Именительный и винительный падежи существительных. Как их различить? Именительный падеж или винительный падеж


отвечает на вопросы, примеры среднего рода и множественного числа

Cуществительные в винительном падеже отвечают на вопросы Кого? Что?. Данный падеж обладает характерными особенностями, которые подробно описаны в данной статье. Для удобства запоминания информации приведены таблицы, примеры, важные моменты.

Что такое винительный падеж?

Винительный падеж в русском языке является косвенным падежом, выражающим объектное, субъектное или обстоятельственное значения. Винительный падеж отвечает на вопросы – Кого? Что? и может употребляться с предлогами – в, за, на, про, через.

Примеры существительных в винительном падеже: переписать статью, перейти через реку, закончить работу, встретить преподавателя, слушать музыку, указать на доску, ждать подругу.>

Как определить винительный падеж?

Существительные в винительном падеже отвечают на падежные вопросы (Кого? Что?), а также имеют особые падежные формы, различные у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в таблице.

Мужской род

Мужской род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Мужчину,Дядю Мужчин,Дядь
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Столяра, Пекаря Столяров, Пекарей
Неодушевленное Стол,Тополь Столы,

Тополя

3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Женский род

Женский род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное Красавицу,Тетю Красавиц,Теть
Неодушевленное Антенну,Вишню Антенны,Вишни
2 склонение Одушевленное
Неодушевленное
3 склонение Одушевленное МатьРысь Матерей,

Рысей

Неодушевленное ТетрадьНовость Тетради,

Новости

Разносклоняемые Одушевленное
Неодушевленное

Средний род

Средний род
ед. число мн. число
1 склонение Одушевленное
Неодушевленное
2 склонение Одушевленное Существо,

Насекомое

Существ,

Насекомых

Неодушевленное Полотно,Решение Полотна,Решения
3 склонение Одушевленное
Неодушевленное
Разносклоняемые Одушевленное Дитя Детей
Неодушевленное Путь,

Время

Пути,

Времена

Обратите внимание! Винительный падеж множественного числа существительных совпадает с формами именительного падежа (у неодушевленных существительных) и родительного падежа (у одушевленных существительных).

Значение винительного падежа

Существительные в винительном падеже в предложениях и словосочетаниях могут выражать различные значения:

  • Субъектное (машину трясет, больного знобит, девочку тошнит);
  • Объектное (испечь пирог, посоветовать книгу, убедить учителя);
  • Обстоятельственное (ждать целый месяц, встречаться каждый день, переделать три раза, собраться в круг).

В предложениях существительные в винительном падеже, как правило, выступают в качестве дополнения и обстоятельства.

Тест по теме

obrazovaka.ru

вопросы, окончания, отличия от родительного и именительного.

Как отличить винительный падеж от родительного и именительного?

Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. Потому что все остальные отвечают себе спокойненько на свои вопросы и не вызывают трудностей. С винительным же падежом все иначе. Его очень легко можно перепутать с именительным или родительный. Ведь винительный падеж отвечает на вопросы «Кого? Что?» Винительный падеж обозначает объект действия. Существительное, находясь в винительном падеже, испытывает на себе действие другого существительного, которое в данном предложении – сказуемое. Все становится понятным на примере: «Я люблю своего брата». Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания. Ниже представлена таблица:

«Окончания винительного падежа».

Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные. На этом и сыграем.

Рассмотрим пример:

«Бабушки дома нет». Подставим неодушевлённый предмет – «ключей дома нет». Нет кого, чего? Бабушки, ключей. Родительный падеж.

«Я не вижу на столе тарелку». Подставим одушевлённый предмет – «Я не вижу на столе брата». Не вижу кого – брата, не вижу что – тарелку. Кого, что – винительный падеж.

Особенности винительного падежа.

