Психофизиология водителя пдд


Психофизиологические особенности труда водителя

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Управление автомобилем

Психофизиологические особенности труда водителя

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен также знать наиболее целесообразные пути и средства развития указанных качеств. Ниже излагаются краткие сведения по психологии и психофизиологии водителя при управлении автомобилем.

Зрение играет ведущую роль в работе водителя. Чтобы управлять автомобилем, он должен видеть на дороге транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и сигналы.

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Орган зрения — глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них. Первым условием зрительного восприятия предмета является его выделение из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Однако, чтобы опознать объект, его надо не только выделить из фона, но и воспринять форму, а это зависит от остроты зрения.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) около 160—180°. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них; это так называемое бинокулярное острое зрение. Рассматривание удаляющегося объекта затруднено.

Объекты, расположенные вне поля острого зрения (сбоку), глаза улавливают, хотя детали этих объектов рассмотреть трудно. Такое зрение называют боковым или периферическим (обзорным). Оно имеет для водителя большое значение. Благодаря периферическому зрению водитель получает представление о том, что делается за пределами бинокулярного острого зрения. Обзорность уменьшается в зависимости от скорости движения: при скорости 50 км/ч — до 105°, а при скорости 100 км/ч—до 50°.

Некоторые люди не различают отдельные цвета (например, красный и зеленый). Это заболевание называется дальтонизмом или цветовой слепотой. Дальтоники не могут быть водителями.

Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещенности. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от нескольких секунд до 2—4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8,33 м).

Правила дорожного движения разрешают пользоваться дальним светом фар только на неосвещенных участках улиц и дорог и требуют переключения дальнего света на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства, а также во всех случаях, когда дальний свет может ослепить других водителей. Ослепленный водитель обязан остановиться.

Большую роль при управлении играет восприятие времени — умение оценивать продолжительность действий и перемещений, совершаемых самим водителем, другими транспортными средствами и пешеходами. На этом восприятии основано и представление о времени, требуемом для выполнения действий, предотвращающих наезды и столкновения.

При вождении исключительно важное значение имеют зрительное восприятие скорости, направления движения и их изменения. Опытный водитель довольно точно по ориентирам определяет скорость автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после длительного движения с высокой скоростью на загородном шоссе он нередко значительно переоценивает снижение им скорости при въезде в населенные пункты и вследствие этого превышает допустимую скорость движения.

Изменение скорости и направления движения определяется также ощущением равновесия, возникающего в вестибулярном аппарате. На поворотах это ощущение позволяет опытному водителю довольно точно оценивать предельную скорость, безопасную для поворота.

Водитель должен иметь хороший слух, который помогает ему в дополнение к зрению воспринимать расстояния и направления и обнаруживать по шуму транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Слух также помогает обнаруживать неисправности автомобиля, возникшие при движении.

С точки зрения психологии примерная схема управления автомобилем следующая. Водитель оценивает положение, скорость, направление движения управляемого им автомобиля и их изменение главным образом при помощи зрения, слуха и ощущения равновесия. В соответствии с этой оценкой он воздействует на органы управления автомобилем.

Такое объединение восприятий положения и движения автомобиля на дороге и соответствующих им действий рычагами управления называется координацией. Она создается постепенно в процессе обучения и совершенствуется с приобретением опыта.

Опыт и мастерство водителя проявляются в точности вождения в разных условиях. При встрече с непредвиденной опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения. Особенности дороги и препятствий, которые нельзя учесть заранее, можно охарактеризовать как возможные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не очевидной опасностью.

Опыт и мастерство проявляются также и в предусмотрительности водителя, который дол лее н учитывать возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими участниками движения.

Внимание может быть сосредоточенным или распределенным. Внимание водителя должно быть, как правило, распределено между оценкой положения автомобиля на дороге, восприятием дорожных знаков, линий разметки, сигналов светофоров, наблюдением за другими транспортными средствами и пешеходами.

Для водителя особенно важно уметь сосредоточивать внимание на факторах, определяющих его действия (например, появление детей или других пешеходов).

Ввиду того что тротуар находится ближе к автомобилю с правой стороны, водитель должен больше внимания уделять этой стороне. Приближаясь к автобусам и троллейбусам, стоящим на остановке, необходимо снижать скорость, а проезжая мимо стоящих транспортных средств, увеличивать интервал на случай появления пешехода. Это позволит уменьшить возможность наезда.

Таким образом, водитель должен наблюдать окружающую обстановку так, чтобы в каждый данный момент отчетливее видеть объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения.

При небольшой скорости взгляд можно направлять ближе, т. е. под большим углом к дороге, а при увеличении скорости — дальше, чтобы при появлении помехи для движения оставалось достаточно времени для принятия мер. Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку. Поэтому водитель должен смотреть не только вперед, но и по сторонам и назад (в зеркало заднего вида).

Очень важно учитывать, ч: о перемещение взгляда занимает определенное время в зависимости от скорости и от окружающей обстановки (обзорности).

Таким образом, водитель должен переключать внимание с одного объекта на другой. Чем опытнее водитель, тем он делает это лучше.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, опытный водитель может по поведению пешеходов, переходящих пересекающую улицу, заблаговременно предугадать осложнение обстановки из-за приближения транспортного средства, имеющего преимущественное право проезда.

Временем реакции водителя называется время, протекающее от момента обнаружения опасности до момента начала действия механизмами управления.

