Конспекты занятий по ПДД «Школа пешеходных наук "Устройство проезжей части"». Ученые о пдд


Викторина для младших школьников по правилам дорожного движения "Школа светофорных наук".

Цель: актуализация знаний о  правилах дорожного движения, развитие творческих способностей, внимания, быстроты реакции.Оборудование: разрезные картинки, знаки.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

– Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в школу светофорных наук. Для того чтобы участвовать в нашем путешествии, необходимо разбиться на команды (в зависимости  от количества участников игры) и каждой подать заявку на участие: выбор капитана, название, девиз

1 конкурс. Приветствие команд

Представление команд. (Каждая команда представляет свое название, девиз и капитана)

2 конкурс. Дорожные знаки

Первое испытание в школе светофорных наук: Дорожные знаки. Каждой команде показывается знак, вы должны объяснить что, этот знак обозначает.

Пешеходная дорожка

Пешеходный переход

Подземный пешеходный переход

Движение пешеходов запрещено

Пешеходный переход

Надземный пешеходный  переход

3 конкурс. Конкурс загадок

Знак зеленый загорится –Значит, можно нам садитьсяДоставит вас куда хотите,Если очень вы спешите.   (Такси)

Дом по улице идет,На работу нас везет,Не на курьих, тонких ножках,А в резиновых сапожках. (Автобус)

Дом чудесный – бегунокНа своей восьмерке ног,День-деньской в дорогеБегает аллейкойПо стальным двум змейкам. (Трамвай)

Вот так чудо-чудеса!Подо мной два колеса.Я ногами их верчуИ качу, качу, качу! (Велосипед)

Не живая, а идет.Неподвижна, а ведет. (Дорога)

Чтоб помочь тебе Путь пройти опасныйГорит и день, и ночь –Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Маленький, удаленький,Громче всех кричит. (Свисток)

Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко.Есть большой, есть карапуз,Но везет тяжелый груз.  (Грузовик)

4 конкурс. Конкурс на внимание «Светофор»

– Сейчас мы проверим, умеете ли вы подчиняться сигналам светофора.

Красный свет – ходу нет, значит все команды стоят,Желтый свет – предупреждение, поднять руки вверх,Зеленый свет – путь открыт, продолжаем движение, топаем ногами.

Игра проводится с «обманом», т.е движение одно, а свет другой, те кто ошибаются, выбывают. Побеждает та команда, чей участник остался последним.

5 конкурс. Конкурс капитанов

Капитаны должны преодолеть полосу препятствий, ведя детскую машину на веревочке. На полу расставлены фишки. Кто из капитанов придет первым не сбив не одной фишки, та команда побеждает.

6 конкурс. Транспорт

– Вам представлены картинки (пазлы) транспорта вы должны собрать этот пазл. Дать название транспорта.

Автобу

Поезд

Мотоцикл

Велосипед

Грузовик 

Автомобиль

Трамвай

Троллейбус

7 конкурс. Блиц-турнир

  1. Почему нельзя выходить на дорогу или улицу из – за стоящей машины, кустов. каких – либо сооружений? (Может произойти ДТП, водитель тебя не видит )

  2. Можно ли выходить на улицу и дорогу между машинами стоящими у дороги? (Нет, т.к автомобиль может начать движение)

  3. В какой последовательности располагаются световые сигналы светофора? (Красный, желтый, зеленый)

  4. Что изображено на пешеходном светофоре? (Человек красного, зеленого цвета)

  5. Что такое ГИБДД и ДПС? (ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ДПС – дорожно-патрульная служба, она входит в состав ГИБДД)

  6. Чем двустороннее движение транспорта отличается от одностороннего? (Двустороннее движение – это когда машины едут в одном направлении, а другие в противоположном. Одностороннее – это когда транспорт едет только в одном направлении)

  7. Как называется часть дороги по которой движется транспорт? (Проезжая часть)

  8. Что такое перекресток? (Это место (часть дороги), где пересекаются пути транспорта и пешехода)

  9. Что такое общественный транспорт? (Транспорт для общественного пользования)

  10. Что такое регулируемый и нерегулируемый перекресток? (Регулируемый перекресток это тот перекресток на котором есть светофоры или регулировщик, а на нерегулируемый перекрестке это нет)

  11. Зачем нужен шлагбаум на железнодорожном переезде? (Шлагбаум – подвижная перекладина, если она опущена путь закрыт, если – поднята – открыт)

