как это имело место и в отношении материальной культуры, прошел долгий путь развития, и звуки, сопровождающие первые трудовые действия, еще не могли быть подлинными словами, обозначающими отдельные объекты, их качества или производимые с ними действия. Эти звуки вначале еще не существовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятельность. К тому же они непременно сопровождались жестами и выразительными интонациями, и понять их значение можно было, лишь зная ту конкретную наглядную ситуацию, в которой они возникли. Такой «действенный разговор», осуществляемый руками, приводил, однако, как отмечает Тих, к конфликту между двумя функциями руки – действием с предметами и их обозначением, что влекло за собой передачу семантической функции голосовым органам. Тем самым было положено начало развитию самостоятельного звукового языка. Однако врожденные звуки, жесты, мимика сохраняли свое значение начиная с первобытных людей до наших дней, правда, лишь в качестве дополнения к акустическим средствам. Все же длительное время связь этих компонентов продолжала оставаться настолько тесной, что один и тот же звуковой комплекс («праслово») мог обозначать, например, и предмет, на который указывала рука, и саму руку, и действие, производимое с этим предметом. Только после того как звуки языка отделились от практических действий, возникли первые подлинные слова. Эти слова, очевидно, обозначали предметы, и лишь значительно позже появились слова, обозначающие действия и качества. В ходе отделения языка от непосредственно практической деятельности словесные значения становятся все более абстрактными, язык все больше выступает и как средство человеческого мышления, а не только как средство общения. Леонтьев пишет по этому поводу, что «непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носители "объективированного" сознательного отражения действительности. Обозначая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом, объективно-общественном его отношении, т.е. как общественный предмет». То, что мышление, речь и общественно-трудовая деятельность составляют в своем зарождении и развитии единый комплекс, что при этом мышление человека могло развиваться лишь в единстве с общественным сознанием, и составляет основное качественное отличие человеческого мышления от мышления у животных. Деятельность животных и в высших ее формах всецело подчиняется естественным связям и отношениям между предметными компонентами окружающей среды. Деятельность же человека, выросшая из деятельности животных, претерпела коренные качественные изменения и подчиняется уже не столько природным, сколько общественным связям и отношениям. Это общественно-трудовое содержание и отражают слова, понятия человеческой речи. Психика даже высших животных способна отражать лишь пространственно-временные связи и отношения между предметными компонентами среды, но не глубокие причинно-следственные связи. Психика же человека прямо или косвенно отражает также и общественные связи и отношения, деятельность других людей, равно как ее результаты, и это позволило человеку постигнуть даже недоступные наблюдению причинно-следственные связи. На этой основе стало возможным отражение в мозгу человека предметной действительности вне непосредственного отношения к ней субъекта, т.е. в сознании человека образ действительности уже не сливается с переживанием субъекта, а отражаются объективные, устойчивые свойства этой действительности. Определяя человеческое мышление как общественно обусловленную познавательную деятельность, С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что «мышление, в собственном смысле слова, без языка невозможно. Абстрактное мышление – это языковое, словесное мышление... Человеческое познание есть историческая категория. Оно не сводимо к моментальному акту, в котором знание возникает, чтобы тут же угаснуть. Познание в собственном смысле слова предполагает преемственность приобретаемых познаний и, значит, возможность их фиксации, осуществляемой посредством слова». Животные лишены возможности словесного общения, а тем более словесной фиксации приобретаемых познаний и их передачи потомству с помощью языка. Этим определяется предел мышления животных, равно как их коммуникативных возможностей, и одновременно характеризуется биологическая, чисто приспособительная роль их общения. Ведь для осуществления этой роли не нужны слова, благодаря которым «впервые появляются абстрагируемые от вещей идеальные объекты мышления как "теоретической" деятельности и вместе с ними и эта последняя». Итак, мы подошли к тому рубежу, когда на фоне филогенетической общности происхождения четко вырисовывается коренное различие между интеллектом животных и сознанием человека, а тем самым и грань между животным и человеком вообще. Переход через эту грань стал возможен и необходим в результате активного, в корне иного воздействия на природу при осуществлении трудовой деятельности. Элементы опосредованного отношения к природе, к ее предметным компонентам встречаются уже в манипуляционной активности обезьян, особенно при компенсаторном манипулировании и в орудийных действиях, а также при демонстрационном манипулировании. Однако, как уже отмечалось, при сложном манипулировании, когда обезьяна воздействует одним объектом на другой, ее внимание направлено лишь на изменения, происходящие в аналоге орудия («первом объекте»), но не в объекте воздействия («втором объекте»). Подлинные же орудийные действия ситуационно обусловлены, и соответственно их познавательная ценность предельно ограничена конкретным, чисто приспособительным значением этих действий, как об этом свидетельствуют и приведенные раньше примеры. Свое всемерное развитие и полноценное познавательное значение опосредованные действия получают только тогда, когда после слияния компенсаторного манипулирования с орудийными действиями внимание переключается на обрабатываемый («второй») объект, что с необходимостью и происходит при трудовой деятельности. Именно такое и только такое опосредованное отношение к природе позволило человеку вскрыть недоступные непосредственному наблюдению существенные, внутренние взаимозависимости и закономерности природы. Не менее существенным для преобразования досознательной психики в сознание являлось то, что опосредованное отношение к природе формировалось в ходе установления трудовых связей между работающими, через их общение друг с другом при выполнении трудовых операций. Именно таким образом возникала одновременно с сознанием в процессе трудовой деятельности членораздельная речь, послужившая средством обусловливания индивидуального сознания общественным. О коренном отличии исторического развития человечества от биологической эволюции животных, культурного типа развития поведения от биологического Л.С.Выготский писал, что «развитие высших психических функций происходит без изменения биологического типа человека, в то время как изменения биологического типа являются основой эволюционного типа развития. Как известно и как неоднократно указывалось, эта черта составляет и общее отличие исторического развития человека». У человека, продолжает Выготский, «на первый план выступает развитие его искусственных органов – орудий, а не изменение органов и строения тела».



