Как писать стихи. Возможно ли научиться писать стихи? Как пишут стихи


Как научиться писать стихи

научиться писать стихи

 

Как писать стихи, возможно ли развить свой поэтический дар и каким образом это сделать, существуют ли законы стихосложения или надо «писать под диктовку небес»?.. Мы продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». В прошлых статьях мы больше говорили о прозе и о писательстве в целом. Мы говорили о значимости словарей и пополнении словарного запаса (см. тут), говорили о природе писательства (см. тут), даже ставили вопрос на обсуждения: «какие 3 составляющие необходимы писателю для достижения успеха» (см. здесь). Сейчас же пришло время поговорить о вершине литературы — о её величестве поэзии... Ирина Смирнова, наш постоянный автор рубрики, продолжает рассказывать о тонкостях поэтического мастерства... И всё-таки как научиться писать стихи?..

 

 

Как научиться писать стихи

 

Стихотворение должно состоять из строк,

каждая из которых — стихотворение.Ралф Уолдо Эмерсон

 

Там, где рождается стихотворение.В течение десяти лет написания стихотворений, я была твёрдо убеждена, что есть только вдохновение. Муза и перо – это единственное, что я признавала, отказываясь перечитывать свои произведения и вносить поправки. Стихи лились из меня, как поток света. Я ими дышала, я ими жила, я ими мыслила. Но вот теперь, перечитывая около тысячи (если не больше) маленьких рифмованных композиций, я начала понимать, что над ними ещё придётся очень долго и усиленно трудиться.

 

Искусство оттачивать слово – это не только нужно, но и крайне интересно. Как выбрать из веера разнообразных слов то, что надо? Как довести одну строку до совершенства, чтобы она оставалась в душе и влекла за собой? Как передать свои чувства и достучаться даже до самого глухого читателя?  Собственно, с этих простых вопросов и начался долгий путь в литературу.

 

 

Ритм и рифм. Или как писать стихи в рифму

 

Пожалуй, эти двое явно могут обречь на неудачу даже самое лучшее и пронзительное творение. Стихотворение – это песнь души, это естественный поток слов. Но если читателю приходится постоянно спотыкаться о неровности, то он перестанет следовать вашей мысли. Он начнёт озираться по сторонам и ожидать очередного бугорка, чтобы вовремя отступить.

 

Для того, чтобы этого не произошло, стоит иметь элементарное представление о системе стихосложения. Подробнее об этом мы говорим в других статьях. Вспомним лишь то, что самая подходящая система для нашего с вами языка – это силлабо-тоническая, которая держится на фиксированном чередовании ударных и безударных слогов.  Такие чередования возможны в пяти различных вариациях. Отсюда и названия:

 

  • хорей (ударный/безударный)
  • ямб (безударный/ударный)
  • дактиль (ударный/два безударных)
  • амфибрахий (безударный/ударный/безударный)
  • анапест (два безударных/ударный).

 

Бывают, конечно, различные нарушения, когда проскальзывают два ударных слога подряд (спондей) или два безударных (пиррихий). Чаще всего нарушение ритма объясняется особым авторским желанием подчеркнуть волнение, тревогу и другие сильные чувства лирического героя. Но не стоит прикрывать этими благородными целями собственное невежество. Когда мы имеем дело с текстом, в котором строки напоминают разбежавшихся утят, мы мгновенно разочаровываемся в авторе и уже не хотим продолжать с ним беседу.

 

Лирика – это гармония. Плавное и осмысленное сочетание слов, их безмятежное течение. Строки должны переливаться одна в другую, достигая самых высших сфер бытия.

К сожалению, безответственность молодых авторов распространяется и на подборку рифм. Кажется, что если ты зарифмовал слова «когда-никогда», то уже достиг высшей точки своего таланта. Увы, нет ничего печальнее убогих и неумело подобранных рифм. Конечно, рифмы тоже имеют свои разновидности и способы чередования, но сейчас хочется сказать о другом. Рифма – это то, на чём порой держится всё стихотворение.

 

Это те ключевые слова, которые наиболее запоминаются читателю. Вы можете подобрать самые искусные метафоры, самые неожиданные оксюмороны и самые восхитительные сравнения, но стоит вам повторить в рифме или сделать малейшую оплошность в её звучании – всё. Стихотворение испорчено, оно больше не будет переливаться всеми цветами радуги и манить волшебным звучанием. Оно потеряет свой голос и мгновенно станет тяжёлым и неуклюжим.

 

Конечно, речь идёт ещё о талантливых читателях. О тех, которые способны оценить красоту слога и стиля, которым не чужда сфера прекрасного. Быть читателем – это тоже талант, как не странно, ведь вся литература построена на сотрудничестве тех, кто пишет и кто читает.

 

Поэт же должен пробудить самые светлые ноты своего невидимого друга. Он должен так натянуть струны стихотворения, так ими перебирать, чтобы у читателя не осталось другого выбора, как поддаться общему очарованию. Замечали ли вы, что некоторые стихи хочется неоднократно перечитывать, запоминать, иллюстрировать? Замечали ли вы, что звучание строк иной раз напоминает музыку, которая исходит изнутри слов? Не в этом ли высшее таинство поэзии?

как писать стихи, муза, вдохновение, секреты стихосложения

 

 

Художественные средства. Или как правильно писать стихи

 

И вот мы подошли к тому, что именуют тропами. Да, средства художественной выразительности – это действительно тропы возвышенного мира, по которым гуляют наши уставшие от суеты души.

 

Пусть на небе светит луна. Вы захотели об этом написать. Но как привлечь читателя к тому, что он и без вас видит почти каждый вечер и каждую ночь? Давайте попробуем подобрать такие неожиданные ассоциации, которые подогреют воображение и заставят посмотреть на всё иначе. Например: «Золотом дышит луна на чёрном пергаменте неба». Красиво? Хотите что-то более агрессивное и современное? Пусть  будет так: «Луна на небе кальяном дымится». Впечатляет? А можно продолжить эксперимент: «Крохотной капелькой лунного вина пролилась на небо медная луна».

 

Пусть каждый подберёт ту метафору, которая выразит его личные чувства. Главное, чтоб это было неожиданно и интересно. Пытайтесь отступать от банальности. Банальность хороша в технической стороне: соблюдение языковых норм, правил орфографии и пунктуации… Но когда дело доходит до образов, то вся власть в ваших руках. Никаких ограничений! Однако не переусердствуйте. Любое художественное средство должно быть на своём месте.

 

Ваша задача не только – удивить и покорить уникальностью образов, но и придать им всем глубокий внутренний смысл. Задайте себе несколько вопросов: «Что я хочу этим сказать? Чего я хочу достичь? Могу ли я себе объяснить, что такое «зелёное небо» или «кислое облако»?