Винительный падеж употребляется с такими предлогами как «В, за, про, на, через». С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. Приведем пример «Всю ночь переписывать реферат». Существительные «ночь» и «реферат» находятся в этом предложении в винительном падеже. С такими предложениями нужно быть предельно внимательными. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Приведем пример: «Ждать мать» и «Ждать сообщение». В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Тут различие из-за склонения одушевленных и неодушевленных предметов, как мы уже писали выше.

Похожие статьи

infoogle.ru

Отличить винительный падеж от именительного? Это просто

В школе несколько занятий всегда бывает посвящено винительному падежу, как вызывающему наиболее серьезные трудности у учеников. Немудрено, что и взрослые частенько допускают ошибки, употребляяя винительный падеж. Так что стоит разобраться с этой темой.

Винительный падеж является одним из 6 основных падежей русского языка и, как правило, употребляется в паре "переходный глагол + существительное". Что это означает? Это значит, что существительное в винительном падеже испытывает на себе какое-то действие, направленное на него со стороны существительного или местоимения, выполняющего функцию подлежащего. Простой и понятный пример - "я люблю маму (папу, кошку, сосиски, кашу, музыку, цветы и т. д.)" Подлежащим, то есть действующим лицом, в данном случае является местоимение "я". Прямое дополнение, выраженное существительным, идущим за глаголом, испытывает на себе действие со стороны подлежащего - любовь. И это прямое дополнение всегда будет употребляться в винительном падеже.

Проверить это довольно легко: во-первых, можно вспомнить вопросы падежей, винительный падеж в русском языкевинительный отвечает на "кого? что?", во-вторых, следить за окончаниями, подставляя вместо дополнения в неоднозначных случаях существительные 1 склонения - мама, папа, лиса и т.д. Все они будут давать окончание "у".

Винительный падеж в русском языке часто является источником ошибок, особенно в разговорной речи, его заменяют родительным, дательным, именительным и даже предложным падежом. Очень часто глаголы требуют за собой употребление именного прямого дополнения, но ошибки все равно проскальзывают, поэтому изучение темы, посвященной тому, как правильно употреблять винительный падеж, нужно совмещать с темой о построении словосочетаний и особенностях пары "глагол + существительное".

вопросы падежейСуществует еще вероятность встретить винительный падеж в предложениях, в которых обозначаются временные понятия, например "работать всю неделю", "вставать каждый час", "переписывать конспект всю ночь". В последнем случае оба существительных употребляются в винительном падеже, поэтому следует проявлять внимательность и осторожность при разборе подобных предложений.

Если форма существительного очень похожа на именительный падеж, но это существительное не является подлежащим, можно сделать грамматический разбор предложения, чтобы убедиться в том, что существительное употреблено в винительном падеже.

Если появляются сомнения в правильности склонения существительного после винительный падежкакого-то глагола, следует заглянуть в словарь и проверить, какой падеж требуется употребить. Например, такие глаголы, как "тормозить", "внушать", "сообщать", "отправлять", "надеть" и так далее.

Еще есть некоторые различия в склонении одушевленных и неодушевленных существительных. Например "ждать письма" и "ждать отца". В первом случае падеж будет родительным, а во втором - винительным. В этом легко убедиться, задав вопросы от глагола к дополнению. Так что подстановка существительных, относящихся к первому склонению - все-таки не панацея. Проверять себя следует несколькими способами.

А лучший способ стать грамотным человеком и практически не допускать ошибок - в большом количестве читать хорошую литературу.

fb.ru

Падежи русского языка. Таблица с вопросами

Падеж — это изменяемая характеристика слова, которая присуща лишь именам существительным, именам прилагательным, именам числительным или местоимениям. Учитывая вышесказанное, можно определить значение термина “падеж”.

Падеж — это характеристика, обозначающая вид, в котором находится имя существительное, обозначающая его соотношение с другим объектом или лицом, определяющая его действие, состояние или признак. 

Более сложное понятие падежа звучит так:

Падеж — меняющаяся характеристика грамматики русского языка, которая соответствует она существительному, местоимению, числительному или прилагательному, а также их гибридам, определяющая их значение в предложении относительно семантического или синтаксического положения.