biofile.ru

Происхождение языка

происхождение языка

происхождение языка

Существуют две главные теории или гипотезы о происхождении языка. Ни одна из них не может быть доказана, либо опровергнута в свете современных знаний.

1) Вера в божественное творение.  Исторически у многих народов существовало поверье, что язык – это божественный дар.  Наиболее известное утверждение мы находим в Книге Бытия 2:20, где рассказывается о том, как Адам давал названия всем божьим тварям.  Эта теория наводит на мысль о том, что люди с самого начала были созданы с врожденной способностью к языку. 

Нельзя доказать, что язык существует столько же, сколько и само человечество, но определенно верно, что язык и человеческое общество неотделимы. Где бы ни существовал человек, с ним всегда был язык.  У каждого человеческого племени есть язык, сравнимый с английским, латинским, или греческим по выразительной возможности и грамматической сложности.  Технологии могут быть сложными или простыми, но язык всегда сложный. Чарльз Дарвин заметил этот факт, когда утверждал, что если уж это касается языка, то «Шекспир идет рука об руку с македонским пастухом, а Платон — с дикарем из Ассама». Вероятно, что языки, на которых говорили люди доисторической эпохи, обладают более сложной грамматической структурой, чем современные языки (например: в английском языке около 7 временных форм и 3 рода существительных; в языке кивунжо, одном из языков банту, на котором говорят в предгорьях горы Килиманджаро, 14 времен и около 20 классов существительных). Не существует примитивных языков, и никогда не существовало в прошлом, насколько это известно – даже среди самых удаленных племен охотников-собирателей каменного века.

Тем не менее, невозможно таким образом автоматически получить доказательство того, что первые люди изобрели продуктивный язык. Также невозможно опровергнуть теорию о том, что когда-то на заре появления Homo sapiens могли существовать и примитивные языки.

2) Теория естественной эволюции. На некотором этапе своего эволюционного развития, мозг человека стал более сложным, что привело к изобретению языка и к возможности обучения. Другими словами, на этом этапе люди придумали механизм овладения языком.  Простые звуки и жесты, которые были унаследованы от наших предков-приматов, дали начало системе образования языка – возможно в течение одного-двух поколений. Согласно теории естественного развития, коль скоро человечество раскрыло бы биологическую, или неврологическую способность порождать язык, культурное развитие некоторых биологических форм на следующем этапе стало бы неизбежным.

Эта теория также не может быть доказана.  Обнаруженные на сегодняшний день археологические свидетельства указывают на то, что современный человек, Homo sapiens, появился 150 000 лет назад. К 30 000 г. до н.э. из всех видов человекоподобных существ остался вид Homo sapiens.  Можно ли объяснить это преимущество перед другими видами наличием коммуникативных навыков? Люди, которые могли говорить, могли учить, планировать, организовывать и передавать больше информации. Это могло бы дать им непревзойденное преимущество перед другими представителями семейства гоминид, которые не имели навыков речи. Конечно, никто не знает, была ли речь у таких человекоподобных существ как Homo erectus и Homo neanderthalis.  Этого нельзя отрицать. В любом случае, Homo sapiens, «человека разумного» следовало бы назвать Homo loquens, «человек говорящий», потому как язык и человек всегда были вместе, в отличие от разума.