 

 

Ясность и прозрачность

 

Из последнего следует ещё один фактор, о котором не надо забывать. Стихотворение должно быть понятным. Оно может иметь тысячу намёков, десятки иносказаний, но читатель, пусть и не сразу, обязательно должен вас понять. Ведь понять – это значит и запомнить. Разве вы не этого хотите? Крик души – это хорошо, но тогда не претендуйте на звание народного любимца и не спрашивайте, почему вдруг вы не победили в каком-нибудь конкурсе, где вы должны были непременно победить! Вы можете ежедневно называть себя лучшим и мечтать о признании, но ваши стихи явно другого мнения об этом.

успех поэта, известный поэт, бедный поэт

Один русский поэт Спиридон Дрожжин рассказывал о том, что все написанные стихи сначала читал своей неграмотной жене. Если она понимала, значит, — хорошо. Если нет, значит, надо было что-то дорабатывать, подбирать другие способы выражения мысли. Безусловно, не стоит ориентироваться на крайне невежественного читателя, который не понимает даже собственных мыслей. Однако не стоит замахиваться исключительно на тех, кто способен открыть все двери разума. Стихотворение должно быть уникально и становиться близко абсолютно всем (не в эмоциональном или содержательном плане, а точки зрения восприятия).  Пусть одни почувствуют или увидят больше, чем другие. Пусть кого-то зацепит всё стихотворение, а кого-то – лишь одна строка. Все мы разные. И нравится нам разное. Но вот если из всех ваших читателей не находится ни один, кто смог бы проникнуть в ваш глубинный смысл, значит, проблема в вас, а не в том, кто сидит по обратную сторону книги. Задумайтесь об этом.

 

 

 

Подражание или новаторство?

 

Есть и ещё одна крайность: бегство к большинству. Попытка угодить всем. Особенно молодым и современным людям, которые и являются большей частью активной публики. Однако стихотворение, хоть и должно отражать время, не должно уродоваться молодёжным сленгом, русифицированными версиями зарубежных словечек и прочей мишурой, которая превращает искусство в мусорную яму. Быть современным – это не значит деградировать со всеми. Это значит, иметь представление о культуре настоящего времени и использовать только лучшие её достижения.

Наши дети никогда не выучат русский язык, если мы будем писать для них исключительно напыщенные тексты с постоянными сокращениями и лишённые всяких моральных устоев. Есть простая цепочка: стихотворение – искусство – красота – вечность. Никто не предлагает использовать архаизмы и историзмы, а также соблюдать традиции стихосложения XVIII века. Но всегда остаётся та золотая середина, которая не позволит современной поэзии оторваться от своего прошлого, нарушив этим связь преемственности.

Быть новатором – это не значит полностью отвергать опыт предыдущих поколений. Быть новатором – это опираться на бесценный клад прошлого, приумножая его новыми достижениями. Как-то так, друзья мои.

 

ББДП

Самоучитель, шпаргалки, книги, методические пособия и др. ДЛЯ тех, кто пишет стихи.

С ББДП (большая библиотека ДЛЯ писателей (поэтов и прозаиков)). Полный обучающий писательскому мастерству контент, с пожизненным обновлением:

библиотека для поэтов, как писать стихи книга

СКАЧАТЬ БИБЛИОТЕКУ

 

 

Неологизм или ошибка?

 

Говорят, что все свои промахи и неудачно можно вполне грамотно объяснить другим и остаться правым. Представьте, что вы употребили «наисильнее всех», но когда вам указали на явную грамматическую ошибку, вы не опустили руки и не пошли исправлять недочёт. Напротив, вы попытались доказать, что нарушили законы русского языка для того, чтобы усилить впечатление. Использовали гиперболу, так сказать.

Так же обстоит дело с неологизмами. Люди сначала придумывают непонятные слова, а потом обвиняют других в несообразительности. Конечно, стать автором нового в языке слова – это крайне радужная перспектива, но к этому ещё надо прийти. Ради этого стоит ещё постараться. Если же вам явно не хватает слова, то отложите стихотворение. Вы обязательно найдёте необходимую лексическую единицу. Со временем. Если вы заглянете в словарь русского языка, то увидите, как много вы ещё не знаете. Велосипед уже изобретён. Давайте же тратить время и силы на другое. Например, на отшлифовку собственного мастерства.

во мне умер поэт, как писать стихи

Будем же честными с собой и забудем про щит из нелепых объяснений. Авторство не является надёжным объяснением грубых ошибок. Когда вы садитесь за перо (ручку или ноутбук), вы берёте на себя огромную ответственность. Вы не только выражаете самого себя, но и выражаете своё время, своё окружение. Вы не только излагаете свои мысли и чувства, но и становитесь хранителем многовековой мудрости, культурных знаний. Невозможно быть поэтом наполовину. Невозможно думать о смысле, забывая о материальной оболочке. Помните, Достоевский говорил, что в человеке должно быть всё прекрасно? Так и здесь… Так давайте не кабы как писать стихи. В крохотном литературном произведении должно быть безупречно всё, и только в этом случае оно станет достойным проявлением вашего таланта.

Друзья, писать стихи — это одно, а стать поэтом... Впрочем, читайте в этой статье...

Успехов вам, друзья!

С уважением, Liter-RM

 

 

liter-rm.ru

Как сочинять стихи. Как сочинить стих на заданную рифму :: SYL.ru

Стихи – это результат творческой деятельности, художественная речь, организованная определенным образом, особая эмоционально окрашенная форма выражения мысли. Стихотворение часто понимают как последовательность слов, отличающихся наличием ритма и созвучия.

Теория стихосложения

Чтобы понять, как сочинять стихи, необходимо знать элементарные правила. Важным признаком поэзии является наличие рифмы. Строится она чаще всего на созвучии в окончаниях слов. При написании нужно придерживаться соблюдения стихотворного размера и структуры строф.

Стихотворный размер (ритм)

Это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги. Для людей, знающих, как сочинить стих, совершенно очевидно, что очень важно придерживаться одного ритма, не сбиваться с него. К основным относятся ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Ямб – двусложный размер с ударением на последнем слоге в стопе. Например, «Весна еще в пути…».

Хорей отличается от ямба лишь тем, что под ударением оказывается первый слог в стопе: «Наша Таня громко плачет…».

Дактиль, амфибрахий и анапест - это трехсложные размеры стиха.

Если используется дактиль, под ударением находится первый слог трехсложной стопы: «Я за тобою пойду…».

Амфибрахий представляет собой стихотворный размер, при котором ударным является второй слог в трехсложной стопе. Например, «Поверить надо в чудеса…».

Когда применяется анапест, ударение падает на третий слог в трехсложной стопе: «Череда бесконечных полос…».

Строфа

Также при написании стихотворения необходимо особое внимание уделять структуре. Строфа – это определенное количество строк, объединенных общей рифмой. Как правило, каждая строфа является завершенной смысловой единицей и представляет собой одно или несколько законченных предложений. Чаще всего используются строфы, состоящие из четырех строк. Наиболее распространенными являются параллельная и перекрестная рифмовки. В первом случае рифмуются между собой первая и третья, вторая и четвертая строки. Во втором варианте рифмуются первая и вторая, третья и четвертая строки.

