Как воспитать чувство собственного достоинства? Говорить с чувством собственного достоинства


Чувство собственного достоинства - что это такое и как его развить

Чувство собственного достоинства – это внутреннее самоощущение человека, имеющее видимое проявление в поведенческой сфере, отражающееся высокой оценкой собственной социальной ценности и прав. Имеет близкую смысловую связь с самоуважением, самооценкой и концепцией собственного Я, находящихся на высоком уровне, но при этом не являющихся тождественными, поскольку в этих близких понятиях больший акцент сделан на восприятии человеком себя, тогда как достоинство всегда апеллирует к внешнему социуму.

Чувство собственного достоинства в отношениях (будь то интимные, детско-родительские или служебные) всегда предопределяет достойный уровень поведения человека, высокие требования к себе и участникам отношений. Подобные требования заключаются в спокойствии диалога и порядочности поступков, руководство моральными принципами и проявлении уважения даже в форме своего внешнего вида (путем поддержания опрятности). При кажущемся давлении требований и обязательств, человек исполненный достоинства может вести себя значительно свободнее, чем среднестатистический представитель, идя к собственным желаниям добродетельным путем и показывая прекрасные манеры и воспитание. Такие люди могут открыть любые двери, поскольку они хорошо знают и ценят свои сильные стороны, умеют обращаться со слабыми и способны презентовать себя окружающему миру так, чтобы эти качества ценились, без унижения других людей и попыток выделиться, очерняя их.

Знание норм поведения с вами является условием для того, что бы начать развитие чувства собственного достоинства, принимая или отвергая взаимодействие от людей, в зависимости от его соответствия вашим внутренним критериям возможного. Данная категория не является врожденной, а формируется или застывает под влиянием внешней среды, от интериоризации оценки других (семья, воспитатели, культура), что может происходить в обучении (нормам, правилам и правам человека), осознанном или неосознанном внушении (когда хвалят или ругают ребенка, дают оценку его личности), при копировании поведенческих паттернов (родительское поведение, как пример или же примеры литературы и кино).

Что такое чувство собственного достоинства

Чувство достоинства является проявлением принятия себя в большей части и признании себя, как значимого человека, причем подобное самоотношение базируется на уверенной позиции и спокойствии, знании и реальной оценке собственных возможностей, а также понимании ценности любой человеческой личности. Подобное ощущение некоторые могут перепутать с гордостью или гордыней, где предпосылками к ощущению себя ценным и значимым является стремление к возвеличиванию, постоянное сравнение, что вызывает эмоциональные перепады и потерю уверенности.

Чувство собственного достоинства в отношениях позволяет ценить себя и ценить другого, выбирать что-то исходя из собственного миропредставления, а не под давлением манипуляций или соревновательных стратегий. Нет и стремления что-то совершить ради угождения другим или подтверждения собственной значимости, человек понимает свою значимость априори и подобное понимание никак не опирается на внешние источники. Это похоже на зрелые отношения, где забота о других будет осуществляться из собственных внутренних мотивов сострадания или любви, но не с целью заслужить хорошее отношение, где допускается разница восприятий и она поддерживается в обе стороны (т.е. человек не поступится жизненными условиями или своими правами ради сохранения хороших отношений, но и не посягнет на права другого).

Важным внутренним моментом является стремление оставаться собой и сохранять спокойную и твердую позицию, не опускаясь до пустых обвинений, выяснений отношений при помощи крика и угроз, обращение к интригам и сплетням, как способам воздействовать на окружающее. Из-за отсутствия соревновательного момента, спокойствия, уверенности и знания себя такого человека невозможно обидеть, ведь он четко представляет, кем он является, а кем нет (вы же не станете обижаться или спорить с тем, кто назовет вас антилопой и воспринимать это всерьез). Честность с собой, открытое признание слабостей сопровождает достойное поведение, тогда человек может подстраховаться заранее в нестабильных моментах, когда же поведение выглядит, будто все можно решить самостоятельно и справиться с любой проблемой, то это уже самоуверенность, которая порой хороша, но отражает не совсем адекватное восприятие себя.

Отражается подобное отношение к себе действенным проявлением любви себя и своих желаний, поскольку во многом направлено на обеспечение качественного уровня жизни. Потребность следить за внешностью (не только на важных мероприятиях, а даже в выходные, просиженные дома), заботиться о здоровье (не только покупкой лекарств, но и обеспечением качественного отдыха, насыщенного рациона и пр.), будет покупать только качественные товары (без желания сэкономить, поскольку знает, что достоин лучшего). То же самое касается выбора работы и друзей, спутников жизни и способов построения отношений. Человек, чувствующий себя достойно, не будет находиться в недостойном месте, заниматься низкими делами и общаться с пропащими людьми.

psihomed.com

Чувство собственного достоинства - Психологос

​​​​​​​

Фильм "Служебный роман"

Чувство собственного достоинства не исключает тревоги и волнения. скачать видео

Фильм "Дживс и Вустер"

Дживс - слуга, но ведет себя с чувством собственного достоинства, подчиняя себе лорда Вустера. скачать видео

Фильм "Отпетые мошенники"

У одного из этих людей высокое чувство собственного достоинства, другого здесь приходится этому обучать. скачать видео

Чувство собственного достоинства - самоощущение (и связанное с этим поведение) человека, высоко оценивающего свои социальные права и свою социальную ценность.

В переводных работах "чувство собственного достоинства", "самоуважение" и "здоровая Я-концепция" используются как синонимы, хотя определенные различия в содержании этих понятий присутствуют. Если в самоуважении человек разбирается в первую очередь сам с собою, чувство собственного достоинства говорит скорее о должном отношении к человеку со стороны окружающих людей.

Человек с чувством собственного достоинства требует должного поведения и от себя, и от других. Он требует от себя опрятности и спокойствия, не опускается до непорядочных поступков, при этом разрешает себе большую свободу, чем массовая личность, у него хорошие манеры, элементы царственности.

В фильме «Служебный роман» Алиса Фрейндлих утром заходит в организацию преображенная, в новом платье и идет к своему кабинету, полная чувства собственного достоинства.

Сегодня это называют "чувство собственного достоинства", хотя на самом деле это точнее называть позицией и соответствующим поведением. Вы знаете, как вы можете и должны вести себя сами - и как могут и должны вести себя люди рядом с вами, в отношении вас. Когда люди получили хорошее воспитание, они это знают прекрасно. Вот так и ведите себя!

Связано ли чувство собственного достоинства и успехи в учебе? Достоверных данных здесь нет. Многие исследователи убеждены, что чувство собственного достоинства помогает лучшей учебе, что чувство собственного достоинства и самоуважение - это те доспехи, которые способны защитить детей от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Однако другие исследователи не исключают, что ситуация диаметрально противоположна, и полагают, что академические успехи ведут к высокому самоуважению, а плохая учеба снижает чувство собственного достоинства.