  12. С какого возраста ребенок может сидеть на переднем сиденье автомобиля? (С 12 лет)

  13. Кто такой нарушитель? (Человек нарушающий правила дорожного движения)

  14. Зачем нужны дорожные знаки? (Чтобы не было ДТП)

  15. Что нельзя делать катаясь на велосипеде? (Убирать руки от руля, привязывать два велосипеда, возить пассажира на багажнике)

  16. Как правильно переходить железнодорожный переезд? (Ecли шлагбаум опущен, на зеленый свет светофора)

  17. На какой сигнал светофора мы переходим улицу? (Зеленый)

  18. Как правильно переходить дорогу по пешеходному переход? (Только на зеленый свет светофора)

  19. Как правильно идти со взрослыми по краю проезжей части дороги, если нет тротуара, пешеходной дорожки или обочины? (Навстречу движению транспорта в один ряд, друг за другом)

  20. Что такое остановочный путь? (Это расстояние, которое пройдет автомобиль с момента, когда водитель увидит пешехода или какое – либо препятствие на дороге, до полной остановки машины)

Подведение итогов. Вручение грамот.

Детям предлагается три цвета:

  • Красный – не понравилось мероприятие;

  • Желтый – ждали чего-то лучшего;

  • Зеленый – мероприятие понравилось.

infourok.ru

Все для учителя. — Правила дорожного движения — Физическая культура — Методические разработки, конспекты, рефераты —

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

Правила дорожного движения

 Задачи:                                                                                                                                              Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.                                                             Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.

Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.Актуальность.По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников? Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, компьютер.Ход мероприятия1. Введение (вступительное слово классного руководителя).2. Выступления учащихся.Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть? (Обсуждение вопроса).Классный руководитель подводит итог.Историческая справка:Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).Учитель: С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными.Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.3. Выступление учащихся.Немного об истории правил дорожного движения.В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский.Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.Учитель: Что такое ДТП? (Обсуждение вопроса учащимися).Учитель: Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей.Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». 4. Выступление учащихся:О «Зебре». Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходовУчитель: Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так. Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения.Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполнилось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара.Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.5. Предлагается блиц-опрос по теме. (Приглашаются 2 команды по 5 учащихся; выбирается жюри).Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?Где и как должны ходить пешеходы по улице?В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.Как надо правильно переходить улицу, дорогу?Можно ли перебегать через улицу, дорогу?Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?Сколько сигналов у пешеходного светофора?На какие группы делятся дорожные знаки?Кто должен знать дорожные знаки?В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?Безбилетный пассажир?Дорога для трамвая?Дом для автомобиля?Безрельсовый трамвай?Загадки. (Оформление на стенде или доске).Тихо ехать нас обяжет,Поворот вблизи покажетИ напомнит, что и как,Вам в пути…(Дорожный знак).Что за «зебра» на дороге?Все стоят, разинув рот.Ждут, когда мигнет зеленый,Значит это… (Переход).Встало с краю улицы в длинном сапогеЧучело трехглазое на одной ноге.Где машины движутся, Где сошлись пути,Помогает людям дорогу перейти. (Светофор).Дом на рельсах тут как тут,Всех умчит он в пять минут.Ты садись и не зевай,Отправляется… (Трамвай).Пьет бензин, как молоко,Может бегать далеко.Возит грузы и людей,Ты знаком, конечно, с ней.Обувь носит из резины, называется… (Машина). Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе).Человек, едущий на транспорте. (Пассажир).Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход).Он бывает запрещающий, разрешающий, информационный. (Знак).Место ожидания автобуса. (Остановка).Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай).Номер телефона скорой помощи. (03).Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка).Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус).Водители-лихачи очень любят его совершать. (Обгон).Трехглазый постовой. (Светофор).Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие).Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар).Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП).Пешеходный переход по-другому. (Зебра).Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток).Это «говорит» желтый свет светофора. (Внимание).Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо).Его боятся нарушители правил. (Инспектор).В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет).6. Выступление учащихся (выносятся знаки, нарисованные на плакате).О дорожных знаках: число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие – круглые с красной каймой (ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие – треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. – голубые круглые. Информационно – указательные знаки – они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, шестиугольные.

