Интегрированный урок-проект по русскому языку и правилам дорожного движения. Пдд и русский язык


Интегрированный урок-проект по русскому языку и правилам дорожного движения

Разделы: Начальная школа

Тема по русскому языку: «Правописание личных окончаний глаголов».

Тема по правилам дорожного движения: «Безопасный путь из школы домой».

Цели и задачи

Обучающие.

  • По русскому языку повторить пройденные орфограммы правописания корня, приставки, суффикса,  падежных окончаний существительных, падежных окончаний прилагательных, закреплять умения в правописании личных окончаний глаголов.
  • Повторить типы спряжения глаголов, закреплять навыки и умения в определении типов спряжения глаголов. Повторить таблицу 1 и 2 спряжения глаголов. Повторить слова исключения.
  • По развитию речи закрепить умения в восстановление деформированного текста.
  • По правилам дорожного движения: разобрать правильный безопасный путь из школы домой, повторить сигналы светофора и регулировщика, повторить дорожные знаки, повторить правила поведения в общественном транспорте, повторить правила безопасного движения пешеходов в городе и за городом.

Воспитывающие. Воспитывать культуру поведения на дороге, в транспорте, умение работать в коллективе, нести ответственность за свои поступки и высказывания.

Развивающие. Развивать логическое мышление, творческий поиск, память, внимание.

Оборудование: на каждую группу листы формата А-3, конверты с заданиями, клей, ножницы, фломастеры, плакаты по правилам дорожного движения, подготовленные самими детьми маленькие картинки или рисунки для красочного оформления работы.

Ход урока

1. Организационный момент

- У нас сегодня необычный урок. А урок – проект. Вы будете работать группами. И за каждое задание группа будет получать сигнальную карточку. Зелёная – обозначает 5 баллов, жёлтая - 4, красная - 3 балла.

И чтобы узнать тему нашего урока вам необходимо выполнить задание.

У вас на столах лежат конверты. Найдите конверт с названием «Пазл». (См. Приложение 1: у 1 и 2 группы – опасный путь из школы домой, у 3 и 4 группы – безопасный путь из школы домой, разрезанные как пазл.)

Вам надо собрать картинку. Дать ей название. (Дети выполняют.)

2. Защита проекта

(Один ученик из каждой группы защищает проект.)

3. Сообщение темы и целей урока

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня с вами говорить?

(Вывешивается  плакат «Безопасный путь из школы домой».  См. Приложение 1 -  увеличенная копия.)

- Итак, мы с вами путешествуем из школы домой, на остановках будем выполнять задания по ПДД и русскому языку, а потом каждая группа будет защищать свой проект.

4. Первый этап

А) Движение началось.

- Мы выходим из школы и направляемся домой. Подходим к … (Пешеходному переходу.)

Б) Беседа учителя о видах пешеходных переходов. О правилах перехода «зебры».

В) Постановка задания.

- Для того, чтобы загорелся зелёный свет, вам необходимо выполнить задание «Загадки». - Найдите конверт с названием «Загадки». (См. Приложение 2: таблицы для каждой группы разрезать на составляющие и сложить в конверты, ключевое слово смотрите в названии файла.)

Прочитайте задание. (Отгадать загадки, вставить отгадки вместо точек, в отгадках вставить пропущенные орфограммы, найти среди отгадок глаголы, указать их форму, соотнести загадки с картинками и ключевым словом.)

- Задание понятно? Выполняйте.

Г) Защита проектов.

От каждой группы по одному защищают проекты

- Переходим через дорогу.

5. Физминутка

Светофор. Раз, два, три, четыре, пять! Ох, устали мы писать.(Потягивания) В светофор мы поиграем, (Ходьба на месте) Руки, ноги разминаем. (встряхивание руками, ногами) Красный свет нам «Стой!» кричит, Ждать зелёного велит. Чтобы было ждать нескучно, Наклоняемся мы дружно. И назад, и вперёд(Наклоны). Влево, вправо поворот.(Повороты туловища) Вот и жёлтый загорелся, Приготовиться пора. Руки, ноги разогреем.(Рывки руками перед грудью) Начинаем, детвора!(ходьба на месте) Вот зелёный загорелся, Можно нам идти вперёд.

6. Второй этап «Задания светофора»

А) Беседа учителя о сигналах светофора и регулировщика.

Б) Объяснение задания.

- Найдите конвертики с названием «Светофор» (См. Приложение 3: у 1 и 2 группы Таблица 1, у 3 и 4 группы Таблица 2 , разрезанные на составляющие.)

- Ознакомьтесь с заданием. - Что нужно сделать? (Расставить в правильном порядке сигналы светофора, раскрасить их, соотнести с сигналами регулировщика, и на каждый свет светофора выполнить задания по русскому языку. На красный написать таблицу окончаний первого спряжения или второго, на жёлтый – слова исключения, на зелёный – проспрягать глаголы.)

В) Выполнение задания.

Г) Защита проекта.

7. Третий этап «Вход в подземный переход»

- Посмотрите на плакат. Куда мы дальше двигаемся?

А) Объяснение задания.

- Найдите конвертик с названием «Деформированный текст». (См. Приложение 4: у каждой группы свой текст.)

- Прочитайте задание. - Что нужно сделать? (Восстановить текст. Озаглавить его. Подобрать подходящие по смыслу картинки. Вставить пропущенные орфограммы. Над глаголами настоящего времени подписать лицо, число, спряжение.)