Теории изобретения языка. Переходим к следующему вопросу, если человечество приобрело способность к языку,

как возникли языки

Ной строит ковчег

который был дан Богом, либо появился в результате эволюции, тогда как же был придуман первый язык? Есть несколько гипотез насчет того, как люди могли сознательно придумать язык на основе более примитивной системы коммуникации представителей семейства гоминидов. Каждая теория оперирует мыслью, что изобретение языка и его постепенное совершенствование служили  непрерывным побуждением к дополнительному умственному развитию человека. Ни одна из этих теорий не является преобладающей, и большинство лингвистов сходятся во мнении, что происхождение языка по-прежнему остается загадкой.  Но находчивые, саркастические названия, которые дали этим теориям их критики, доказывают, что даже лингвисты могут быть временами изобретательными.

Во-первых, существует четыре теории подражания, согласно которым язык появился благодаря подражанию каким-то природным звукам или движениям:

1) Теория «динь-дон».  Язык появился тогда, когда люди начали называть предметы, действия и явления по тому, с каким звуком они ассоциировались в реальной жизни. Эта теория утверждает, что первые слова людей представляли собой своеобразные словесные иконки, знаки, чья форма представляла точное отражение его значения: грохот стало словом означающим гром, гул, звук взрыва.  Некоторые слова в языке, очевидно, произошли от имитации природных звуков, с которыми ассоциировали некоторые предметы: в индейском языке чинук есть слово, означающее сердце — tun-tun, в языке басков слово «нож» звучит как: ai-ai (ай-ай).  Каждое из этих изобразительных слов происходило от указателя, знака, чья форма естественно связана с его значением в текущем пространстве и времени.

Проблема правдоподобности этой теории в том, что так называемая ономатопия (звукоподражание, акустическая иконичность) – касается лишь узкой части словаря любого языка; подражательные звуки отличаются в разных языках: так в русском языке слово бабах соответствует английскому bang, бух — английскому thud.  Даже если ономатопия послужила созданию первых десяти слов, то откуда появились тысячи других названий, понятий таких как камень, солнце, небо или любовь?

2) Теория «пух-пух» считает, что первые слова  произошли от непроизвольных восклицаний, выражающих неприязнь, чувство голода, боли, или радости, что и привело в конце-концов к выражению более развитых понятий и чувств.  В этом случае первое слово должно было быть непроизвольным ха-ха-ха, ва-ва-ва. Затем они стали использоваться для названий действий, которые порождали эти звуки.

Проблема этой теории в том, что, опять же, эмоциональные восклицания составляют очень малую часть словаря любого языка. Такие слова очень специфичны. Например, для выражения внезапной боли или дискомфорта: в английском говорят: ouch; в русском ой; в языке чероки eee.  Таким образом, восклицания более чем какие-либо другие слова отражают фонологию каждого отдельного языка.  В отличие от звуков чихания, плача, кашля, смеха, которые представляют собой врожденные реакции человека на раздражители, форма восклицаний зависит от языка, нежели предшествует языку. Также, восклицания, как и большинство других слов, являются символами, что указывает на частичную произвольную зависимость между звуком и значением.

3) Теория «бау-вау (гав-гав)» (самая известная и поэтому самая смешная теория) утверждает, что словарь появился в результате подражания звукам животных, как то: мычание, гавканье, шипение, мяуканье, кряканье.  Другими словами, первые слова человека были своего рода признаком, чья форма естественным образом связана с его значением во времени и пространстве.

Но опять же, ономатопия – это лишь ограниченная часть словаря любого языка. Лингвистическая передача звуков животных значительно отличается от языка к языку, хотя некоторые виды животных повсюду произносят похожий звук:

a) Собака: гав-гав; в китайском:wu-wu; яп.wan-wan; англ. bow-wow

b) Кошка: мяу; англ. meow, кит.-mao, яп.nya-nya  мурлыканье во французском: ron ron.

c) Свинья: хрю-хрю; англ. oink-oink; кит.-oh-ee-oh-ee;  яп. bu-bu.

d) петух: ку-ка-реку; яп. kokekoko

e) сова: ух; чероки goo-ku; испанск., японск.— нет специального звука

Таким образом,  человеческое толкование животных звуков зависит от конкретного языка, и кажется невероятным, чтобы словарь мог полностью возникнуть из этих звуков.