 

pedsovet.org

Внеклассное занятие по ПДД "Школа переходных наук"

Разделы: Внеклассная работа

Ход занятий

  1. Организация класса:

- Здравствуйте, тихонько садитесь. Посмотрите на доску. Вы, наверное уже догадались, о чём пойдет сегодня речь?! О чём же? (о светофоре, о ПДД). За правильные ответы и за работу я буду давать вам жетоны. А в конце занятия посмотрим, у кого больше.

- Итак, какая у нас сегодня тема занятия?

  1. Сообщение темы занятия (дети читают хором с доски).

Презентация. Слайд 1. Название темы.

  1. Вступительное слово.

- У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД, которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к чему? (К беде, к дорожно-транспортным происшествиям). А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы поговорим, как нужно вести себя на улице.

  1. Показ слайдов.

Слайд 2.

Правила движения – Важная наука. Соблюдать их все должны: И бабушки и внуки.

Слайд 3.

Если правила движения Ты не знаешь до сих пор, Мы начать с тобой готовы Очень нужный разговор.

  1. Загадки.

- А сейчас я вам предлагаю отгадать загадки.

Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомобиль).

Если-б встала, До неба бы достала. (Дорога).

Дом по улице идёт, На работу всех везёт. Не на курьих ножках, А в резиновых сапожках. (Автобус).

Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трёхглазое На одной ноге, Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогают улицу Людям перейти. (Светофор).

  1. Беседа.

-Молодцы! А кто знает, как произошло слово “светофор”? Слово состоит из двух слов: “свет” и “фор”. Свет – это всем понятно. А “фор” произошло от греческого слова “форос”, что означает “несущий” или “носитель”. А всё вместе “светофор” - значит “несущий” свет.

- Что обозначает каждый свет светофора?

(Ответы детей).

- А теперь мы посмотрим, правильно ли вы ответили?

Сценка “Светофор”.

Учитель:

Светофора красный глаз. Строго посмотрел на вас

1-й ученик:

Стой! Дороги нет вперёд! Транспорт пусть сперва пройдёт.

Учитель:  

Жёлтый свет нам говорит:

2-й ученик:

Переход пока закрыт Подожди ещё чуть – чуть – И опять продолжим путь.

3-й ученик:

Свет зелёный – добрый свет. Он горит – преграды нет. Он горит, и пешеход Через улицу идёт.

- Итак, правильно ли мы ответили на вопрос “что означает каждый свет”?

  1. Игра.

- А сейчас давайте немного поиграем. Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья”. Будьте внимательными.

Учитель:

Кто из вас идёт вперёд Только там, где переход?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

Учитель:

Кто летит вперёд так скоро, Что не видит светофора?

Дети (молчат).

Учитель:

Кто из вас идя домой, Держит путь по мостовой?

Дети (молчат).

Учитель:

Знает кто, что красный свет – Это значит хода нет?

Дети: Это я, это я, это все мои друзья.

- Молодцы! Надо быть всегда внимательными. Что же делать, как перейти дорогу, если светофор сломался? (Ответы). А у нас сегодня гость.

Регулировщик:

Не волнуется народ, Через улицу идёт. Я стою на перекрёстке, Я инспектор ДПС Все машины одному Покорны жезлу моему.

- Кто же это? Для чего он стоит на перекрёстке? (Ответы детей).

- Правильно, это регулировщик. Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер – регулировщик, называется жезлом.

- Регулировщик “разговаривает” только жестами: поворачивается влево и в право, взмахивает жезлом – то поднимает его, то опускает. Давайте разберёмся, что означают жесты “хозяина” перекрёстка. Для пешеходов сигналов немного.

(Регулировщик встаёт строго лицом к детям с опущенными вниз руками).

- Какому сигналу светофора соответствует такое положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Дети должны поднять красные кружки, что означает, что дорогу переходить нельзя).

Регулировщик:

Я стою к тебе лицом – Потерпи, будь молодцом. На тебя смотрю я строго – Значит, занята дорога.

– Какому сигналу светофора соответствует рука, поднятая с жезлом вверх? (Дети должны поднять жёлтые кружки. Переход дороги запрещен).

Если руки подниму, Нет движенья никому.

– Какому сигналу светофора соответствует это положение корпуса регулировщика и можно ли переходить дорогу? (Дети поднимают зелёные кружки. Дорогу переходить можно).

(Регулировщик отпускает руку с жезлом вниз или разводит руками в стороны, стоя к детям боком.)

Теперь я боком повернулся – Путь свободен впереди, Не зевай, переходи.