- Выполняйте.

Б) Выполнение задания.

В) Защита проекта.

8. Физминутка.

Крутятся вперёд колёса. Это трасса мотокросса. Крутятся вперёд колёса. Если их назад вращать, Мотоцикл поедет вспять.

(Круговые вращения руками вперёд и назад.)

9.Четвёртый этап «Выход из подземного перехода»

- На выходе из подземного перехода вас ждёт следующее задание.

А) Объяснение задания.

- Найдите конвертик с заданием «Логические цепочки». (См. Приложение 5) - Прочитайте задание №1. - Что нужно сделать? (Вставить в словах пропущенные орфограммы. Составить логическую цепочку, придумать её описание. Подобрать подходящие картинки.)

Б) Выполнение задания.

10. Пятый этап «Вход в подъезд»

- Мы с вами вышли из подземного перехода, подошли к дому, входим в подъезд. - Вспомним правила, которые мы должны вспомнить прежде, чем войти в подъезд.

А) Беседа о правилах безопасного поведения в подъезде.

Б) Объяснение задания.

- На входе в подъезд мы должны выполнить ещё одно задание. Продолжим работать на листах с логическими цепочками. Посмотрите, что вам надо сделать? (Из слов логической цепочки составить нераспространённые предложения с глаголами настоящего времени, единственного числа, 3 лица. Указать над глаголами тип спряжения.)

Б) Выполнение задания.

В) Защита проекта.

11. Подведение итогов

- Что мы с вами сегодня повторили по правилам дорожного движения? - Надеемся, что вы так же правильно будете пользоваться своими знаниями в жизни. И с вами не случится на улице никаких неприятностей. - Что повторили по русскому языку? - Посмотрим, какая группа, набрала больше всего баллов. Они стали победителями проекта.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Интегрированный урок русский язык + пдд

Корнилова Н.И.

Урок русского языка в 4 классе.

Урок-игра по правилам дорожного движения

Тема. Повторение и закрепление частей речи, правил дорожного движения.

Педагогическая цель. Способствовать формированию необходимости изучения Правил дорожного движения и их выполнения, создать условия для развития умения работать с частями речи.

Тип урока. Интегрированный. Урок-игра.

Планируемые результаты. Активизируют и расширяют словарный запас. Умеют выполнять Правила дорожного движения. Проводят различные виды разборов.

Оборудование: Дорожные знаки, рисунки транспорта ,викторина.

1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

а)Ребята, сегодня у нас необычный урок. На уроке мы повторим знания Правил дорожного движения через учебный материал.

Мы вышли из класса на улицу, где непрерывным потоком движутся машины. Нужно четко соблюдать правила дорожного движения. Знания мы получаем в Школе Дорожных наук, но путь туда неблизкий, трудный. До остановки мы пойдем по тротуару. А как вы думаете, для движения по тротуару есть какие-то правила? (Идем спокойно, придерживаясь правой стороны). Вот и остановка. Вспомните, как нужно вести себя на остановке? ( Соблюдай порядок. Веди себя спокойно: не играй, не бегай, не толкайся. Стой на тротуаре. не наступая на бордюр. Не выходи на проезжую часть . Подходи к двери только после полной его остановки). А какие слова понадобятся, чтобы рассказать об этом?

2.Словарная работа.

метро, спереди ,такси, сзади, машина, автомобиль, автобус, шоссе, тротуар, пассажир, троллейбус ,площадка, трамвай (Дети рассказывают о поведении на остановке, используя словарные слова).

К остановке подъехал автобус, трамвай, троллейбус. Как будете заходить ?( Ответы детей).

1 ряд- садится в автобус

2 ряд-садится в троллейбус

3 ряд-садится в трамвай

Какие правила должен соблюдать пассажир в общественном транспорте?(После посадки проходи вперед, не задерживайся на ступеньках и на площадке у дверей. Держись за поручни. При выходе не суетись и не толкайся. Нельзя высовываться из окон. Шуметь. )

Занимайте места. Чтобы быстрее доехать поиграем с вами в игру.

3.Усвоение знаний и способов действий

б)От глаголов неопределенной формы образовать глаголы 1 лица единственного числа.

Переходить- перехожу

Тормозить- торможу

Бежать- бегу

в)От существительных ед. ч. образуйте существительные мн. ч.

Переход- переходы

Пешеход –пешеходы

Транспорт- нет

г)От глаголов ед. ч. прошедшего времени образуйте глаголы 1 лица ед. ч. настоящего времени.

Обгонял- обгоняю

Пересекал-…

Проезжал-…

Регулировал-…

д)От существительных ед. ч. образуйте существительное мн. ч.

Ядро- ядра

Колесо-…

Бедро-…

Метро-нет

О ,пока мы играли ,остановились у белых полос на асфальте. Что это за полосы? (ответы).Верно ,переход. Вспомнить правила перехода нам поможет новое задание: е)Перепишите четверостишье, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Если ты спешишь в пути

Чере. ул.цу пройти,

Там иди, где весь наро.,

Где есть знак…(переход).

Едем дальше. Но вот на нашем пути светофор. Какие бывают светофоры?(транспортный и пешеходный. Сколько глазков у транспортного светофора? У пешеходного? Какие цвета? Что они означают? Пока он горит сердитым красным глазом, послушайте стихотворение.

