"Ликбез от Телогрейкина": так что же такое непропуск пешеходов и можно ли доказать свою правоту? Пдд рб пропуск пешеходов


Что такое непропуск пешеходов и можно ли доказать свою правоту? - Законодательство

Я бы не сказал, что непропуск пешеходов у нас носит массовый характер и пешеходные переходы постоянно залиты кровью невинно убиенных. И все же, бесспорно, это нарушение можно отнести к категории грубых, существенно влияющих на безопасность движения. Но и здесь без перегибов не обходится.

Конечно же, ГАИ уделяет профилактике данного нарушения большое внимание, и это замечательно. Но, наверное, им трудно бороться с тем, о чем все инспекторы имеют совершенно разное представление. Профессиональные инспекторы имеют свое более менее внятное мнение, а вчерашние работники Департамента охраны, участковые и всякие омоновцы приходят в ГАИ со своим пониманием ПДД и несут это понимание в массы. А оно у них на поверку оказывается в примитивной и бытовой плоскости, при общении они "плывут" на втором термине и окончательно "приплывают" на смысловом содержании. 

Ответственность за так называемый непропуск предусмотрена ч.6 ст.18.14 КоАП, где правонарушение выражается в "непредоставлении преимущества".

Невыполнение лицом, управляющим транспортным средством, требований дорожных знаков или разметки (за исключением выезда на полосу встречного движения) либо нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, а равно непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении маршрутному транспортному средству, пешеходам, иным участникам дорожного движения – влекут предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин.

Открываем ПДД и в п.2.51 знакомимся с определением "преимущество".

Преимущество — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения;

Заранее примем к сведению существование п.16.2 ПДД.

Пешеход имеет право... на преимущественное пересечение проезжей части дороги по нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

Отсюда - самое примитивное инспекторское понимание: не предоставить преимущество означает не дать пешеходу идти первым. Для него все просто и понятно: если водитель поехал первым, то он негодяй-нарушитель. Вся схема построена на праве пешехода, и для этого инспектора не имеет значения расстояние между объектами и бабушкина скорость передвижения. 

Есть более продвинутый вариант примитивного представления. Это когда инспектор как в Бога верит в мудрые изречения своего полковника, бывшего или ныне здравствующего. Тот когда-то сказал и забыл, а его "слово оракула" продолжает жить. Отсюда то самое драконовское правило: пешеход ступил на переход - весь трафик должен замереть. Это правило есть также в подкорректированном варианте: если есть разделительная полоса, то с левой стороны непропуск не считается. Потом правило двух полос - якобы для определения негодяйства водителя нужно посчитать полосы между водителем и пешеходом: две и более - "отскочил", менее двух - негодяй. Все эти "правила" объединяет одно обстоятельство - это неписаные правила, просто чье-то мнение, представление отдельно взятого лица, не более.

После права пешехода вернемся к обязанности водителя. Например, очень часто упоминаемый п.100 ПДД.

При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим (пересекающим) проезжую часть дороги (по пешеходному переходу, а при его отсутствии по линии тротуаров или обочин), на которую он поворачивает, а также велосипедистам и всадникам, пересекающим ее соответственно по велосипедной дорожке и дорожке для всадников.

И присовокупим п.9.9 ПДД.

Водитель обязан... уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора.

В обоих случаях мы сталкиваемся с термином "уступить дорогу", смысл которого обозначен в п.2.76 ПДД.

Уступить дорогу (не иметь преимущества) — требование, означающее не возобновлять движение, снизить скорость движения вплоть до остановки транспортного средства или не осуществлять какой-либо маневр (за исключением требования освободить занимаемую полосу движения, подаваемого регулировщиком или водителем транспортного средства оперативного назначения), если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения;

Как видим, тут появляется какая-то мутная формулировка "если это может вынудить". А кто и каким прибором может определить это "если может"? "Если может" начинается, когда мы садимся за руль автомобиля, и заканчивается на парковке. Поскольку не обозначен критерий оценки "если может", то водитель не считает непропуском свой проезд по переходу, когда пешеход не изменяет скорость и направление движения. Получается, что пешеход остается при своем безапелляционном праве преимущества, а водитель свято соблюдает обязанность уступать дорогу. Оба правы, все смеются, все довольны.