Советы: как сочинять стихи

Стихотворения – это эмоции, облаченные в слова. Приведем несколько советов, которые помогут понять, как сочинять стихи.

Для начала рекомендуется определиться с темой, оформить основную мысль и идею, которую хочется отразить в произведении. Затем нужно выбрать ритм и размер. Некоторым людям гораздо проще сочинить стихи на заданные рифмы. Ритм должен соответствовать теме, настроению, эмоциональному состоянию.

Важным моментом является наличие воображения, поэтому нужно попытаться абстрагироваться от окружающей реальности или, напротив, погрузиться в нее, если лирика этого требует. Для того чтобы понять, как сочинять стихи, человек должен уметь наблюдать, замечать и выделять все интересное, яркое, впечатляющее, уметь подбирать выразительные слова.

Когда готова основа, можно приступать к созданию стихотворения, трансформации душевного порыва в цельное и логичное произведение.

Спустя некоторое время после написания произведения важно посмотреть на него как бы со стороны, оценить, подкорректировать. Это должны делать авторы сами. Сочиненные стихи должны быть гармоничными, эмоциональными.

В итоге должен получиться качественный продукт поэтического творчества, созданный при помощи эмоционального восприятия и логического осмысления и основанный на научных знаниях о технике стихосложения.

Когда нужно начинать обучение рифмоплетству

Научиться писать стихи может не каждый. Часто можно услышать, что поэтами рождаются и что никакое обучение не может помочь. Известно, что существуют врожденные особенности чувственного восприятия, которые способствуют достижению успехов в поэтической деятельности. Но при этом считается, что подобной одаренностью обладают многие люди. Основным доказательством служит то, что большинство детей и подростков тяготеют к написанию стихотворений. Но с возрастом это влечение ослабевает или исчезает вовсе. В любом случае учить слагать рифмы следует начинать с самого раннего возраста.

Первое знакомство ребенка с поэзией происходит в самом раннем возрасте. С рождения кроха слышит первые стихотворные произведения. Как правило, это народное творчество: колыбельные, пестушки, потешки. Малыш еще не способен понять смысл, но он уже знакомится с красотой родной речи, ее мелодичностью, учится чувствовать рифму и размер. Потом происходит знакомство с детскими стишками, например, Агнии Барто и Самуила Маршака. Для первой встречи с поэзией необходимо выбирать только хорошие, качественные произведения.

Особенности детского поэтического творчества

Юные поэты живее, ярче способны воспринимать поэтическое слово. Связано это с их непосредственностью, способностью видеть окружающий мир в разнообразных красках и замечать то, на что взрослые уже давно внимания не обращают. Все это явственно выражают стихи, сочиненные детьми.

Если б только мы умели

Понимать язык зверей,

То услышали б, наверно,

Что щебечет воробей,

Что лягушки на болоте

Громко выразить хотят,

Почему, когда уснете,

Мыши под полом пищат,

Что в листве поет синица,

И зачем защелкал клест,

Почему сове не спится,

Что мурлычет серый кот,

И зачем в тиши лесной

Громко плачет козодой.

Все дети сочиняют стихи, получая при этом необычайное, огромное удовольствие от собственного рифмоплетства, от радости создания своего произведения. Стихотворения, написанные ребенком, отличаются образностью, красочностью. Корней Чуковский говорил: «В начале жизни мы все - стихотворцы и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

Игры и упражнения для детей

Для того чтобы помочь ребенку научиться писать стихи, рекомендуется несколько упражнений. Например, игра в рифму. Мама, читая знакомый стишок, останавливается в конце строчки, давая возможность крохе самому закончить ее, произнести знакомое слово. С возрастом, когда словарный запас малыша становится все шире, игра в рифмы происходит аналогичным образом, с той лишь разницей, что подбираются незнакомые произведения. Важно, чтобы слова были понятны ребенку, а созвучия были простыми, легко угадываемыми. Для этих же целей замечательно подходят загадки в стихотворной форме, где отгадка является зарифмованной. Подобные занятия будут подталкивать юного поэта к собственному творчеству.

Вот, например, стихи, сочиненные детьми.

Барабан

Пойду я с ним в дорогу,

Побью на нем тревогу,

Походный марш пробью на нем

В любое время: ночью, днем.

Посуда

Не бросай тарелку маме,

А помой ее руками,

Руки будут чистые,

Белые, душистые.

Буриме

Для того чтобы получить больше опыта и попрактиковаться в написании стихов, существует литературная игра – буриме. Суть ее состоит в том, что необходимо сочинить стихи на заданные рифмы. Слова стараются подбирать трудно сочетаемые, порой даже неожиданные. В редком случае их позволительно склонять, менять местами. Иногда задание усложняется еще привязкой к определенной тематике. Чаще всего произведения получаются легкими, шуточными. Подходит игра для людей любого возраста.

Развитие поэтического таланта у детей

Ярчайшие первые впечатления (знакомство с природой, техникой, предметами искусства), новые чувственные ощущения у каждого человека индивидуальны. И они во многом влияют на формирование неповторимой человеческой личности, уникального склада ума, души. Дети сочиняют стихи не только для себя, для своего удовольствия. Они любят посвящать их близким людям.

В качестве примера приведем сочиненные стихи про весну.

Еще стоят на улице морозы,

И ярко лед сверкает на катке,

А рядом, на заснеженном лотке,

Пушистые созвездия мимозы.

Она нарочно расцвела сегодня,

Чтоб у тебя повиснуть в волосах,

Веселым отблеском мелькнуть в глазах,

Морозный воздух чтоб вдохнуть свободно.

И пусть тиха капели дребедень,

Пускай еще на улице морозы,

Пушистым золотом цветет мимоза,

Приветствуя весну и женский день.

Рекомендации по подбору рифм

Впрочем, если бы критики оценивали последнее стихотворение, сказали бы, что при написании поэзии необходимо избегать банальных рифм. Стихи ценятся не только за умелый подбор созвучий, но и за оригинальность оформления, новизну и непосредственность.

Существует ряд нежелательных рифм, к ним относятся:

- тривиальные рифмы: любовь – кровь, морозы – мимозы;

- глагольные рифмы: пойдет – найдет, быть – забыть;

- приблизительные рифмы, в которых встречается несовпадение гласных или согласных звуков, вызывающие неточность звучания: хвалится - пятится.

При написании стихотворения важно помнить, что в каждом произведении рифма должна быть оригинальной. Если вдруг не получается найти созвучные слова, стоит перефразировать предложение, поменять строки местами. Что же касается стихотворного размера и структуры строф, тут уже автор вправе выбирать то, что соответствует его желаниям, настроению.

Помощники

Для тех, кто не знает, как сочинить стих, но очень хочет научиться, существует огромное множество программ и сайтов-помощников. Воспользовавшись ими, можно подобрать созвучное слово, найти недочеты и ошибки в своих произведениях. Когда мы сочиняем стихи сами, мы обогащаем свой внутренний мир. В самом начале поэтического творчества можно прибегнуть к помощи таких ресурсов и программ, но в дальнейшем злоупотреблять ими все же не стоит. Ведь каждый автор должен иметь собственный неповторимый стиль, а не пользоваться шаблонными заготовками.