(Читает заранее подготовленные ученики).

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь

Зеленый ,желтый, красный.

Мы три родные брата.

Мы светим с давних пор

И взрослым ,и ребятам.

Мы три чудесных цвета,

Ты часто видишь нас,

Но нашего совета не слушаешь подчас.

Самый строгий- красный свет,

Если он горит: Стой, дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт! Чтоб спокойно перешел ты

Слушай наш совет:

Жди. Увидишь скоро желтый

В середине свет.

А за ним зеленый свет вспыхнет впереди.

Скажет он: Препятствий нет!

Смело в путь иди!

Коль выполнишь ты скоро

Сигналы светофора,

Домой и в школу попадешь,

Конечно, очень скоро.

Красный свет продолжает гореть, чтобы загорелся зеленый, нужно каждому составить предложение со словом светофор. Запишите предложение, выделите грам. основу. Сделайте неполный морфологический разбор.

4.Закрепление знаний и способов действий.

а) Посмотрите в окна. Сколько народу идет и все по тротуару, соблюдая определенные правила. А представьте, если бы каждый шел, где хотел, переходил улицу, как ему вздумается.

(подготовленные ученики читают стихотворение «Если бы» О.Бодарева).

Идет по улице один довольно странный гражданин.

Ему дают благой совет:

-На светофоре красный свет, для перехода нет пути.

Сейчас никак нельзя идти!

-Мне наплевать на красный свет!-

Промолвил гражданин в ответ.

Он через улицу идет не там, где знак «Переход»,

Бросая грубо на ходу

-Где захочу, там перейду!

Шофер глядит во все глаза: разиня впереди!

Нажми скорей на тормоза: разиню пощади!

А вдруг бы заявил шофер:

-Мне наплевать на светофор!-

И как попало ездить стал?

Ушел бы постовой с поста?

Трамвай бы ехать не хотел?

Ходил бы каждый как умел?..

Тогда б на улице, где ты ходить привык,

Невероятные дела произошли бы вмиг!

Сигналы, крики то и знай:

Машина едет на трамвай, трамвай наехал на машину,

Машина врезалась в витрину-

Все понеслось и вкривь, и вкось…

Прохожим скрыться в дом пришлось.

Ты у окна сидишь тоскуя, из дома выйти не рискуя.

И в школу лезешь по карнизу, чтоб только не спускаться книзу,

А в магазин идешь по крыше-здесь безопаснее и тише…

Но нет,

Стоит на мостовой регулировщик-постовой,

Висит трехглазый светофор.

И знает правила шофер!

Вот мы и доехали до Школы Дорожных наук. Сейчас вы сдадите экзамен, выполнив самостоятельную работу на карточках.

Самостоятельная работа.

а)-.Подберите прилагательное к существительному. Составьте с ними предложение

Автобус, троллейбус, трамвай.

б)Составьте словосочетания со словами

Переходить, запрещать, предупреждать, пересекать.

в)Составьте предложения со словами

Тормоза, скорость, пешеход, пассажир, транспорт.

г)Придумайте небольшой рассказ на одну из тем:

-Знать и выполнять правила дорожного движения должны и взрослые и дети.

-Когда переходишь дорогу, следи за сигналом светофора.

-Выбирай самую безопасную дорогу в школу.

б)И в завершении нашего урока обобщим наши знания, ответив на вопросы викторины.

Викторина «Знаешь ли ты?»

1.Как пешеходы должны ходить по улице?(Пешеходы должны ходить только по тротуару, так как проезжая часть предназначена для транспорта).

2. Какой стороны тротуара должны придерживаться пешеходы? (Правой стороны).

3. Можно ли переходить улицу наискосок? ( Нельзя. Улицу надо переходить прямо ,так как это уменьшает время пребывания нам проезжей части).

4. Почему нельзя устраивать игры на проезжей части улицы? ( Игра мешает движению машин, а главное, дети, увлекшие игрой .,могут попасть под машину).

5. Можно ли переходить улицу на желтый сигнал светофора? ( Нельзя. Он означает «Внимание». Надо дождаться зеленого сигнала ).

6. Как надо переходить улицу, если нет светофора? ( Прежде, чем переходить улицу надо посмотреть налево и направо, пропустить приближающий транспорт).

7.В какой последовательности расположены сигналы в трехсекционном светофоре? (Сверху вниз :красный ,желтый, зеленый).

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Закончите предложения:

Урок помог мне…

Для меня было сложным…

Мне понравилось…

В конце урока всем вручаются памятки.

Памятка соблюдения правил дорожного движения

-Переходи улицу только там, где есть знак «Переход» и широкие белые полосы на мостовой

-Если нет светофора, то посмотри сначала налево, потом направо.

-Если есть светофор, то переходи только на зеленый свет.

- Передвигайся только по тротуару, не выходи на проезжую часть.

.

infourok.ru

Урок русского языка с элементами пдд

Тема. Проверка ОСП по словарю.

Цель. Конкретизировать основной закон русского письма на правописание корневых морфем.

Задачи.1) Сформировать способ проверки ОСП с помощью орфографического словаря.

2)Развивать понимание, осмысление и словарный запас по дорожной лексике.

3) Воспитывать дисциплинированного пешехода, навыки культурного общения.

