Конспект логопедического занятия. Транспорт. Пдд. Пдд и логопед


№ 3119 Конспект логопедического занятия по теме «Правила дорожного движения» старшая группа - Воспитателю.ру

Малышева Екатерина Александровнаг. Красноярск МБДОУ №259,воспитатель

Конспект логопедического занятия по теме «Правила дорожного движения» старшая группа

 

Цель: Расширение представлений о правилах дорожного движения.

Задачи : Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков. Развитие координации речи с движением. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», флажки синего и красного цвета.

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице. Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Степа».

1. Организационный момент.

Воспитатель встречает детей, предлагает пройти на ковер и встать в круг.

- Сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения,

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни –

Зеленый, желтый, красный. (Светофор)

Шагаешь – впереди лежит,

Оглянешься – домой бежит. (Дорога)

На дороге – лежит,

Под машиной – бежит.

Пока молод – черный,

Теплый, размягченный.

А как постареет –

Затвердеет, постареет. (Асфальт)

Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши. (Регулировщик)

- Сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения. (Рассматривание иллюстраций).

2. Упражнение «Закончи предложение»

- Я буду начинать предложение, а вы заканчивать его, предложение должно начинаться со слов «а потом».

- Сначала надо дождаться зеленого света на светофоре, а потом переходить улицу.

- Нужно посмотреть налево, а потом начинать переходить улицу.

- Следует взрослого взять за руку, а потом переходить улицу.

- нужно дождаться полной постановки транспорта, а потом начинать переход.

3. Игра «Регулировщик»

У детей по красному и синему флажку. Логопед называет слова, обозначающие разные виды транспорта. В зависимости от того, какой транспорт назван, дети проговаривают слова «проезжай», «пролетай», «проплывай», и машут в это время синим флажком. Если же называется слово, не относящееся к транспорту, поднимается красный флажок и произносится слово «стоп».

4. Физминутка

Едем, едем на машине,

(имитация «крутим руль»)

Нажимаем на педаль.

(ногу правую сгибают, разгибают)

Газ включаем, выключаем.

(рычаг к себе, от себя)

Смотрим пристально мы вдаль.

(ладонь ко лбу)

Дворники счищают капли -

Вправо, влево. Чистота!

(руки согнуты, перед собой, наклоны вправо, влево)

Волосы ерошит ветер.

(над головой шевелят пальцы)

Мы – шоферы хоть куда!

(поднимают вверх большой палец руки)

5. Игра «Автобус»

- Давайте все вместе прокатимся в автобусе.

Кем мы будем в автобусе? (Пассажирами)

А как должны себя вести пассажиры в транспорте и почему?

- Я буду говорить, где автобус едет, а вы будете отвечать, как он движется.

- Автобус от остановки … (отъехал).

- К другой остановке…. (подъехал).

- Затем на небольшую горку…. (въехал).

- И вместе с нами он мост (переехал).

- Большую лужу он… (объехал).

- И к нашему саду он тихо…. (подъехал).

Вышли мы из автобуса и пешком пошли в детский сад. Мы уже не пассажиры, а кто? (пешеходы).

6. Игра «Сосчитай».

Один светофор, два светофора, …. пять светофоров.

Посчитать (дорожные знаки, машин, пешеходов).

7. Деление слов на слоги:

Пе-ше-ход, пе-ре-ход, ма-ши-на, све-то-фор, ав-то-бус.

Итог: Давайте вспомним и перечислим правила поведения на дороге, улице.

1. Люди могут ходить только по тротуару.

2. Играть и бегать на тротуарах нельзя.

3. Улицу можно переходить только по переходу, на зеленый свет светофора, держа взрослого за руку.

4. В транспорте нельзя шуметь и толкаться.

5. Пожилым людям нужно уступать место.

 

2.vospitately.ru

Май, 1-я неделя Лексическая тема «Правила дорожного движения». Звуки [в], [ф]

Занятие 1

Коррекцнонно-образовательные цели. Расширение представле­ний о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» (движение, дорога, тротуар, переход, светофор, остановка, дис­танция, развязка, милиционер,регулировщик, жезл, свисток дорож­ный, пешеходный, проезжая, соблюдать, переходить, нарушать, ре­гулировать, следить). Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными). Совер­шенствование синтаксической стороны речи (обучение составле­нию предложений с противительным союзом а). Совершенство­вание навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, ре­чевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, артикуляционной и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения», «светофорчи-ки», музыкальный мячик, плоскостные изображения дяди Степы, четырех маршрутных автобусов, животных; карточки со словами и буквами (ж...к, с.м, к...т, б...к, у, о, и, ы).

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пе­шеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорож­ного движения, о правилах поведения на улице. Проведение

В первую и вторую недели мая из-за праздничных и выходных дней проводится тол ько но два подгрупповых занятия в неделю.

сюжетно-ролевой игры «На улице». Разучивание упражнения «Машины». Чтение воспитателями стихотворения С. В. Михалко­ва «Дядя Степа».

Ход занятия

1. Организационный момент. [Создание эмоционального фона и объявление темы занятия. Совершенствование навыка слогово­го анализа слов.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает пройти к столу, на котором лежат предметные картинки.

Логопед. Перед вами лежат картинки. Разделите названия изображенных на них предметов на слоги.

1-йребенок. Жезл. Вэтом слове один слог.

2-й ребенок. Пе-ре-ход. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Све-то-фор. В этом слове тоже три слога.

4-й ребенок. Транс-порт. В этом слове два слога.

Логопед оценивает работу детей и убирает картинки.

2. Упражнение «Найди отличия». [Развитие связной речи, зри­тельного внимания и восприятия. Уточнение и расширение зна­ний по теме «Правила дорожного движения».]

Логопед помещает на магнитную доску две сюжетные картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки, на которых изображен пе­шеходный переход, и расскажите, чем они отличаются друг от друга. Обратите внимание на правильное или неправильное пове­дение пешеходов.

1-й ребенок. На первой картинке пешеходы стоят на тро­туаре и готовятся к переходу. На светофоре горит желтый свет.

2-й р е б е н о к. На второй картинке пешеходы начали перехо­дить проезжую часть. На светофоре горит зеленый свет.

3-й ребенок. На первой картинке папа держит маленького мальчика за руку. Они смотрят налево.

4-й ребенок. На второй картинке мальчик перебегает про­езжую часть впереди своего папы. Папа смотрит на мальчика. Так делать нельзя. Папа должен держать мальчика за руку. Они долж­ны смотреть налево.

1-йребенок. На первой картинке большой мальчик держит мяч в руках и смотрит налево. Рядом с ним стоит его товарищ.

2-й ребенок. На второй картинке мальчики переходят улицу. На ходу они перебрасывают мяч друг другу. Так делать нельзя. Во время перехода нужно быть очень внимательным. Нельзя играть на проезжей части.

3-й ребенок. На первой картинке перед пешеходным пере­ходом остановились автобус и маршрутное такси.