4) Еще одна не менее причудливая теория – теория «та-та».  Чарльз Дарвин предположил (хотя сам он скептически относился к своей собственной теории), что речь могла возникнуть  в результате устной пантомимы: органы речи использовались для имитации жестов рук.  Другими словами, язык появился из жестов, имитируемых органами речи – первые слова были словесными изображениями жестов.

Очень может быть, что человеческий язык, который сегодня преимущественно состоит из слов, берет свое начало от системы звуков: другие приматы используют жесты в качестве неотъемлемой части коммуникации, поэтому вероятно, что коммуникация между людьми могла возникнуть подобным образом. Тем не менее, жесты людей так же, как и звукоподражательные слова, отличаются от культуры к культуре. Например английский жест скрещивания двух пальцев означает пожелание удачи, а в русской культуре это “фига”; кивание головой означает в русском языке “да”, в турецком и болгарском “нет”; постукивание по дереву и  сплевывание через левое плечо три раза тоже отличаются от языка к языку.

Вторая серия гипотез о происхождении языка утверждает, что язык появился  как реакция на острую необходимость в общении.  Вот некоторые гипотезы о необходимости возникновения языка:

1) Теория предупредительных сигналов.  язык мог появиться из предупреждающих знаков, вроде тех, что используются животными.  Возможно вначале это были просто предупреждающие сигналы в значении: Берегись! Бежим! или  Помогите! для предостережения товарищей, когда видели приближающееся животное. Другие слова могли появиться на основе указаний во время охоты, или работы. Другими словами, первые слова были своего рода индексами, применяемыми в повседневной жизни и ситуациях.

2) Теория непроизвольных выкриков.  Язык появился благодаря совместным усилиям людей.

Самый первый язык был призван отражать коллективные усилия, касалось ли это необходимости заблокировать выход из пещеры большим камнем для защиты от хищников, или это были повторяющиеся воинственные кличи.

И почти наверняка первые поэтические произведения и песни были посвящены этим аспектам жизни людей.  Эти песни до сих пор живы в памяти народов: песни волжских гребляков, военные марши, песня семи гномов.

Платон также был убежден, что язык появился из-за элементарной необходимости в коммуникации.  Как говорится: нужда всему научит. Центр мозга, отвечающий за речь и за координацию действий правой руки находится в левом полушарии. Возможно, это ключ к объяснению того, почему такие явления как праворукость и необходимость в общении прогрессировали вместе.

3) Еще более яркая теория среди всех — это теория обмана.  Эдгар Г.Стёртевант утверждал, что поскольку все действительные побуждения или эмоции выражаются непроизвольно жестами, взглядом или звуками, произвольная коммуникация должна была быть направлена на выражение лжи или обмана. Он предположил, что  необходимость в обмане и лжи — использовать язык в противоположность реальности для личной выгоды — было обусловлено социальной ситуацией, которая способствовала возникновению языка.

Какие-либо научные тесты по оценке этих теорий отсутствуют.  Все они кажутся надуманными. Именно поэтому в конце 19 века Лондонское королевское лингвистическое общество запретило дискуссии и споры на тему о происхождении языка из-за  того, что ни один из аргументов не имеет научной основы и что в поисках ответа на этот вопрос тратится впустую бесконечно много времени.  Попытки объяснить происхождение языка уже не воспринимаются сегодня всерьез. Недавно  американская комедийная актриса Лили Томлин заявила о своей собственной теории о происхождении языка: она провозгласила, что мужчины изобрели язык, чтобы жаловаться.

Каждая из теорий подражания могла бы объяснить, как возникли определенные отдельные слова языка. Очень немногие слова человеческого языка являются вербальными иконками.  Многие из них являются символами, указывающими на произвольное отношение звучания и значения. (Например: слово дерево в разных языках: испанский árbol; французский arbre; словакский strom; грузинский he; кетский oks; эстонский puu; немецкий Baum; английский tree; латышский koks; гавайский lä’au)

Каждая из теорий о необходимости возникновения языка могла бы объяснить как непроизвольные звуки, произносимые  по нужде в определенном контексте, стали обозначать объекты даже вне контекста.  Тем не менее, широкое использование естественных указателей не  объясняет того, как появилась грамматика — модели в языке, имеющие определенные  структурные функции, но не имеющие значений. Созидательный и порождающий аспекты языка, которые мы называем грамматикой — это наиболее уникальная его черта. Откуда возникла грамматика? Ничто не указывает на грамматику (модели с определенными функциями, но без значения) в системах коммуникации животных.

В отдельных случаях можно увидеть, что грамматические модели появились на основе лексических комбинаций (на примере английского языка):

a) суффикс -hood из древнеанглийского слова haeda= состояние.  childhood (детство), boyhood (отрочество), puppyhood (неопытность).

b) Продолжительность действия: от глагола to be (быть) + основной глагол I am working (я работаю) > I am at working (я на работе) — например как в песне: I’m at working on the railroad (я работаю на железной дороге).