Нередко дети компенсируют отсутствие чувства собственного достоинства стремлением к хорошим оценкам, однако из этого вовсе не следует, что все отличники имеют внутренние проблемы.

Чувство собственного достоинства не дается человеку от рождения и напрямую не связано с результатами деятельности. Чаще ощущение собственного достоинства усваивается на основе копирования образцов, приходит в результате осознанных или нет внушений со стороны окружающих или в результате обучения (воспитания) со стороны родителей, которые приучают ребенка к соответствующему поведению.

"Человек, уважающий себя, ведет себя так-то и так-то" - и требуют от ребенка подобного поведения. Эффективно или нет они прививают ребенку этот стиль поведения - другой вопрос.

www.psychologos.ru

Чувство собственного достоинства — что это. Как его воспитать и сохранить

«У него ЧСД явно завышено», «Ты себя не ценишь, ты достойна гораздо большего» – можно услышать краем уха или напрямую в свой адрес. Что это за ЧСД? Чувство собственного достоинства, которое показывает, насколько человек сам себя уважает, ценит и любит. Оно же определяет уровень притязаний, да и вообще активность в жизни, само ее содержание и успешность. Чувство собственного достоинства бывает неадекватным (завышенным или заниженным) и адекватным, но его не может не быть.

Что такое человеческое достоинство

Чувство собственного достоинства (ЧСД) в значительной мере связано с самооценкой. Но это не единственный компонент и не его синоним. ЧСД – сложная система взаимообусловленных чувств и эмоций. Кроме самооценки свою лепту вносит самовосприятие и другие продукты самости: самоуважение, самоощущение. Грубо говоря, чувство собственного достоинства – результат оценивания человеком собственной значимости и ценности.

Соответственно, выходит это из самопознания, здоровой Я-концепции. Но что такое самопознание? Знакомство человека с самим собой, принятие себя (со всеми достоинствами и недостатками, врожденными особенностями) и выявление интересов, потребностей, формирование собственного мировоззрения. Однако исключительно ли на самооценке и самоанализе это основано? Нет. С рождения ребенок воспринимает себя таким, каким его видят взрослые,  что те охотно выражают через: «какой хороший мальчик», «ты плохой, неслух», «ничего не можешь сделать», «на тебя нельзя положиться», «ты моя опора в жизни». Как думаете, на примере этих фраз, какие из них сформируют адекватную самооценку и адекватное ЧСД, а какие заниженное?

Заниженное чувство собственного достоинства базируется на неадекватной критике и требованиях, унижениях, оскорблениях, принуждениях со стороны окружения, плавно переходящих в элементы внутреннего мира личности. Что касается завышенного ЧСВ, то его корни – эгоцентризм и комплекс бога, вседозволенность, воспитание по типу «кумир семьи».

Чувство личного достоинства складывается не только из ощущения своей ценности, но и ценности всего, что имеет непосредственное отношение к личности:

  • семья;
  • партнер в отношениях;
  • работа;
  • увлечения;
  • друзья;
  • хобби;
  • интересы.

Какие-то элементы зависят от нас, это непосредственно наш выбор, а какие-то нет. Например, унижая своего партнера, человек унижает себя, ведь состоять в отношениях с этим человеком – его выбор. А вот семью, в которой родиться, никто не выбирает. Потому неверно унижать себя из-за недостойного образа жизни родителей.

Риски при неадекватном ЧСД

В первую очередь среди рисков стоит поговорить об унижениях. При заниженном чувстве собственного достоинства человек позволяет унижать себя, а при завышенном унижает других людей. Естественно, от этого портятся отношения с окружающими. Кроме того, при завышенном ЧСД человек страдает от обид, разочарований, фрустраций. При заниженном – занимает роль жертвы, страдает от самобичевания, неуспеха и несчастья в жизни.

Наверняка вы знакомы с такой оценочной системой: «Это ниже моего достоинства»/ «Я этого не достоин». Однако оба эти высказывания могут быть как адекватными, так и неадекватными. Все зависит от контекста. Но еще больше ситуацию усугубляет разница в толкованиях того, кто такой «достойный человек». Нет единого мерила человеческого достоинства. Потому ориентироваться стоит на убеждения и ценности конкретного общества, референтной группы и собственные внутренние установки. Кто-то определяет достоинство социальным статусом, кто-то уровнем интеллекта, кто-то общественно полезными делами, а кто-то учитывает все три компонента или называет четвертый критерий.

Чувство собственного достоинства сопряжено еще и с ответственностью. А именно ответственностью за сохранение своего достоинства, избегание поступков, лишающих самоуважения. Граница пораженного ЧСД – стыд и вина. Удар по чувству собственного достоинства и стыд от произошедшего – частая причина умалчивания жертв об изнасилованиях, избиениях. Некоторые люди особенно ранимы, задеть их достоинство могут даже повседневные неурядицы. Итог тот же – стыд, унижение, замкнутость. И если ценности, обусловливающие чувство собственного достоинства, отличаются от человека к человеку, от культуры к культуре и от общества к обществу, то стыд от потери достоинства неизбежен для всех.

Как воспитать ЧСД

Развитость самооценки и самоощущения, а значит и чувства значимости, зависит от характера взаимоотношений ребенка с матерью. При хорошем взаимопонимании (понимание нужд ребенка, внимание и общение, предоставление самостоятельности в выборе действий и уединении) самооценка формируется здоровой. От уважения личного пространства ребенка (это необходимо всем с рождения, ребенок должен быть уединен на глазах матери, под ее контролем) зависит развитие самоощущения и чувства собственного достоинства.

Из-за тревоги матери потерять контроль над ребенком и потребности в регулярном получении любви от ребенка иногда малыш полностью лишается свободного времени и возможности осознать самого себя. У тревожных матерей и в семьях с гиперопекой дети вырастают пассивными, безынициативными, зависимыми.

Итак, чувство собственного достоинства вытекает из взаимоотношений ребенка и матери в раннем детстве. Популярны следующие варианты развития событий:

  1. При предоставлении ребенку личного пространства в присутствии матери (другого значимого взрослого) у него формируется установка: «У меня есть право заниматься собственными делами. Я могу быть самим собой даже в обществе других людей. Мне не обязательно постоянно взаимодействовать с кем-то и не нужно навязываться».
  2. При гиперопеке ребенок получает установку: «Все должно быть строго под контролем. Самостоятельность и спонтанность непозволительна. Я обязан постоянно демонстрировать свою заботу и любовь к другим».
  3. В ситуации выражения матерью своего недовольства и невозможности заниматься личными делами, вынужденного общения с ребенком у него формируется установка: «Нужно быть благодарным за то, что кто-то вообще хочет со мной общаться, проводить время. Когда-нибудь меня оставят в одиночестве. Я всегда досаждаю другим».
  4. При потакании матери ребенку, отношении как к кумиру формируется установка: «Мне все должны за то, чтобы я с ними проводил время. Я могу получить все, что захочу, за сам факт своего существования».