4-й ребенок. А на второй картинке перед переходом стоят троллейбус и легковая машина. Легковая машина стоит очень близко к троллейбусу, не соблюдает дистанцию.

Логопед. Молодцы. Вы нашли все отличия и хорошо рас­сказали о них. Кроме того, я вижу, что вы знакомы с правилами дорожного движения.

3. Упражнение «Составь предложение». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед убирает картинки с магнитной доски и раздает детям небольшие сюжетные картинки.

Логопед. Посмотрите на картинки, составьте предложения по ним.

1-йребенок. Люди спускаются в подземный переход.

2-й ребенок. Пешеходы переходят проезжую часть по на­земному переходу.

3-й ребенок. Мама с мальчиком обходят трамвай спереди.

4-й ребенок. Папа с детьми обходят автобус сзади.

4. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с дви­жением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сде­лать знакомое упражнение.

На улице нашей

Дети двигаются из одного конца

Машины, машины.

группы в другой, держа в руках вооб-

Машины малютки,

ражаемый руль.

Машины большие.

Спешат грузовые,

Делают разворот, двигаются в про-

Фырчат легковые.

тивопа-южную сторону.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход,

Когда все «машины проехали», один из

Я — примерный пешеход:

детей — пешеход — переходит улицу

Торопиться не люблю,

и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

Я. Тайц

5. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [р'[ в слогах.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, а потом по очереди повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря и цепочки из этих слогов.

6. Упражнение «Определи место звука в слове». [Развитие навы­ка звукового анализа.]

Логопед вновь предлагает детям пройти за стол, помещает на магнитную доску три «светоаЬорчика», а на столе раскладывает че­тыре предметных картинки (развязка, фуражка, светофор, мили­ционер).

Рис. 68

Логопед. Выберите каждый по одной картинке, определите место звука [р] в названии изображенного на ней предмета и в зависимости от этого поместите ее под одним из «светофорчиков».

Дети выполняют задание, логопед оценивает их работу или предлагает детям проверить друг друга.

7. Упражнение «Закончи предложение». [Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (обуче­ние составлению предложений с противительным союзом а).]

Логопед убирает пособия и достает музыкальный мячик.

Логопед. Следующее задание называется «Закончи предло­жение». Я буду начинать предложение, а вы — заканчивать его. Ваша часть предложения должна начинаться со слов а потом.

Логопед и дети катают музыкальный мячик друг другу по столу.

Логопед. Сначала надо дождаться зеленого света на свето­форе...

1-й ре б е н о к. ...а потом переходить улицу.

Логопед. Нужно посмотреть налево...

2-й ребенок. ...а потом начинать переход.

Логопед. Следует взять взрослого за руку...

3-й ребенок. ...а потом переходить улицу.

Логопед. Нужно дождаться полной остановки транспорта...

4-й р е б е н о к.. ..а потом начинать переход.

Логопед. Молодцы. Вы справились с этим трудным заданием.

8. Игровое упражнение «Есть — нет». [Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с суще­ствительными).]

Логопед убирает мячик и раздает детям предметные картинки.

Логопед. Теперь я предлагаю вам проиграть в уже знакомую игру «Есть — нет».

1-й ребенок. У меня есть два жезла.

2-й ребенок. Ау меня нет двух жезлов, но есть пять свето­форов.

3-й ребенок. Ау меня нет пяти светофоров, но есть две фу­ражки.

4-й ребенок.Ау меня нет двух фуражек, но есть пять дорож­ных знаков.

1-й ребенок. Ау меня нет пяти дорожных знаков, но есть два жезла.

Логопед. Отлично! Это было очень трудное задание! Я гор­жусь вами!

9. Упражнение «Помоги дяде Степе». [Совершенствование на­выков звукобуквенного анализа.]

Логопед убирает картинки и помещает на магнитную доску плоскостные изображения дяди Степы и четырех автобусов (рис. 69), а на столе раскладывает карточки со словами и буквами: к...т, ж...к, с...м, б...к, и, о, у, ы.

Логопед. Помогите дяде Степе отправить в путь колонну автобусов. Для этого вы должны вставить в слова потерявшиеся буквы. Выберите каждый по одной карточке с буквой и найдите ей место в одном из пустых квадратов. Прочитав слово, вы узнае­те, кто поведет каждый автобус, и поместите картинку с изобра­жением этого героя в прямоугольник.

Рис. 69

Дети выполняют задание, вставляют в слова буквы ы чытают получившиеся слова. Логопед раздает детям картинки с изображе­ниями животных-водителей. Дети закрепляют картинки в прямо­угольниках.

Логопед. Очень хорошо. Дядя Степа благодарит вас за по­мощь.

Логопед убирает пособие.

10. Окончание занятия. (Оценка работы детей.] Логопед предлагает детям вспомнить и перечислить задания, которые они выполнит, а потом оценивает их работу.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения». Формирование целостного представления об изображенном на серии картинок. Совершенствование грамматического строя речи {подбор однокоренных слов). Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зри­тельного внимания, мышления, памяти, обшей моторики, коор­динации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание уважительно­го отношения к труду взрослых. Развитие навыков сотрудничества на занятии.

Оборудование. Магнитная доска, серия картинок «Новая ма­шина» ( Н. В. Нищееа. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск2. СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.), тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, карточка с ребусом, мяч.

Предварительная работа. Разучивание загадок по теме «Прави­ла дорожного движения», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Чтение воспитателями книги А. Иванова «Азбука безопасности» и беседа по ней.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Раз­витие памяти и мышления.]

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает детям пройти на ковер и встать в круг.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о правилах до­рожного движения, рассмотрим серию картинок «Новая машина» и составим рассказ по ней. Вспомните, какие загадки о правилах дорожного движения вы выучили. Следите за правильным произ­ношением звуков.

1 -й р е б е н о к.

Чтоб дорога для тебя

Стала безопасной,

День и ночь горят огни —

Зеленый, желтый, красный.

Что это?

Дети. Это светофор. Он помогает перейти дорогу. На нем три огня: зеленый, желтый и красный.

2-й ребенок.

Шагаешь -- впереди лежит,

Оглянешься — домой бежит.

Что это?

Дети. Это дорога. Она бежит и вперед, и назад.

3-Й ребенок.

На дороге — лежит.

Под машиной — бежит.

Пока молод — черный,

Теплый, размягченный.

А как постареет —

Затвердеет, посереет.

Что это?

Дети. Это асфальт. Он покрывает дорогу. Сначала он бывает черным, а потом становится серым.

4-й ребенок.

Веселая работа,

Завидно от души!

Свисти, когда охота,

Да палочкой маши.

М. Шварц

0 ком эта загадка?

Дети. О регулировщике. Он руководит движением на улице, машет жезлом, подает сигналы свистком.

Логопед. Хорошо. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, следили за произношением звуков.

2. Рассматривание серии картинок «Новая машина» и беседа по ней. [Развитие диалогической речи.]

Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие вокруг стола, и помещает на магнитную доску четыре картинки.

Логопед. Рассмотрите картинки, а потом подойдите к доске и расставьте их по порядку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Расскажите о том, что вы видите на первой картинке.

1 -Й р е б е н о к. Стоит ясный солнечный летний день.

2-Й ребенок. Семья собирается ехать за город. Новая маши­на стоит во дворе дома.

3-й ребенок. В машине уже сидят два мальчика. На крыше закреплены их велосипеды.

4-Й ребенок. Папа укладывает в багажник надувной матрас, а мама — корзину с продуктами.

Логопед. Обратите внимание: мальчики сидят на заднем си­денье в специальных детских креслах. Они обеспечивают безопас­ность детей. Что вы видите на второй картинке?

1-й ребенок. Мы видим улицу города. Вдалеке по дороге едет машина с нашими знакомыми путешественниками.

2-й ребенок. На тротуаре стоят и разговаривают две мамы. А их дети играют с новой машинкой рядом с проезжей частью.

Логопед. Как вы оцениваете эту ситуацию? Все ли правиль­но ведут себя на улице?

3-й ребенок. Нет. Мамы увлеклись разговором и не следят за своими детьми. А дети играют с машинкой рядом с проезжей частью. Этого нельзя делать.

Логопед. Опишите, что нарисовано на третьей картинке.

4-й ребенок. Машинка неожиданно выкатилась на проез­жую часть, и мальчик бросился за ней. А машина с путешествен­никами была уже совсем близко.

Логопед. Что изображено на последней картинке?

1-й ребенок. Водитель резко затормозил и вывернул руль. Мама бросилась к своему сыну.

Логопед. Правильно. Папа-водитель спас жизнь маленько­му мальчику, но он рисковал жизнью и здоровьем членов своей семьи. Хорошо, что в машине все были пристегнуты ремнями. Хо­рошо, что на тротуаре, куда выехала машина, не было других пе­шеходов. Видите, как важно правильно вести себя на улице, со­блюдать правила безопасности.

3. Физкультурная пауза «Машины» (повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Правила дорожного движения»). [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сде­лать знакомое упражнение.

studfiles.net

Тема «Правила дорожного движения»

Поиск Лекций

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение представлений об окружающем, формирование знаний о прави­лах дорожного движения. Расширение и уточнение словаря по теме «Правила дорожного движения» (светофор, переход, пешеход, водитель, переходить, переводить, соблюдать, красный, желтый, зеленый, опасный, дорожный). Совершенствование навыка чтения.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие коммуникативных навыков, диалогической речи. Повышение речевой активности. Развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, тонкой моторики, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели.Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, доброжелательности, самостоятельности, активности.

Оборудование.Плоскостные фигурки для коврографа (машины, куклы, зверята, деревья, светофор, переход, дорожка в парке), иллюстрации к стихам, тетрадь №2 и «Мой букварь» по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами.

Предварительная работа.Экскурсия по улице, на которой находится детский сад. Наблюдение за транспортом и пешеходами, беседа о правилах дорожного движения. Дидактическая игра «Переход». Заучивание четверостиший к правилам дорожного движения.

609

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия. Развитие зрительного внимания и восприятия, связной речи.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета и предлагает им пройти к ксерографу, где из плоскостных изображений составлена картина «На улице».

Логопед. Вчера мы с вами гуляли по проспекту Ветеранов, наблюдали за транспортом и пешеходами, говорили о правилах дорожного движения. Посмотрите на коврограф. Что я неправильно расположила на улице в игрушечном городе?

1-й ребенок. Два маленьких зайчика играют в футбол прямо на дороге. Детям нельзя играть около машин.

2-й ребенок. На светофоре горит красный свет, а куклы переходят улицу. Надо переходить улицу на зеленый свет.

3-й ребенок. Машины едут по дорожке в парке. Там нельзя ездить.

4-й ребенок. Клоун едет на крыше автобуса. Ехать можно только в автобусе.

Логопед. Вы заметили все ошибки, которые я допустила. А значит, хорошо знаете правила дорожного движения. Давайте исправим ошибки.

Дети меняют местами машины, которые едут по дорожке в парке, и зайчиков, которые играют на проезжей части, прикрепля­ют на светофор зеленый кружок и убирают красный, убирают кло­уна с крыши автобуса.

Логопед. Сегодня мы с вами продолжим разговор о правилах дорожного движения.

2. Рассказывание четверостиший о правилах дорожного движения. [Развитие памяти, четкости дикции, интонационной выразительности речи.]

Логопед предлагает детям пройти за стол и помещает на наборное полотно иллюстрации к стихам, которые выучили дети.

Логопед. Давайте вспомним стихи о правилах движения. Вы видите картинки к этим стихам. Они помогут вам вспомнить стихи. Старайтесь говорить четко и выразительно.

610

1-й ребенок. Всем ребятам, спору нет,

По душе велосипед.

Но кататься детворе

Можно только во дворе.

А. Вольский

2-й ребенок. У посадочных площадок

Пассажиры транспорт ждут —

Установленный порядок

Нарушать нельзя и тут.

В. Кожевников

3-й ребенок. Чтоб приучить пешехода к порядку,

Разлиновали асфальт, как тетрадку.

Через дорогу полоски идут

И за собой пешехода ведут.

В. Кожевников

4-й ребенок. Держись дорожных правил строго,

Не торопись как на пожар,

И помни: транспорту — дорога,

А пешеходам — тротуар.

А. Вольский

Логопед. Молодцы! Очень хорошо! Похлопайте себе.

3. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики.] Логопед убирает картинки, раздает детям открытые на с. 29 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами. Логопед. Что вы видите на страничке справа?

Дети. Светофор.

Логопед. Послушайте стихотворение про него.

У него глаза цветные,

Не глаза, а три огня.

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня.

611

Какие глаза у светофора?

Дети. Красный, желтый, зеленый.

Логопед. Правильно. Обведите «глаза» светофора и столб, на котором он крепится, простым карандашом, а потом начинайте раскрашивать. Какой карандаш вам нужен, чтобы раскрасить сам светофор?

Дети. Серый или черный.

Логопед. Верно. Сядьте удобно. Правильно возьмите карандаш и начинайте работать.

Дети выполняют задание, логопед следит за правильностью выполнения задания, а потом оценивает работу каждого из детей.

4. Работа по книге «Мой букварь». Упражнение «Что в корзинке?»[Развитие фонематических представлений.]

Логопед убирает тетради и контейнер с карандашами, раздает детям буквари, открытые на с. 28.

Логопед. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Кого вы видите на ней?

Дети. Девочек.

Логопед. Это Катя и Карина. Они собрались на пикник. В корзинке у них лежат продукты, названия которых начинаются со звука [к]. Какие это продукты?

Дети. Кукуруза, колбаса, конфеты, квас, коврижка, картош­ка, курица, кабачок, капуста, кофе.