Оборудование. Карточки со словарными словами, орфографический словарь, знак «Пешеходный переход», рисунок светофора, кроссворд, картинки транспорта.

Ход урока

1. Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок русского языка. Кроме основного закона русского письма мы повторим главные правила дорожного движения.

Открываем тетради, записываем число.

2. Минутка чистописания.

Пп оп пе пл

пешеход

-Прочтите. Назовите ОСП.

-Какие можете проверить? Как?

-О чем должен помнить пешеход, выходя на улицы города?

3. Создание учебной ситуации.

На доске карточки

д_рога ул_ца м_шина г_род

-Почему в этих словах пропущены буквы? (Это ОСП)

-Какие буквы спорят за право писаться?

-Как проверить орфограммы слабых позиций?

-Надо подобрать проверочные однокоренные слова.

–Подбираем .

д_рога ул_ца м_шина г_род д_рожка ул_чный ц//ч м_шинка г_родок

д_рожный г//ж м_шинист г_родской

-Что заметили? Смогли подобрать проверочное слово?

-Как же проверить, какую гласную писать? (Надо посмотреть в словарь)

Вывод: Непроверяемую безударную гласную нужно запомнить или проверять по словарю. Такие слова мы будем называть как принято в русском языке –словарными.

-Вставьте пропущенные буквы. (Работа со словарем)

-Запомнили эти слова. (Проговорили хором)

-Составьте предложение с этими словами.

По улицам города мчатся машины.

- Подчеркните ОСП в словарных словах.

- Напомните, о чем нужно помнить на улицах города?

- Как переходить дорогу, если есть светофор? А если его нет? (Обобщение ответов)

4. Постановка учебной задачи.

-Напомните, какая задача стоит перед нами? (Научиться писать словарные слова и повторить правила поведения на дорогах)

-Если безударную гласную мы проверяем по словарю, то пдд мы получим в школе дорожных наук. Куда мы и отправимся сейчас.

–Путь неблизкий, поэтому мы идем на остановку. Физминутка

5.Решение учебной задачи.

-Вот и остановка. Записали это слово. (Остановка) –А как надо вести себя на остановке?

-А вот наш транспорт.(Картинки автобуса, троллейбуса, трамвая). Записываем, предварительно найдя это слово в словаре. (I ряд ищет первое слово, II –второе, III –третье)

Трамвай, автобус, троллейбус. (На доску вывешиваем карточки)

-Подчеркните непроверяемые безударные гласные. Назовите их.

-Чтобы ехать было веселее, поиграем. Отвечаем хором.

Игра:

*От слов, отвечающие на вопрос что делать? образуем слова, отвечающие на вопрос что делаю?

переходить - перехожу

тормозить –

бежать –

стоять –

смотреть –

- Свяжите эти слова с правилами дорожного движения.

*Образуйте множественное число

переход – переходы

поворот –

пешеход –

автобус –

светофор -

-Стоп. Впереди – знак. ( Пешеходный переход)

-Как он называется? О чем он нам напоминает?

-Прочитайте.

Если ты сп_шишь в пути

Чер_з ул_цу пройти,

Там иди, где весь н_род,

Где есть надп_сь переход.

- Найдите слова с непроверяемыми безударными гласными. Отыщите их в словаре. Как проверить другие гласные?

- Самостоятельная работа. Списать по правилам списывания, подчеркнуть ОСП. (Оценить 3-4 работы. Коллективно проверить)

Едем дальше. Игра «Доскажи словечко».

На рояль я не похож,

Но педаль имею тоже.

Кто не трус и не трусиха,

Прокачу я лихо.

У меня мотора нет Я зовусь …(велосипед)

- Найдите это слово в словаре, запишите.

– Что нужно помнить из пдд про велосипед? (Ответы детей)

А вот и следующий знак на нашем пути. Что это?

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь - Зеленый, желтый, красный. (картина светофора)

- О чем говорят цвета?

Запишите слова-признаки: красный, желтый, зеленый. В каких словах есть непроверяемые безударные гласные, а - проверяемые? (Желтый, зеленый- зелень)

Едем дальше.

*Измени слова по образцу:

мотор – моторный

сигнал -

пассажир -

- Какие слова подобрали?

Запишите, предварительно найдя их в словаре.

- А вот и школа дорожных наук. (Картинка)

Работа в парах.

– Сейчас вы сдадите экзамен, решив кроссворд и отгадав ключевое слово.

Проверка.

– Какое ключевое слово получилось? (Дорога)

Вывод: дорога будет безопасной, если вы будете осторожны и бдительны.

6.Итоговая рефлексия.

– Чему учились на уроке?

- О чем должен помнить каждый человек, выходя за порог дома, школы?

7.Домашнее задание.

I уровень сложности: выучить слова с непроверяемыми безударными гласными,

составить с некоторыми из них предложения, связанные с пдд;

II уровень сложности: составить небольшой рассказ на тему «Безопасная дорога в школу».

kopilkaurokov.ru

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ (по правилам дорожного движения) 4 класс УМК «Школа 2100»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложе­нии с бессоюзной связью. Правила дорожного движения.

Интегрированный урок русского языка и ОБЖ

(по правилам дорожного движения)

4 класс УМК «Школа 2100»

Составила

учитель начальных классов

Степаненко В. И.