Если водитель при виде опасности или появления сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой и время ее не превысит 0,6 с; за это время он должен перенести ногу с педали управления дросселем на тормозную педаль.

Если водитель начнет объезжать препятствие, остановит автомобиль или увеличит скорость при проезде места опасности, реакция будет сложной и время ее в сравнении с временем простой реакции значительно увеличится. Например, время, которое затрачивает водитель на обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может достигнуть приблизительно 2 с.

В городских условиях реакция водителя будет быстрее, чем при движении на дорогах, так как он постоянно готов к изменению обстановки.

Время реакции увеличивается при усталости после длительной работы, расстройстве или болезни. Резкое увеличение времени реакции вызывается алкоголем. Даже при употреблении небольшой дозы алкоголя нарушается восприятие водителем скорости управляемого автомобиля, движения других транспортных средств и пешеходов, сигналов светофоров и т. д. Время реакции в нетрезвом состоянии возрастает в 2—3 раза.

Серьезное усложнение обстановки движения и возникающая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменения психического состояния водителя. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Некоторые, чаще неопытные, водители действуют слишком торопливо и поэтому не вполне точно. Другие же, как правило, неопытные, теряются, не выполняют необходимых действий или вместо них совершают ненужные действия. Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации называется эмоциональной устойчивостью и является одним из важнейших качеств водителя.

Длительное вождение автомобиля даже при благоприятных условиях вызывает усталость организма, при этом уменьшается внимание, увеличивается время реакции.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10—11 ч работы водителя и характеризуются тяжелыми последствиями.

При ухудшении рабочей обстановки утомляемость резко повышается. Чтобы ее снизить, водитель должен принимать меры к созданию хороших условий работы. Сиденье следует установить по росту водителя. Кабина должна проветриваться, курение в автомобиле с закрытыми стеклами не рекомендуется. Инструмент и груз должны быть надежно закреплены, так как всякие посторонние шумы и стуки возникающие при движении автомобиля, резко увеличивают утомляемость водителя. При длительных загородных поездках для снижения утомления можно включить радио (в условиях городского движения пользоваться приемником не рекомендуется).

При длительных поездках необходимо через 1,5—2 ч делать остановку, выходить из кабины для осмотра автомобиля и отдыха на 15— 20 мин. Через 5—6 ч делать длительный перерыв для отдыха и принятия пищи.

Вести автомобиль необходимо со скоростью основного потока. Следует помнить, что неуверенное вождение и пониженная скорость не уменьшают, а увеличивают возможность дорожного происшествия, поскольку водитель мешает другим автомобилям, движущимся с нормальной скоростью.

У водителя, помимо дисциплины, чувства ответственности, должно быть развито самообладание, которое выражается в спокойствии при управлении автомобилем, в умении быть вежливым и внимательным по отношению к другим участникам движения. Кроме этого, водитель должен обладать решительностью, чтобы быстро найти наиболее целесообразный выход при внезапном осложнении дорожной обстановки. Для этого необходимо изучать свои слабые и сильные стороны, вдумчиво относиться к своему водительскому опыту и опыту товарищей.

Читать далее: Дорожно-транспортные происшествия и их причины

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Психологическое состояние водителя | 1. Психофизиология водителя  |  Читать онлайн, без регистрации

Психологическое состояние водителя

В природе всегда сокрыт тайный порок.

Принцип Бенедикта (9-е следствие Мэрфи) [12]

Психологическое состояние человека за рулем отличается выраженным нервно-психическим напряжением. Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности, поэтому практически любой водитель постоянно испытывает чувство ответственности за пассажиров, машину, страх за собственную жизнь и т. д. Собственно говоря, автомобиль можно рассматривать как разновидность смертоносного оружия. То, что мы привыкли к наличию автомобилей, каждый день наблюдаем их на улицах и даже научились ими управлять, не уменьшает опасности данного вида транспорта.

«Как-то, покупая в оружейном магазине охотничьи патроны, я увидел, как туда вбежал человек без шляпы; мрачное лицо его было совсем бледным, если не считать красного отпечатка пятерни на левой щеке.«Что вам угодно?» – спросил его продавец. «Что-нибудь, чем можно убить!» – прорычал вбежавший. «Кабальеро! – воскликнул, пятясь, продавец. – Чтобы у нас в магазине…» – «Скорей, идиот! – потребовал получивший пощечину. – О чем, собственно, речь? Не здесь разве продают пистолеты? Или для чего, по-вашему, их делают? Или вы думаете, что ими кофе размешивают?»Возразить было нечего, и продавец, поняв это, показал ему пистолеты девятого калибра. Но получивший пощечину даже смотреть на них не захотел.«Слишком маленькие!» – заявил он.Тогда продавец предложил ему револьвер двенадцатого калибра. «Все равно маленькие!» – буркнул тот. «Может, винтовку желаете?» – осмелел продавец. «Давайте посмотрим», – проворчал покупатель. Однако винтовку он не взял. «Мне нужно такое, что убивает наповал, – проревел он, – такое, что кого угодно превратит в прах, раздавит, уничтожит!»Вцепившись судорожно в прилавок, он безумным взглядом обводил полки. И наконец в его полных ненависти глазах промелькнула мысль, и он спросил: «Автомобили у вас продаются?» – «Нет, сеньор», – ответил ошеломленный продавец. «А мне нужен автомобиль!» – крикнул покупатель и выскочил из магазина.Теперь, когда я собирался ринуться на машине в гущу людских толп, сцена эта всплыла в моей памяти; и вообще, раз от автомобиля ежегодно людей гибнет больше, чем от пуль, почему бы нам не признать того факта, что он является смертоносным оружием?»[13]