Падежи помогают связывать части речи между собой, наделяя предложение или словосочетание определённой мыслью. Визуально она и выражается при помощи текста посредством трансформации формы слова. Для наглядности можно сравнить:

  • месяц, овины, жёлтый, лик, солнце, ясное;

Прячет месяц за овинами жёлтый лик от солнца ярого.

В первом случае употреблён набор слов, которые ничем не связаны и потому представляют собой бессмысленное перечисление. Во втором — части речи изменены, мысль изложена чётко и ясно, этому способствовали падежи.

Всего существует 6 падежей, которые характеризуются определённым окончанием. Тот или иной падеж можно определить, задав соответствующий вопрос, или распознать по присутствию определённых предлогов. В представленной таблице указаны все существующие падежи, определяющие их вопросы и соответствующие предлоги, если таковые должны быть.

Таблица падежей

ПАДЕЖ ВОПРОС ПРЕДЛОГИ
Именительный(есть) кто? что? -
Родительный(нет) кого? чего? с, у, от, до, из, без, для, вокруг, около, возле, кроме
Дательный(дать) кому? чему? к, по, благодаря, вопреки, согласно
Винительный(вижу) кого? что? под, за, про, через, в, на, во
Творительный(доволен) кем? чем? с, со, за, над, под, между, перед
Предложный(думать) о ком? о чем? в, о, об, на, при, по

Падежи в русском языке (таблица с вопросами и окончаниями)

Перед тем, как разобрать отдельно каждый падеж на примере конкретных слов, ещё раз вспомним терминологию этого слова и соотнесём её с существительным.

Падеж — это форма существительного, которая изменяет его и выявляет отношение его к другому предмету, человеку, действию или событию, создавая смысловую связь в предложении или словосочетании.

Падежи существительных. Падежные предлоги

Именительный падеж

Именительный падеж является базовой или начальной формой названия предмета. Применяется для обозначения объекта, в именительном падеже слово всегда будет выражать ответ на вопрос кто? или что?

  • Кто? мам-а, заяц_, врач_;
  • Что? ручк-а, солнц-е, пруд_, тиш-ь.

Предлоги при употреблении слова в именительном падеже не используются. Он относится к категории прямого падежа (остальные называются косвенными). В предложении существительное, находящееся в именительном падеже является подлежащим или частью сказуемого.

  • Эта книга мне очень понравилась. («книга» в именительном падеже, является подлежащим)
  • Собака — лучший друг человека. («друг» — часть сказуемого)

Родительный падеж

Обозначает притяжение или принадлежность предмета к другому предмету или лицу, отвечает на вопросы кого? чего?

  • (нет) кого? мам-ы, зайц-а, врач-а;
  • (нет) чего? ручк-и, солнц-а, пруд-а, тиш-и.

Этот падеж относится к категории косвенных и может употребляться и с предлогами и без них. Пример:

  • (нет чего?) ручки — отломился у (чего?) ручки.

Чтобы более точно связать по смыслу существительное с другим словом, используются предлоги. Если существительное находится в родительном падеже, то ему будут соответствовать предлоги без, из, вокруг, с, около, у, после, от, для, до.

Примеры:

  • ходить без шляпы;
  • узнать из книги;
  • шагать вокруг здания;
  • спросить у прохожего;
  • отойти от подъезда;
  • дотянуться до плеча.

Дательный падеж

Используется в сочетании с глаголами, которые обозначают действие по отношению к данному предмету, ему соответствуют вопросы: кому? или чему?

  • Даю (кому?) мам-е, зайц-у, врач-у;
  • Даю (чему?) ручк-е, солнц-у, пруд-у, тиш-и.

Этому падежу (который является также косвенным) соответствуют предлоги к (ко), по, согласно, вопреки, вслед, подобно.

  • Подбежать к сестре;
  • действовать согласно убеждению;
  • поехать навстречу поезду;
  • сделать вопреки совету.