г. Лахденпохья

2016/2017

Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложе­нии с бессоюзной свя­зью. Правила дорожного движения.

Задачи:

  • Развивать умения находить сложное предложение, отличать его от простого предложения с однородными членами, составлять схемы этих предложений, пунктуационно их оформлять.
  • Формировать готовность к грамотному поведению на дороге.

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие гостей глазками.

Задать вопросы:

- Для чего люди изучают русский язык? (чтобы грамотно писать)

- Где ещё нужно быть грамотными?

- Откройте тетрадь. Напишите дату и «Классная работа».

2 слайд.

- Начнем урок с минутки чистописания

- Отгадайте шараду.

Начало - нота, (до)

Потом оленя украшение. (рога)

А вместе - местоОживлённого движения. Дорога.

- Напишите правильно и красиво строчную букву д (5раз).

- Напишите правильно и красиво прописную букву Д (5раз).

- В каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная?

- Запишите слово дорога (1 раз).

- Подберите однокоренные слова и запишите их (дороженька, дорожка, дорожный, подорожник, бездорожье, дорожник, придорожный, дорожница). Докажите, что они однокоренные.

- Что такое дорога? (путь сообщения для передвижения людей и транспорта)

3 слайд.

- Назовите синонимы слова дорога. (Путь, тракт, шоссе, колея, трасса, автомагистраль, стезя, серпантин, проспект)

- Значение каких слов вы не знаете?

- Запишите 2 слова шоссе и трасса. Что общего у их написания? (удвоенная согласная)

4 слайд.

- Познакомьтесь с ключевыми словами урока.

Простое предложение с однородными членами, сложное предложение, запятая, правила дорожного движения.

- Над чем мы будем работать на уроке? (мы будем вспоминать правила дорожного движения, повторять, что такое сложное предложение, простое предложение, простое предложение с однородными членами знаки препинания в сложном предложении и в предложениях с однородными членами).

 

Словарная работа.

5 слайд.

а) Вставьте пропущенные буквы:

Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, тр…мвай, а…тобус, св..тофор, в…дитель.

- Проверьте написанное.

б) С данными словами составьте словосочетания, учитывая тему урока (устно)

(Широкое шоссе, велосипедист на дороге, скользкая дорога, неуправляемый автомобиль, перепуганные пассажиры, дисциплинированный пешеход, светофор на перекрёстке, внимательный водитель).

в) Составьте предложения, используя как можно больше словарных слов (устно).

 

Зрительная гимнастика

1. Мы выехали на дорогу,

впереди нас стоит машина.

Прикладываем палец к носу

2. Машина от нас удаляется.

Медленно отодвигаем палец от носа вперёд, продолжая смотреть на него.

3. Машина затормозила, развернулась и возвращается к нам.

Палец снова приближаем к носу, следя за ним глазами

- Наша школа и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. По ней движутся легковые и грузовые автомашины, автобусы. И никто никому не мешает. Это потому, что есть чёткие и строгие правила для водителей машин и пешеходов. Мне хочется, чтобы вы не только грамотно писали, но были грамотными и на дорогах.

Задать вопросы:

- Где нужно ещё быть грамотными?

- Кто из вас знает и соблюдает правила дорожного движения?

- Составьте и запишите предложение, которое подтверждает, что мы знаем и соблюдаем правила дорожного движения.

Мы знаем и соблюдаем правила дорожного движения.

- Какое это предложение? Докажите. (Простое, с однородными сказуемыми).

- Подчеркните грамматическую основу, запишите, какими частями речи выражены все слова, составьте схему предложения.

- Найдите в этом предложении слова, в которых звуков больше, чем букв (знаем, соблюдаем, движения). Докажите.

- Назовите слова, в которых все звуки твёрдые (мы, знаем, дорожного), звонкие (мы, знаем, дорожного, движения).

- Где ходят пешеходы, а где движутся машины?

- Ответив на мои вопросы, составьте и запишите сложное предложение.

Пешеходы ходят по тротуару, машины движутся по проезжей части.

- Докажите, что вы составили сложное предложение (состоит из 2 предложений).

- Подчеркните грамматическую основу, запишите, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое, составьте схему предложения.

- Чем связаны простые предложения?

- Чем отличаются простые предложения от сложных предложений?

Простое предложение с однородными членами предложения

Сложное предложение

одна грамматическая основа

две и более грамматические основы

все однородные члены отвечают на один вопрос,

зависят от одного члена предложения

каждая часть самостоятельное предложение

Для чего нужно анализировать структуру предложения? (Чтобы не ошибиться в пунктуации)

- Что такое пунктуация?

Пунктуация (от лат. punctum – точка) – это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания, а также сама система знаков препинания.

Знаки препинания – это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи. 

В русском языке существуют следующие знаки препинания:

1) Знаки конца предложения: точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения предложений и частей предложения: запятая, тире, двоеточие и точка с запятой.

 

Физкультминутка «Веселые пешеходы»

«Пешеход проснулся» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки в стороны, 1-2 – поднять прямые руки вверх, посмотреть на ладошки, 3-4 – исходное положение

«Увидел в окно регулировщика» И.П.: - ноги на ширине плеч, правая рука вверх, левая рука вниз, 1-2 – меняем положения рук: правую вперед-вниз, левую вперед-вверх,

«Нет ли машин?» И.П.: - ноги на ширине плеч, руки на поясе.1-2 – поворот вправо, руки в стороны, 3- 4 - исходное положение. То же влево (по 3 раза).