Но это лишь единичные примеры. Как в языке появилась сложная система грамматики остается загадкой. Это означает, что полнейшей загадкой является и то, как появился язык.  Мы попросту не знаем, как мог язык на самом деле появиться из простой системы звуков и жестов животных.

Теории о разделении (разнообразии) языков

разделение языков

разделение языков

Независимо от того является ли язык божьим даром, возник ли он естественным путем, или это гениальное, сознательное изобретение человека, совершенное в определенный момент развития, существование языка — это неоспоримый факт.  А так как в настоящее время существует очень много разных языков, возникает другой вопрос: был ли изначально один язык или их было несколько?  Сегодня в мире около 5000 языков. Известно, что в прошлом, когда люди жили малыми общинами или племенами, а не в больших городах, их было гораздо больше.

Существует два традиционных мнения о появлении языкового разнообразия.

1) Самым древним считается верование в существовании когда-то единого праязыка.  Представление о существовании единого языка-предка известно сегодня как моногенез.  В иудо-христианской традиции разделение первого языка произошло в результате божьего вмешательства, как описано в истории о Вавилонской Башне в Книге Бытия. Существует похожая история у тольтеков, живших в доколумбийской Мексике, которые рассказывали о строении великой пирамиды Холула и расселении строителей после гнева бога. И подобные истории можно найти у многих народов мира.

Интересно заметить, что люди, которые верят в происхождение всех языков мира от одного языка-предка, имеют разные убеждения относительно того, какой язык был самым первым.

a) Филологи языка басков утверждают, что первым языком был язык басков.

b) Один немецкий филолог прошлого века считал, что немецкий был языком-предком, давшим начало всем остальным языкам. Другие европейские лингвисты присваивали этот статус греческому языку или санскриту.

c) Один шведский филолог заявлял, что в эдемском саду Господь говорил на шведском, Адам на датском, а Змей на французском.

2) Существует вторая теория о происхождении человека, и следовательно человеческого языка: теория параллельной эволюции. Эта теория гласит, что поскольку люди появились параллельно в нескольких местах, то у каждой группы людей был свой язык.  Теория множественного происхождения людей иногда называется теорией Канделябра.  Теория канделябра популярна в Восточной Азии и среди небольшого числа ученых на Западе.  Теория множественного происхождения языков известна также под названием полигенеза.  Каждый из первоначальных языков дал в свою очередь начало другим языкам. Основные языковые семьи сегодня предположительно указывают на существование этих праязыков.

3) Научный подход к моногенезу: Теория о праязыке.

Теории моногенеза не обязательно возникают на основе религиозных видений. Многие современные ученые придерживаются теории моногенеза, так называемой теории о праязыке. Эта теория гласит, что первоначальный язык, на котором говорила одна единственная группа людей (Homo sapiens) примерно 150 тыс.лет назад послужил основой для возникновения всех человеческих языков на земле, существующих сегодня. Поскольку люди осваивали новые континенты, изначальный праязык разделился на другие многочисленные языки.  Так как многие ученые убеждены, что первые люди, которые были похожи на современных людей, появились в Африке, то стало быть, теория происхождения праязыка тесно связана с теорией африканского происхождения человечества. В настоящий момент теория эволюционного моногенеза популярна среди группы лингвистов США.

Независимо от того, как появился язык, налицо тот факт, что на сегодняшний день в мире — около 5000 форм человеческой речи, которые непонятны друг другу. Также, многие формы радикально отличаются друг от друга по структуре — различия поверхностны, поскольку все до единого языки могут быть использованы творчески.

Языки различаются не по их креативному потенциалу, но скорее по уровню особых различий, реализуемых в каждом языке. Что в одном языке выражается емко и лаконично, в другом языке может быть выражено с помощью фразы (описания), примеры вида и эвиденциальности; а также слова, как например в языке суахили  mumagamagama — что означает “человек, который обычно теряет вещи” и русское слово “зайчик” —  “отражение солнечного луча от зеркала”. Лингвисты изучают то, как каждый конкретный язык выражает понятия. Такие межъязыковые сравнения относятся к области лингвистической науки под названием языковая типология.

      Если структурное разнообразие человеческих языков поверхностно, то почему так важна языковая типология? Почему так много лингвистов заняты изучением языкового многообразия?

1) Во-первых, для того, чтобы установить корни языка-предка (праязыка). Лингвисты, сравнивающие современные языки пробуют реконструировать древние языки — все это относится к сравнительной лингвистике.