(Игра повторяется только с помощью жестов регулировщика).

  1. Закрепление.

- Как мы уже сказали, существует много правил дорожного движения, много знаков. Давайте с вами повторим их.

  1. Слайд 5. Не перебегай дорогу перед движущейся машиной.
  2. Слайд 6. Переходить дорогу надо по пешеходному переходу!-“зебре”
  3. Слайд 7. Светофор.
  4. Слайд 8. Красный.
  5. Слайд 9. Жёлтый.
  6. Слайд 10. Зелёный.
  7. Слайд 11. Если светофора нет, начиная переход, надо посмотреть налево.
  8. Слайд 12. Потом посмотреть направо о переходить дорогу дальше.
  9. Слайд 13. Регулировщик.
  10. Слайд 14. Нельзя играть на проезжей части.
  11. Слайд 15. Переходи дорогу только тогда, когда общественный транспорт отойдёт от остановки.
  1. Обобщение.
  • О чём сегодня говорили на занятии?
  • Что нового узнали?
  1. Итог.

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали. А теперь посчитайте, у кого сколько жетонов.

  1. НАГРАЖДЕНИЕ.
  2. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспекты занятий по ПДД «Школа пешеходных наук "Устройство проезжей части"»

Разделы: Работа с дошкольниками

Школа пешеходных наук (старшая группа)

Цели:

  1. Дать детям представление  о машинах специального назначения.
  2. Развитие внимания.
  3. Воспитание  в ребенке грамотного пешехода.

Словарная работа: машины специального назначения, переход, зебра, светофор, пешеходный переход, пункт медицинской помощи.

Материал: костюм светофора, пешеходный и транспортный светофоры, светофор для каждого ребенка. Плакаты «Дорожные происшествия», перфокарты «Мы идем через дорогу», «Это должны знать все», «Транспорт», цветные карандаши (зеленый, красный), дидактическая игра «Собери машину», дорожные знаки.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Психогимнастика: Улыбка.

- Дети, ключ, который открывает «замки» в душах людей, это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы будем дарить друг другу красивую улыбку (звучит музыка, дети дарят друг другу улыбки).

2. Массаж ушей – сверху вниз ладонями.

3. Гимнастика для глаз:вверх, вниз, влево, вправо.

4. Гимнастика для языка: – трубочка.

5. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде – дома и на улице, Даже «Здравствуй», говорю я соседской курице.

II. Введение в тему

1. Загадка:

На дорогах с давних пор Есть хозяин – …  (светофор).

2. Сюрпризный момент:

- Здравствуй, дети! Я ваш старый приятель – светофор. Я хочу пригласить вас в «Школу пешеходных наук».

3. Стихотворение:

Начинаем разговор Про трехглазый светофор. Он не зря горит над нами Разноцветными огнями.

- Я трехглазый, молчаливый работяга. Оберегаю вас от уличных неприятностей. У меня в запасе три сигнала, но они очень важные. Назовите, какого цвета мои сигналы?

- Сигналы мои загораются не все сразу, а по очереди.

4. Дидактическая игра «Зажги огонек». (См. приложение №2)

Вот глазок зажегся красный, Путь закрыт, идти опасно!

- Зажгите на своем светофоре красный свет. (тушат)

Желтый свет – предупрежденье Наберись дружок терпенья.

- Зажгите на своем светофоре желтый свет. (тушат)

Увидал зелёный свет – проходи, препятствий нет!

-  Зажгите на своем светофоре зелёный свет. (тушат)

5. Инсценировка стихотворения «Три чудесных цвета», Северный.

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный, Горит и день, и ночь зеленый, желтый, красный.

Красный:

Самый строгий – красный цвет! Если он горит, стой! Дороги дальше нет, Путь для всех закрыт!

Желтый:

Чтоб спокойно перешел ты Слушай мой совет – жди! Увидишь скоро желтый В середине цвет!

Зеленый:

А за ним зеленый цвет Вспыхнет впереди! Скажет он – «Препятствий нет! Смело в путь иди!»

III. Машины специального назначения

- На улицах нашего города встречаются специальные машины. Это пожарная машина, милиция, скорая помощь, техническая помощь, машины, перевозящие бензин, хлеб и т.д.