В первом случае чувство собственного достоинства воспитывается адекватно, во втором и третьем случае – заниженное чувство собственного достоинства. В четвертом случае – завышенное чувство собственного достоинства. Соответственно, и самооценка – адекватная, заниженная и завышенная (в том же порядке).

Отвержение ребенка к самому себе на раннем этапе развития обуславливает дефицит самоуважения в будущем. Соответственно, принятие себя формирует здоровое самоуважение.

Восстановление и сохранение ЧСД

Самопознание

Адекватное чувство собственного достоинства необходимо для выживания человека и развития личности. Однако даже корректная любовь к себе и самоуважение воспринимается некоторыми людьми как хвастовство, эгоизм, зазнайство.

Как мы выяснили, чувство собственного достоинства начинает формироваться еще с детства. При психотерапии, как правило, выясняется, что впервые человек услышал оценку собственной никчемности в детстве от значимого взрослого, а чуть позже подсознательно принял это за свое собственное мнение.

Идентификация с агрессором – защитный механизм, при котором жертва «обеляет» образ агрессора. В данном случае речь идет о первичном самостоятельном самоунижении и самоосуждении, неприятных высказываниях в свой адрес жертвой до того, как это сделает (или сделал бы в представлении жертвы) агрессор.

Как разобраться в собственном чувстве достоинства? Прежде всего, ответить на два вопроса:

  • Чем в себе я горжусь?
  • Какие аспекты своей личности, жизни я хотел бы скрыть?

Дополнительно можно отметить, какие ценности и ориентиры преобладают в обществе, определенной группе. Как они связаны с предыдущими ответами? Иногда получается так, что и повод для гордости, и предмет тайны – одно и то же. Как такое возможно? Когда ситуация развития не соответствует реальным потребностям и особенностям личности, ущемляет ее.

Работа по сохранению и восстановлению чувства собственного достоинства предполагает разбор «каши» в голове на сознательное и подсознательное, разграничение собственных суждений и чьих-то извне. Но провести такую работу под силу только профессиональному психоаналитику. Дело в том, что если имеются явные проблемы в самооценке и признаки комплекса неполноценности, то самостоятельные «вспышки» рациональности и ясного восприятия ситуации не будут стабильными.

Цель работы по восстановлению и сохранению чувства собственного достоинства – получение и принятие Я-реального, отделение его от всех навязанных и выдуманных образов:

  1. Ощущение, что я есть. Нужно осознать свою самость, сам факт существования уникального человека со своими действиями, реакциями, мыслями и чувствами.
  2. Осознание, кто я есть. Работа с самооценкой предполагает осознание и поиск того, какой это человек и как он живет. Из этого уже и вытекает значимость личности.
  3. Самооценка – ценность, которую я придаю своей личности. Если самооценка адекватна, то я положительно характеризую свой образ. При заниженной самооценке представления о самом себе носят негативный характер, вызывают самоуничижение и чувство неполноценности. Корни самооценки всегда закреплены в подсознательном.

Как самостоятельно корректировать ЧСД? Прежде всего, осознать, что вам это действительно нужно. Без мотивации и цели ничего не выйдет. Далее нужно развивать позитивное мышление, воспитывать в себе те черты, которые вернут самоуважение, избавляться от угнетающих факторов. Пересмотрите свою жизнь, окружение, работу.

Как сохранить чувство собственного достоинства:

  1. Развивать силу воли и саморегуляцию. Если вы установили свою персональную планку и линию пути, то нужно следовать ей несмотря ни на что. Только так можно сохранить самоуважение. Но будьте осторожны. Не переходите в крайность гордыни и высокомерия.
  2. Положительное влияние оказывает аутотренинг. Верните с его помощью любовь к себе и безусловное уважение, а потом найдите то, за что вы можете собой гордиться. Не пытайтесь угодить всем людям. Выберите свои критерии достойного человека и прислушайтесь к мнению значимых окружающих.
  3. Научитесь говорить «нет» и принимать решения исходя из собственных убеждений. Не нужно никому ничего доказывать, поступайте так, как считаете нужным.
  4. Избавьтесь от тяги к угодничеству и страхов (быть покинутым, непонятым, непринятым и так далее).
  5. Взаимодействуйте с людьми, когда сами этого желаете (или делайте так, чтобы вы сами желали), а не по принуждению и ради статуса «достойного человека».
  6. Признайте свои права и права других людей на отличные интересы и желания. Пользуйтесь своим правом и не мешайте в этом другим. Помните, что личные интересы совпадают далеко не всегда, но каждый человек имеет право на их удовлетворение.
  7. Устанавливайте личностные границы: то, чего вы не допустите в отношении себя и чего сами никогда не сделаете в отношении других людей. Непоколебимо сохраняйте эти границы.
  8. Научитесь искренне и уместно говорить о своих достижениях и достоинствах, не бойтесь комплиментов, не стыдитесь заслуг. Фиксируйте свои достижения, сравнивайте себя исключительно с самим собой. Полезно составить дома коллаж своей жизни со всеми планами и победами, средствами достижения цели.

Чувство собственного достоинства не дается с рождения. Это продукт социализации, воспитания, научения, внушения, копирования образцов, самовоспитания и так далее.

Таким образом, чтобы скорректировать и сохранить чувство собственного достоинства, нужно работать с самооценкой, самоуверенностью, самостоятельностью, успешностью, внутренним спокойствием и гармонией. Чувство собственного достоинства – это самоуважение личности, чувство ценности и значимости. При каких условиях вы будете ценны и значимы для самого себя? Что вы цените в людях?

psychologist.tips

РАЗГОВОР С РЕБЕНКОМ: Чувство Собственного Достоинства и умение сказать «Нет!»

Умение говорить «Нет!» и определенная независимость от мнения окружающих – две важные вещи, которым нужно учить ребенка. Но, ни для кого не секрет, что часто СОБСТВЕННОЕ стремление всем угодить и боязнь отказать другим  - проблема и для самих взрослых. Уча ребенка, мы учимся сами, осмысливаем свои собственные убеждения и свой опыт.

Поговорите с ребенком о важном!

***

Сегодня наш разговор посвящен Чувству Собственного Достоинства, которое каждому совершенно необходимо!

мальчики звездыЧувство Собственного Достоинства– это уверенность в том, что ты – ценный человек, что ты имеешь право на свои мысли и чувства, имеешь право делать свой собственный выбор, имеешь право думать  так, как свойственно именно тебе, высказывать и отстаивать свое мнение. Даже имеешь право на свои собственные ошибки!