И тут находятся инспекторы - сторонники суровой интерпретации. Дескать, если пешеход снизил скорость и направление, то это уже создание аварийной обстановки (а там вплоть до лишения, между прочим). Такая формулировка действительно имеется в Кодексе, в примечании к ст.18.14.

Под созданием аварийной обстановки в настоящей статье и статье 18.23 настоящего Кодекса понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц.

Причем в ПДД нет определения "аварийная ситуация" или "создание аварийной ситуации". Странным образом "пэдэдэшное" понятие перекочевало в КоАП, который обладает большей юридической силой, нежели ПДД. И под эту марку "суровые интерпретаторы" готовы рубить головы. 

Я не смею утверждать, что моя позиция единственно верная. Но она есть, и она такая - сегодня в этом хитросплетении ПДД и КоАП черт ногу сломит. Наверное, пора бы уже как-то более просто и четко обозначить, что такое непропуск, для единообразного его понимания. Благодарю за внимание.

Василий ТЕЛОГРЕЙКИН Видео автора Специально для ABW.BY

P.S. На днях наш читатель прислал в редакцию видео, на котором видно, как машина ГАИ пересекает пешеходный переход, при этом заметно, как перед этим пешеход решает притормозить, то есть изменить свою скорость. И что же, будем теперь это расценивать как создание аварийной обстановки? Такими темпами без "прав" полстраны можно оставить, в том числе инспекторов...

 

www.abw.by

ПДД РБ глава 15. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

114. Пешеходный переход обозначается дорожными знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) дорожной разметкой 1.14.1–1.14.3.

При отсутствии дорожной разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между дорожными знаками 5.16.1 и 5.16.2, а при установке дорожных знаков только с внешней по отношению к центру перекрестка границы перехода ширина перехода определяется расстоянием между створом установки знаков и условной линией, соединяющей начала закруглений кромок прилегающей к тротуару проезжей части.

Пешеходный переход, на котором движение пешеходов через проезжую часть дороги регулируется регулировщиком или дорожным светофором, называется регулируемым.

115. Если перед пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам в попутном направлении, могут продолжать движение лишь убедившись, что перед этим транспортным средством нет пешеходов.

116. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора (подаче разрешающего сигнала регулировщиком) водитель должен дать возможность пешеходам (пешеходу) закончить переход проезжей части данного направления.

На нерегулируемых пешеходных переходах водитель транспортного средства, в том числе трамвая, обязан уступить дорогу пешеходам (пешеходу), переходящим(ему) проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.

117. Водителю транспортного средства запрещается въезжать на пешеходный переход, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

118. Во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель должен уступить дорогу слепым пешеходам (пешеходу), подающим (подающему) сигнал белой тростью. Водитель транспортного средства должен быть готов снизить скорость или остановиться, чтобы исключить вероятность наезда на таких участников дорожного движения, как дети, пешеходы с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

119. Водитель должен остановиться, уступив дорогу пешеходам (пешеходу), идущим (идущему) к стоящему на остановочном пункте маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. Возобновлять движение разрешается только после закрытия дверей маршрутного транспортного средства.

120. Запрещается опережать движущийся трамвай, у которого включена световая аварийная сигнализация (указатель правого поворота), в зоне остановки трамвая, обозначенной дорожным знаком 5.13 и дорожной разметкой 1.17.

121. Приближаясь к остановившемуся транспортному средству, имеющему опознавательный знак «Перевозка детей» и с включенной световой аварийной сигнализацией, водитель должен снизить скорость, при необходимости остановиться и уступить дорогу пешеходам (пешеходу).