Логопед. Отлично. Вот как много продуктов взяли с собой девочки благодаря вам.

5. Работа по книге «Мой букварь». Упражнение «Что неправильно?»| Развитие зрительного внимания и восприятия, профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед. Посмотрите на следующее задание. Какие буквы написаны неправильно? Назовите и покажите их.

Дети. Н, м, а.

Логопед. Молодцы! Верно. А почему они написаны неправильно?

Дети. Буквы Н и А лежат на боку, а буква М перевернута.

Логопед. А какие буквы написаны правильно?

Дети. Т, о.

612

6. Работа по книге «Мой букварь». Упражнение «Покажи картинки».[Развитие навыков фонематического анализа.]

Логопед. И последнее задание в букваре. Посмотрите на картинки в нижней части страницы. Назовите те из них, названия которых заканчиваются звуком [к].

Дети. Жук, лук.

Логопед. Правильно.

7. Артикуляционная гимнастика.[Развитие артикуляционной моторики.]

Дети садятся перед зеркалом, логопед следит за правильной посадкой детей и предлагает им сделать уже знакомые упражнения из артикуляционной гимнастики для шипящих. Каждое упражнение выполняется 3—4раза. После каждого упражнения логопед дает детям время для отдыха, напоминает, что нужно проглотить слюну. Для сопровождения гимнастики используются игрушки.

8. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает игрушки.

Логопед. Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня?

Дети. О правилах дорожного движения.

Логопед. Вы знаете теперь, как правильно переходить улицу. Напомните мне об этом.

Дети. Улицу надо переходить по переходу. На зеленый свет. Через улицу нельзя бежать. Нужно держать маму за руку.

Логопед. Правильно. Молодцы! Я надеюсь, что вы никогда не будете нарушать правила дорожного движения.

Занятие 2

Коррекционно-образовательные цели.Обобщить знания о правилах дорожного движения, уточнить и расширить словарь по теме. Сформировать представление о труде регулировщика. Сформировать целостное представление об изображенном на картине.

Коррекционно-развивающие цели.Развивать связную речь, память, мышление, общую моторику и координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели.Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать представление о важности труда взрослых.

613

Оборудование.Картина «На перекрестке»[16], модель перекрестка.

Предварительная работа.Организация в центре конструктив­ных игр дидактической игры «Перекресток», разучивание по­движной игры «Машины».

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия.] Логопед сообщает детям, что пора начинать занятие, и предлагает им встать около стульчиков. Это занятие проводится в групповом помещении, так как один из этапов занятия проводится в центре конструктивных игр.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о правилах дорожного движения, рассмотрим картину «Перекресток» и составим рассказ по ней. А сейчас послушайте стихи о правилах дорожного движения.

Мише дали новый мячик.

Миша сам, как мячик, скачет,

Забывает про дорогу,

На машины не глядит.

И братишка старший строго,

Очень строго говорит:

— У дороги не играй,

На нее не выбегай,

Вдруг споткнешься, упадешь —

Под колеса попадешь.

2. Предварительная беседа.[Оживление личного опыта детей. Развитие диалогической речи.]

Логопед приглашает детей в центр конструктивных игр, где накануне они смоделировали ситуацию на оживленном городском перекрестке.

Логопед. Как называется игра, в которую мы играли с вами вчера?

Дети. «Перекресток».

614

Логопед. Что значит «перекресток»? Что это за место?

Дети. Там пересекаются улицы.

Логопед. Верно. На перекрестке оживленное движение, много транспорта. Чем мы оборудовали перекресток для того, чтобы не произошло аварии?

Дети. Мы поставили светофоры.

Логопед. Правильно, мы поставили на углах четыре светофора. Как мы обозначили места, где можно переходить улицы?

Дети. Мы проложили пешеходные переходы.

Логопед. Кто помнит стихотворение о пешеходном переходе?

Дети. Полосатые дорожки

Так и просятся под ножки. «Зебра», или переход, Через улицу ведет.

Логопед. Даже если вы переходите улицу по пешеходному переходу, на какой свет светофора вы пойдете?

Дети. На зеленый свет.

Логопед. Посмотрите, правильно ли переходят люди наш перекресток?

Дети. Правильно. На светофоре — зеленый свет.

Логопед. Почему фигурки детей мы поставили на детскую площадку?

Дети. Детям нельзя играть на улице. Там они могут попасть под машину.

Логопед. Правильно.

3. Рассматривание картины «На перекрестке» и беседа по ней.[Развитие диалогической речи. Расширение представлений о работе регулировщика.]

Логопед приглашает детей на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом с картиной.

Логопед. Это оживленный городской перекресток. Что делают пешеходы на перекрестке?

Дети. Переходят улицу.

Логопед. Расскажите, кто переходит улицу?

1-й ребенок. Папа и мама везут коляску.

2-й ребенок. Идут мальчики с мячом.

615

3-й ребенок. Мама ведет мальчика за руку.

4-й ребенок. Рядом переходит улицу бабушка с палочкой.

Логопед. Ей навстречу идет мужчина с большой сумкой. На заднем плане картины мы видим группу пешеходов у светофора. Посмотрите на светофор. Какой свет горит на нем? Правильно ли пешеходы переходят дорогу?

Дети. На светофоре горит желтый свет.

Логопед. Этот светофор неисправен. Движением на перекрестке руководит милиционер-регулировщик. Мы видим его на картине. Он стоит спиной к нам. В правой руке он держит полосатый жезл. Жезлом он показывает машинам, когда прекращать или начинать движение. У регулировщика очень важная и нужная работа. Иногда на улицах города не обойтись без его помощи. А теперь расскажите, какой транспорт изобразил художник на картине.

Дети. Троллейбус, автобус, маршрутное такси, легковые машины.

Логопед. Правильно. Художник нарисовал много транспорта. А теперь давайте рассмотрим дома на улице. Какие они?

Дети. Высокие, каменные.

Логопед. На первых этажах в этих домах магазины, кафе. Какой день художник изобразил на картине?

Дети. Летний день.

Логопед. Как вы догадались?

Дети. Светит солнце. Люди легко одеты.

4. Физкультурная пауза «Машины».[Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед приглашает детей на ковер и выполняет упражнение вместе с ними.

На улице нашей Машины, машины. Машины малютки, Машины большие. Двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль.
Спешат грузовые, Фырчат легковые. Торопятся, мчатся, Как будто живые. Делают разворот, двигаются в противоположную сторону.

616

Эй, машины, полный ход, Я — примерный пешеход; Торопиться не люблю, Вам дорогу уступлю. Когда все «машины» «проехали», один из детей — пешеход — переходит улицу и произносит эти слова.

Я. Тайц

5. Составление логопедом плана рассказа.[Развитие речевого слуха.]

Логопед вновь приглашает детей к мольберту.