2) Во-вторых, поскольку языки изменяются медленнее, чем социум и среда, в которой они существуют, в них содержатся различные признаки прошлой культуры. Для историков и антропологов, язык  — это своеобразное окно в прошлое: ursus/bear/ медведь;  time/tide/время.  Начните изучать язык — любой язык — и вы узнаете много об истории людей, говорящих на этом языке. Вы также станете лучше понимать современную культуру носителей языка.  Область языковой науки, изучающая языки в этом культурном ракурсе, называется антропологической лингвистикой.

Помните ,что в противоположность теории лингвистического детерминизма — изучение языка не помогает прогнозировать будущее его носителей. Будущее народа случается независимо от структуры его языка, возможно лишь при малом его участии, но не наоборот.

автор: Эдвард Важда 

langopedia.ru

Происхождение языка: теории и гипотезы

Одной из самых сложных загадок в человеческой жизни является язык. Как он появился, почему люди предпочитают общаться с его помощью, откуда на планете столько разновидностей речи? Ответы на эти вопросы являются предметом научных исследований.

Биологические теории происхождения языка

Если мы рассмотрим происхождение языка, теории расскажут нам многое. Все они делятся на две группы: биологические и социальные.

Первая группа теорий утверждает, что развитие языковой сферы у человека связано с развитием его мозга и речевого аппарата. Это теория звукоподражания, которая гласит, что слова в речи человека появились как подражание явлениям окружающего мира. Например, люди слышали шум ветра, крик птицы, звериный рев и создавали слова.происхождение языка теории

Эта теория, объясняющая происхождение и развитие языка подражанием природным звукам, вскоре была отвергнута. Действительно, есть слова, подражающие звукам окружающего мира. Но в основном звуки природы в наших городах уже не слышны, и новые слова создаются другими путями.

Происхождение языка, теории развития слов и словоформ - все это является предметом исследования филологов. Уже в древние времена этим занимались ученые, и свою роль сыграла некогда теория междометий. Она возникла в 18 веке.

Ее суть состоит в том, что первоначально слова выражали различные эмоциональные состояния, и первыми появились в речи эмоциональные выкрики.

Социальный договор

Многие исследовали происхождение языка, языкознание как наука развилось благодаря этим ученым. Постепенно биологические теории происхождения языка были отвергнуты, на смену им пришли социальные.литературный язык

Такие теории возникновения языка появились еще в античности. Диодор Сицилийский утверждал, что люди договорились друг с другом о том, чтобы называть предметы определенным образом. Эти идеи развил французский философ Жан-Жак Руссо в восемнадцатом веке.

Взгляды Энгельса

Происхождение и развитие языка всегда привлекало ученых, которые стремились разрешить эту загадку. В 1876 году появилась работа Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Главная идея, которую выдвигает Энгельс, состоит в том, что говорение способствовало превращению обезьяны в человека и развивалось все в коллективе во время совместных трудовых действий. Совместно с Карлом Марксом, Энгельс создал немало работ, посвященных развитию речи. Многие последующие гипотезы происхождения языка берут начало у Маркса и Энгельса.происхождение украинского языка

По мнению Энгельса, язык и сознание тесно связаны друг с другом, и основой сознания является практическая активная деятельность человека. Постепенно, с развитием общества, появляются разные диалекты человеческой речи, а выражением сознания элитарных слоев общества становится литературный язык, который противопоставляется народному говору. Так, по мнению Энгельса, происходило развитие немецкого и английского языков.

Божественное происхождение языка

Язык, в том числе и литературный, представляет собой дар, данный человеку свыше Богом. Так считали многие мыслители прошлого. Григорий Нисский, видный христианский мыслитель, писал, что «дар речи дал человеку Бог». Похожих взглядов придерживался и Вильгельм Гумбольдт. По его мнению, речь была дана человеку божественными силами, и произошло этот в один момент, без предварительного развития. Вместе с созданием тела человека Бог вложил в него душу и способность говорить. С этой теорией вполне совпадает гипотеза моногенеза языков и библейская история о том, как Господь смешал говоры человеческие, так что они уже не могли понимать друг друга.происхождение языка языкознание

Эту версию развивали такие ученые, как Альфредо Тромбетти, Николай Марр, Александр Мельничук. Американский лингвист Моррис Сводеш доказал существование больших макросемей языков и наличие родственных связей между ними. Самая большая группа – ностратическая, в нее входят картвельские, дравидские, алтайские, эскимосско-алеутские говоры. Все они имеют общие черты.