Да, уважаемый Читатель, эта сцена – художественное преувеличение. Но если задуматься, такое ли большое, как кажется с первого взгляда? Вспомните статистику, которая безоговорочно утверждает, что люди гибнут и получают увечья в результате ДТП. Так что автор вышеприведенного отрывка был несомненно прав, говоря об автомобиле как о смертоносном оружии. И вполне естественно, что каждый водитель, даже если и не признается в этом вслух, относится к автомобилю соответственно – как к опасному оружию, которым он обладает. Конечно же, в условиях, когда требуется отвечать за применение (особенно – за безопасное применение) подобного оружия, неудивительно постоянное беспокойство и нервное напряжение водителей. Именно поэтому так опасен добавочный стресс – он может нарушить и без того хрупкое равновесие психики водителя.

Психофизиология труда водителя имеет следующие особенности.

• «Действия водителя автомобиля. Они являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам. Смена установки в подобных случаях оказывается посильной и доступной не всем водителям. В подобных ситуациях главное – не скорость реакций, а умение управлять ими, ускорять или замедлять их при необходимости. Особенно важна точность реакции переключения, основанная на быстрой и верной оценке результатов уже выполненных действий и своевременном исправлении допущенных ошибок. Велика и оперативная насыщенность работы водителя в условиях интенсивного дорожного движения. По данным Г. М. Далецкой, водитель автомобиля за рабочий день (7–8 часов) оценивает в среднем 2000 дискретных производственно важных раздражителей и производит 7000 ответных действий, машинист электровоза за то же время работы воспринимает лишь 1300 раздражителей и производит 1100 ответных действий. По данным А. К. Сабирова, в течение смены (7–8 часов) общее число выполняемых операций у водителей городского автобуса – 5600, у водителей такси – 5300.• Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий – монотонности и информационной перегрузки. Монотонность (однообразие) возникает при низкой интенсивности движения, отсутствии других участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, на прямых участках дороги большой протяженности, продолжительном движении в колонне с постоянной скоростью, длительном воздействии однообразных световых или звуковых раздражителей через равные промежутки времени, а также при фиксации взгляда на световом раздражителе. Такими раздражителями для водителя могут быть шум от двигающегося рядом продолжительное время грузового автомобиля, шум от своего автомобиля, фиксация взгляда на солнечном блике бампера впереди идущего автомобиля и т. п. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости и, как следствие, грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки, а иногда засыпанию за рулем. Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении, особенно в условиях большого города или при движении на больших скоростях.• Выраженное нервно-психическое напряжение водителя. Оно определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.• Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно быстрее, без перерывов и с соблюдением правил дорожного движения доставить груз или пассажиров из одного пункта в другой, а с другой стороны, непрерывность движения постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью и т. д.). Возникающие в связи с этим частые остановки и возобновление движения, уменьшение или увеличение скорости и другие противоположные действия предъявляют высокие требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления. Так, по данным А. К. Сабирова, водители автобуса за рабочую смену (7–8 часов) делают 400–500 остановок, до 2000 раз включают сцепление и переключают передачи. За 1 км пути водитель такси выполняет в среднем 19,9 операций, а водитель автобуса – 40,5. Хронометраж, проведенный во Франции, показал, что при вождении автомобиля в большом городе у водителя в среднем за час управления уходит: 15 минут – на торможение, 10 минут – на стоянку перед перекрестком, 16 минут – на трогание с места и разгон и лишь 19 минут – непосредственно на езду.• Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Навязанный и произвольный темпы работы можно проиллюстрировать на простом примере. На экране загораются, периодически чередуясь, лампочки красного и зеленого цвета. Испытуемый должен гасить красную лампочку нажатием на кнопку правого выносного пульта, а зеленую – левого. При произвольном темпе лампочка будет гореть, пока он ее не погасит. Очередная лампочка вспыхивает только после того, как он погасит предыдущую. Это произвольный темп. При навязанном темпе лампочки автоматически вспыхивают через определенные промежутки времени независимо от действий испытуемого, который должен успеть нажать нужную кнопку, пока лампочка не погасла. В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров. Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций. Навязанный темп и дефицит времени имеют место при управлении оперативными автомобилями (милиции, пожарными, скорой медицинской помощи), когда водитель вынужден вести автомобиль на большой скорости, нередко в условиях оживленного городского движения. В таких случаях водитель не успевает воспринимать необходимую дорожную информацию, правильно оценивать ее и своевременно выполнять необходимые управляющие действия. В ограниченные временные условия попадает водитель при неожиданном возникновении опасных ситуаций, особенно когда такие ситуации возникают одна за другой. Так, сделав резкий поворот, чтобы не наехать на пешехода, водитель оказывается перед движущимся навстречу автомобилем. В таких ситуациях он иногда непроизвольно продолжает действие, которое в изменившихся условиях должно быть прекращено. По этой причине водитель запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий в новой ситуации. Автогонщик, для того чтобы победить, должен постоянно выдерживать максимальную скорость, которую он старается лишь минимально снижать только при преодолении препятствий и на поворотах. Поэтому он постоянно работает в навязанном темпе и при дефиците времени[14]. Надежность водителя при навязанном темпе не только требует высокой профессиональной подготовки, но и предъявляет большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.• Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя. Однако интенсивность и устойчивость его внимания непроизвольно то повышается, то снижается. Если при снижении внимания внезапно возникает опасная ситуация, то ошибки водителя и ее неблагоприятный исход более вероятны. Поэтому водитель должен уметь рационально использовать различные качества внимания. Это достигается произвольным его напряжением или, наоборот, снижением, в зависимости от дорожной обстановки.• Неравномерность и неопределенность поступающей информации. При движении в простых дорожных условиях на дорогах с низкой интенсивностью движения водитель иногда в течение продолжительного времени может не получать никаких значимых раздражителей, требующих немедленных ответных действий. В условиях интенсивного городского движения или на скоростных дорогах нередко в течение одной секунды и даже моментально он должен воспринять и отреагировать на неожиданно возникающие раздражители или изменения дорожной обстановки. Информационная насыщенность на дорогах меняется при въезде в населенные пункты и выезде из них, при въезде со скоростной магистрали на дорогу с низкой интенсивностью движения, с главной улицы – на боковую и наоборот. Неопределенность поступающей информации выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.• Прогнозирование, то есть предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. Это свойство в психологии называется антиципацией (от лат. аnticipatio – предвосхищение, предугадывание событий). Профессиональный опыт в значительной степени облегчает развитие этого качества, так как в основе прогнозирования лежит использование информации о прошлом для предвидения будущего. Особенно большие трудности при прогнозировании возникают, когда водитель должен одновременно предвидеть поведение на дороге двух, а иногда и более объектов. При этом происходит раздвоение мышления, так как водитель одновременно должен предвидеть минимум два действия – свои и пешехода или свои и водителя другого автомобиля. Неожиданные препятствия или помехи иногда застают водителя врасплох. В этих случаях направление, в котором он должен двигаться, чтобы избежать ДТП, открывается в последние секунды. Эти периоды наибольшей психической нагрузки являются теми критическими моментами в работе водителя, во время которых оценка обстановки и необходимые действия для предотвращения ДТП должны быть выполнены почти мгновенно.Транспортные средства и пешеходы, движения которых должны быть приняты во внимание водителем, не только движутся в определенном направлении и с определенной скоростью, но и изменяют их, что подчиняется действию случайности. Однако эти изменения не всегда бывают неожиданными. Опытный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознанным признакам может уловить, почувствовать намерение водителя другого автомобиля или пешехода. У него со временем вырабатывается особая форма наблюдательности, помогающая ему не только видеть в каждый момент наиболее опасные действия других участников движения, но и предвидеть их последствия и своевременными действиями предотвратить возникновение опасных ситуаций.• Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости. При управлении автомобилем в темное время суток, в тумане, при сильном снегопаде, во время дождя водитель плохо видит дорогу, дорожные знаки, дорожную разметку, пешеходов и другие автомобили. Он затрудняется в определении положения своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и активно ищет необходимую информацию для такой оценки. При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостного ожидания возникновения аварийной ситуации. Такое состояние приводит к нарушению способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и выполнять необходимые управляющие действия, что при реальном усложнении дорожной обстановки может быть причиной грубых ошибок и ДТП»[15].