Даже если у тебя проблемы, если некоторые твои качества тебе не нравятся, все же ты – Достойное Человеческое Существо. Не сомневайся в этом.

Иногда дети, особенно те, кого часто отталкивали другие, склонны временно терять связь со своим Чувством Собственного Достоинства. Они так стремятся понравиться другим, быть приятными, что могут увлечься этим слишком сильно. 

Тут могут быть сразу две ловушки:

– стремление угодить всем

и

– неумение сказать другим «Нет!»

 

Первая опасность: стремление ВСЕМ угождать и нравиться

лайкНикогда не стремись понравиться всем без исключения.

Во-первых, это просто невозможно. Представь себе, что ты любишь активность, шумные игры, спортивный стиль в одежде и зажигательную музыку. Ребятам со схожими вкусами это, конечно, придется по душе. А как быть с теми, у кого они совсем другие? С теми, кто любит тихие игры, вальсы и розовые рюшечки? Им вряд ли понравятся твои увлечения.

Не нужно стараться вызвать одобрение всех на свете людей, ведь вкусы у всех разные. И это касается не только музыки, игр, кино, но и качеств характера человека. Кому-то нравится общаться со спокойными, тихими детьми, а с теми, кого называют сорвиголова, им неуютно.

Кому-то хорошо с мечтателями и любителями книжек, а кому-то – с теми, кто не прочь немного пошалить. Так как же в этих условиях нравиться всем? Это невозможно и не нужно!

Отнесись спокойно к тому, что кому-то из ребят ты будешь нравиться больше, кому-то меньше, а кому-то, может, и вовсе не будешь нравиться.

Во-вторых, стремясь получить одобрение каждого, ты рискуешь потерять самого себя.

Потерять себя – значит, подчиняясь чьей-то воле, лишиться качеств, особенностей поведения, которые отличают тебя от других.

мальчик у стеныПотеря себя – это очень печальное событие! Пытаясь всем угодить, ты можешь забыть, а что же ты любишь на самом деле.

Ты имеешь полное право быть самим собой: любить то, что любишь ты, вести себя так, как считаешь нужным, чувствовать то, что свойственно именно тебе!

Сделай для других что-то приятное, но не превращайся в прилипалу и подхалима, который стремится угодить всем на свете. 

Внимание: Прилипалы и Подхалимы!

Есть такие ребята – Прилипалы и Подхалимы, которые пытаются понравиться всем. Они стараются услужить другим, и делают это через край, напоказ. Или хвалят других, льстят им, часто неискренне, только для того, чтобы понравиться.

Это именно те дети, которые утратили связь с Чувством Собственного Достоинства. Таких детей не любят, избегают, не хотят с ними дружить. И если и не отталкивают таких Прилипал и Подхалимов, то только потому, что воспринимают их как своеобразных пажей. Некоторым ребятам нужна вот такая «свита»: кто во всем соглашается с ними, стремится угодить, слушается и расхваливает их. Вот для такой роли и подходят Прилипалы и Подхалимы…но это, кажется, не то, что тебе нужно?

Подумай, есть ли среди твоих знакомых ребят те, кто собирает вокруг себя «свиту»?А есть ли те, кого бы ты мог назвать Прилипалой или Подхалимом?

ЗДЕСЬ можно прочитать о том, как нравится людям. Но, стараясь вызвать симпатию, не попадись в ловушку, не становись похожим на Прилипал и Подхалимов!

 Вторая опасность – страх сказать «Нет»!

Это неправда, что для того, чтобы нравиться ребятам, ты обязан всегда делать именно то, чего они хотят от тебя. Очень важно уметь придерживаться своих собственных решений, убеждений. Например, ты можешь отказаться участвовать в игре, которая опасна или неприятна тебе. Ты можешь не сделать того, о чем тебя попросили, если считаешь, что это неправильно или кому-то повредит.

noНекоторые думают, что говоря «Нет!» другим ребятам, они становятся с ними чуть ли не врагами. Ты можешь рассуждать так: если я откажусь участвовать в каких-то шалостях или проделках, ребята сочтут, что я зануда, и отвернутся от меня.

Так что же, соглашаться со всем, даже если считаешь это неправильным, лишь бы тебя любили?

Конечно, нет! Важно всегда сохранять связь с Чувством Собственного Достоинства и уверенно говорить «Нет!», если действительно не хочешь что-то делать.

Важно! Говоря «Нет!», отказываясь участвовать в том, что тебе не нравится, лучше оставаться дружелюбным. В этом и есть главный секрет. Если ты остаешься настроенным дружелюбно, отказ не оттолкнет от тебя других ребят.

Откажись делать то, что  тебе неприятно, но при этом не показывай, будто ты – Само Совершенство! В конце концов, каждый отвечает за себя. Другой человек может решать по-своему, предоставь ему это право.

Практика!

Рассмотри примеры и попробуй уловить разницу в том, какими словами ребенок отказывается делать что-то. Найди отказы, которые выглядят более враждебными. Найди слова, благодаря которым речь ребят выглядит враждебной, указывает на то, что они считают себя лучше других.

  • Мальчик постарше предлагает ребятам попробовать курить. Все согласились, кроме Наташи. Прочитай два варианта отказа и обдумай их.

– Курить вредно, разве вы не знаете, что курят одни только придурки?

– Я курить не буду. Я действительно уверена, что это вредно. Но каждый решает сам.

 

  • Ребята нашли гараж с привлекательной кучей сухих листьев рядом с ним и решили прыгать с гаража в ворох листвы. Илья отказался прыгать вместе со всеми.

 Перед тобой два варианта отказа. Обдумай их. Какой вариант выглядит более враждебным?

– Я не пойду прыгать с гаража, я думаю, что это на самом деле опасно.

– Вы, что идиоты? Не в курсе, что так нельзя?

  • В лагере в день посещения родителей к Марине не приехали папа с мамой. Девочка была расстроена, плакала. Под вечер ребята решили разыграть девочку, сказав, что мама ждет ее у входа. Ольга отказалась участвовать в розыгрыше.

Перед тобой два варианта ее отказа. Обдумай их.

Какой вариант тебе кажется правильным?

– Я не буду участвовать в розыгрыше Марины. Я уверена, что это очень жестокая шутка. Только представьте себя на ее месте!!

– Так поступают только очень плохие дети. Как вам не стыдно? Я расскажу о ваших шутках вожатому!

 

В первых двух примерах, я уверена, тебе было проще найти правильную форму отказа. А последний случай намного труднее. Как правильно поступить? Заступиться за Марину, пригрозив сообщить вожатому? Или просто уйти в сторону, отказаться участвовать в жестоком розыгрыше? Обсуди этот вопрос с кем-то из взрослых, спроси, как бы поступил он.