Итак, как сочинять стихи? Трудно объяснить это человеку, который никогда подобным не занимался. Поэтому самый лучший совет, который мы можем дать: просто возьмите ручку, листок бумаги и попробуйте создать свое первое поэтическое произведение!

www.syl.ru

ВРЕДHЫЕ СОВЕТЫ ПОЭТАМ КАК ПИСАТЬ СТИХИ=)

ВРЕДHЫЕ СОВЕТЫ ПОЭТАМ

КАК ПИСАТЬ СТИХИ

Замечено, что многие молодые поэты невольно, порой бессознательно интересуются — как бы написать стих похуже? После прочтения около 1000 стихов, поступивших на Пушкинский конкурс, мне удалось составить подобие такой методички. После участия в сетевых конкурсах Интернета в качестве номинатора я ещё внес некоторые дополнения.

 

Все цитаты подлинные, авторская пунктуация и орфография сохранена.

 

Долго я размышлял над вопросом — этично ли мне использовать подлинные цитаты? И пришел к выводу, что   нормально. Во-первых, все стихи поступали с кодом, и авторство мне неизвестно, следовательно, ничего личного. Во-вторых, по международным правилам, краткое цитирование маленького обрывка — будь то текст или кусок фильма (до 2 минут) не требует указания авторства и не есть нарушение авторских прав.

 

* * *

 

КАК ОТПРАВИТЬ СТИХИ HА КОHКУРС?

 

Если вы несете работу в оргкомитет — стихи надо напечатать на листе очень крупными буквами — чтобы все видели издалека. Шрифт выбрать пожирнее. Для пущей красоты надо все строчки размещать по центру. Также допускается напечатать стих на старой-престарой пишмашинке и послать тот лист, что лежал под 12-й копиркой. Можно написать корявым почерком от руки — действует безотказно. В конце надо сделать приписку «извените за бесграмотность и неталантлевость«. Вместо пяти стихотворений, указанных в правилах, надо послать 10, 15, 20 — порадуйте жюри своей плодовитостью, и ничего, что стихи не фонтан — если послать много, авось там разберутся и выберут сами, что понравилось.

 

Если конкурс сетевой — обязательно присылайте номинатору стихи latinskimi bukvami, чтобы в дороге не испортилась кодировка. Номинатору будет очень приятно перебивать их заново русским шрифтом.

 

* * *

 

КАК ОФОРМИТЬ ТЕКСТ СТИХОТВОРЕНИЯ

 

Hадо разместить в стихе как можно больше грамматических ошибок. „Я слишком многих принемала«. “Меня всбередили пять минут тишины», «И унесла мятежность на всегда«.

 

Многие слова в середине строки следует писать с большой буквы: Тишина, Hебо, Вечность, Страна, Одиночество, Город, Звезда, Она и т.п. В словах, которые и так пишутся с большой буквы (Бог, Родина) — следует ВСЕ БУКВЫ СДЕЛАТЬ ЗАГЛАВHЫМИ или даже напечатать БОЛЕЕ КРУПНЫМ ШРИФТОМ.

 

«Я люблю Влюбленность Мая

Где на утренней Заре

Убегает даль, блистая,

Вся в Весеннем серебре...»

 

Очень полезно после строки писать в скобках варианты. «Лето пришло, прилетели грачи. (вариант: Лето пришло, а ты не молчи)«. Читателю будет очень приятно узнать об этих промежуточных муках творчества.

 

Hе стесняйтесь ставить много восклицательных знаков — два, три, пять, сто!!!

 

* * *

 

КАК РИФМОВАТЬ

 

Следует тщательно выбирать рифму. Годится далеко не всякая! Например, очень хороши рифмы: «росе-заре», «заката-тумана», «во мне — к звезде», «шампанское-диванчике», «прошло-окно», «зима-меня », «глаза-моя», «огонь-стол».

Hу и уж конечно следует постоянно употреблять рифму «мне-тебе», «твоих-моих», «моя-тебя» и все их варианты.

Есть набор хороших, проверенных веками рифм. Hечего изобретать новое — просто используйте их почаще. «Розы-морозы», «кровь-любовь» и конечно же неизменное «поздравляю-желаю».

Как можно чаще следует рифмовать слова длинные, типа: «впечатление-вдохновение-наваждение-просветление-...»

 

В русском языке есть такая особенность — многие группы глаголов имеют одинаковые окончания при всяческих склонениях и спряжениях. Этим надо пользоваться в каждой строке, постоянно рифмуя: «пошел-нашел», «мечтал-отдал», «пойдет-найдет», «мечтает-провожает», «забыть-любить», «дышит-слышит», «видеть-обидеть».

 

Следует использовать похожие глаголы «сказал-рассказал», «перегрузка-разгрузка», «побежал-прибежал», «знает-узнает». Можно и проще: «любит — не любит», «был — был».

 

Кидает клен последний лист лениво.

Пришла осенняя пора.

Повяла золотая жнива.

Прощай, любимая пора!

 

А можно и так:

 

Осень. Опять темнота.

Солнце исчезло куда-то.

Вокруг меня пустота,

Птицы кричат где-то.

 

Лучше всего рифмовать строчки попарно, по две штучки. Это удобнее — не надо хранить в голове кучи рифм. Hаписал строчку — в следующей зарифмовал и сразу забыл. Пишешь следующую.

 

Завтра я буду одна.

Буду сходить с ума.

Слезы текут ручьем.

Давай посидим вдвоем.

 

Hе стоит баловать читателя частыми рифмами. Hапример, в четверостишии вполне достаточно зарифмовать лишь вторую и четвертую строки — стих от этого не развалится. А лучше всего в первом куплете рифмовать четко — первую с третьей, вторую — с четвертой, а уж дальше, во всех остальных куплетах — как придется.

 

Можно не рифмовать вообще — говорят, в последние годы дозволено писать без рифмы, теперь это называется «белый стих». Прямо гора с плеч!

 

* * *

 

КАК СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?

 

Следует много говорить о Боге. Hо не намеком или вскользь, а целенаправленно — в каждой строке должно быть упоминание о Боге, постоянно и всюду твердите: «с волею Творца, по БОЖЬЕЙ воле, приходит к Богу, к тебе, пишу, Создатель». Пользуйтесь также выражением «Исус Хрестос».

 

Живешь на небесах,

От зла людей спаси

Добавь любви на жизненных весах

И за грехи судьбой спроси

 

Не бойтесь казаться наивными!

 

И словно бы чего боится,

Чернеет предрассветно лес.

А зря! Сейчас проснутся птицы

И запоют «Христос воскрес!»

 

Следует употреблять следующие шаблонные выражения: «боль утрат», «падающая звезда», «открытая дверь», «яркое солнце», «темная ночь», «слова Тебе» и т.п. «Прекрасен голубых небес полет». Это внесет в стихотворение свежесть.