Как видите, уважаемый Читатель, методика избегания большинства ошибок, связанных с психологией водительского труда, сводится к Закону Букера: «Даже маленькая практика стоит большой теории»[16]. К примеру, качество прогнозирования напрямую связано с опытом водителя. При работе в навязанном темпе и при дефиците времени наибольшие шансы успешного выхода из экстремальной ситуации будет иметь именно опытный водитель (при прочих равных условиях) и т. д.

Можно заметить, что страх, тревога, сомнения, возникающие у водителя автомобиля, увеличивают нервно-психическое напряжение и приводят к утомляемости и, как следствие, к снижению скорости реакции, нарушению координации движений и прочим неприятным последствиям. Для борьбы со страхом можно рекомендовать упражнение, применяемое ораторами перед публичными выступлениями. В том случае, если человек панически боится публичных выступлений (а это происходит в 95 %), психологи советуют перед выходом к публике довести свой страх до абсурда: пусть трясутся руки, дрожат колени, тело покрывается испариной, щелкают зубы, пусть даже волосы встают дыбом – причесаться всегда можно и потом. Оказывается, в тот момент, когда страх достигает пика, он начинает спадать, и уровень его становится вполне приемлемым, чтобы можно было не обращать на него внимания. В этом случае страх не перерастает в панику. А если паника оратора – это всего лишь потерянное время слушателей и их некоторое развлечение, то паника водителя за рулем автомобиля может привести к трагедии.

Но даже при отсутствии страха излишняя эмоциональность и растерянность водителя могут иметь весьма неприятные последствия. В таком состоянии водитель практически теряет навыки вождения, остается лишь автоматизм движений, и если опыт водителя недостаточен, подобная методика управления чревата ДТП. Данное утверждение можно прокомментировать следующим образом.