Логопед. Еще раз посмотрите на картину. Сейчас я напомню вам, о чем вы будете рассказывать и в каком порядке. Сначала вы расскажете о том, какой день изображен на картине и почему вы так думаете. Потом вы расскажете, какой транспорт изобразил художник на улице, какие на ней дома. Затем вы расскажете, что делают пешеходы, изображенные на картине. И наконец вам нужно рассказать о регулировщике и его работе.

6. Пауза.[Подготовка детей к рассказыванию.]

Дети молча рассматривают картину, обдумывая рассказ.

7. Составление детьми рассказа по картине.[Развитие связной речи.]

Логопед вызывает детей и предлагает им составить рассказ по картине по частям. Целесообразно напомнить каждому ребенку план его части рассказа.

1-й ребенок. На картине нарисован летний день. Светит солнце. Все люди легко одеты.

2-й ребенок. Мы видим перекресток, каменные дома.

3-й ребенок. По переходу идут люди. Папа и мама везут коляску. Другая мама ведет за руку мальчика. Идут большие мальчи­ки с мячом. Переходит дорогу бабушка. Ей навстречу идет дядя с сумкой. Вдалеке мы тоже видим пешеходов.

4-й ребенок. На перекрестке мы видим троллейбус, автобус, машины. Светофоры не работают. Людям помогает перейти доро­гу регулировщик. В руке у него жезл.

Логопед. Молодцы! Каждый из вас хорошо составил свою часть рассказа. Кто из вас хочет повторить рассказ целиком?

Далее рассказ повторяет один из детей или сам логопед, если это задание окажется слишком сложным для детей.

617

8. Подвижная игра «Пузырь».[Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [ш].]

Логопед вновь приглашает детей на ковер и предлагает поиграть в подвижную игру «Пузырь».

Логопед. Сейчас мы с вами поиграем в совершенно новую игру. Текст игры буду произносить я, вы вместе со мной будете де­лать все движения, а в конце игры остановитесь, сделаете «чашечку» из языка, поднимите ее за верхние зубы и подуете вот так: ш...

Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Да не лопайся! Идут по кругу, держась за руки, постепенно расширяют круг.
Он летел, летел, летел, Бегут по кругу, держась за руки.
За колючку задел. Останавливаются, сужают круг.
Ш-ш-ш... Делают «чашечку» из языка, убирают ее за верхние зубы, дуют в нее.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед убирает с мольберта картину и организует заключительную беседу.

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Дети. Рассматривали картину и составляли рассказ.

Логопед. О какой профессии мы говорили?

Дети. О регулировщике.

Логопед. Что делает регулировщик?

Дети. Он руководит движением на улице.

Логопед. Чей рассказ вам понравился больше всего и почему?

Дети оценивают работу друг друга. Логопед помогает им аргументировать ответы.

Занятие 3

Коррекционно-образовательные цели.Расширение и уточнение словаря по теме «Правила дорожного движения». Совершенствование навыка чтения и печатания.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, общих речевых навыков, артикуляционной, тонкой и общей моторики, памяти, мышления.

618

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.Сюжетные картинки для организационного момента, картинка с изображением регулировщика с жезлом, тетрадь №2 по числу детей, контейнер с простыми и цветными карандашами, мяч.

Предварительная работа.Разучивание четверостишия о жезле.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия. Развитие связной речи.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает встать около стульчиков.

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки. Расскажите, что делают люди, изображенные на них. Обратите внимание на транспорт. Расскажите о нем.

1-й ребенок. Дети переходят улицу по переходу. На светофоре горит зеленый свет. Машины стоят перед переходом.

2-й ребенок. Дети играют в мяч на детской площадке. За забором по улице идут машины.

3-й ребенок. Люди спускаются в подземный переход. На улице много машин.

4-й ребенок. Дети с мамой стоят на остановке и ждут трамвая. Они держат маму за руки. Вокруг много машин.

Логопед. Очень хорошо. Садитесь. Как вы думаете, все ли люди на ваших картинках соблюдают правила дорожного движе­ния?

Дети. Да. Все люди правильно ведут себя на улице.

2. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед раздает детям открытые на с. 30 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Вчера мы с вами рассматривали картину «На перекрестке». На ней вы видели регулировщика, который помогает людям соблюдать правила движения, когда не работают светофоры. Что вы видели в руке у регулировщика?

Дети. У него в руке жезл.

619

Логопед. Давайте вспомним стихотворение о нем. Старайтесь говорить четко и выразительно.

Дети. Посмотрите-ка, ребята:

Это жезл полосатый.

Регулировать движенье

Он поможет, без сомненья.

Логопед. Сейчас вы раскрасите жезл. Вы сказали, что он полосатый. Какого цвета полосы на нем?

Дети. Черные и белые.

Логопед помещает на наборное полотно картинку с изображением регулировщика. В руке у регулировщика жезл.

Логопед. Посмотрите еще раз на жезл и правильно раскрасьте его.

Дети выполняют задание. Логопед следит за правильностью посадки детей, оказывает им необходимую помощь, затем оценивает работу каждого ребенка.

3. Игра «Можно и нельзя».[Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]

Логопед приглашает детей на ковер и предлагает им встать в круг.

Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я бросаю одному из вас мяч и говорю, что дети делают на улице. Вы ловите мяч, гово­рите, можно или нельзя так делать, и возвращаете мяч мне. (Бросает мяч первому ребенку.) Дети перебегают улицу.

1-й ребенок. Перебегать улицу нельзя.

Логопед. Дети переходят улицу, когда на светофоре горит красный свет.

2-й ребенок. Переходить улицу на красный свет нельзя.

Логопед. Доги переходят улицу по переходу на зеленый свет. Они держат маму за руки.

3-й ребенок. Так делать можно.

Логопед. Дети катаются на велосипеде во дворе.

4-й ребенок. Так делать можно.

Логопед. Вы очень хорошо знаете правила дорожного движения. Молодцы!

620

4. Отгадывание загадки.[Развитие мышления, связной речи. Логопед убирает мяч.]

Логопед. А теперь отгадайте загадку.

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трехглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.

Как вы думаете, что это за чучело?

Дети. Это светофор. У него три огня, как три глаза. Он стоит на одном столбе, как на одной ноге. Он помогает переходить улицу.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали, как отгадали загадку.

5. Упражнение «Кто скорее?»[Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики.]

Логопед приглашает детей к магнитной доске и вручает каждому из них контейнер с деталями светофора (длинный и узкий прямоугольник — столб, прямоугольник — основание светофора, треуголь­ная крыша, три разноцветных круга).

Логопед. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит светофор из данных деталей? Вы должны работать быстро и точно вспомнить, как выглядит светофор, в каком порядке сверху вниз расположены его разноцветные огни. Раз, два, три. Начинайте сборку.

Дети выполняют задание. Логопед определяет, кто первым закончил работу.

Логопед. А теперь проверьте друг друга. Посмотрите на светофоры. Все выполнили работу правильно? У всех в нужном по­рядке расположены огни?