 

Hикогда не вносите в стихотворение сюжет — пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Куплеты должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить.

 

Hеплохо бы наполнить текст умными словами, особенно теми, значение которых вы не знаете. Возможно, читатель эти слова слышал и знает, что они считаются умными, тогда он проникнется к вам уважением. «При решеньи дилемы компромис не найти«. Можно вставлять слова на иностранных языках — они очень украсят текст:

 

Повторяя: 'О, Марго,

Королева, моя aime',

Я веду свое авто,

Чтобы увидеть вас, ma belle.

 

Hе стесняйтесь коверкать слова, подгоняя их в строку: «долги годы», «злена трава», «увядших льстов круженье» и т.п. „Я сегодня в болезной горячке — Лихорадный румянец лица«. Читатель не дурак, догадается что имелось в виду, зато вам намного легче.

Hе стесняйтесь использовать разговорное звучание слов: «звучанье», «решенье», «заклятье».

 

И, конечно же, не стесняйтесь переносить ударение в слове туда, где вам сейчас это нужно.

 

Мы, блаженствуя, умчимся

В подмосковные леса,

Сядем рядом, нахохлимся,

И продрогнем у окна.

 

Если вы чувствуете, что для соблюдения размера строки вам не хватает слога — вставьте в любое место строки какое-нибудь словечко типа «тот “, «тут», «уж», «се», «он».

 

Молчите, то плачет та птица,

терновым шипом пронзена.

 

Свой дар великий получив от Бога,

Hеровной поступью он начинает путь.

Страстями полнится его дорога,

Hо цель ясна: познать сей жизни суть.

 

Взял тут Коля пылесос

И убрал ту кучу роз.

 

В русском языке нет четких правил, как располагать слова в предложeнии — пользуйтесь этим, располагайте их как угодно.

 

Hа разум тьма ложится тучей,

Громадная стоит скала,

Ты по ее скребешься круче,

Hогами по камням скользя.

 

Существительное всегда старайтесь ставить в конце строки, после кучи описывающих его слов, причем эти слова перетасуйте. „Снисходительные звезды над деревьев головами«.

 

С причастными и деепричастными оборотами будьте свободнее. Употребляйте их почаще, не бойтесь запутаться.

 

Люблю твой стан, обнятый у окна

 

Во все, что ты верил, не бывши таким,

Растоптали, сожгли, разорвали,

Завидуя в чем-то, пожалуй, другим,

Которым так жизнь не ломали.

 

Пишите позатейливей! Hе бойтесь, что это выглядит не по-русски! Да здравствует МРЯ — могучий русский язык!

 

А человек, в себе творца увидев,

Стал подминать природу под себя,

Круша творения и даже не помыслив,

Что положил начало для конца.

 

Обязательно сделайте пару фраз такими, чтобы в них обязательно возникала какая-нибудь непристойность.

 

Hу а если нам это наскучит,

То пойдем мы туда где огни,

Рестораны ночные где пучат

Hа прохожих витрины свои.

 

Вверх по лестнице — преображенье,

Hо в безумном порыве творца

Я не знала что миг продвиженья

Приближает начало конца.

 

В нашей жизни много слез,

Будет так покуда

Hа одном конце — Христос,

Hа другом — Иуда!

 

По дорогам жизни трудным вдаль плечом к плечу.

Полюби меня, мой чудный, так, как я хочу!

 

Hе вздумайте проверять, как зазвучит стих при чтении вслух и какое приобретет новое значение:

 

Hет беде конца

Если ты не мой

 

Я с ранних лет тебя читал

 

Они хотели пойти за ними,

а я — как они, как они, как они…

 

К слову сказать, так порой поступали и известные мастера стихосложения: “Пир духа», «И бал кружился серебристый», «Руби лихую голову«…

 

Можно сделать так, чтобы читатель захотел сам подставить непристойность:

 

Мы часто прославляем матерей

И теплоту и нежность их сердец,

Hо слово есть еще, что мило мне,

Короткое и твердое — «отец».

 

Пусть в жизни все дается нелегко,

И пусть проблем не виден мне конец,

Я знаю кто за мной стоит стеной

Всегда и до последнего — Отец.

 

Из гор-великанов

Hавстречу рассвету

По водам бежало Оно

 

И малой надеждой согрет,

Творенья иду продавать.

 

Лес красив в столь пестром одеяньи,

Виден он из заднего окна.

 

Старайтесь строить фразы так, чтобы прочесть их вслух было невозможно без запинки и не сломав язык.

 

Смешливой спутнице своей

В насмешливом берете

Он еще на год постарел

Во всем великолепье.

 

Твои волосы пахнут ладаном,

Ты одно сейчас твердо знай:

Hе боюсь с тобой, друг мой, ада я,

Мне везде, где ты, будет рай.

 

* * *

 

ОБРАЗЫ

 

Hикогда не используйте образов, либо используйте только общеизвестные характеристики и сравнения: «зеленое лето», «синее море», «вольный ветер», «высокие горы», «белый снег», «снег кружится», «дождь идет», «вьюга воет», «осень наступает», «облака кудрявые», «ива плакучая», «клейкие листочки». А еще пот обязательно должен лить градом.

 

Hи в коем случае не уточняйте деталей образов. Hаоборот, используйте только самые общие термины — вместо «тополь» пишите «дерево », вместо «ялик» — «корабль», вместо «Жучка» или «овчарка» — пишите: «собака».

 

О том, что сейчас прозвучит образное поэтическое сравнение, заранее предупредите читателя громкими словами: «как будто», «напоминая», «словно бы», «точно как» и т.п. «Жизнь похожа на сон».

 

Если придумываете образы сами — делайте их как можно более странными: «Волос седой у окошка виска», «не хочу теребить памяти тину». «А что имел он в жизни позади?» «Hочами гулкими я клял тебя — постой!» «И снегом колким замела сердечные пробелы».

 

Hе стесняйтесь брать для себя целые фразы из известных стихов, а особенно песен: «Серый в яблоках конь», «Листья желтые над городом кружатся, нежным пологом они кругом ложатся». «Твои волосы пахнут ладаном».

 

* * *

 

О ЧЕМ СЛЕДУЕТ ПИСАТЬ?

 

Во-первых, даже если вам совершенно не о чем писать — писать надо все равно.

 

Мне не жаль бумаги,

Мне не жаль чернил.

Hо о чем писать мне,

Если свет не мил?

 

Очень хорошо бывает философствовать:

 

Смывая с тарелки остатки еды,

Вертя головою туды и сюды,

Я думаю часто о жизни устройстве,

У жизни и чашек есть общие свойства!

 

Стихотворения следует посвящать следующими темам: описанию своей тоски, описанию несчастной любви или воспоминаниям о любви былой, признаниям в любви (особенно если вы девушка).

 

Очень хорошие результаты дает беседа о политике, о судьбе страны — только при этом важно говорить очень простыми и понятными фразами, как на митинге, ставить много восклицательных знаков.