«Обладая теперь… теоретическими и практическими знаниями, я решил, что уже могу мчаться стрелой по улицам и шоссе всего мира, и в назначенный мне день предстал перед государственным экспертом, который должен был либо дать мне водительские права, либо в оных отказать.Я ответил на несколько вопросов, совершил несколько маневров, и хорошо одетый молодой кабальеро, немного надменный, как почти все государственные служащие, сел в машину рядом со мной, чтобы подвергнуть меня окончательной проверке.– Поехали.Я тронулся с места.– Посмотрим, как вы справляетесь с ней в потоке транспорта. Я лихо пронесся до конца Кастельяны и выехал на шоссе Чамартин.– Сделайте поворот.С одной стороны шел трамвай, с другой грузовик.– Негде, – пробормотал я.И продолжал ехать вперед. То ли невозможность выполнить сразу данное мне задание, то ли напряженная серьезность моего экзаменатора или то и другое вместе лишили меня душевного равновесия, ибо я действительно уже не в состоянии был сделать поворот. И продолжал глотать километр за километром.– Почему вы не поворачиваете? – спросил он.– Не. не могу, – с трудом выдавил я из себя.И услышал, как он вздохнул. Мы уже ехали по пригородам.– Тогда остановитесь, – потребовал он.Но растерянность моя уже достигла предела. Я едва расслышал собственные слова:– Не… не помню как.Клянусь, это была чистейшая правда. Если среди вас, читатели, найдется по-настоящему нервный человек, он мне поверит.– Вы хотите сказать, что не знаете, как остановить машину? – дрожащим голосом спросил он.– Не знаю, честное слово… не помню как. Знаю, что на что-то нужно нажать ногой, а если нажмешь на что-то другое, скорость увеличится.Моя же машина тем временем неслась вниз по достаточно крутому склону.– Не мчитесь так!– Это не я мчусь.– Мы разобьемся!.. Неужели ничего нельзя сделать?– Не могу! Этот драндулет словно с цепи сорвался! Сейчас будет дерево! Внимание!– Тпру! – закричал он радиатору сквозь ветровое стекло; волосы у него встали дыбом, глаза вылезли из орбит.– Тпру! – закричал и я, вложив в крик всю свою душу. Дерево ушло назад, оно оказалось по правую руку от нас и далеко в стороне.– Вон видите, старик с девочкой, – сказал я. – Не думаю, что удастся проехать между ними… мне кажется, одного из двоих. по крайней мере, одного. кого вы мне советуете?– Какой ужас!– Ну, быстро! Кого из двоих?К счастью, не доехав до них, автомобиль остановился. Кончился бензин»[17].

Страх перед автомобилем, ужас перед экзаменатором и растерянность при движении в плотном транспортном потоке привела к тому, что начинающий водитель растерял все навыки, полученные в школе автовождения. Если бы он мог контролировать свои эмоции, то ничего страшного бы не произошло. Правда, тогда не была бы написана повесть «Человек, который купил автомобиль», но согласитесь, уважаемый Читатель, подобные истории хороши для художественной литературы, но никак не годятся для дороги. А ведь происходят! В той или иной степени что-либо подобное случалось с каждым водителем: невозможность вовремя выполнить требуемый маневр, проезд мимо нужного поворота, мгновенный провал в памяти и потеря навыков вождения и т. д. И в большей части это происходило из-за неконтролируемых эмоций.

Однако обратите внимание, уважаемый Читатель, страх и растерянность героя вышеприведенной истории не доходили до того состояния паники, когда водитель вообще не пытается управлять автомобилем и бросает руль. Данный водитель пытался управлять, и даже страшная мысль – на кого совершить наезд – являлась попыткой выбрать наименее опасную ситуацию и взять ее под контроль. То есть водитель хоть как-то, но контролировал дорожную ситуацию. Излишняя эмоциональность лишила его некоторых навыков, но не чувства ответственности.

Если человек садится за руль с отрицательными эмоциями, более того если он изначально настраивается на возможность ДТП и не уверен в своих силах, то, скорее всего, что-то неприятное и произойдет. Такой водитель может растеряться в самой безобидной ситуации просто потому, что он не контролирует свои эмоции и любую дорожную ситуацию автоматически рассматривает как экстремальную, требующую неординарных решений. Кстати, подобные ситуации не так уж часто происходят. Обычно вполне достаточно стандартных, отработанных практикой решений. Но отрицательный психологический настрой играет с водителями дурную шутку: вместо того чтобы воспользоваться имеющимися навыками, такой водитель начинает паниковать, принимать неверные решения и, как результат, устраивать экстрим там, где его не было и быть не могло. За руль следует садиться, не думая о том, что за ближайшим поворотом поджидает ДТП. Оно там, конечно, может быть, но исключительно в том случае, если сам водитель не справится с ситуацией. А свои силы нужно знать и верить в них. Не зря ведь сказано:

«Будущее – вкус не портит мне,

мне дрожать за будущее лень;

думать каждый день о черном дне —

значит делать черным каждый день»[18].

Для контроля над эмоциями можно использовать следующие упражнения.

• «Маска смеха»[19]. Медленно вдохнуть. Углы рта максимально подняты вверх, глаза прищуриваются, рот приоткрывается, обнажая зубы (между верхними и нижними должно поместиться два пальца). Задержите дыхание. Теперь быстро выдохнуть и расслабить мышцы лица.• «Маска гнева»[20]. Нахмурить брови, сжать губы, раздуть крылья носа. Мышечное усилие наращивается постепенно, одновременно с медленным вдохом. Во время свободного выдоха мышцы освобождаются от напряжения.• Упражнение для круговых мышц глаз[21]. Выполняется сидя. На медленном вдохе опускайте верхние веки, вначале мягко, затем с постепенно нарастающим усилием. Наконец глаза сильно зажмуриваются. Упражнение для обоих глаз одновременно. Вариант – для каждого глаза поочередно.