Важно! Если ты отказываешься осуждать других, но сам совершаешь правильный выбор,  не боишься смело заявить об этом, ты послужишь для ребят хорошим примером!

рыбкиМножество ребята просто боятся выступить против большинства, поэтому соглашаются на неблаговидные поступки. Но когда находится кто-то смелый, тот, кто говорит «Нет!», то к нему уже проще присоединиться. Если ты ведешь себя уверенно, у тебя найдутся последователи. Увидев твой пример, ребята станут смелее, и вас станет больше. А критикой («вы плохие, плохие!») ты только настроишь ребят против себя.

Вместо того, чтобы рассказывать ребятам, какие они нехорошие, раз затеяли запрещенную игру, попробуй предложить им какую-то свою игру.

Довольно часто твои приятели задумывают какую-нибудь опасную или неприглядную игру тогда, когда им просто скучно.

Совсем необязательно, что твои приятели жаждут сделать нечто запретное. Возможно, просто удачных идей не пришло им в голову…

Если ты отказался участвовать в опасных затеях, предложи ребятам что-то свое. Если предложение удачное, ребята согласятся. К тому же, у тех, кто также не хочет участвовать в опасной игре, но боится сказать «Нет!», появится настоящий шанс сделать правильный выбор.

Итак, чтобы понравиться ребятам, не стоит делать того, что ты считаешь нечестным или опасным. Откажись от действий, которые тебе не нравятся, но не становись враждебным по отношению к ребятам и не считай себя лучше других. Каждый выбирает за себя!

Помни, что даже если ребята будут тобой недовольны из-за твоего отказа, небо не упадет от этого на землю. Ребята не отвернутся от тебя окончательно, если ты интересный человек и тебе есть что предложить другим.

***

О том, как учить ребенка нравиться другим, можно прочитать ЗДЕСЬ.

© Елизавета Филоненко

 

mama-papa-help.ru

Чувство собственного достоинства

Воспитываем чувство собственного достоинства

Характер человека представляет собой совокупность морально-нравственных категорий и связанных с ними правил и норм поведения. Одними из главных, стержневых качеств личности являются самоуважение и чувство собственного достоинства. Именно они определяют, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам. Внутренняя свобода, духовный рост также сопряжены с этим понятием.

Чувство собственного достоинства – это осознание личностью собственной значимости и соблюдения определенной этики поведения, базирующейся на самооценке. С одной стороны, данная морально-нравственная категория относится к разряду общечеловеческих и индивидуальных. С другой, в различные эпохи и для представителей разных социальных групп существовали свои понятия чести и личного достоинства. И то, что считалось унизительным и неприемлемым для одного времени, в другом, наоборот, воспринималось как необходимая и даже обязательная норма.

Поощрение ребенка должно быть разумным. Наряду с моральной поддержкой, в нем необходимо воспитывать выдержку, самодисциплину, сопротивление слабостям. Это тоже один из важнейших моментов, когда формируется чувство достоинства.

Психологами давно доказано, что личность с заниженной самооценкой, неуверенная в себе, обладает и низким коэффициентом собственного самоуважения. Для их подъема существует немало эффективных методик, но самое важное в начале пути – чтобы человек осознал: так жить больше нельзя, необходимо менять себя, свой стиль жизни и поведения. Понимание этого факта как насущной потребности – первый толчок на пути исправления своего ущербного «я». А второй шаг – программирование себя на успех. Тогда и начнется повышение самооценки и чувства собственного достоинства. Личность, зрелая в этом плане, от себя и от окружающих будет требовать должного поведения, не разрешит себе неприглядных поступков, внешним видом и внутренним состоянием будет стараться соответствовать высоким идеалам и нормам.

Источник: Воспитываем чувство собственного достоинстваОдним из главных, стержневых качеств личности является самоуважение, то есть чувство собственного достоинства. Именно оно определяет, насколько личность самодостаточна и самостоятельна, подвержена ли влияниям извне, в том числе и дурным, может ли сопротивляться собственным отрицательным порывам и инстинктам.http://fb.ru/article/51984/vospityivaem-chuvstvo-sobstvennogo-dostoinstva

Чувство собственного достоинства

О чувстве собственного достоинства приходится говорить на консультациях не так уж и редко, особенно с женщинами. Как бы ни было это печально, но некоторые, как оказалось, не очень сведущи в том, что это такое, хотя многие в той или иной степени слышали об этом с детства.

«Ты должен (должна) вести себя достойно».

Но, говорящий такую фразу, иногда далее продолжает речь не столько о чувстве собственного достоинства, сколько о гордыне.

Так давайте рассмотрим то и другое понятия, чтобы осознать их различия.

По Ожегову, гордыня – есть непомерная гордость, тогда как гордость – чувство удовлетворения от наличия чего-нибудь (часто своих достижений или каких-то качеств).

Достоинство в некоторых источниках трактуется, как осознание своей значимости и прав, раскрывающееся, например, в уважении к себе.

Чувство собственного достоинства – есть чувство принятия себя в качестве значимого человека (без сравнения с другими). Оно подразумевает наличие некого внутреннего спокойствия и уверенности.

Гордыня зиждется на возвеличивании себя над другими, предопределяется сравнением с прочими и, как правило, сопровождается эмоциональными всплесками.

Чувство собственного достоинства не подпитывается сравнением с другими и для своего существования не нуждается в бесконечной гонке за успехом и за заветным «Я лучше!».

Человек с развитым чувством собственного достоинства имеет здоровую самооценку, умеет говорить «нет», позволяет себе выбирать исходя из собственных воззрений и не испытывает необходимости доказывать что-то кому-то для того, чтобы утвердиться в своей значимости. Он не предаётся заискиванию и не совершает действий для того, чтобы кому-то угодить.

Он вполне может заботиться о близких, но по своему желанию или после взятых на себя обязательств, а не для создания репутации «хорошего человека».

Люди, обладающие чувством собственного достоинства, не сомневаются в своём праве на достойную жизнь и собственные интересы, которые вполне могут не совпадать с интересами прочих. Они признают существование таких прав у других и не делают ничего такого, чтобы ущемить их.

При возникновении спорных ПРИНЦИПИАЛЬНЫХ вопросов человек с чувством собственного достоинства отстаивает свои взгляды твёрдо и спокойно, в остальном он вполне может проявить мягкость и пойти на уступки.

Для него важно быть честным с самим собой, а также не опускаться, например, до склок, интриг и безосновательных обвинений. Такая личность не позволяет другим выйти за эти границы в отношении себя.

Чувство собственного достоинства не приходит к человеку с его появлением на свет, а формируется в ходе заботы родителей, воспитания, внушений и считывания образцов поведения, увиденных в детстве.