- Некоторые из этих машин оборудованы специальными звуковыми сигналами «Сирена». На крышу кабины устанавливают специальный мигающий фонарь – синий или красный маячок. Направляясь к месту назначения, водитель включает маячок и подает звуковой сигнал (послушайте). Пешеходы, услышав сигнал должны сразу же освободить проезжую часть, а другие машины должны пропустить машину специального назначения. Эти машины могут ехать на любой сигнал светофора.

- Куда же они так спешат?

- А еще, на каждой машине написаны цифры – это номера телефонов, по которым можно позвонить:

  • 01 – при пожаре,
  • 02 – вызвать милицию
  • 03 – вызвать скорую помощь.

- Покажите скорую помощь, милицию, пожарную машину.

- Как одним словом назвать эти машины? (специального назначения).

- Чем они оснащены? (маяком, сиреной).

-  На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой).

2. «Вернисаж дорожных происшествий». (см. приложение №2)

- На улице много опасностей. О них надо знать и быть очень внимательным. Вам об этом мы не раз говорили. Я хочу пригласить вас в «Вернисаж дорожных происшествий» (рассмотреть серию плакатов).

- Что нужно сделать, чтобы этого не случилось?

- Где и как нужно переходить улицу?

- Почему нельзя играть на дороге?

- К чему может привести катание на санках и лыжах вблизи от дороги?

Все они не выполняли правила дорожного движения.

- А вы помните эти правила? Сейчас проверим.

3. Работа по перфокартам. (см. приложение № 1)

1. Положи фишку тому ребенку, кто правильно выбрал место для игры.

- Почему сюда положил?

- Где нужно играть на улице?

2. Мы едем через дорогу.

Раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу. И в зеленый цвет, около тех, кто правильно переходит дорогу.

- Почему? Где нужно переходить дорогу?

4. Физминутка:  «Светофор».

На красный сигнал – стоять. На желтый – хлопать в ладоши. На зеленый – шагать.

5. Дидактическая игра: «Помоги собрать машину» (из 6 частей). (см. приложение № 2)

Звучит музыка во время работы.

- Я приказываю не только людям, но и машинам. Ведь светофоры для того и придуманы, чтобы охранять жизнь пешеходов и, чтобы меньше происходило несчастных случаев и аварий на дорогах. Ну, а если произойдет авария, то без автомастерской нам не обойтись (показать знак).

6. Работа по перфокарте. (см. приложение № 1)

Положите фишки только на грузовые машины.

- Почему положили именно сюда? Назовите пассажирский транспорт.

7. Дорожные знаки

- Ребята, а вы знаете, что наши улицы разговаривают? А потом им в этом дорожные знаки. Знаки мы с вами уже видели, сейчас вспомним.

Загадки:

  1. По полоскам черно-белым Пешеход шагает смело … Знак о чем предупреждает? Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

- Аня, найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?

  1. В белом треугольнике с окаемкой красной Человечкам-школьникам очень безопасно. Этот знак дорожный знают все на свете: «Будьте осторожны, на дороге дети!»

- Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

  1. Что за знак дорожный: красный крест на белом? Днем и ночью можно обращаться смело! Врач повяжет голову белою косынкою И окажет первую помощь медицинскую.(пункт медицинской помощи).
  2. Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал, Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал. Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!
  3. Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду. Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».

IV. Итог

- Дети, вам понравилось у меня в гостях? Сегодня мы узнали много нового: познакомились с машинами специального назначения, закрепили дорожные знаки, транспорт.

Устройство проезжей части (подготовительная группа)

Цели:

  1. Дать детям представление об основных элементах улицы (тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия,  «островок безопасности»).
  2. Закрепление у детей знаний о грузовом, легковом,  пассажирском транспорте и машинах специального назначения.
  3. Расширение знаний о правилах поведения в пассажирском транспорте, переходе улицы,  о дорожных знаках (умение находить их с помощью загадки).
  4. Воспитание  у детей желания знать и соблюдать правила дорожного движения.

Словарная работа: дорожная разметка, сигналы светофора, тротуар,  пешеходы,  проезжая часть,  осевая линия, пешеходный переход, «зебра»,  «островок безопасности».

Материал: макет, машины, куклы,  деревья, дома, дорожные знаки, дидактическая игра «Зажги огонек».

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Сюрпризный момент:

- Здравствуй, дети! Я – инспектор  ГИБДД. Хочу пригласить вас в «Школу безопасности».

2. Психогимнастика: Игра «Любящее сердце».