Методика аутогенной тренировки по Шульцу включает в себя шесть упражнений.

1. Вызывание чувства тяжести в мышцах.

2. Вызывание тепла в теле.

3. Успокоение ритма дыхания.

4. Успокоение ритма сердцебиений.

5. Вызывание тепла в эпигастрии.

6. Вызывание прохлады в области лба.

Подобная тренировка позволяет успокоиться и начать контролировать свои эмоции. Выполнять эти упражнения можно прямо за рулем автомобиля, однако не стоит этого делать в движении. Вначале – взятие эмоций под контроль, а уж потом – начало движения.

velib.com

Физическое состояние водителя | 1. Психофизиология водителя  |  Читать онлайн, без регистрации

Физическое состояние водителя

Под давлением все ухудшается.

Закон термодинамики Мэрфи [10]

О том, что физическое состояние водителя влияет на его способность управлять автомобилем, знают все, но почему-то делают вид, что ничего подобного не существует и можно вести машину чуть ли не в любом состоянии. Общее декларируемое мнение гласит, что если человек смог доползти до автомобиля и как-то угнездиться на водительском сиденье, то с этого момента все дороги перед ним открыты. А ведь можно не доползти, а спокойно дойти до автомобиля, и тем не менее физическое состояние водителя окажется таким, что безаварийное управление станет для него затруднительным.

Ограничения, установленные законодательством и выявляемые при медицинском обследовании, мы обсуждать не будем. В случае если врач обнаруживает какое-либо заболевание, при котором управление автомобилем невозможно, просто не будет выдана соответствующая справка, и человек из категории водителей автоматически переходит в категорию пешеходов либо пассажиров. Нас же интересуют физические состояния именно водителей.

В Правилах дорожного движения нет списка заболеваний, при которых за руль садиться нельзя. Там просто сказано: «водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения»[11]. То есть определение способности водителя справиться с управлением автомобиля передается в руки самого водителя в надежде на его здравый смысл. Но зачастую здравый смысл не срабатывает.

Например, если водитель ушиб руку и поворачивать рулевое колесо ему больно, то очевидно, что на период выздоровления лучше отказаться от управления автомобилем. Однако мало кто из водителей оставляет свой автомобиль, руководствуясь тем, что это всего лишь ушиб, а ушиб – это даже не болезнь. Они думают: «Мало ли что рука болит, на педали рукой не жмут. Как-нибудь доеду». Теперь представьте, уважаемый Читатель, что перед автомобилем такого водителя возникло препятствие – тот самый пешеход, о котором уже неоднократно говорилось, и чтобы объехать его нужно оперативно повернуть руль. Именно в этот момент ушиб дает о себе знать.

О зрении говорилось выше, и совершенно очевидно, что не стоит пренебрегать ни очками, ни контактными линзами, если острота зрения ниже единицы.

Даже самая обычная простуда может послужить причиной ДТП: довольно сложно управлять автомобилем, если водитель чихает либо кашляет. А уж тем более причиной ДТП могут быть различные лекарственные препараты. В наше время многие постоянно принимают те или иные таблетки. Не зря ведь говорится, что люди готовы принимать все, что выглядит как лекарство, чтобы избавиться от того, что выглядит как болезнь. Приведу список лекарственных препаратов (разумеется, неполный), которые противопоказаны водителю:

• ксанакс (альпракс, нейрол, соланакс, транкимазин, фронтал, альпразолам и др.) – транквилизатор со снотворным эффектом; назначается при снятии стрессовых состояний, для уменьшения чувства беспокойства, при депрессии;• элатрал (амитриптилин, адепресс, атриптал, дамилен, саротекс, триптил, триптанол и др.) – антидепрессант с седативным действием;• бупренорфин (анфин, нопан, норфин, юнифин, бупрекс и др.) – синтетический наркотический анальгетик, назначается для терапии болевого синдрома;• вестадол (бефорал, морадол, стадол, буторфанол-тартрат и др.) – синтетический анальгетик, назначается для терапии болевого синдрома;• димедрол (алледрил, бензидрамин, диабенил, димедрил и др.) – антигистаминный противоаллергический препарат, обладает седативным действием;• аллерган (антиаллерзин, атосил, дипразин и др.) – антигистаминный противоаллергический препарат, обладает седативным действием;• мазепин (мазетол, неуротол, стазелин, сторилат, финлепсин и др.) – антидепрессант;• нитразепам (и аналоги) – снотворное седативное средство;• нозепам (и аналоги) – снотворное седативное средство;• пенталгин – обезболивающее средство;• седалгин – обезболивающее средство;• спазмовералгин – препарат для терапии болевого синдрома;• тавегил (и аналоги) – антигистаминный противоаллергический препарат, обладает седативным эффектом;• терафлю – препарат, предназначенный для терапии головной боли, а также болей в горле, миалгии и лихорадочных состояниях;• циннаризин (и аналоги) – препарат, служащий для улучшения кровообращения головного мозга.

Как вы понимаете, этот список можно продолжать еще долго. Привести полный перечень нежелательных лекарств в рамках данной книги не представляется возможным. Однако я настойчиво рекомендую каждому водителю, принимающему лекарства, проверять свои лекарственные препараты на нежелательное воздействие. К примеру, в Югославии водителям запрещено употреблять 200 лекарственных препаратов за четыре часа до начала управления автомобилем. В список противопоказанных лекарств входят в первую очередь снотворные, успокоительные и гипотензивные препараты.