6. Игра «Жук».[Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация правильного произношения звука [ж].]

Логопед вновь приглашает детей на ковер.

Логопед. А сейчас новая игра. Она называется «Жук». Вы превратитесь в жуков, встанете на носочки и побежите по кругу, расставив руки в стороны, а я буду произносить текст. В конце четверостишия вы должны будете показать, как жужжит жук: ж-ж-ж, ж-ж-ж.

621

Над лужайкой жук кружит,

Над лужайкой жук жужжит.

Он жужжит два дня уже:

«Ж-ж-ж! Ж-ж-ж!»

7. Работа в тетради№3. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков печатания и чтения.]

Логопед раздает детям открытые на с. 20 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Сегодня я приготовила для вас очень интересное задание. В верхней части левой странички вы видите буквы А, У. Вспомните слова, которые начинаются со звуков [а], [у]. Нарисуйте соответствующие картинки рядом с буквами. Расскажите, что вы рисуете.

1-й ребенок. Около буквы А я нарисую арбуз. Рядом с буквой У я нарисую утку.

2-й ребенок. Я рисую арку около буквы А. Около буквы У я нарисую улей.

Так комментируют выполнение задания все дети.

Логопед. Молодцы. Теперь давайте прочитаем слоги в нижней части страницы.

1-й ребенок. Та.

2-й ребенок. На.

3-й ребенок. Ка.

4-й ребенок. Па.

1-й ребенок. Ма.

Логопед. Сядьте прямо, удобно, возьмите простые карандаши, напишите эти слоги по точкам. Будьте внимательны, пишите буквы по порядку. Помните, что все вертикальные палочки мы пишем сверху вниз.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь.

Логопед. Очень хорошо. Слово в самом низу страницы вы прочитаете и напишите после дневного сна. А сейчас закройте тетради.

8. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами.

622

Логопед. О чем мы говорили сегодня? Чем занимались?

Дети. Мы говорили о правилах движения, играли с мячом, собирали светофор, писали и читали.

Логопед оценивает работу каждого ребенка.

Занятие 4

Коррекционно-образовательные цели.Уточнение и расширение словаря по теме «Правила дорожного движения». Закрепле­ние знания правил дорожного движения, правильного поведения на улице. Совершенствование навыков печатания и чтения.

Коррекционно-развивающие цели.Развитие связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, речевой активности, общей, тонкой и артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели.Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование.«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями, предметные картинки и магнитные буквы для организационного момента, тетради №2 и №3 по числу детей, кон­тейнер с простыми и цветными карандашами, картинка с изображением регулировщика, целая и разрезные сюжетные картинки, полоски белого картона для обозначения перехода, магнитный светофор, светофоры и машинки по числу детей, наклейки.

Предварительная работа.Выполнение упражнения «Соедини буквы с картинками» («Мой букварь», с. 29), заучивание стихотворения о светофоре.

Ход занятия

1. Организационный момент.[Объявление темы занятия. Развитие фонематических представлений, навыков звукобуквенного анализа, тонкой моторики.]

623

Логопед приветствует детей, говорит, что очень рад видеть их и готов поиграть с ними в новые игры. Дети здороваются, проходят в кабинет, где на столе уже приготовлены «пальчиковые бассейны» с зарытыми в них магнитными буквами М, Н, П, К, а на магнитной доске предметные картинки (мак, нота, пушка, кот).

Логопед. Опустите руки в «бассейн», найдите там букву. Прикрепите букву на магнитную доску рядом с картинкой, назва­ние которой начинается с этой буквы.

Дети выполняют задание.

Логопед. Расскажите, что вы сделали.

1-й ребенок. Я прикрепил букву М около мака.

2-й ребенок. А я прикрепила букву Н рядом с нотой.

3-й ребенок. Я прикрепил букву П возле пушки.

4-й ребенок. Я поставила букву К рядом с котом.

Логопед. Молодцы. Вы правильно выполнили задание. Садитесь. Сегодня на занятии мы продолжим разговор о прави­лах движения, будем играть, читать, раскрашивать картинки.

2. Работа в тетради№2. [Развитие тонкой моторики.]

Логопед убирает с доски буквы и картинки, помещает на доску картинку с изображением регулировщика, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Давайте продолжим работу в тетради. Мы с вами рассмотрели картину «На перекрестке». Вы знаете, что часто на улицах города работают регулировщики. Они следят за тем, чтобы нее участники движения и пешеходы соблюдали правила дорожного движения. Вчера вы очень хорошо раскрасили жезл регулировщика. Сегодня мы будем раскрашивать фуражку регулировщика. Посмотрите на картинку. Какого она цвета?

Дети. Она серая.

Логопед. Верно. А козырек, вот эта часть фуражки — черный. Эмблемы, значки на фуражке — желтые. Сядьте удобно, возьмите карандаши. Раскрашивайте картинку.

Дети выполняют задание. Логопед контролирует их, а потом оценивает работу каждого из детей.

3. Рассказывание четверостишия о светофоре.[Автоматизация произношения свистящих звуков. Работа над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.]

624

Логопед убирает тетради, карандаши, картинку с магнитной доски. Помещает на доску сюжетную картинку с изображениями светофора и детей[17].

Логопед. Давайте вспомним стихотворение, которое вы выучили вчера. Расскажем его сначала все вместе, а потом расскажет тот, кто захочет это сделать, один. Старайтесь говорить четко и выразительно, правильно произносите звуки [с] и [з].

Дети. Он стоит у перехода.

В зной стоит и в непогоду.

Наш помощник с давних пор —

Работяга-светофор.

Логопед. Вы очень хорошо рассказали стихотворение о нашем помощнике светофоре. Кто хочет сделать это один?

Дети по очереди рассказывают стихотворение, логопед положительно оценивает выполнение задания.

4. Разрезные картинки.[Развитие связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.] Логопед раздает детям конверты с разрезными картинками (рис. 47).

Логопед. А почему мы с вами считаем светофор своим помощником? Что он помогает нам делать?

1-й ребенок. Он помогает нам переходить улицу.

Логопед. Для чего у светофора три разноцветных огонька?

2-й ребенок. Красный свет показывает: переходить улицу нельзя. Можно попасть под машину.

3-й ребенок. Желтый свет показывает: надо приготовиться к переходу. Сейчас машины остановятся.

4-й ребенок. На зеленый свет можно переходить улицу. Нужно посмотреть налево и идти до середины улицы, а потом по­смотреть направо и закончить переход.

Логопед. На картинке вы видите веселый светофор и детей, которые внимательно слушают его указания. Сейчас вы достанете из конвертов такие же разрезные картинки и постараетесь сложить их.

Рис. 47

626

Дети выполняют задание, логопед контролирует их, а потом оценивает работу каждого из детей.

5. Дидактическая игра «Переход».[Закрепление знания правил дорожного движения.]