Винительный падеж

Существительное в винительном падеже указывает на объект действия, употребляется в сочетании с глаголом, ему соответствуют вопросы: кого? или что?

  • Виню (кого?) мам-у, зайц-а, врач-а;
  • виню (что?) ручк-у, солнц-е, пру-д, тиш-ь.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в винительном падеже: с (со), через, в (во), о (об), на, сквозь, под, про, через, по, за.

  • Пронести через года;
  • говорить про себя;
  • подсматривать сквозь стекло;
  • танцевать под музыку;
  • отомстил за отца.

Некоторые из этих предлогов (на, под, за, в) уточняют направление совершаемого на предмет действия:

  • спрятал (во что?) в коробку;
  • положил (на что?) на коробку;
  • поставил (за что?) за коробку;
  • подогнал (под что?) под коробку.

Творительный падеж

Существительное, находящееся в творительном падеже, обозначает объект, которым производят действие на другой предмет, он определяется вопросами: кем? или чем?

  • Доволен (кем?) мам-ой, зайц-ем, врач-ом;
  • доволен (чем?) ручк-ой, солнц-ем, пруд-ом, тишь-ю.

Предлоги, употребляемые с существительным, стоящим в творительном падеже: за, с (со), между, под, над, перед, вместе с, в связи с, согласно с.

  • Говорить с гордостью;
  • летать над землёй;
  • задуматься перед покупкой;
  • приглядывать за ребёнком;
  • смеяться вместе с бабушкой;
  • стоять между деревьями;
  • остановиться в связи с правилами.

Предложный падеж

Стоящее в предложном падеже, имя существительное отвечает на вопросы о ком? о чём?

  • Думаю (о ком?) о мам-е, зайц-е, врач-е;
  • Думаю (о чём?) о ручк-е, о солнц-е, о пруд-е, о тиш-и.

Употребляемые предлоги, если существительное стоит в предложном падеже: по, на, о (об), в, при.

  • Основать при кафедре;
  • ходить в музее;
  • сидеть на скамейке;
  • рассказать о фильме;
  • плавать на катере.

Склонять по падежам можно, как неодушевлённые существительные, так и одушевлённые. В первом случае, они будут отвечать на вопрос Что? и соответствующие ему. Одушевлённым же соответствуют вопрос Кто?  и соответствующие.

Определение падежа существительного

Падеж имени существительного можно обозначить, если следовать по следующей схеме:

  1. сначала находится связанное слово с определяемым существительным;
  2. затем от найденного слова (оно может быть выражено любой частью речи) к определяемому существительному задаётся вопрос.

Окончание и предлог также помогут правильно выявить падеж.

  • Пошёл гулять в сквер.

Гулять (во что?) в сквер — в.п.

  • На небе давно нет солнца.

Давно нет (чего?) солнца — р.п.

  • Прикоснуться ко лбу.

Прикоснуться (к чему?) ко лбу — д.п.

  • За окном поднимается солнце.

(Что?) солнце (что делает?) поднимается — и.п.

  • Удивлён происходящими событиями.

Удивлён (чем?) событиями — т.п.

  • Увлечённо рассказывать о походе.

Рассказывать (о чём?) о походе — п.п.

Падежи соответствуют склонениям именных частей речи. Типы склонений, правила их определения узнать можно здесь.

Кроме основных шести падежей, существуют ещё, многим неизвестные, девять падежей русского языка.

koreniz.ru

все о трудностях падежей в русском языке

как отличить винительный падеж от родительного

Грамматика русского языка невероятно обширна и вместе с тем крайне сложна. Однако если как следует разобраться в теме, представляющей для вас проблему, в конечном итоге все встанет на свои места.

В данной статье мы поговорим о том, как отличить винительный падеж от родительного, и еще о нескольких трудностях склонения существительных и местоимений. А начнем мы с основных понятий и правил.