 

Мы думаем о том, как лучше приложить

Уменья и старанья, желанья и стремленья,

Чтоб с большей пользою России послужить

 

Можно писать о маме, но лучше всего о природе. Следует очень много говорить о природе, особенно про осень. Очень хорошая тема вкратце: осень, природа увядает, облетают листья, птицы улетают, холодает, скоро снег, лето кончилось. Если все эти мысли сесть и зарифмовать, можно написать сотни стихов. Главное — проще.

 

Воскресенье. Пасха. Верба.

Первые листочки.

До чего ложатся верно

Hа бумагу строчки.

 

Hа Пушкинский конкурс очень хорошо слать стихи о Пушкине. Темы должны быть такие: «вот как жаль, что Пушкина убили», «Поэт великий, ты — творенье Божественное без сомненья!», и главное быть естественней, проще: «Пушкин, мы с тобой поэты, я принял эстафету».

 

Цена его творений, его мыслей,

Я их читал. Весьма благодарю

Его за лиру дней, за подвиг жизни.

Дуэль была судьбой — я не виню.

 

Будьте с Пушкиным проще, запанибрата:

 

Сан Сергеич? Вы тут!

Так?, так, так… Очень мило!

Вы, я вижу, опять за свое!

Прекратите писать! И отдайте чернила.

И не плачьте… Hу что за нытье?

 

Hеплохо дать волю воображению и хорошенько прокомментировать ситуацию:

 

А тут Дантес, хотя — какого чорта? —

Какая разница — Дантес или не Дантес.

Иль кто-то из подобного же сорта.

 

От Пушкина можно переходить к более актуальным персонажам — Талькову и принцессе Диане. А можно уже плавно переходить и к своим личным проблемам:

 

Мирских оков, что души наши гложут,

Гнетут и давят в буднях, в распрях дней.

Hо все! Они его уж не тревожат.

Любил он выпить. Мне вина налей!

 

Или полностью углубиться в свои задумки и раскладки:

 

Погляжу несмело

Hа тебя с любовью

Подари мне светлый

Домик в подмосковье.

И тогда однажды

Hочью безмятежной

Может, стану даже

Преданной и нежной.

 

Скажи, Тальков, ну почему я так нечтожен

И почему такой дуpак

 

Очень полезно писать стихи, переполненные выражениями прошлого века: «сладкая нега», «когда я сень природы лицезрел», «души томление», «юности горенье», «со всех окружних нив», «сказочный чертог» и т.п. Это очень актуально в наше время. Hе стесняйтесь также использовать краткие прилагательные: «свеча златая», «добр конь», «игрив лев» и т.п. Впрочем об этом сказано выше.

 

И самое главное правило — пишите так, чтобы читатель постоянно пребывал в состоянии облома:

 

Когда-нибудь, в краю далеком,

С тобою встретимся опять.

И будет нам, двум одиноким,

Весь мир — огромная кровать.

Hам будет небо — покрывало…

Сожжет нас солнце изнутри.

И будет нам друг друга мало…

И вдруг я встану, чтоб уйти.

 

* * *

 

Итак, вы прошли краткий курс молодого плохого поэта и можете сами сесть и написать плохие стихи.

 

Hеудач в творчестве!

 

Леонид Каганов,

1998, Москва

writercenter.ru

Как написать стихотворение? | Обучение

Берете любое слово. Например, слово «потерял». Какую рифму можно придумать к этому слову? Например, «поменял», «восхвалял», «изменял», «желал», «плутал», «скакал», «таскал», «вмещал», «нырял», «знал», «гулял», «вонял», «завял», «фырчал», «изумлял», «изучал», «проверял», «помял», «возвращал», «предвещал», «умилял», «приручал», «укреплял», «разрыхлял», «сообщал», «настоял», «замял», «сиял», «гонял», «валял», «зазвучал» и т. д.и т. п.Сотни слов можно придумать в рифму (кстати, придумывание рифм — само по себе отличное хобби и упражнение для ума в свободное время). Как написать стихотворение?Фото: olly, Shutterstock.com

Берём, к примеру, слово «гулял». Итак, у нас есть парная рифма — «потерял» и «гулял». Пробуем построить из этих двух слов предложение. Думай: «потерял» и «гулял»… Кто на это способен? Это должно быть какое-то живое существо — человек, олень, изюбрь, жираф, барсук, бегемот, осёл, хорёк, суслик, шакал, длиннохоботный долгоносик, леопард, кот… Возьмём, к примеру, кота.

Итак, рифмуем. Что получается?

Однажды кот … потерял,Когда … гулял.

Что кот мог потерять? И где он мог гулять? Допустим, вот так:

Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.

Или:

Однажды кот терпенье потерял,Когда по крыше с кошечкой гулял.

Или, например, вот так:

Однажды кот котёнка потерял, —Котёнок просто взял и убежал…

Как написать стихотворение?Фото: sipa, pixabay.com

Нет, это слишком грустно. Остановимся лучше на первом варианте. И придумаем продолжение. Итак…

Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.

Каким может быть продолжение? Раз он что-то потерял, значит, он должен что-то найти. Берём слово «нашёл». Придумываем к нему рифму. Например, «вошёл», «подошёл», «зашёл», «перешёл», «ушёл»… Подходящих рифм мало.

Берём тогда другое слово. Думаем: когда, где и как кот мог что-то найти? Например, раз он гулял ночью, значит мог найти свой хвостик утром или днём. К слову «утром» подобрать рифму ещё сложнее.

Пойдём на хитрость. С чем ассоциируется утро? С рассветом, восходом солнца, светом, зарёй… Возьмём последнее слово — «заря». Какие рифмы можно подобрать? Например, «беря», «деря», «благодаря», «декабря», «дикаря», «монастыря», «секретаря», «главаря», «снегиря», «фонаря», «горя», «боготворя», «зря»…

Возьмём парную рифму — «заря» и «зря». И получим:

Но вот … заряНашёлся … зря.

Итак… Подставляем нужные слова и получаем:

Но вот на небе вспыхнула заря — Нашёлся хвостик. День прошёл не зря.

Или:

Но вот взошла на небосвод заря — Нашёлся хвостик. Плакал кот наш зря.

Или вот так:

Но вот при свете утренней зари — Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

Итак, получилось четверостишие:

Однажды кот свой хвостик потерял,Когда во тьме ночной по улице гулял.Но вот при свете утренней зари Нашёлся хвостик, чёрт его дери…

15 апреля 2012 г. (Ставьте под каждым своим стихотворением дату написания — так будет удобнее потом сортировать стихи, если их будет много.)

Как видите, в стихосложении нет ничего сложного.

  • Придумайте некую ситуацию и ищите ключевые слова, которые можно зарифмовать.
  • А потом — просто добавляйте к зарифмованным словам уточняющие и связывающие их воедино словосочетания.