Логопед предлагает детям сложить картинки в конверты и собирает конверты. На ковре уже выложен полосками белого картона переход. На стойке рядом с переходом закреплен магнитный светофор.

Логопед. А теперь пройдите на коврик. Давайте вспомним игру «Переход».

Утром встаешь ты, выходишь из дома — На перекрестке твой старый знакомый. Он огоньком тебе красным мигнет, Скажет: «Опасно. Закрыт переход». Встают перед переходом напротив светофора, на котором открыт красный кружок.
Желтый зажегся — Логопед открывает желтый кружок.
«Чуть-чуть подожди». Дети готовятся к переходу.
Вспыхнет зеленый — «Свободно иди» Логопед открывает зеленый кружок, закрывает желтый. Дети смотрят налево и начинают переход, доходят до середины ковра, смотрят направо и заканчивают переход.

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, а сам убирает переход и светофор.

6. Упражнение «Повтори за мной».[Формирование правильного уклада шипящих звуков. Развитие артикуляционной моторики.]

Логопед приглашает детей к зеркалу, предлагает им сесть пра­вильно и вспомнить, с каким звуком сдувался пузырь (упражнение повторяется 3—4раза).

Логопед. А теперь посмотрите, как я выполню новое упражнение. Сначала я покажу, как сдувается пузырь, а потом произне­су звук [а]. Вот так: шшша... Повторите за мной.

Дети. Шшша...

627

Упражнение повторяется 3—4 раза. Аналогично отрабатывается произношение звука [ш] в слогах -ши-, -ше-. Логопед следит за тем, чтобы звук [ш] произносился протяжно.

1. Игра «Разноцветные машинки».[Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза.]

Логопед вновь приглашает детей за стол и раздает им светофоры и разноцветные машинки.

Логопед. Мы с вами познакомились с буквой К, учились отличать звук [к] от других звуков. А сегодня мы будем учиться определять место этого звука в слове. В этом нам помогут разно­цветные машинки и светофор.

Если вы услышите звук [к] в начале слова, ваша машинка должна приехать на красный прямоугольник. Если звук [к] будет в середине слова, машинка приедет на средний, желтый прямоугольник. И если звук [к] вы услышите в конце слова, машинка приедет на последний, зеленый прямоугольник. Давайте попробуем. Сок. На какой прямоугольник приехала машинка? Верно. Машинка приехала на последний, зеленый прямоугольник.

Таким образом детям предлагается еще 4—5 слов (замок, карман, буква, молоток, марка).

8. Работа в тетради№3. [Развитие тонкой моторики. Совершенствование навыков печатания и чтения.]

Логопед раздает детям открытые на с. 31 тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед. Сегодня я снова приготовила для вас очень инте­ресное задание. В верхней части левой странички вы видите буквы О, И. Вспомните слова, которые называются со звуков [о], [и]. Нарисуйте соответствующие картинки рядом с буквами. Расскажите, что вы рисуете.

1-й ребенок. Около буквы О я нарисую обруч. Рядом с бук­вой И я нарисую иву.

2-й ребенок. Я рисую окуня около буквы О. Около буквы И я нарисую иголку.

Так комментируют выполнение задания все дети.

Логопед. Молодцы. Теперь давайте прочитаем слоги в ниж­ней части страницы.

1-й ребенок. То.

628

2-й ребенок. Но.

3-й ребенок. Ко.

4-й ребенок. По.

1-й ребенок. Мо.

Логопед. Сядьте прямо, удобно, возьмите простые карандаши, напишите эти слоги по точкам. Будьте внимательны, пишите буквы по порядку. Помните, что все вертикальные палочки мы пишем сверху вниз.

Дети выполняют задание, логопед оказывает им помощь.

Логопед. Очень хорошо. Слово в самом низу страницы вы прочитаете и напишите после дневного сна. А сейчас закройте тетради.

9. Окончание занятия.[Оценка работы детей.]

Логопед собирает тетради, убирает контейнер с карандашами, достает листок с наклейками.

Логопед. Давайте вспомним, о чем мы беседовали сегодня, чем занимались.

Дети. Мы вспоминали правила дорожного движения, складывали разрезную картинку, раскрашивали фуражку, читали и писали.

Логопед. Вы очень хорошо занимались сегодня. Я вами очень довольна. Молодцы! Выберите новые наклейки и наклейте их на свои тетради.

Май, 4-я неделя

poisk-ru.ru

Конспект логопедического занятия. Транспорт. Пдд

Конспект логопедического занятия «Транспорт. ПДД»Разработала и провела учитель-логопед Богатырева Юлия Георгиевна

Конспект логопедического занятия «Транспорт. ПДД»Разработала и провела учитель-логопед Богатырева Юлия Георгиевна

Логопедическая тема: Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.Лексическая тема: Транспорт.Грамматическая тема: Приставки.

Цель: Устранение дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и дизорфографии.

Задачи: Образовательные:-развитие фонематического обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу;-формирование фонематического анализа и синтеза, представлений на материале слов различной слоговой структуры;-воспитание языкового чутья, умения чувствовать и понимать лексические оттенки слов;-совершенствовать умение образовывать глаголы с помощью приставок;-обогащение речевого словаря;-формирование связной речи.

Коррекционные:-формирование речеслуховой, зрительной и двигательной памяти;-формирование зрительного внимания, расширение объёма внимания;-развитие логического и образного мышления;-совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе (право-лево) и на листе бумаги.

Воспитательные:-воспитание ответственности, внимания к правилам дорожного движения;-воспитание самоконтроля, -формирование правильной осанки.

Ход занятияI Организационный момент.

Приветствие.-Сядьте правильно. Стулья придвинуть к партам, руки за спинку стула, плечи расправить, спина прямая.

II Вводная часть.

-Отвечайте на мои вопросы словом «да» или словом «нет»Быстрая в городе езда! (Да)Правила знаешь движения! (Да)Вот в светофоре горит красный свет,Можно идти через улицу? (Нет)Ну а зелёный горит, вот тогда,Можно идти через улицу? (Да)

-Закончите предложение в рифму.Усвой, что сомнения здесь ни к чему!У знака- права! Подчиняйся (ему)Фары могут осветить,Фары могут (ослепить)Цеплялся к транспорту – лечилсяЦенить здоровье (научился)Чудак! Куда же он идёт?Чуть-чуть в сторонке ( переход).

III Основная часть.

1. Сообщение темы урока.-Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня? (О правилах дорожного движения, транспорте). Правильно.