(Дети передают друг другу сердце).

3. Упражнение: «Трубочка».

Вытянуть губы вперед длинной трубочкой.

«Чи-чи-чи, мы как трубачи Все потянем губочки И покажем трубочки»

4. Гимнастика для глаз: «Глазки в домике», «Открой окошечко», «Бабочка».

5. Массаж ушей  ладонями сверху вниз, подергивание за мочки ушей.

6. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики здороваются»

«Я здороваюсь везде – дома и на улице, Даже «Здравствуй», говорю я соседской курице».

II. Введение в тему

- Сегодня в нашей «Школе безопасности», я хочу рассказать и показать вам устройство проезжей части улицы.

III. Беседа «Устройство проезжей части»

1. Рассказ воспитателя с использованием макета.

- Итак, перед вами улица большого города.

- Посреди улицы проходит – дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.

- Как называются дорожки для пешеходов? (тротуары) 

- Тротуар – это «дорога для пешеходов».

– Как называют людей, которые идут по тротуару? (пешеходы)

- Какой стороны должны придерживаться пешеходы? Почему?  (Дети ставят на макет пешеходов).

-  И вот по тротуарам пошли люди.

- Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т.д. Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.

- А теперь внимательно посмотрите на улицу, чего ещё не хватает на ней?  (Не хватает транспорта).

- А какой транспорт, мы узнаем с помощью карточек. (Открываем карточки по очереди). (см. приложение № 2)

а) Грузовой:

- Что это? К какому виду транспорта,  он относится? Его назначение?

б) Пассажирский:

- Что это? К какому виду транспорта,  он относится? Его назначение?

- Какие ещё машины относятся к пассажирскому транспорту?

2. Игра «Волшебный жезл». (см. приложение № 2)

(Дети называют правила для пассажиров, передавая друг другу жезл).

в) Легковой:

3. Д/и «Собери машину». (см. приложение №2)

г) Машины специального назначения:

4. Предлагаю плакат: «Это должны знать все». (см. приложение № 1 и приложение №2)

- О чём забыли дети? (Пропустить машину специального назначения).

- Чем оснащены машины специального назначения?

-  На какой сигнал светофора они могут ехать? (на любой).

- Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства,  называют – проезжей частью.

- Где движется транспорт?

- Видите белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части и называется осевой. По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой – в другую.

- Как называется линия, которая делит дорогу на две части?

(Дети ставят на макет транспорт).

- Обратите внимание, где идут люди, где едет транспорт?

- Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы, того и гляди голова кругом пойдет. Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицы, когда машины движутся нескончаемым потоком? А на перекрестке совсем пропадешь!

5. Загадка:

Есть на каждом перекрестке Замечательный прибор. Знайте, дети, что зовется Он помощник … (светофор).

6. Стихотворение:

Начинаем разговор Про трехглазый светофор. Он не зря горит над нами Разноцветными огнями.

7. Дидактическая игра «Зажги огонек».

- На какой сигнал светофора, можно переходить дорогу?

- А вот пешеходный переход, который носит название животного.

Это – «зебра». (Показ иллюстрации животного).

- Ребята, как вы думаете, что общего у пешеходного перехода и настоящей зебры?

8. Стихотворение:

Зебра в Африке живет, полосата очень. Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет. А у нас на улице, здесь у перекрестка Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

- «Зебра» - это участок, по которому пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями.

- Где нужно переходить дорогу?  

9. Перфокарта: « Мы идем через дорогу». (см. приложение №1)

- Раскрась кружок в красный цвет около тех людей, которые неправильно переходят дорогу. И в зеленый цвет, около тех, кто правильно переходит дорогу.

- Почему? Где нужно переходить дорогу?

10.  Физминутка:  «Автобус». (см. приложение №2)

-  В больших городах, на широких улицах, посредине есть «островок безопасности». Островок безопасности расположен посредине проезжей части улицы и обозначается белыми сплошными линиями. Если пешеход, начавший переходить улицу на зеленый сигнал светофора, не успевает перейти её до конца, т.к. загорается красный сигнал, ему следует остановиться на островке безопасности и ждать зеленого сигнала. И только после этого завершить переход улицы.

11. Стихотворение:

Островок вот на асфальте Белой краской нанесён. Это зона пешехода, Безопасным назван он.

- Для чего нужен «островок безопасности»?

- Дети, чего не хватает на нашем макете?