Значение падежей в русском языке

Для связи слов в предложениях все самостоятельные части речи могут принимать необходимую форму: глаголы изменяются по временам, числам, лицам и залогам, а имена существительные, числительные, прилагательные, причастия и местоимения – по числам и падежам. Так они осуществляют свою синтаксическую роль в предложениях, однако для этого необходимо склонять их правильно.

В русском языке существует всего 6 падежей, каждый из них имеет вспомогательные вопросы и собственные окончания. Однако при выборе последних строго необходимо учитывать склонение имен существительных. Плюс все связанные со словами этой части речи прилагательные, причастия и числительные также от него зависят. Таким образом, чтобы научиться изменять по падежам все эти морфологические единицы, сначала нужно подробно изучить эту категорию.

Склонение

существительное в винительном падежеК постоянным признакам имен существительных как части речи относятся род (женский, мужской, средний), склонение (1-е, 2-е, 3-е, несклоняемые и разносклоняемые слова). Также следует различать существительные одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные. И именно от второй категории зависит изменение по падежам, а точнее добавление необходимого окончания.

Необходимо знать, что в первое склонение включены имена существительные как мужского, так и женского рода с окончаниями «–а» и «-я», к примеру, радуга, лисица, мужчина. Во второе – мужского рода с нулевым окончанием (зять, гений, йогурт) и все слова среднего рода (окно, горе, ложе), а в третье – только те слова женского рода, которые оканчиваются на «ь» (мать, ночь, рысь). Однако для изменения по падежам склонение существительных имеет значение только в единственном числе, поскольку во множественном все слова данной части речи имеют одинаковые окончания («-ы/-и,-а/-я»), к примеру, лисицы, йогурты, матери, берега, якоря.

Роль падежей

таблица падежейКаждый из шести падежей в русском языке имеет собственное значение и цель применения в тексте. Так, с их помощью слова выполняют свою синтаксическую роль, образуя связь с в словосочетаниях.

Также по падежу можно определить, к какому члену предложения относится данное имя существительное: если оно находится в именительном падеже - это подлежащее, если в предложном и отвечает на вопрос «Где?», в родительном («откуда?») или в винительном («куда?») – это обстоятельство, в остальных случаях – дополнение.

Что касается прилагательных и причастий, то они, вне зависимости от падежа, являются определениями, как и порядковые числительные. А вот количественные – всегда обстоятельства со значением меры и степени и отвечают на вопрос «сколько?».

Не подлежат изменению по падежам

Особенного внимания требуют несклоняемые и разносклоняемые имена существительные. К первым из них относятся слова, главным образом позаимствованные из иностранных языков. К примеру, казино, эскимо, кашне, кашпо, кофе и др. Их форма является неизменной, то есть их невозможно просклонять по падежам, поскольку их окончание останется прежним. В связи с этим проблема, как отличить винительный падеж от родительного или какое окончание выбрать при написании, данной категории слов не касается, а потому их легко употреблять в тексте.

вопросы винительного падежа

И. п.: в чашке что? – вкусный кофе

Р. п.: нет чего? – вкусного кофе

Д. п.: добавить к чему? – ко вкусному кофе

В. п.: хотеть что? – вкусный кофе

Т. п.: пахнет чем? – вкусным кофе

П. п.: думать о чем? – о вкусном кофе

Изменение по падежам вне правил склонения

Однако значительную трудность представляют разносклоняемые слова, их всего 11 (путь + 10 на «-мя»: семя, вымя, бремя, темя, стремя, племя, время, имя, пламя, знамя). При их изменении по падежам они принимают окончания разных склонений. Помимо этого, только существительное в винительном падеже или именительном из ряда слов на «-мя» не требует добавления суффикса «-ен» при склонении в единственном числе. В остальных же случаях он необходим.

винительный и родительный падеж местоимений

Однако именно поэтому вопрос о том, как отличить винительный падеж от родительного, не касается разносклоняемых существительных, поскольку форма их в. п. идентична и. п. Во множественном числе родительного падежа к ним добавляются суффиксы «-ён» («имён, племён») и «-ян» («стремян, семян»). Проще это запомнить визуально: по прикрепленному фото «таблица падежей разносклоняемых существительных».