«Шагаем по переходу» И.П.: - ходьба на месте

Беседа по вопросам.

- Скажите, когда вы идёте по улице, кем вы являетесь по правилам дорожного движения? (пешеходами)

- А если вы едете за рулём автомобиля, автобуса и другого транспортного средства, кем тогда являетесь? (водителями)

- Как вы думаете, кто должен соблюдать правила дорожного движения?

- Кто следит за правилами дорожного движения на дорогах? (инспектор ГИБДД)

- Что означает аббревиатура ГИБДД? (ГИБДД - Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения)

- Что такое аббревиатура? (Аббревиатура - это сокращённое название слов в словосочетании. Чаще всего состоит из первых букв слов или из начальных частей слов. Аббревиатура обычно записывается заглавными буквами).

- Чем занимается инспектор ГИБДД? Основная задача инспектора ГИБДД – это обеспечение соблюдения всеми участниками дорожного движения (будь то автомобилист, или пешеход) соблюдения правил дорожного движения (ПДД) и профилактика дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6 слайд.

- Прочитайте предложение.

Инспектор ГИБДД обеспечивает соблюдение правил дорожного движения автомобилистами и пешеходами.

- Что вы скажите про это предложение? (Простое предложение с однородными второстепенными членами)

- Спишите предложение, сделайте синтаксический разбор, составьте схему. (повествовательное, невосклицательное, распространённое, простое - осложнено второстепенными членами предложения).

- Проверьте.

- А кто из вас хочет после окончания школы работать инспектором ГИБДД?

- Почему вы сделали такой выбор?

 

Пальчиковая гимнастика «Гонки» (с использованием маленьких машинок)

1,2,3,4,5 можно гонки начинать.

Возят машинку по каждому пальчику вперед и назад, начиная с большо­го пальца.

По кругу, по кругу,

Вперед и назад.

По кругу в одну и другую сторону затем вперёд и назад.

Пальцы машину мою тормозят, закрылись.

Сжимают машинку в кулак.

Машина стоит в гараже, фары не светят уже.

Заглядывают в маленькую щелочку в кулаке

7 слайд.

- Я предлагаю вам текст. Вставив пропущенные слова, я узнаю, кто из вас правильно переходит дорогу.

Прежде чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись у … тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в … стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по … . Вот так ты научишься переходить … .

Слова вставок: края, обе, дорогу, безопасное, прямой.

8 слайд.

Прежде чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в обе стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Вот так ты научишься переходить дорогу.

 

9 слайд.

Итог урока.

- Что мы сегодня на уроке делали? Какие умения развивали?

- Вспомните ключевые слова урока.

- Что вы можете сказать по схемам о предложениях?

1) [– =], [– =].

2) [– =].

3) [– = и =].

4) [– = и ]

 

10 слайд.

Домашнее задание.

Написать маленькое сочинение на тему «Я – пешеход». Сочинение может быть написано в разных стилях: повествование, описание или рассуждение, может сочетать в себе и повествование, и рассуждение, и описание.

11 слайд.

Рефлексия

«Что я за птица?»

Критерий

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен частично

Усвоен слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

Баллы выставляются по каждому критерию, затем суммируются. Потом объясняется значение каждой суммы.

3-5б – Вы воробей, собираете знания по зернышку.

6-7б – Вы соловей, поведайте о своих знаниях другим.

8-9б – Вы орел, для вас открылись тайны знаний.

12 слайд.

Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!

Будьте грамотными не только на письме, но и на дорогах!

На память об уроке – игра Дорожное лото»

 

Приложение.

Доро́га — путь сообщения для передвижения людей и транспорта.

Тракт - улучшенная грунтовая дорога, большая наезженная дорога, большак.

Шоссе (фр. chaussée) или шоссейная дорога — дорога с искусственным покрытием, чаще всего — твёрдым, обязательно с устройством на основе дорожного полотна поверх грунтового основания.

Трасса – это дорога в самом широком смысле слова (есть автомобильная воздушная, горнолыжная).

Шоссе – это трасса

Колея — углубление в грунтовой дороге от колёс.

Автомагистраль — широкая и прямая городская улица, обычно с интенсивным движением транспорта.

Автомагистраль от обычной дороги отличается следующим:

1)  Проезжие части, предназначенные для движения в разных направлениях, должны быть отделены друг от друга разделительной полосой или каким-то другим сооружением;

2)  На автомагистрали не должно быть никаких пересечений в одном уровне ни с другими дорогами, ни с железнодорожными и трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками.

Кроме того, автомагистрали оборудуются специальными ограждающими сетками, исключающие выход на дорогу домашних или диких животных.

Серпанти́н (лат. serpent — змея) — извилистая горная дорога или её участки, образующие крутые витки, петли, опоясывающая гору, поднимающаяся вверх, как серпантин.

Прое́зжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Путь — это расстояние, которое прошло тело.

Стезя - (устар.) путь, дорога.

Проспект – прямая длинная и широкая улица в городе.

Карточка ученика ________________________________________

1. Записать слова, вставляя пропущенные буквы

Ш…ссе, в…лосипедист, д…рога, авт…мобиль, па…ажиры, п…шеход, тр…мвай, а…тобус, св..тофор, в…дитель.