Другие главы ПДД Республики Беларусь

Глава 1 ПДД РБ Общие положения Глава 2 ПДД РБ Права участников дорожного движения Глава 3 ПДД РБ Обязанности водителей Глава 4 ПДД РБ Обязанности водителей и иных участников дорожного движения в особых случаях Глава 5 ПДД РБ Обязанности пешеходов Глава 6 ПДД РБ Обязанности пассажиров Глава 7 ПДД РБ Сигналы дорожных светофоров и регулировщика Глава 8 ПДД РБ Применение аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки Глава 9 ПДД РБ Начало движения, маневрирование Глава 10 ПДД РБ Расположение транспортных средств на проезжей части дороги Глава 11 ПДД РБ Скорость движения Глава 12 ПДД РБ Обгон, встречный разъезд Глава 13 ПДД РБ Остановка и стоянка Глава 14 ПДД РБ Проезд перекрестков Глава 16 ПДД РБ Железнодорожные переезды Глава 17 ПДД РБ Движение по автомагистрали Глава 18 ПДД РБ Движение в жилых зонах Глава 19 ПДД РБ Приоритет маршрутных транспортных средств Глава 20 ПДД РБ Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами транспортных средств Глава 21 ПДД РБ Буксировка механических транспортных средств Глава 22 ПДД РБ Обучение вождению механического транспортного средства Глава 23 ПДД РБ Перевозка пассажиров Глава 24 ПДД РБ Перевозка грузов Глава 25 ПДД РБ Движение на велосипедах и мопедах Глава 26 ПДД РБ Движение гужевого транспорта и прогон животных Глава 27 ПДД РБ Основные положения по допуску транспортных средств к участию в дорожном движении, их техническое состояние, оборудование Глава 28 ПДД РБ Обязанности должностных и иных лиц автотранспортных и других организаций по обеспечению безопасности дорожного движения

kodeksy-by.com

Гродненец оспаривает в ГАИ штраф на 1 базовую из-за «непропуска» пешеходов

По мнению AUTO.TUT.BY, применять пункт 115 Правил дорожного движения в подобной ситуации недопустимо, и об этом мы уже писали. В этом пункте сказано про ситуацию, когда на регулируемом пешеходном переходе для пешеходов загорелся красный сигнал светофора, а они не успели перейти полностью проезжую часть дороги. В этом случае водители, которым загорелся зеленый сигнал светофора, должны уступить дорогу пешеходам, не закончившим переход проезжей части дороги. Тогда же мы пришли к выводу, что в таких ситуациях, если вина водителя доказана, нужно применять пункт 100 ПДД, который гласит, что "водитель при повороте направо или налево обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть".

Чтобы выяснить, правильно ли был составлен протокол за нарушение пункта 9.9 ПДД, Александр обратился к комментариям к ПДД:

- Настоящий научно-практический комментарий составлен группой специалистов, принимавших непосредственное участие в разработке Закона и ПДД, и ставил своей целью содействовать одинаковому и однозначному применению правил, а также выработке единых подходов при рассмотрении дорожно-транспортных ситуаций. Книга предназначена для работников ГАИ, прокуратуры, следователей и судей, специализирующихся на расследовании и разбирательстве ДТП, сотрудников других правоохранительных органов, специалистов по безопасности дорожного движения, преподавателей автошкол, а также может быть использован широким кругом участников дорожного движения для углубленного изучения ПДД.

Так вот, согласно пункту 9.9 ПДД водитель обязан уступать дорогу пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах и регулируемых пешеходных переходах при одновременном для водителей и пешеходов разрешающем сигнале регулировщика или светофора. В данном пункте сказано: обязан уступать дорогу, а не останавливаться и ждать, пока пешеходы, идущие в направлении автомобиля, закончат переход проезжей части. Поэтому нужно обратиться к пункту 2.76 ПДД"уступить дорогу (не иметь преимущества)" - требование, означающее не возобновлять или не продолжать движение или не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника (других участников) дорожного движения изменить направление и (или) скорость движения. В комментариях к этому пункту сказано: "...в качестве нарушения предписания "уступить дорогу" должен рассматривать сам факт создания препятствия для дорожного движения или опасности для движения. Согласно этому и были разработаны рекомендации по безопасному проезду пешеходных переходов "Правило двух полос". Исходя из определения опасности и препятствия для движения (пункты 2.37 и 2.52 ПДД), на видео, приобщенном к материалам дела, должно быть зафиксировано то, чтопешеходы изменили скорость либо направление движения. Однако на нем четко видно, что пешеходы, которых я пропустил, встретились с пешеходами, которые шли в направлении моего автомобиля тогда, когда мой автомобиль был уже на значительном удалении после проезда пешеходного пешехода. И поэтому никакого препятствия либо опасности для движения я им не создал.