Что делать взрослому, у которого с чувством собственного достоинства не очень?

Само понимание этого – уже полшага на пути преодоления проблемы.

А дальше можно принять решение развивать необходимое, наметить задачи и действовать. Ведь стать лучшей версией себя никогда не поздно, ни так ли?

Источник: Чувство собственного достоинстваО чувстве собственного достоинства приходится говорить на консультациях не так уж и редко, особенно с женщинами. Как бы ни было это печально, но некоторые, как оказалось, не очень сведущи в том, чтоhttp://www.b17.ru/article/15177/

Чувство собственного достоинства

Чувство собственного достоинства не исключает тревоги и волнения.

Дживс — слуга, но ведет себя с чувством собственного достоинства, подчиняя себе лорда Вустера.

У одного из этих людей высокое чувство собственного достоинства, другого здесь приходится этому обучать.

Чувство собственного достоинства — самоощущение (и связанное с этим поведение) человека, высоко оценивающего свои социальные права и свою социальную ценность.

В переводных работах «чувство собственного достоинства», «самоуважение» и «здоровая Я-концепция» используются как синонимы, хотя определенные различия в содержании этих понятий присутствуют. Если в самоуважении человек разбирается в первую очередь сам с собою, чувство собственного достоинства говорит скорее о должном отношении к человеку со стороны окружающих людей.

Человек с чувством собственного достоинства требует должного поведения и от себя, и от других. Он требует от себя опрятности и спокойствия, не опускается до непорядочных поступков, при этом разрешает себе большую свободу, чем массовая личность, у него хорошие манеры, элементы царственности.

В фильме «Служебный роман» Алиса Фрейндлих утром заходит в организацию преображенная, в новом платье и идет к своему кабинету, полная чувства собственного достоинства.

Сегодня это называют «чувство собственного достоинства», хотя на самом деле это точнее называть позицией и соответствующим поведением. Вы знаете, как вы можете и должны вести себя сами — и как могут и должны вести себя люди рядом с вами, в отношении вас. Когда люди получили хорошее воспитание, они это знают прекрасно. Вот так и ведите себя!

Связано ли чувство собственного достоинства и успехи в учебе? Достоверных данных здесь нет. Многие исследователи убеждены, что чувство собственного достоинства помогает лучшей учебе, что чувство собственного достоинства и самоуважение — это те доспехи, которые способны защитить детей от неуспеваемости (или от увлечения наркотиками и правонарушений). Однако другие исследователи не исключают, что ситуация диаметрально противоположна, и полагают, что академические успехи ведут к высокому самоуважению, а плохая учеба снижает чувство собственного достоинства.

Нередко дети компенсируют отсутствие чувства собственного достоинства стремлением к хорошим оценкам, однако из этого вовсе не следует, что все отличники имеют внутренние проблемы.

Чувство собственного достоинства не дается человеку от рождения и напрямую не связано с результатами деятельности. Чаще ощущение собственного достоинства усваивается на основе копирования образцов, приходит в результате осознанных или нет внушений со стороны окружающих или в результате обучения (воспитания) со стороны родителей, которые приучают ребенка к соответствующему поведению.

«Человек, уважающий себя, ведет себя так-то и так-то» — и требуют от ребенка подобного поведения. Эффективно или нет они прививают ребенку этот стиль поведения — другой вопрос.

Источник: Чувство собственного достоинстваПсихологос энциклопедия практической психологииhttp://www.psychologos.ru/articles/view/chuvstvo-sobstvennogo-dostoinstva

Чувство собственного достоинства

Вдумайтесь в значение слова «достоинство». Это то, что есть у каждого человека до того, как его тем или иным образом с разных возможных точек зрения, что называется, оценивают.

Достоинство – особая нравственно-ценностная категория, обуславливающая уважение и самоуважение личности. Это одно из неотчуждаемых и непередаваемых нематериальных благ, которые принадлежат человеку от рождения (ст. 150 ГК РФ). Чувство собственного достоинства не связано напрямую с результатами его деятельности.

Человеческая жизнь – величайшая ценность, из этого следует, что достоинство есть у каждого, даже если он и не догадывается об этом. Понятие «достоинство» родственно понятию «честь», но это не одно и то же. Честь – это оценка нравственно-этических качеств личности окружающими. Чести можно лишить (например, срывание погон военным начальством, ломание шпаг над головой у представителей дворянства и другие подобные акты). Человека невозможно лишить достоинства.

Действия, унижающие достоинства личности (оскорбление, клевета), могут квалифицироваться как административное правонарушение или даже уголовное преступление.

Чувство собственного достоинства – одно из необходимых и нормальных свойств личности. Можно сказать, что это качество человеческой души.

Как известно, личность определяют наследственность, среда и воспитание. Так вот, самоуважение и чувство собственного достоинства не возникают у человека сами по себе. Эти качества нужно воспитывать. Нравственные люди, обладающие этими качествами, прежде всего, умеют уважать других.

Вообще, воспитание чувства собственного достоинства – необходимая составляющая воспитания нравственного человека. Этому необходимо обучать и приучать с детства.

При этом нужно понимать, что гордость, самоуважение и чувство собственного достоинства – части естественного нравственного стержня человека, который ни имеет ничего общего с чувством собственной значимости. Собственная значимость эфемерна, это понимает любой человек, бывший хоть раз в по-настоящему трудных обстоятельствах в течение достаточного времени. Человек с нормально развитым чувством собственного достоинства не боится попасть в глупую ситуацию и не боится быть смешным. Он всегда может извиниться перед другими за свои ошибочные действия, не испытывая чувства ущерба по отношению к собственной персоне.

Дело это непростое, но ответить на такой вопрос несложно. Нужно, чтобы человек осознавал себя как личность, чтобы он мог взглянуть на себя со стороны, то есть умел понять, как видят его другие. Конечно же, все это тем или иным образом человек получает в процессе своего развития и воспитания в человеческом социуме.

Иногда случается, что дети в определенный период своего развития пытаются компенсировать недостаток чувства собственного достоинства стремлением к неким формальным достижениям (хорошим оценкам, примерному поведению). Из этого вовсе не следует, что такие дети не имеют сложных внутренних проблем. Кстати, хорошие оценки и поведение – не есть достаточные критерии для оценки нравственности личности. Это следует понимать всем, кто тем или иным образом профессионально занят педагогикой. Ощущение собственного достоинства развивается на основе копирования образцов поведения, в результате воздействия окружающих.

Для этого просто нужно оставаться нравственным человеком, то есть поступать с людьми по совести, сообразно общечеловеческим нравственным понятиям.