2. Вставьте пропущенные слова.

Прежде чем перейти дорогу, найди__________________________ место для перехода. Остановись у ____________тротуара: прислушайся, посмотри внимательно в ____________стороны, нет ли машин. Переходи дорогу по________________ . Вот так ты научишься переходить ______________________ .

Слова вставок: края, обе, дорогу, безопасное, прямой.

 

«Что я за птица?»

Критерий

Активность

Высокая

Средняя

Низкая

Материал на уроке

Усвоен хорошо

Усвоен частично

Усвоен слабо

Объяснить тему товарищу

Могу сам

Могу с подсказкой

Затрудняюсь

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Интегрированный урок русского языка и КБЖ (с элементами ПДД)

kopilkaurokov.ru

- приветствие, перекличка;

- формулировка темы и цели урока.

Учитель: Давайте, ребята, разгадаем загадку:.

Зорко смотрит постовой

За широкой мостовой.

Как посмотрит красным глазом.

Остановятся все сразу.

А зеленый глаз глядит,

Говорит тебе - иди. (светофор)

-Конечно же, это светофор. И сегодня на уроке мы не только будем говорить о не с глаголами, но еще и повторим правила безопасного передвижения по дороге из дома в школу..

- оформление тетрадей;

- запись эпиграфа;

- подготовка к восприятию материала ( – разгадываем загадку)

Метапредметные

- умение выполнять действия, соответствующие предъявляемым требованиям

Личностные

- умение вести диалог

  1. Словарная работа: Ребята, оказывается это наше первое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.

  2. Запишем: светофор. Давайте разберем по составу это слово. Верно, ребята, в этом слове два корня и соединительная гласная О.

  3. Давайте вспомним историю происхождения этого слова. Было время, когда перейти через улицу большого города было совсем непросто. Люди подолгу стояли на тротуаре и ждали, когда же закончится нескончаемый поток конных экипажей. Самые нетерпеливые перебегали улицу, рискуя попасть под копыта лошадей или колёса повозок.

    Что уж говорить про наши дни, когда поток машин несётся в несколько рядов! Как пешеходам перейти улицу? А ведь ещё есть машины, которые двигаются в поперечном направлении, и им тоже необходимо освободить дорогу. На помощь участникам дорожного движения — и пешеходам, и водителям — приходит светофор. В переводе с греческого языка светофор — «носитель света». Он регулирует движение с помощью световых сигналов.

  4. Работа с учебником: наблюдение на стр. (по фактическому учебнику). Должен быть представлен материал на тему: «Не с глаголами»

  1. Упражнение на закрепление: выполните задание. Напишите правильно:

(Не) переходите дорогу на красный свет. На желтый свет, ребята, (не) бегите, а только подготовьтесь. На зеленый свет (не) торопитесь, а медленно переходите дорогу.

  1. Физкультминутка

  1. Работа в группах. Творческое задание: используя не с глаголами, вставить подходящие по смыслу слова в стихотворения. Проговорить правило, с которым мы работали. Назвать отгадку.

На дорожном знаке том

Человек идет пешком.

Полосатые дорожки

Постелили нам под ножки.

Чтобы мы забот (не) …

И по ним вперед шагали. (пешеходный переход)

В городские наши дебри

Забежали чудо-зебры.

Зебра (не) … копытом,

Зебра (не)…хвостом,

Растянулась любопытным

Через улицу мостом. (пешеходный переход)

Этой зебры на дороге

Я нисколько не …

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь

(пешеходный переход)

  1. Повторение правил движения для пешеходов по пешеходному переходу

9 ) Обратить внимание на знак :

Ребята, что он означает и как называется?

Учитель рассказывает о том, что нам нужно остановиться на особом случаи написания не с глаголами. Некоторые из них пишутся слитно, их нужно запомнить.

(Ненавидеть, негодовать, неистовствовать, недоумевать и др.) Их нужно запомнить.

10) Закрепление материала: подумайте и напишите небольшую инструкцию о том, что должен сделать пешеход при переходе пешеходного перехода, используя глаголы с не

1)- запись предложенного слова в словарик;

2)-повторение известного материала

( -морфемный разбор слова, орфографическая работа)

3) работа с историческим значением слова

4) работа с учебным материалом, чтение правила

5)-выполнение задания;

- взаимопроверка с комментированием учеников

6) Учитель показывает:

Зелёный кружок – топайте ногами, Жёлтый кружок – хлопайте руками, Красный кружок – тишина!

7) –выполнение творческого задания;

-комментарии учащихся

8) – несколько ребят должны продемонстрировать правильное перемещение пешехода по пешеходному переходу(инсценировка)

9)Ребята называют знак и говорят, что он обозначает. Записывают слова в словарик

10) составление текста-инструкции по перемещению пешехода на пешеходном переходе, зачитывание некоторых примеров.

Примерные записи: прежде чем переходить улицу по "зебре", нужно сначала убедиться, что автомобили действительно вас пропускают.

А) сначала посмотреть налево, убедиться, что машины не едут, вас пропускают

Б) дойти до середины дороги, дальше не продолжать путь

В) посмотреть направо, не торопитесь и убедитесь , что путь свободен, только потом можно продолжать движение

Есть еще надземные и подземные пешеходные переходы, но на них не действуют эти правила.