И не слушайте высоколобых литературоведов, которые утверждают, что нормальные поэты так стихи не пишут. Если есть желание писать — обязательно пишите. Это очень способствует развитию речи.

shkolazhizni.ru

Как научиться писать стихи?

Как научиться писать стихи

Практически у каждого в жизни был такой момент, когда внезапно объявшее чувство невозможно выразить словами. А ведь так хочется не только сохранить память об этом моменте, но и поделиться своими переживаниями с родными и друзьями. И чаще всего единственное, что может помочь – это поэзия. Поэзия позволяет передать малейшие оттенки чувств. В поэзии раскрываются те тонкие и неуловимые образы, которые так трудно заключить в рамки обыденных слов. «Хочу научиться писать стихи!», - нередко можно услышать такое от людей, умеющих видеть прекрасное, и жаждущих поделиться увиденным. Но как научиться писать стихи? И можно ли научиться писать стихи, не будучи с детства одаренным, не находя в себе таланта, а лишь почувствовав желание выразить душевные переживания в поэзии? А если это и возможно, то, как начать писать стихи, если познания об этом искусстве ограничиваются лишь школьной программой и сборником поэзии, прочтенным на досуге? Возможно, следующие рекомендации и не распахнут врата поэзии, но путь к ним укажут.

Как правильно начать писать стихи?

Существует такое заблуждение, что главное писать от души, а соблюдение правил и канонов – это не для поэзии. И не разобравшись в ошибочности данного утверждения, овладеть поэтическим мастерством невозможно. Для этого полезно изучить, как поэты пишут стихи. Например, даже в школьной программе упоминается, как писал стихи Пушкин. Каждая рифма, каждый слог были тщательно подобраны и просчитаны. Или же знаменитый Шарль Бодлер, эпатаж и бунтарство которого приводило в ярость сильнейших деятелей государства, в поэзии был строг и дисциплинирован, каждое его слово было отточено, и каждая строфа оставляла в душе читателя глубочайший след. Для того чтобы понять, насколько важно владеть мастерством слова, следует прочитать различные переводы своих любимых произведений. Не стоит читать, для сравнения, нужно просто пронаблюдать, какие эмоции и образы возникают при прочтении одного и того же стихотворения в разных вариантах перевода. В качестве примера рассмотрим два варианта перевода строфы известного стихотворения Эдгара По, «Ворон»:

1. «Ах! Мне помнится так ясно: был декабрь и день ненастный,

Был как призрак – отсвет красный от камина моего.

Ждал зари я в нетерпенье, в книгах тщетно утешенья

Я искал в ту ночь мученья, - бденья ночь, без той, кого

Звали здесь Линор. То имя… шепчут ангелы его,

На земле же – нет его»

2. «В декабре – я помню – было

это полночью унылой.

В очаге под пеплом угли

разгорались иногда.

Груды книг не утоляли

ни на миг моей печали –

Об утраченной Леноре,

той, чье имя навсегда –

В сонме ангелов – Ленора,

той, чье имя навсегда

В этом мире стерлось –

без следа»

Как научиться писать стихи правильно?

Писать от души, это, конечно же, неотъемлемое условие но, к сожалению, не единственное. Существуют определенные законы и правила. И исключения в этих правилах допустимы лишь при условии мастерства автора. Даже неразборчивый читатель почувствует разницу между ошибкой, допущенной случайно, и намеренным изменением общепринятых правил. А как начать правильно писать стихи, не изучив законов построения рифмы и тонкостей литературных приемов? Это просто невозможно.

Еще раз вспомним о том, как писал стихи Александр Сергеевич Пушкин. Его слог, в полной мере соответствовал жестким литературным требованиям, и при этом, виртуозно владея словом, даже нарушая традиционные представления, он соблюдал основополагающие правила. Правила, которые являются результатом многовекового изучения влияния слов на подсознание человека. И поэтому, прежде чем начнется настоящее, душевное творчество, необходимо освоить технику.

Существует простой прием, с помощью которого можно на практике закрепить полученные знания. Для этого следует выбрать простую тему, но непременно вызывающую яркие эмоции. Например, прогулка по берегу моря. Далее, изучая каждое новое правило, следует описывать прогулку у моря с использованием изученного материала. То же самое при изучении системы стихосложения – следует описать прогулку по берегу в каждом изученном размере. Изучая поэтические приемы, также следует закрепить каждый прием, при помощи той же темы. И в завершении будет полезно описать прогулку у моря в разных жанрах и стилях. Это упражнение позволит на собственном опыте осознать, какое влияние на восприятие оказывает метод подачи и изложения. Кроме того, упражнение дает возможность попробовать свои силы в разных направлениях, найти наиболее удачные и интересные для себя приемы.

Кроме всего, новичкам могут быть полезны следующие рекомендации:

  • нельзя нарушать ритм стихотворения. Даже один лишний слог может погубить всю мелодию произведения;
  • не стоит жертвовать смыслом и идеей в угоду замысловатым фразам;
  • писать стихи только в ожидании результата недопустимо. Творчество – это не результат, а процесс, и каждое его мгновение должно доставлять удовольствие и способствовать литературному развитию автора;
  • без души писать стихи тоже нельзя, и если написанное не вызывает глубоких чувств у автора, то у читателя тем более не возникнет никаких эмоций;
  • Как писал стихи пушкин
  • для того чтобы стихотворение было действительно поэтичным, следует избегать таких тривиальных приемов рифмовки, как слезы-грезы, роза - заноза, небеса – чудеса, открыть – покрыть. Новичкам так же не следует использовать неточные рифмы;
  • не следует никому подражать, даже самым любимым авторам.

Как научиться писать красивые стихи?

Есть лишь один способ, который во все эпохи был популярен у великих поэтов – читать, очень много читать. И наблюдать. Только так можно научиться чувствовать музыку поэзии. Только так можно увеличить словарный запас, расширить свои познания поэтических приемов. Только так можно проникнуться духом творчества. При этом читать нужно и классиков и современников, и прославленных поэтов и неизвестных. Читать авторов, чье мастерство далеко от совершенства тоже полезно. Это позволит осознать, как не надо писать стихи, и избежать ошибок в будущем. Но лучше всего читать настоящих литературных гениев, истинных мастеров слова. Учиться у них, и в своем творчестве стремиться к непрестанному совершенствованию.

kak-bog.ru

Пиши стихи правильно | как писать хорошие стихи на pishi-stihi.ru

Написание стихотворений — это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей и нюансов. Безусловно, талант очень много значит для поэта, но без знания основных правил стихосложения, специфических литературных приемов, создание стихотворного произведения практически невозможно.

Наш сайт создан с целью помочь молодым авторам в освоении основных требований к слогу, стилистике и структуре стихотворения. Материалы, представленные на ресурсе, являются теоретическим базисом, основываясь на котором, начинающий поэт сможет не только получить новые знания, но и правильно структурировать их. Ресурс будет интересен и опытным авторам — информация, изложенная на его страницах, может играть роль справочного материала, изложенного простым и доступным языком.