Источник: Чувство собственного достоинстваВдумайтесь в значение слова «достоинство». Это то, что есть у каждого человека до того, как его тем или иным образом с разных возможных точек зрения, что называется, оценивают. Достоинство –http://kak-bog.ru/chuvstvo-sobstvennogo-dostoinstva

fxevolution.ru

ЖЕНЩИНА с чувством СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА

Как мы любим давать советы... Особенно такие, о которых не просят, которые и не советы вовсе, а так... Показать собственную значимость, приобщиться к теме.

 

Про гордость и чувство собственного достоинства

 

Как мы любим давать советы... Особенно такие, о которых не просят, которые и не советы вовсе, а так... Показать собственную значимость, приобщиться к теме. Я поэтому женские форумы не читаю. Там две темы в фаворе.

Вы себя не любите и где ваша гордость?

А действительно, где? Об этом специально для эконет.ру пишет Шубина Елена.

 

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

 

 

 

А вы знаете, что гордость - это не биологическое, а социальное чувство.

Чтобы у женщины была гордость, хотя правильнее, конечно, было бы назвать это чувством собственного достоинства, у неё в роду минимум 4 поколения должны относиться к женщинам, как к королевам. Воспитывать в строгости и безупречности, прививать хорошие манеры, учить уму разуму и никогда, слышите, никогда не унижать!

 

В её адрес не должно быть совершено никакого насилия. Ни разу. А к тому, что можно интерпретировать как насилие, например, давление в школе, грубость невоспитанного человека, должно быть сформировано правильное отношение.

 

У неё должно быть отношение к собственной жизни, как к высшей ценности.

А это значит, что никакого жертвования собой. Откуда это возьмётся у потомков людей, которым 70 лет вбивали в голову, что родина главнее всего?

 

Большинство современных женщин только в первом или втором поколении познают жизнь без лишений. Да что там в первом.

Многим ли сейчас знакома финансовая свобода?

Многие ли знают, что такое прийти с магазин и покупать, пусть даже продукты, не смотря на ценники и не задумываясь о бюджете?

На самом деле таких людей мало. А финансовая независимость - это один из пластов селф-платформы.

Пока женщина будет жить с мыслью о выживании, чувство собственного достоинства будет скромно стоять в стороне.

 

И не обязательно, чтобы её непременно били. Бить - это крайность. Можно и на очень приличной работе регулярно слышать пожелания "молчать в тряпочку". Нужно понимать, что вокруг нас точно такие же люди, с порушенными правами, смешанными ценностями, с прабабками в анамнезе, которые утром делали на живую аборт, а вечером шли к станку работать в ночную смену.

Потомки этих женщин тоже не знают чувства собственного достоинства и вообще достоинства человека. Если им случается встать выше других, они будут унижать, не осознавая.

 

Это счастье, если вы сейчас читаете и не понимаете о чем я. Значит, вам невероятно повезло. Цените это. Берегите, как бесценный дар!

 

 

 

 

Сегодня у большинства женщин нет чувства собственного достоинства, а есть "накрученная ценность", которая не поддерживается ничем, кроме пары пройденный женских тренингов и советами таких же усталых от жизни подруг. Такая женщина орёт сыну подростку: "Ты на кого, сволочь, рот открываешь?" А потом она рассуждает, что нет нормальных мужчин. И не будет. Она только что своими руками одного загубила.

 

Настоящее чувство собственного достоинства разлито в воздухе, как аромат стойких духов.

Человека, у которого оно есть, видно за километр.

Оно во всем. В манерах, в осанке, в уверенном спокойствии, в способности признавать ошибки и отвечать за них.

 

Я не хочу сказать, что женщину с таким чувством никогда не обидят. Просто она попытается разобраться и ответит так, как должна. Иногда адекватный ответ заключается в том, чтобы улыбнуться и просто обнять человека, которому наверняка также больно, как и тебе. И только забитые люди хотят непременно крови. Много крови. Унижения другого, да так чтобы ползал и никогда не поднялся. А пока не получается, хлопают дверьми так, чтобы слышал весь дом.

 

Вообще, воспитание чувства собственного достоинства начинается не с защиты себя, а с понимания, что при адекватном поведении тебе ничто не угрожает. Это можно назвать базовым доверием миру. Которого, опять же, у большинства нет, потому что адекватному отношению к миру нигде не учили.

 

Очень легко понять, есть оно или нет по умению не обобщать. Одна скажет после разрыва "мне не повезло, не сложилось, буду ждать другого". А вторая "ах так, да пошли они все".

Обобщение также говорит о том, что человек не знает, как поступить иначе.

 

Потом нужно учиться распознавать насилие. Физическое, эмоциональное, духовное, манипуляции, искажения. Учиться слышать и видеть, здраво оценивать людей.

 

И только, когда человек начинает чувствовать где и в чем на него оказывается давление, и способен оценить, что именно происходит. Это давление страха, боли, ответного унижения, потери контроля из-за каких то внешних обстоятельств - тогда он может начинать учиться выстраивать границы.

 

А у нас делают все наоборот. Вначале учат защищаться и нападать, формируют образ врага. Причём, близкого врага. А потом удивляются, что человек живёт в состоянии вечной войны с теми, кого по замыслу божьему должен принимать и любить.

 

А если говорить о терапии, стадии которой я, кстати, уже описала, то она должна начинаться с вопросов "кто есть я?" За что я себя уважаю?  Чем владею?  Ради чего я живу?опубликовано econet.ru. 

Шубина Елена, специально для эконет.ру

Остались вопросы — задайте их здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Как начать ценить, уважать себя и воспитать чувство собственного достоинства?

В ресторане вы желаете о том, сколько заплатили? Вы думаете, что не заслуживаете самого лучшего? – Это вопросы не финансовых возможностей, а того, насколько мы осознаем свою ценность. Вы когда-нибудь задумывалась, какое у вас отношение к себе? С какой мыслью вы просыпаетесь утром? С какой мыслю вы ложитесь спать? Вы позволяете себе отдыхать, болеть? Вы сострадательны по отношению к себе, вы можете позаботиться о себе, или наоборот, вы сжали зубы и несмотря на боль и тяжесть продолжаете идти, притворяясь перед партнером, подругами, перед самим собой, что все хорошо? А как вы относитесь к своим собственным неудачам? В отношениях, на работе?

Что такое уважение к себе и чувство собственного достоинства?

Наши отношения друг с другом являются самой важной основной, которую мы строим в своей жизни. От того, как мы относимся к себе, зависит то, как мы будем строить отношения с другими. Потому что если мы сами себя не принимаем, не уважаем, то почему другие должны это делать? Перфекционизм, отсутствие уверенности в себе, критический настрой по отношению к другим, необходимость постоянного контроля – это только некоторые симптомы отсутствия самоуважения и чувства собственного достоинства. Все это ведет к отдалению людей друг от друга, отсутствию контакта со своими эмоциями, печали, разочарованиям, выгоранию, депрессии или психосоматическим заболеваниям.