11. Дорожные знаки:

Загадки:

  1. По полоскам черно-белым Пешеход шагает смело … Знак о чем предупреждает? Дай машине тихий ход … (пешеходный переход).

- Аня, найди такой знак, покажи детям. Посмотрите, у кого есть такой же знак?

  1. В белом треугольнике с окаемкой красной Человечкам-школьникам очень безопасно. Этот знак дорожный знают все на свете: «Будьте осторожны, на дороге дети!»

- Найдите и покажите такой знак. Где вы видели такой на дороге?

  1. Что за знак дорожный: красный крест на белом? Днем и ночью можно обращаться смело! Врач повяжет голову белою косынкою И окажет первую помощь медицинскую.(пункт медицинской помощи).
  2. Предположим, что с друзьями ты отправился в спортзал, Но в дороге вспомнил: маме ты об этом не сказал. Жди, тебе поможет он, знак дорожный – телефон!
  3. Путь не близок, на беду ты не взял с собой еду. Вас спасет от голоданья знак дорожный «Пункт питанья».

(Дети ставят на макет дорожные знаки).

- Вот мы и построили с вами улицу. После занятия вы поиграете на этом макете.

IV. Итог

- Дети, вам понравилось у меня в гостях?

- Покажите на макете: тротуар, проезжую часть,  осевую  линию, пешеходный переход, «зебру»,  «островок безопасности».

- Расскажите об их назначении?

- Закрепили виды транспорта: грузовой, легковой,  пассажирский, машины специального назначения.

- Поговорили о правилах поведения в автобусе и перехода  улицы.

«Правила дорожные не такие сложные. Ты всегда их твердо знай, На дороге соблюдай!»

- На прощание, я хочу вручить вам удостоверения юного пешехода. (см. приложение №2)

- Учите и соблюдайте правила дорожного движения!

- До свидания! До новых встреч!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Правила дорожного движения - знать должны все, без исключения!

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность темы

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в России по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом. С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП дети, получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. Вот почему с самого раннего возраста необходимо знакомить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте, а также правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения. Обеспечение безопасности дорожного движения становится все более важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров и велосипедистов, которых на улице подстерегают серьезные трудности и опасности. Уже с младшего дошкольного возраста начинается подготовка к пожизненной «профессии» участника движения – пешехода. Именно в этом возрасте дети получают первые сведения о правилах движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем. Наш педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №3» города Курска уделяет особое внимание обучению детей правилам дорожного движения.

Цель: формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.

Задачи:

  • учить детей применять полученные знания о правилах дорожного движения на практике;
  • активизировать словарную работу у детей;
  • формировать умение действовать в коллективе.

Материал. Костюмы Светофора, Незнайки, машинки разных размеров (легковые, грузовые, спецмашины), семафоры (жёлтый, красный, зелёный), модель города и перекрёстка.

Звучит аудиозапись спокойной музыки. Дети входят в зал, здороваются с гостями садятся на стульчики.

Воспитатель. Дети, я пригласила в гости к нам Незнайку! Но почему-то его нет. Пока мы его ждём, прошу вас ответить на вопросы.

  1. Пешком по улице идёт. Значит это … (пешеход)
  2. Если едешь в транспорте, то ты кто? (Пассажир)
  3. А машины летают?
  4. У светофора 8 глаз? (Нет – 3 сигнала: красный, жёлтый, зелёный)
  5. А машины спят в кроватях? (Нет, в гараже, на автостоянке)
  6. Как называется то место, где люди ожидают автобус? (Остановка)
  7. Как называется часть дороги, по которой движется транспорт? (Проезжая часть)

Стук в дверь. Под минусовку "Гимн Незнайки и его друзей" появляется Незнайка.

Воспитатель. Здравствуй, Незнайка! Где ты был? Мы уже расстроились, думали, что ты потерялся в нашем большом городе.

Незнайка. Здравствуйте, девочки и мальчики! Просто я хотел погулять по улицам, сходить в музей. Но, увидел возле дороги трёхглазое чудище и очень испугался. Оно моргало то одним глазом, то вторым, то третьим. Я даже не решился перейти через дорогу. Расскажите, как вы ходите по улицам и не боитесь его?

Ребёнок.

У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор.

Незнайка. А у вас есть такой светофор?

Появляется Светофор и подходит к Незнайке.

Светофор.