Александр начал готовиться к административной комиссии: ознакомился с видеоматериалами, написал ходатайство о приобщении к материалам дела записи с видеорегистратора, установленного в патрульном автомобиле. Помимо всего этого, в организации, занимающейся установкой знаков, светофоров, нанесением разметки мужчина запросил схему перекрестка с разметкой, знаками, светофорами, указанием размеров и расстояний, которые были нанесены на нем по проекту.

www.015.by

можно ли все-таки ехать? Рекомендации ГАИ. 21.by

Пешеход на пешеходном переходе: можно ли все-таки ехать?

Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному переходу, «снизить скорость движения, вплоть до остановки транспортного средства, чтобы уступить дорогу пешеходам«. Что же подразумевается под «уступить дорогу«: не возобновлять или не продолжать движение, не осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить другого участника дорожного движения изменить направление или скорость движения. Вместе с тем, этими же словами в административном кодексе сформулировано не что иное, как «создание аварийной обстановки» — это действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц. Исходя из этих норм, водитель, получается, имеет полное право продолжать движение через переход, даже если пешеходы уже в соседней полосе, но их направление и скорость движения не меняются. Если же пешеход на переходе остановился или побежал, отпрыгнул в сторону или назад — и сделать его это вынудил именно движущийся автомобиль, водитель не только «не уступил дорогу», но и «создал аварийную ситуацию». И административную ответственность уже должен нести не за «непредоставление лицом, управляющим транспортным средством, преимущества в движении пешеходам» (ч. 6 ст. 18.14 КоАП), а за создание «аварийной ситуации» (ч. 10 той же статьи). Что с точки зрения закона одно и то же, зато штрафы разные: 1-5 базовых величин — «непропуск» против 5-20 базовых величин с лишением «прав» на срок до 2 лет или без лишения за «аварийную ситуацию».

Единственное понятное руководство по пропуску пешеходов, прописанное в комментариях к ПДД, — это «принцип двух свободных полос»: водитель может проезжать переход, когда по нему идет пешеход, если перед пешеходом в направлении его движения остается минимум две свободные полосы до автомобиля.

Одна полоса движения в каждом направлении

Здесь все просто и однозначно. Если на дороге всего две полосы, водитель обязан остановиться перед переходом, как только пешеход ступил на дорогу — справа по ходу движения его машины или слева. Как только пешеход закончил переходить полосу движения автомобиля — водитель может продолжать движение.

Две и более полосы движения в каждом направлении

Здесь можно применять «принцип двух свободных полос». Законодательно он нигде не закреплен — лишь в порядке разъяснения прописан в комментариях к ПДД, но инспекторы ГАИ при осуществлении контроля за дорожным движением на эту теорию ориентируются.

Как только пешеход ступил на проезжую часть, водитель обязан уступить ему дорогу. То есть, предоставить преимущество в движении. Если количество полос дороги, скорость и траектория движения пешехода позволяют водителю продолжать движение, не создавая опасности. В свою очередь, пешеходный переход и нанесенная разметка «зебра» не только обозначают участок дороги, где пешеход может чувствовать себя защищенным, но и предупреждают водителя о постоянной потенциальной опасности: ведь только что стоявший на кромке тротуара человек может шагнуть на проезжую часть прямо перед машиной, на дорогу может упасть нетрезвый или нездоровый человек. Если, например, автобус или грузовик не снизит скорость или не остановится в первом ряду, то стоящего у дороги человека, который, вроде бы, только намеревается и участником дорожного движения вы его не считаете, просто травмирует огромным боковым зеркалом этого транспортного средства. Разумнее всего снижать скорость перед переходом всегда, невзирая на наличие или отсутствие на нем в ту самую секунду пешехода — он может выбежать на дорогу неожиданно для водителя, особенно если обзор закрыт припаркованными в нарушение правил автомобилями.

Александр КАМОРНИК, старший госавтоинспектор ОГАИ.

 

 

Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:

На вашем ресурсе это будет выглядеть так

Пешеход на пешеходном переходе: можно ли все-таки ехать? Пункт 116 Правил дорожного движения обязывает водителя, подъезжающего к нерегулируемому пешеходному...

 

news.21.by


Смотрите также