Отсутствие чувства ценности и собственного достоинства усложняют жизнь людям. Самоуважение формируется в детстве. Важную роль в этом процессе играет модель воспитания, если родители игнорируют потребности ребенка, имеют чрезмерные ожидания и критикуют его, то понятия самоуважение и ценность собственной личности становятся недостижимыми. Токсичные мантры с детства, типа: «ты должна быть хорошей девочкой», «посиди в углу и подумай над своим поведением», «это не для тебя», «ты не справишься», говорят, что плохо показывать себя окружению, плохо уважать и ценить себя. Эти убеждения программируют наше поведение в зрелом возрасте и приводит к неумению ставить границы, невозможности отказать другому, к отсутствию достижений во всем – в зарплате, любви, дружбе, поскольку человек ставить себя всегда на последнее место. Результатом является большая потеря собственной энергии и разочарование жизнью.

Работа над уважением к себе – трудоемкий процесс. Недостаточно только освоить технику. Это не сработает, если мы не доберемся до источников, не узнаем причины и не изменим убеждения. В противном случае мы будем только строить фасад и тратить много энергии на то, чтобы никто не обнаружил наш фундамент. Чувство собственного достоинства опирается на самосознание, самопринятие, любовь к себе и уважение. И это окупается потом, во всех отношениях, в воспитании детей, реагировании на других, создании благоприятной атмосферы на работе и достижении успехов. Поэтому основой является безусловное принятие себя. Ключом является расширение самосознания: кто мы, как мы создаем отношения, какое у нас отношение к людям, какой диалог мы ведем с собой каждый день.

Только когда я узнаю, что данные убеждения или мировоззрение не мои, я смогу сказать СТОП, и начать выбирать свой способ смотреть.

Это приводит к тому, что люди начинают сознательно выбирать свое поведение, место на земле. Это можно сделать на любом этапе жизни.

УРОВЕНЬ 1. Как начать ценить, уважать себя и воспитать чувство собственного достоинства?

Вы любите себя. Первой информацией является степень принятия себя – я себя действительно люблю? На сколько моя ценность зависит от меня, а на сколько от других? Сколько я поставлю себе баллов по шкале от 1 до 10?

К психологам приходят люди, которые добились всего, занимают высокие посты, управляют большими коллективами, имеют хороший социальный и материальный статус. Вдруг оказывается, что на самом деле они ненавидят других, попадают в зависимость, их семьи распадаются, они сами практически разрушают все отношения, как будто стремятся к самоуничтожению. И это как раз эффект отсутствия любви к себе. Управляя командами, они покрывают то, что в себе не принимают, становятся грубыми со своими подчиненными из-за страха и неуверенности в себе. Но, в конце концов, наступает выгорание, депрессия, появляются психосоматические болезни. Как правило, только тогда такой человек обращается за профессиональной помощью.

На другом полюсе находятся люди, которые пытаются унизить себя, считают, что они никогда не станут счастливыми, не прощают себе ошибок, критикуют себя. Они боятся выходить со своими идеями, выразить протест, потому что у них есть впечатление, что они не заслуживают того, чтобы быть там, где они находятся.

В обоих случаях наиболее важной работой является изменение отношения к себе. Только тогда, когда человек признает свою ценность, внутренне и внешне, можно перейти к работе над определением токсичного поведения и манипулятивных стратегий. Как у других, так и у себя.

УРОВЕНЬ 2. Как начать ценить, уважать себя и воспитать чувство собственного достоинства?

Формирование здоровой напористости.  Еще одним важным элементом восстановления чувства собственной ценности, является работа над самопрезентацией. Уверенных в себе людей часто ассоциируют со словом „нет”. Такие люди четко осознают свои границы и не хотят отвечать за поступки других людей. Но суть напористости — это уважение к себе и к другим, и предоставление таких же прав, какие у меня есть, и другим. Людям, которые имеют проблемы с осознанием собственных границ, присвоение себе права отказывать приносит огромное облегчение. Для них становится открытием, что от моего „нет” не рухнет мир. В начале может быть полезно делать „паузы” – давать себе время на обдумывание вопросов типа: является ли это предложение для меня полезным? Что произойдет, если я откажусь? Хочу ли я это сделать? Если я не хочу, но знаю, что это принесет мне определенные преимущества, например, материальные, то, может, однако, стоит согласится? Речь не идет о том, чтобы всегда, когда у нас нет желания что-то делать, категорически отказывать, но полезно сначала взвесить предложение на чаше своих приоритетов и войти в данную ситуацию сознательно. И тогда мы подойдем к ней с совершенно другим отношением.

Здоровая уверенность в себе никогда не приводит к пересечению границ других людей – она основана на самоуважении, которое вырастает из уважения, любви, принятия себя и осознания того, как мы воспринимаем самих себя и воздействуем на других.

Поэтому она никогда не является разрушительной для окружающей среды и для нас. Те, кто имеют чувство собственного достоинства, признают также значение других.

УРОВЕНЬ 3. Как начать ценить, уважать себя и воспитать чувство собственного достоинства?

Выявление убеждений. Это ключ для работы в построении самооценки. Каждый из нас имеет свое мышление, набор убеждений и установок о мире, других людях и о самом себе. Нам об этом говорили в процессе воспитания, потом в школе, во взрослой жизни, эти представления функционируют в общественном сознании, струятся из сми, литературы, фильмов. Отчасти они неосознанные и работают в системах, их трудно идентифицировать и отследить самому. Они ведь с нами крепко соединенные. Как можно до них добраться? Работая с клиентами, психологи очень внимательно слушают клиента. Такой естественный, разговорный язык, очень много обманывает. Каждое высказывание наполнено убеждениями, мнениями, которые свидетельствуют о том, какой у нас взгляд на мир, на себя, на свое место, как мы сами себя воспринимаем. Когда, например, женщина говорит: «это для меня слишком дорого», «у меня ничего не получится», «не смогу», «это не для меня», «не могу»… это важная информация, и тогда начинается интенсивная и увлекательная работа. Часто в теле образуются эмоциональные блокировки, которые могут расти в течение всей жизни, например, в результате конфликтов, нахождения в деспотической среде, постоянной критики, длительности пребывания в токсичных отношениях. Если отрицательная энергия постоянно накапливается и собирается в теле, то возникает эмоциональный мусор, который становится все труднее очистить. Для работы с убеждениями используют различные методики. Это замечательный этап, когда мы начинаем сознательно создавать свой собственный план жизни и уникальный способ его реализации.

Как начать ценить, уважать себя и воспитать чувство собственного достоинства?

zamanaonline.com