Светофор весёлый я, Есть три глаза у меня, За дорогой я слежу И порядок навожу. И хочу я вам сказать, Что дорогу надо знать, Правилам движения Нужно уважение!

Незнайка. А зачем тебе три глаза? Да ещё таких больших!

Ребёнок. (Подходит к Незнайке)

Если свет зажёгся красный, Значит, двигаться опасно. Жёлтый – тоже подожди, Свет зелёный впереди – Оглянись! Переходи!

Незнайка. Теперь я знаю, что это за чудовище, и почему оно трёхглазое. А что это за полоски, наверное, кто – то краску белую разлил?

Воспитатель. Дети, что обозначают белые полоски на дороге? (Ответы детей). Правильно, это пешеходные дорожки или «зебра». По этим дорожкам люди, т.е. пешеходы, переходят улицу. Но это не просто. Что нам поможет перейти на другую сторону улицы, по пешеходной дороге? (Ответы детей). – Да, поможет светофор. А как? (Ответы детей).

Светофор становится возле пешеходного перехода, показывает, когда переходить дорогу. Дети становятся, парами сначала смотрят налево, проходят до середины дороги смотрят вправо и продолжают идти по пешеходному переходу. Воспитатель предлагает на «площадке» поиграть в игру «Красный, жёлтый, зелёный».

Красный семафор поднимает вверх – дети стоят смирно, жёлтый – дети хлопают в ладоши, зелёный – шагают на месте. После окончания игры дети переходят улицу обратно по пешеходному переходу («зебре») и садятся на стульчики.

Незнайка. Интересно, откуда взялся светофор? Почему у него три глаза и все они разного цвета?

Воспитатель. Дети, вам тоже интересно узнать ответы на эти вопросы? Тогда я расскажу вам интересную сказку «О заветных огоньках». В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрёстке три огонька: Красный, Жёлтый и Зелёный (выходят три мальчика, у каждого на груди круг с определённым цветом – красный, жёлтый, зелёный, и становятся в центре зала). Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Красный. Я красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Жёлтый. Нет, я, жёлтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Зелёный. Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель. Так и продолжался бы на перекрёстке города спор трёх заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. (Подходит четвёртый мальчик с тремя белыми кружками на груди). У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:

Светофор. Друзья! Не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать людям на улицах города.

Воспитатель. Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрёстках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья – огоньки и дуг светофор!

Незнайка. Ой, как интересно! Как много я узнал! Теперь всё это расскажу своим друзьям. Спасибо!

Воспитатель подводит итог занятия. Напоминает правила поведения на дорогах.

  • Перед переходом обязательно остановись.
  • Посмотри на светофор, дождись, когда загорится жёлтый свет.
  • Приготовься к переходу через улицу.
  • Загорелся зелёный свет – переходи.
  • Переходи улицу только на зелёный свет светофора. И только по пешеходным дорожкам (по «зебре»).

Должен помнить пешеход: Перекрёсток – переход. Есть сигналы светофора, Подчиняйся им без спора.

– Наше путешествие закончилось. Мы хотим с ребятами, подарить тебе Незнайка книжку «Правила дорожного движения». Приглашаем тебя в нашу группу. Только давай вспомним, как нужно переходить правильно улицу.

Незнайка. А можно я пойду первым? (Незнайка, а за ним дети под весёлую музыку проходят по пешеходному переходу и выходят из зала)

Литература:

1. Авдеева, Н.Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2003. 2. Авдеева, Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. – М. ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 2005. 3. Агафонова, К.В. Дети и дорожное движение / К. В. Агафонова. – М. : Просвещение, 2001. 4. Азбука безопасности на дороге. Образовательная программа по формированию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожно-транспортных ситуациях. – Толстикова О.В., Гатченко Т.Г. – Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО».2011г. – 75 с. 5. Дорохов, А.А. Зеленый, желтый, красный / А. А. Дорохов. – М. : Детская литература, 2002 6. Дети и дорога: метод. комплект для воспитателей детских садов. – М., 1999. 7. Елжова Н.В. ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий/ 8. Клименко, В.Р. Обучайте дошкольника правилам движения / В. Р. Клименко. – М. : Просвещение, 2007. 9. Правила дорожного движения: обучение дошкольников / авт.-сост. Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: учитель, 2011.–219с. 10. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 112с. : цв. вкл. 11. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. – 3-е изд., допол. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 64с.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также