Однако водитель может быть абсолютно здоров, но ему все равно нельзя управлять автомобилем. Причиной этого может быть усталость. Она может вызываться как длительным пребыванием за рулем, так и сильным напряжением внимания даже при небольшом времени, проведенном за рулем (к примеру, в городских пробках).

Степени усталости могут быть различны. При легкой – начинается зевота, веки тяжелеют, появляется ощущение песка в глазах. Средняя степень усталости характеризуется резью в глазах, сухостью во рту, неестественным оживлением. При такой степени усталости возбуждение чередуется с мгновенной, почти неуправляемой дремотой, кроме того, возникает впечатление, что другие автомобили двигаются слишком медленно. При тяжелой степени усталости рябит в глазах, появляется испарина, тело становится вялым, возникает ощущение отстраненности от происходящего, дремотные паузы учащаются. Похожие состояния могут быть связаны с различными заболеваниями, к примеру с начинающейся простудой (кстати сказать, насморк или кашель весьма отрицательно сказываются на безопасности движения).

Естественно, при подобном состоянии водителя сложная ситуация на дороге чревата ДТП. Поэтому не стоит садиться за руль, если степень усталости тяжелая или даже средняя, – от нее может избавить только отдых, а с гарантией – сон. Легкую усталость может снять тонизирующий напиток, например чай или кофе. Но конечно, бывают ситуации, когда приходится ехать, несмотря на усталость. Несколько рекомендаций на такой случай: откройте окно – свежий воздух (даже если это воздух большого города) лучше для усталого человека, чем неподвижная атмосфера салона автомобиля; увеличивайте дистанцию, чтобы получить возможность маневра в ситуации, требующей быстрых решений; снижайте скорость – усталый водитель не может реагировать на изменение с той же быстротой, что и бодрый водитель; не включайте монотонную музыку – она сильно расслабляет, а уставший человек и так хочет спать, ему не нужен дополнительный толчок к подушке; если вы курите, то обязательно проветривайте салон – сигаретный дым не столько бодрит, сколько отупляет, снижает скорость реакции, а кажущаяся многим бодрость возникает исключительно из-за того, что человек в процессе курения чем-то занят и не убаюкивается монотонностью собственных движений. Кроме того, сигарета в руке – это и отвлечение внимания, и невозможность применения техники скоростного руления, которая требует работы обеих рук. Следует также отметить, что в случае ДТП горящая сигарета может оказаться в салоне и продолжать тлеть, что чревато возгоранием.

До начала вождения каждый водитель должен объективно оценить свои физические данные, чтобы знать, каких ситуаций следует избегать. К примеру, с больной рукой нужно избегать случаев, где может понадобиться скоростное руление; при простуде желательно ехать с минимальной скоростью, чтобы успеть отреагировать на дорожную обстановку даже при кашле или чихании; туннельное зрение следует компенсировать усиленным вниманием и невысокими скоростями движения и т. д.

velib.com

Психофизиологические основы деятельности водителя. Основы психофизиологии труда водителя

Приходя на курсы вождения, не каждый человек готов к тому, что, помимо обучения правилам поведения на дороге, ему придется изучать психофизиологические основы деятельности водителя. Но эти вопросы не менее важны, чем мастерство владения управлением автомобиля. Ведь эти занятия помогут познать себя и собственное эмоциональное состояние, что поможет не только за баранкой автомобиля, но и в дальнейшей жизни.

Психофизиология водителя

Психофизиологические основы деятельности водителя – восприятие водителем окружающей ситуации, реакции, внимательность, восприятие, оперативное мышление.

Ощущения - как один из психофизиологических аспектов - проявляются отражением в сознании водителя отдельных явлений и свойств предметов, воздействующих на его органы чувств. Таким образом, различают: слуховые, двигательные, зрительные, кожные, вибрационные и обонятельные реакции.

Восприятие – это управление органами чувств, точная оценка пространственных отношений, скорость переработки информации.

Психомоторная реакция проявляется в скорости и точности реагирования водителя на критические ситуации. Выявление точной психомоторной координации движений.

Внимательность проявляется в способности быстро переключать свое внимание с одного предмета на другой и оценивать их в комплексе.

Эмоционально-волевая реакция – это стрессоустойчивость, высокий уровень таких качеств, как: самообладание, настойчивость, решительность.

Оперативное мышление проявляется в оценке дорожной обстановки, принятии быстрых и адекватных решений, способности к прогнозированию ситуации.

Для водителя важны физическая подготовка, технические знания и в особенности психофизиологические. Деятельности водителя отводится отдельное внимание в вопросах психологии, игнорировать изучение этих моментов нельзя. Конечно, мастерство вождения водителя приобретается с опытом и течением времени, однако тот факт, обладает ли личность определенными чертами характера, определяет психологическую готовность к трудной работе, такой как вождение авто.

Психофизиологические основы деятельности водителя. Программа этического воспитания

Этические основы профессии водителя – это соблюдение правил дорожного движения, умение использовать их в различных ситуациях, строго соблюдать, проявляя уважение к другим водителям и пешеходам. Таким образом, черты характера человека очень часто проявляются именно в поведении на дороге.