Теперь рассмотрим происхождение некоторых из них.

Происхождение русского языка: древнерусский период

Русский язык является одним из самых распространенных в мире. На нем говорят примерно 260 миллионов человек. Занимает пятое место по популярности на планете.

История русского языка имеет несколько периодов. Начальный период его развития – древнерусский, который продолжался с шестого по четырнадцатый века нашей эры. Древнерусский период делится на дописьменный, то есть до 11 века, и письменный, с 11 века. Но с 11 века происходит распад древнерусского языка на отдельные диалекты. Это связано с нашествием монголо-татар, с разделением единой Руси на различные государства. Происхождение русского современного языка берет начало в более позднюю эпоху, но и в современности присутствуют архаические пласты лексики.

Старорусский период

Второй период развития – старорусский, который продолжался с четырнадцатого по семнадцатый века. В это время в одной культуре сосуществуют два разных пласта – это церковнославянский вариант русского наречия и собственно русский литературный язык, основанный на народном говоре. В итоге начинает доминировать московское койне.происхождение латинского языка

История русского языка позволяет проследить, как он формировался , какие его особенности были утрачены в процессе формирования. Уже в старорусский период бесследно исчезли такие особенности, как двойственное число, был утрачен звательный падеж (который, правда, остался в украинском языке), были унифицированы типы склонения.

Русский национальный язык

Началом формирования русского национального языка можно считать середину семнадцатого века. Происхождение его современного варианта относят к более позднему периоду, а именно к 19 веку. Большое влияние на его становление оказал Александр Сергеевич Пушкин.

В семнадцатом и восемнадцатом веках постепенно сужается сфера употребления церковнославянской лексики, поскольку общество становится более светским и мирское оказывается в чести. В восемнадцатом веке закладываются нормы русской грамматики и орфографии, и большую роль в этом играет Михаил Васильевич Ломоносов. Его «Российская грамматика» становится основой для последующих ученых-лингвистов и всех, кого интересует русская грамматика, лексикология, морфология.происхождение и развитие языка

Творчество Пушкина окончательно сформировало русский литературный язык и позволило ему занять достойное место в мире. Русская национальная речь характеризуется тем, что роль заимствований в ней довольно велика. Если в семнадцатом веке они происходили из польского языка, в восемнадцатом - из голландского и немецкого, то в девятнадцатом веке на первый план выходит французский, а в двадцатом и двадцать первом веках – английский. И сейчас количество слов, идущих из английского, просто огромно.

Что еще известно ученым в такой области исследований, как происхождение языка? Теории многочисленны, особенно в отношении русского языка, но до конца этот вопрос не выяснен и на данный момент.

Как появился украинский язык

Украинский язык появился на основе тех же диалектов, что и русский. Происхождение украинского языка относят к четырнадцатому веку. В период с четырнадцатого по восемнадцатый века развивался староукраинский, а с конца восемнадцатого - уже современный украинский.

Основы литературного украинского языка разработал Иван Петрович Котляревский, который создал бессмертные произведения «Энеида» и «Наталка Полтавка». В них он остроумно соединяет мотивы античной литературы с современными ему реалиями. Но происхождение украинского наречия большинство ученых приписывает творчеству Тараса Григорьевича Шевченко. Именно последний вывел украинский на уровень, свойственный мировым языкам. Творчество Шевченко дало возможность украинскому заявить о себе. Такие произведения, как «Кобзарь», «Катерина», «Сон», были переведены на другие языки мира, а самого автора внесли в сонм самых известных писателей и философов, давших человечеству новые ценности.

Происхождение украинского языка изучают многие исследователи, в том числе известные канадские ученые.

Почему так известен английский

Английский язык считается самым распространенным в мире после китайского и испанского. Число людей, на нем говорящих, стремится к миллиарду человек.

Происхождение языков мира интересует всех, в особенности тех, кто изучает английский. Сейчас он широко используется в сфере бизнеса, торговли, международного сотрудничества, и это объясняется тем, что Британская империя завоевала полмира в девятнадцатом веке. В настоящее время огромное влияние на планете имеют Соединенные Штаты, официальным языком в которых также является английский.

История языка Шекспира делится на разные периоды. Древнеанглийский существовал с пятого по одиннадцатый века нашей эры, среднеанглийский – с одиннадцатого по пятнадцатое столетия, а с пятнадцатого по наше время существует новоанглийский. Надо сказать, что происхождение латинского языка имеет много общего с происхождением английского.