Предметные

- умение находить в тексте слова с заданными грамматическими характеристиками;

- умение определять тип и стиль текста;

- умение составлять тексты различного стиля и типа;

- развитие орфографической грамотности;

- расширение лексической грамотности

Метапредметные

- умение находить необходимую информацию из различных источников(словарей)

- умение слушать учителя и друг друга;

- смысловое чтение;

- умение работать индивидуально и в группе;

-умение осуществлять проверку и самопроверку работ с использованием ключей

Личностные

-умение рационально организовывать работу;

-умение слушать, высказывать и доказывать свою точку зрения;

- формирование навыков безопасной жизнедеятельности;

- уважение к правилам и законам, понимание обязательности их соблюдения

Интегрированный урок русского языка и ПДД в 7-8 классе

Интегрированный урок

русский язык + ПДД

1. Орфографическая работа: по лексическому значению определить само слово.

Проезжая часть дороги с твердым покрытием. (Шоссе)

Человек, едущий на транспорте. (Пассажир)

Человек, совершающий движение пешком. (Пешеход)

Место ожидания автобуса. (Остановка)

Транспорт, работающий от электричества. (Троллейбус, трамвай)

Место, где на время оставляют свой транспорт. (Стоянка)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

Трехглазый постовой. (Светофор)

Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)

Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)

2.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Поставьте 1 запятую. Произведите разборы.

Знаки пр…дупреждают в…дителей и п…шеходов2) об опас…ных уч…стках3) пути. Большая ч…сть пр…дупреждающих знаков имеет форму равност…роннего треугольника с красной каймой и белым фоном.

Если на уч…стках д…роги образует…ся лед или уч…сток только что заасфальтирован, то сц…пление2) колес с д…рогой ум…ньшает…ся – дорога ст…новит…ся сколь…кой.

3. Работа с текстом

Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).

Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затеси на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках2 же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни.

Автомобильные дороги сейчас превратились в мощные транспортные магистрали, миллионы водителей отправляются в дальние рейсы, движутся на высоких скоростях. Водитель должен хорошо знать, какая дорога его ожидает впереди, куда она ведет, каково ее состояние, какие опасности его ждут. Опасных мест на дороге может встретиться немало.

И обо всех этих опасностях водителя надо поставить в известность заранее, чтобы он мог принять необходимые меры. Для этого служат дорожные знаки.

Шоферы, велосипедисты, водители других транспортных средств, пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки и дополнительные средства информации.4

  1. Какова тема и идея данного текста?

  2. Озаглавьте тект.

  3. На сколько смысловых частей можно его разделить?

  4. К какому типу речи относится данный текст?

  5. В 4-ом абзаце найдите заимствованные слова.

(магистраль-нем. 19 в. «большой», «главный»

рейс – гол. 17в. «путешествие»

автомобиль – франц. 19в. «повозка, движущаяся сама собой»

транспорт – франц. 17в. «перевозка»)

  1. Сделайте словообразовательный разбор выделенных слов.

  2. Выполните разборы.

4. Составьте побудительное предложение с деепричастным оборотом.

Пассажир, переходя улицу, будь внимателен4. (побуд., невоскл., простое, распр.)

5.Отгадай знак. Опишите любой дорожный знак, не называя его.

Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).

Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затеси на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках2 же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни.

Автомобильные дороги сейчас превратились в мощные транспортные магистрали, миллионы водителей отправляются в дальние рейсы, движутся на высоких скоростях. Водитель должен хорошо знать, какая дорога его ожидает впереди, куда она ведет, каково ее состояние, какие опасности его ждут. Опасных мест на дороге может встретиться немало.

И обо всех этих опасностях водителя надо поставить в известность заранее, чтобы он мог принять необходимые меры. Для этого служат дорожные знаки.

Шоферы, велосипедисты, водители других транспортных средств, пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки и дополнительные средства информации.4

Люди давно стали заботиться о развитии дорог, создании удобств для движения конных обозов и пеших граждан (путников).

Для того чтобы люди не сбились с пути, дорогу помечали. Так в Древнем Риме вдоль дорог через определенные расстояния устанавливали каменные столбы – указатели. А в самом Риме около здания Форума стоял позолоченный камень, от которого велся счет расстояний всех главных дорог. По этим столбам можно было узнать направление дороги и определить расстояние.

Наши предки славяне тоже заботились о путешественниках и старались помочь им правильно выбрать направление движения. В лесистых местах вдоль дорог устанавливали вешки из сучьев деревьев, делали затеси на стволах деревьев, а в степи вдоль дорог укладывали камни или ставили столбы. На перекрестках2 же дорог устанавливали каменные или деревянные кресты, ставили часовни.

Автомобильные дороги сейчас превратились в мощные транспортные магистрали, миллионы водителей отправляются в дальние рейсы, движутся на высоких скоростях. Водитель должен хорошо знать, какая дорога его ожидает впереди, куда она ведет, каково ее состояние, какие опасности его ждут. Опасных мест на дороге может встретиться немало.

И обо всех этих опасностях водителя надо поставить в известность заранее, чтобы он мог принять необходимые меры. Для этого служат дорожные знаки.

Шоферы, велосипедисты, водители других транспортных средств, пешеходы должны хорошо знать дорожные знаки и дополнительные средства информации.4

kopilkaurokov.ru


Смотрите также