Основная трудность

Чтобы научиться справляться с задачей, как отличить винительный падеж от родительного, необходимо научиться правильно задавать вопросы к словам и определять морфологические признаки имен существительных. Это поможет воспользоваться небольшой хитростью путем замены трудных слов на те, которые ясно различаются в этих двух падежах, т. е. на любой пример 1-го склонения.

Так, если вы видите в тексте одушевленное имя существительное во множественном числе, то вместо него следует мысленно использовать неодушевленное в той же форме. К примеру, "вижу кого? – людей" ("вижу что? – книги" – так как не является подлежащим, то это не и. п., а значит выбираем в. п.), "нет кого? – людей" ("нет чего? – книг" – р. п.).

Если же проблему составляет одушевленное имя существительное мужского рода 2-го склонения, то подставьте вместо него «мама», а затем задайте к нему вопросы винительного падежа и родительного со вспомогательными словами. К примеру, вижу кого? – ослА (вижу кого? – мамУ – в. п.), нет кого? – ослА (нет кого? – мамЫ – р. п.). Аналогичную хитрость нужно использовать, чтобы различить винительный и родительный падеж местоимений (личных и возвратных), а склонять притяжательные следует ориентируясь на связанные с ними существительные.

fb.ru

Что такое падежи? Именительный и винительный падеж

Вы уже слышали о том, что в русском языке есть падежи и что это страшно и сложно. Вы удивитесь, но ничего подобного! Падежи - не сложнее, чем предлоги вашего языка. По сути это и есть предлоги, только стоящие в конце слова, а не перед ним! Человек увидел кота Кот увидел человека В данных примерах первое слово стоит в именительном падеже, а третье в винительном. В испанском языке эти примеры звучать так: El hombre ha visto al gato El gato ha visto al hombre Видите? Тоже стоит "a" - только не в конце, а перед словом! Для англоговорящих студентов другой пример. В английском тоже есть явление, похожее на винительный падеж, но только для местоимений: He saw him

Мы не можем сказать he saw he, тогда будет не понятно, кто был действующим лицом, а кто был увиденным. Такого же изменения требует и русское слово. Благодаря падежам можно переставлять слова почти как угодно внутри предложения и все равно будет понятен смысл!

Человек увидел кота = Человек кота увидел = Кота человек увидел = Увидел человек кота = Увидел кота человек

Осталось только запомнить, какое окончание добавлять к словам в винительном падеже.

Человек: увидел человека Кот: увидел кота Дом: увидел дом Папа: увидел папу Здание: увидел здание Дерево: увидел дерево Трава: увидел траву Девочка: увидел девочку Дочь: увидел дочь Тень: увидел тень Часы: увидел часы Ножницы: увидел ножницы

Видите, далеко не везде нужно менять окончание! Уже проще! Давайте сгруппируем эти слова, посмотрим на них и сделаем вывод.

Человек, кот, -а Папа - у Трава, девочка – у Дом - Здание, дерево - дочь, тень - часы, ножницы,-

Получается, если слово мужского рода, одушевленное и кончается на согласную – добавляем а. Если слово кончается на а – меняем на у, а в остальных случаях менять ничего не нужно!

Есть нюансы, вроде таких слов как: Учитель – увидел учителя (так как учитель+а=учителя) Герой – героя (герой+а, й+а=я) Отец – увидел отца (тут беглая гласная, таких слов не много, можно просто запомнить)

www.ruspeach.com

Именительный и винительный падежи существительных. Как их различить?

Нужно задавать вопрос, используя вспомогательное слово винить/обратиться/ругать. Если подходит, то падеж винительный, а не именительный или родительный.

Либо судить по ходу предложения.

Пример:

Сегодня Олеся пришла в школу.

Нас интересует падеж слова Олеся. Пробуем проверить: пришла кто? Олеся.