В формировании речи британцев сыграли важную роль языки разных племен, живших на территории страны с давних времен, а также языки викингов, которые вторглись на остров. Позже в Британии появились норманны. Благодаря им в английском наречии появился большой пласт французских слов. Уильям Шекспир - это писатель, который внес огромный вклад в развитие языка жителей Туманного Альбиона. Его произведения стали культурным достоянием англичан. Происхождение языка, теории о котором так многочисленны, объясняется влиянием известных писателей.происхождение русского современного языка

Сейчас английский язык занимает лидирующее положение в мире. Это средство коммуникации в Интернете, науке и бизнесе. Большинство переговорных процессов в разных странах, дипломатическая переписка происходят на английском.

Количество его диалектов очень велико. Но противостоят друг другу английский и американский варианты.

fb.ru

Как появился русский язык?

Много всего повидала Россия, прежде чем сформировать свою культуру, отстроить величественные города и создать могучий русский язык. Прежде чем стать таким, какой он есть сегодня, русский язык прошёл множество метаморфоз, преодолел преграды и препятствия. История того, как произошел русский язык, достаточно богата. Но есть ключевые моменты, благодаря которым можно подробно, но кратко рассмотреть все нюансы формирования и развития русского языка.

Первые шаги

История возникновения русского языка началась ещё до нашей эры. Во II — I тысячелетии до нашей эры из индоевропейской языковой семьи появился протославянский диалект, а в I тысячелетии н. э. он превратился в праславянский язык. Праславянский язык в VI-VII вв. н. э. распался на три ветви: западную, восточную и южную. К восточнославянской ветви относится древнерусский язык, на котором говорили в Киевской Руси. В период формирования Киевской Руси русский язык являлся основным средством общения многих княжеств.

С времён татаро-монгольского ига, войн с Литовским княжеством произошли изменения в языке. В XIV-XV вв. появились русский, белорусский и украинский языки. Исчез древнерусский язык, начал формироваться более современный северо-восточный диалект, который можно считать праотцом современного русского.

Откуда произошел русский язык? Верный ответ - Киевская Русь, после распада которой начал формироваться более современный русский язык. С начала XV века и до конца XVII русский язык формируется достаточно быстро. Центром развития является Москва, где зародился современный говор. За пределами города существовало много диалектов, но московский говор стал основным. Появляются чёткие окончания слов, формируются падежи, развивается правописание, слова изменяются по родам, падежам и числам.

Рассвет

В конце XVII века история развития русского языка переживает период полного формирования. Развивается письменность, появляются новые слова, правила, современный церковный язык, на котором пишется религиозная литература. В XIX веке церковный язык четко отграничивается от литературного, который используют все жители Московской Руси. Язык становится ещё более современным, похожим на сегодняшний. Издаётся много литературы, написанной новым русским языком.

С развитием военной, технической, научной и политической сфер деятельности в русском языке появляется современная терминология, слова, которые взяты из иностранных языков (французский, немецкий). Немного меняется лексика, становится насыщенной французскими словами. С тех пор как язык начал «засоряться» иностранными словами и речевыми оборотами, остро встал вопрос о том, чтобы присвоить русскому языку с

elhow.ru

Как появились языки? | Fresher

Ироническая версия происхождения языков.

Существует ряд гипотез о происхождении языка, но ни одна из них не может быть подтверждена фактами в силу огромной отдаленности события по времени. Они остаются гипотезами, так как их нельзя ни наблюдать, ни воспроизвести в эксперименте.

А мы предлагаем взглянуть на всё это с чувством юмора, весело и без заморочек.

Как придумали французский язык:

— А давайте половина букв будет читаться бог знает как, а половина вообще не будет!— Палки сверху не забудь!

Как придумали английский язык:

— А давай, букв будет немного, все они простые, но гласные пусть читаются как попало.— И чтобы значение слова менялось непредсказуемо в зависимости от предлогов и социального статуса говорящего/пишущего!

Как придумали итальянский язык:

— А давай все слова будут заканчиваться на гласные!— И руками махать. А то жарко.

Как придумали испанский язык:

— А давай поприкалываемся над итальянским языком!

Как придумали немецкий язык:

— Мы люди экономные, зачем нам лишние пробелы?— Лучше букв добавь!

Как придумали китайский язык:

— А давай вместо слов использовать звуки природы!— Смотри какую я каляку-маляку нарисовал. Вот тут как бы Солнце, вот тут быки пашут Землю. Пусть это означает стол!

Как придумали японский язык:

— А давай говорить все звуки с одной интонацией?— Как собака лает. Чтобы все боялись.

Как придумали русский язык:

— А давай писать слова в случайном порядке, а смысл передавать интонациями!— Приставки и суффиксы не забудь!

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: юмор

www.fresher.ru