Новые материалы:

«Не смейся над моей пророческой тоскою…» М. Лермонтов

«Пускай поэта обвиняет…» М. Лермонтов

«Беглец» М. Лермонтов

«К Н. И. (Я не достоин, может быть…)» М. Лермонтов

«Тамара» М. Лермонтов

«Воздушный корабль» М. Лермонтов

«К* (Прости! — мы не встретимся боле…)» М. Лермонтов

«Совет» М. Лермонтов

«Вечер. Тени…» В. Хлебников

«Слава» К. Симонов

На нашем сайте можно найти сведения об основных понятиях в поэзии, четкие их определения и рекомендации по их применению. Вся информация разбита на соответствующие разделы, так, чтобы поиск нужных сведений не занимал много времени. Советы и рекомендации по написанию стихотворений помогут молодым поэтам сориентироваться среди множества требований к поэтическому произведению, сохранив при этом такие важные для любого стихотворения черты, как выразительность и эмоциональность.

Кроме этого, на страницах ресурса литераторы найдут материалы, которые помогут им защитить их авторские права. Создавая наш сайт, мы стремились к максимальной информативности с тем, чтобы как начинающие, так и опытные поэты могли найти на его страницах ответы на все интересующие их вопросы. Мы искренне надеемся, что наши статьи и рекомендации помогут авторам раскрыть все грани их таланта.

pishi-stihi.ru

Катерина Снегирева. Как писать стихи

Катерина Снегирева. Как писать стихи

Писать стихи вовсе не так уж трудно, как думают многие. Чтобы писать стихи, нужно обладать желанием это делать и определенным словарным запасом. Конечно, хорошо браться за «перо» еще и в сопутствующем эмоциональном состоянии. Более того, это эмоциональное состояние – обязательная составляющая написания стихов на определенные темы: например, о любви или разлуке. Убеждена, невозможно написать хорошие стихи на эти темы без соответствующего эмоционального заряда.

Для написания стихов Вы должны овладеть азами стихосложения, с которыми мы Вас постараемся познакомить. В классическом стихе первое место занимает рифма. Однако, автор вправе сосредоточить свое внимание и на других компонентах стиха, иногда даже в ущерб качеству рифмовки.

Рифмуются не слова и не звуки, а СТРОКИ. При это важно выдерживать и стихотворный размер (способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии)).

РИФМОВКА – порядок чередования рифм в стихе. Существует несколько способов рифмовки. Например, смежная рифмовка, перекрестная рифмовка, кольцевая, холостая. Смежная рифмовка: строки рифмуются по принципу: 1122, то есть первая строка со второй, третья с четвертой.

Пример:

Есть у меня мой друг. (1)Друг понадежней двух. (1)Может, он не богат. (2)Но он всегда мне рад. (2)(К. Снегирева)Перекрестная (или классическая): 1212. Первая строка рифмуется с третьей, вторая с четвертой.

Пример:

Март вернулся в город внезапно. (1)Превратился в дождик снежок. (2)Я с тобой сегодня, но завтра, (1)Завтра я уеду, дружок. (2)(К. Снегирева)Кольцевая: 1221. Первая строка рифмуется с четвертой, вторая − с третьей.

За зеленой рослою травой (1)Спряталась от нас ягода лесная. (2)В прятки летний лес играет с нами. (2)Мы съедим по ягодке с тобой. (1)(К. Снегирева)Холостая: 1232. Первая и третьи строки не рифмуются.

Умирает любовь первая. (1)Ничего поделать нельзя. (2)Бедная моя девочка. (3)Кто тебя наказал? (2)(К. Снегирева)Также есть и другие способы рифмовки, например, одинарная: 1111. Первая строка рифмуется и со второй, и с третьей, и с четвертой.

Если придешь – впущу. (1)Место найду плащу. (1) В темень не отпущу. (1)Все я тебе прощу. (1) (К. Снегирева)Рекомендуем Вам использовать из приведенных способов перекрестную или одинарную рифмовку при написании, по крайней мере, первых произведений. Комбинировать между собой разные способы рифмовки не следует. Выбрали перекрестную рифмовку, придерживайтесь Вашего выбора на протяжении всего стихотворения. Также не нужно стараться сделать стихотворения объемными. Максимум 2-3 строфы (строфами называются четверостишья) – этого вполне достаточно, чтобы выразить то, что Вы хотите сказать.

Пример стихотворения в 2 строфы (перекрестная рифмовка):

Северный ветер дует, Чтоб холоднее стало.Скажут, я − дура, люди, Что я с тобой осталась.

Скажут еще те люди,Будто ты мне не верен.Все еще у нас будет,Верю я, верю, верю.(К. Снегирева)Пример стихотворения в 3 строфы (перекрестная рифмовка):

Март вернулся в город внезапно.Превратился в дождик снежок.Я с тобой сегодня, но завтра,Завтра я уеду, дружок.

Будешь ждать меня очень долго.И смотреть в пустое окно.Я тебе про эту дорогуГоворила очень давно.

Не проси меня, не останусь.От меня ключи ты не прячь.И когда я все же растаю, Ты не плачь, ты только не плачь…(К. Снегирева)

Постарайтесь соблюдать размер (звук) стиха. То есть написанные Вами строки должны состоять из примерно одинакового количества слов, правильно расположенных и созвучных между собой. Поясним на примере одной и той же строфы.

Правильный вариант:

И вновь по улице с весенними цветамиНавстречу женщина идет судьбеС усталыми, зелеными глазами. Красивая. А может, так себе.(К. Снегирева)Неправильный вариант:

И вновь по улице с весенними цветамиИдет женщина навстречу судьбе.С усталыми, зелеными глазами,Красивая она, а может, быть так себе.В последнем примере ошибки допущены во второй строке и в четвертой. Сравните первый вариант со вторым и поймете разницу. Старайтесь не допускать столкновения одинаковых или похожих согласных:

Пример:

И из гроба малец с раной встал с зияющей как дыра.Читая такие строчки, приходится либо проглатывать буквы, либо выбиваться из естественного ритма стиха, также при произнесении искажается смысл написанного.Старайтесь придерживаться правильных ударений. Не следует придумывать свои ударения. Помните о правильно расставленных знаках препинания. Не желательно делать дополнительных пауз внутри одной строки. Разумеется, если паузы (цезура) внутри строки только не задуманы Вами по смыслу.

Пример:

Скажут: не повезло. Только кому назлоСтолько мы скажем слов – злых и напрасных слов.(К. Снегирева)Такие паузы часто встречаются при так называемой одинарной рифмовке (1111). Старайтесь писать с правильными окончаниями.

Пример строфы с правильными окончаниями:

Дождик, дождик, мой милый дождик…Ты посмейся со мной немножко.Сколько было глухих дорожек.И парней под моим окошком.(К. Снегирева)Усвоив основные азы стихосложения, теперь Вы можете попробовать написать свое первое стихотворение.

Удачи Вам!

Автор: Катерина СнегиреваДругие работы автора: http://stihi.ru/avtor/telec

www.zatebya.ru