Падеж именительный.

Сюда положили персик.

Слово персик отвечает на вопрос quot;что?quot;. Но будь персик одушевленным, мы бы спросили quot;кого?quot;, а не quot;кто?quot;. Значит, падеж винительный.

Мы часто берем какао в термосе, приносим с собой.

Теперь займемся словом какао (у которого вообще для всех падежей форма одна и та же).

Берм что? какао.

Заменяем его чем-то одушевленным, например, словом ж. Мы часто берем с собой (кого?) ежа.

Пара вопросов кого/что, а значит, это винительный падеж.

Если существительное мужского рода неодушевлнное (пусть даже условно говоря), то в единственном числе винительный падеж совпадает с именительным. Чтобы определить, в какой конкретно форме находится это существительное, следует определить, обозначает оно действующее quot;лицоquot; или объект действия.

Стол стоит посреди комнаты. Здесь падеж слова quot;столquot; - именительный, оно выступает в роли подлежащего.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол. Здесь падеж слова quot;столquot; - уже винительный, оно выступает в роли дополнения.

Словоформы существительных могут совпадать в единственном числе ещ в том случае, если речь идт об одушевлнном существительном, только тут уже совпадают винительный и родительный падежи. Чтобы определить, какой в данном контексте у существительного падеж, нужно прикинуть, какое слово можно к нему подставить - quot;нетquot; (родительный) или quot;вижуquot; (винительный).

Я решила взять кота себе (можно перед глаголом quot;решилаquot; поставить глагол quot;увиделаquot; и союз И - значит, существительное quot;котquot; стоит в винительном падеже).

Я лишилась кота (можно добавить - quot;поэтому у меня его нетquot;, значит, существительное quot;котquot; стоит в родительном падеже).

Выскажу и я свою точку зрения, как отличить именительный падеж от винительного падежа существительных мужского рода (указание рода немаловажно).

Аксиома, что существительное в форме именительного падежа является подлежащим. Тут нет, никакой загвоздки, все ясно: разбираем предложение синтаксически и выявим подлежащее:

Солнце стоит в зените.

Солнце - подлежащее, существительное в именительном падеже.

Я не могу смотреть на солнце без очков.

Смотреть на что? на солнце - дополнение, существительное в форме винительного падежа с предлогом. (именительный падеж не имеет предлога).

Совсем другая история, если существительное является одушевленным. Вот тут-то и начинается неразбериха и путаница.

Именительный падеж одушевленного существительного единственного числа отличим от винительного падежа по его роли в предложении, то есть опять же оно подлежащее:

Речная рыба водится в изобилии в нашем озере.

Кто? рыба - подлежащее, выраженное существительным в форме именительного падежа.

А вот другие предложения:

Я люблю ловить рыбу.

В его рационе давно нет речной рыбы.

У одушевленных существительных женского рода падежные окончания родительного и винительного падежа различаются:

люблю ловить что? рыб-у - форма винительного падежа;

нет чего рыб-ы - форма родительного падежа.

А если это существительное мужского рода второго склонения? Например:

В море промысловики ловят кита.

Давно не видно кита в нашей акватории.

Ловят кого? кита, это существительное в форме винительного падежа. Можно вместо него подставить существительное первого склонения quot;птичкаquot;:

ловят кого? птичк-у = вижу птичк-у - винительный падеж.

Не видно кого? кита -это форма существительного родительного падежа, так как при нем имеется отрицание.

Не видно кого? кита = не видно птички (родительный падеж).

Второй способ разграничения существительных в форме родительного и винительного падежа:

обратим внимание на предлоги. Винительный падеж употребляется с предлогами:

в, через, сквозь, несмотря на, невзирая на:

Несмотря на (что?) дождь, мы пойдем на прогулку, взяв с собой зонтик.

В (во что?) дождь мы не пойдем гулять.

Без кита нам сегодня не обойтись.

Не обойтись без кого? без кита - сущ. в род.падеже.

info-4all.ru