Существуют особенности психофизиологические деятельности водителя на дорогах:

  • Водитель должен уважительно относиться к пешеходу, пропуская его. Особенно это важно на нерегулируемых перекрестках и при поворотах. Никогда не следует забывать, что каждый водитель периодически является пешеходом, так же как и его родственники и дети.
  • Не ослепляйте коллег дальним светом. Каждый водитель знает, как неприятно и опасно, когда встречная или обгоняющая машина ослепляет фарами.
  • Не стоит устраивать гонки и препятствовать проезду другой машине, даже если водитель сильно торопится, уступите ему, не создавая аварийной ситуации на дороге.
  • Не нужно ерзать на дороге, переезжая с одной полосы на другую, точно следуйте правилам дорожного движения, предупреждая других водителей о предстоящих маневрах.
  • Если вы видите, что машина попала в трудную ситуацию и стоит на обочине, не стоит проезжать мимо.
  • Готовясь припарковать свою машину, не нужно думать только о собственном комфорте, занимая места больше, чем отведенное для одного авто, или блокируя выезд для другой.

Внимательность водителя

Понятие «внимательность» определяет способность сосредотачиваться водителем на объекте опасности, оперативно сделать обзор и провести оценку сложившейся ситуации в целом. При малых и средних скоростях водитель легко может оценивать десятки окружающих ситуаций и объектов. Очень важным качеством для водителя является умение сосредоточиться на наиболее важном объекте или аварийной ситуации и быстро принять решение о максимально комфортном избегании ее или нанесении минимального вреда, а также возможность спрогнозировать возможное развитие событий.

Внимание водителя может быть как рассеянным, так и распределенным. При стандартных и неопасных ситуациях внимание водителя является распределенным. Он спокойно может оценивать окружающую обстановку на пути своего следования. Сосредоточенное внимание проявляется, когда возникает опасная ситуация. Водитель сосредотачивает все свое внимание только на одном объекте или ситуации.

Быстрота реакции водителя

Пожалуй, самые важные психофизиологические основы деятельности водителя – это быстрые реакции. Так как мало заметить, оценить и спрогнозировать ситуацию, очень важно быстро отреагировать, чтобы принятое решение воплотилось в действии и выполнило основное свое назначение – ликвидацию аварийной или потенциально опасной ситуации.

С научной точки зрения, реакция делится на три этапа: оценка ситуации, принятие взвешенного решения, выполнение оперативных действий. Чем быстрее происходит эта цепочка в сознании водителя, тем быстрее проявляется его реакция на сложившуюся ситуацию. Таким образом, можно определить, что мастерство водителя приблизительно на 70 % зависит от способности к быстрым реакциям, так как время, отведенное для принятие решений, иногда исчисляется даже меньшим промежутком времени, чем секунды.

Основа эффективности общения водителей

В любой автошколе научат не только технике вождения, но и основам эффективности общения. Такой УМКД «Психофизиологические основы деятельности водителя» обязателен к прохождению и имеет важное значение. Разбивается он на несколько разных разделов и тем. Среди них:

Эмоциональное состояние

Пожалуй, это один из наиболее важных разделов психологии водителя. В автошколе обязательно будут проводиться занятия по этой теме, на которых с помощью преподавателя и сокурсников будут ставиться небольшие инсценировки возможных конфликтных ситуаций на дороге, с применением агрессии со стороны собеседника. Преподаватель-психолог обязательно поможет и научит, как правильно выходить из этих ситуаций с минимальными потерями для своего психоэмоционального состояния. А также пояснит на примерах, чем та или иная ситуация может быть опасна и как избежать ее негативного развития.

Физическая подготовка водителя

Для водителя занятия спортом так же важны, как и для любого другого человека. Например, при различных видах поломок, возможно, понадобится физическая сила для их устранения. К тому же очень важно тренировать свою координацию и реакции, которые обязательно пригодятся на дороге и могут даже спасти кому-то жизнь. Очень полезными для водителя будут виды спорта или игры, которые предполагают высокий уровень концентрации, наличие определенной скорости реакций, тренировку периферического и центрального зрения, а также координацию движений. В этом помогут: малый и большой теннис, спортивные состязания, лыжи, гребля, плавание, коньки, пейнтбол и тому подобные мероприятия.

Безопасность водителя

Не только умение водителя справляться с ситуацией на дороге, но и его опыт может стать решающим в опасной ситуации. По окончании курса «Психофизиологические основы деятельности водителя» тесты, предложенные вам для прохождения, помогут определить вашу психологическую готовность к нахождению на дороге в качестве водителя.

Также не следует пренебрегать простыми правилами безопасности, касающимися физического состояния человека. Если водитель чувствует недомогание или неприятные ощущения в собственном организме, необходимо остановиться и уделить внимание состоянию своего здоровья, во избежание внезапных приступов, аварий и летального исхода. А также не стоит игнорировать потребности организма в утолении жажды, так как последние исследования доказали, что обезвоживание соответствует состоянию опьянения. Не стоит игнорировать потребность в отдыхе или двигательной активности. Если конечности или мышцы затекли и устали, необходимо сделать остановку и немного размяться. Эти действия помогут не допустить аварийных ситуаций, человеческих жертв на дороге.

Основы психофизиологии труда водителя не сложны для понимания и выполнения. Каждое верно сделанное движение и соблюдение ПДД спасает не только вашу собственную жизнь, но и пассажиров, сидящих рядом, а также пешеходов и других водителей.

загрузка...

fjord12.ru


Смотрите также