-Отгадайте загадки.Не летает, не жужжитЖук по улице бежитИ горят в глазах жукаДва блестящих огонька(машина)

Братцы в гости снарядилисьДруг за друга уцепилисьИ умчались в путь далёкЛишь оставили дымок(вагоны, поезд)

Паровоз вез колёсВот так чудо паровозНе с ума ли он сошёлПрямо по морю пошёл(пароход)

Дом по улице идёт,На работу всех везёт.Не на курьих тонких ножках,А в резиновых сапожках(автобус)

Не машет крылом, а летаетНе птица, а всех обгоняет(самолёт)

И бегут два колеса:У загадки есть ответ:Это мой ...(велосипед)

Несётся и стреляет, Ворчит скороговоркойТрамваю не угнаться за этой тараторкой(мотоцикл)

Многолюден, шумен, молод,Под землёй грохочет город.А дома с народом тутВдоль по улице бегут(метро)

-Ребята, на какие виды делится транспорт? (наземный, подземный, воздушный, водный)-Какие родственные слова вы назвали? (наземный, подземный)-От какого слова произошли эти слова? (земля)-Назовите приставки в этих словах(на-, под-)-Где стоит приставка в слове? (перед корнем)-Как она пишется? (слитно, это часть слова)-Для чего служит приставка? (для образования новых слов)-Правильно. Приставка образует различные оттенки в значении слова.

2. Работа со словом.-Придумать слова с приставками, используя корень –ход -.Записать слова. Выделить приставки, корень, поставить ударение.(проход, обход, заход, подход, переход, приход, сход) .-Взаимопроверка.3. Работа с предложением.-Прочитайте. Запишите предложения, вставив подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки, корень.Автомобиль ехал по дороге, ехал до моста, ехал через мост и вскоре ехал в город.-Назовите приставки (про-, до-, пере-, в-)-Как вы написали слово въехал? ( с твёрдым знаком)-Докажите, что нужно писать слово въехал с твёрдым знаком? (разделительный твёрдый знак пишется после приставок на согласный перед гласными е, ё. ю. я.)-Закрыли тетради.

IV. Физминутка.

-Отгадайте загадку:Чтоб тебе помочь Путь пройти опасныйГорят и день и ночь-Зелёный, желтый, красный (светофор)

-Правильно.-Скажите, кто еще помогает регулировать движение? (регулировщик)Игра «Регулировщик»- Веселая компания, удвой своё внимание!-Повторяйте за мной сигналы регулировщика, помните про левую и правую руки.

-Начали. (показ жестов регулировщика жезлом)-А теперь каждый из вас побывает в роли регулировщика. (дети самостоятельно показывают движения жезлом)

V. Игра « Составь слово»-Составьте из слогов слова- названия транспортных средств ( мо, ка, па, тер, ход, ро, ши, езд, вай, то, по, ав., ма, бус, трол, лет, вер, трам, са, бус, лет, на, лей)-Вы правильно составили слова (троллейбус, автобус, машина, трамвай, поезд, пароход, вертолет, самолет, катер)- Назовите, какие транспортные средства вы еще знаете?

VI. Итог занятия.-О чем мы сегодня говорили на занятии? ( о транспорте, о правилах дорожного движения).-Вы МОЛОДЦЫ! Правила дорожного движения знаете. А тем кто забыл даём совет : Правила движенияВыучи для ясности,Будешь без сомненияВ полной безопасности!

( Дети с логопедом читают четверостишие)

15

educontest.net

Ваш логопед - Логопедическое развлечение для воспитанников старшего дошк возр с ОНР по ознакомлению с ПДД

Логопедическое развлечение для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОНР по ознакомлению с ПДД

«ШКОЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Автор: Орлова Антонина Сергеевна

Учитель-логопед ОГОБУ «Детский дом № 1»

 

Программные задачи: Систематизировать  знания детей по правилам дорожного движения. Учить различать и понимать значение дорожных знаков, предназначенных для водителей и пешеходов. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение ПДД, способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах. Развивать внимание, наблюдательность, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление.

Воспитывать навыки осознанного использования знания правил дорожного движения в повседневной жизни, воспитывать желание работать всей командой.

Оборудование: Мультимедийная система, презентации «Дорожные знаки», «Автомульти»; аудиозаписи песен «Светофор», «Мы едем, едем…», «Песенка шофёра», игры «Собери светофор из частей», «Собери машину», рули с геометрическими фигурами, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), обручи -5 шт., свисток, 3 сигнальных круга (красный, желтый, зелёный), 2 машины с верёвочками, 2 стакана с водой, фланелеграф, кубики, кегли; грамоты, медали, сладкие подарки.

ХОД:

Вед.: Рассаживайтесь удобнее,Места занимайте скорей,В школу «Дорожного движения»Мы приглашаем друзей!

Вед: На дорогах трудностей так много,Но их бояться нет у нас причин.Потому что Правила Движения -Есть у пешеходов и машин.И чтоб у всех было хорошее настроение -Соблюдайте, люди, п равила движения!

Вед: Весь месяц вы, ребята, изучали правила дорожного движения, учились быть грамотными пешеходами и водителями. А сегодня в школу Дорожной азбуки вас приглашает профессор дорожных наук Светофор Светофорович Мигалкин. (слайд)

Вед. Сегодня вам предстоит сдать экзамены на звание «Примерный пешеход». Для этого вам необходимо правильно отвечать на вопросы, быть внимательными и находчивыми.

Вед: И так первое задание!

Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

А сейчас мы вас проверим

И игру для вас затеем,

Я задам для вас вопросы,

Отвечать на них не просто:

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете:

«Это я, это я, это все мои друзья», а если нет – то молчите.

Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

Д е т и. Это я, это я, это все мои друзья.

Кто летит вперед так скоро

то не видит светофора? (Дети молчат)

Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (дети молчат)

Знает кто, что красный свет

Это значит -  хода нет?

Кто из вас в вагоне тесном

Уступал старушке место?  (это я, это я….)

Кто на скользкую дорогу

Выбегает в непогоду? (Молчат.)

 

Второе задание:

Вед. – А сейчас я загадаю вам загадку:

На самом перекрёстке стоит колдун трёхглазый,

Но никогда не смотрит тремя глазами сразу.

Откроет красный глаз: «Ни с места! Съем сейчас!

Откроет желтый глаз: «Предупреждаю вас!»

Мигнёт зелёным глазом – и всех пропустит разом!

- Что это? (светофор)

Игра «Собери светофор из частей»

(дети из частей собирают светофоры)

Вед. Три цвета есть у светофора.

Они понятны для шофёра:

Красный свет – проезда нет.

Желтый – будь готов к пути,

А зелёный свет – кати.

 

3 задание:

Игра Смотри и двигайся» «Каждая машина на свою стоянку»

(ведущие раздают детям рули с изображением геометрических фигур,

По залу разложены обручи с изображением геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника; у ведущего 3 сигнальных круга: красный, желтый, зелёный)

- Если я покажу вам красный круг – вы должны стоять,

Желтый – вы приготовитесь и будете маршировать на месте,

Зелёный – будете ездить по дороге.

Как только я скажу: Каждая машина на свою стоянку и прозвучит сигнал-- вы должны подъехать к обручу с изображением такой же геометрической фигуры, как у вас на руле.

(игру повторить 1-2 раза)

 

Вед. Город в котором с тобой мы живём

Можно по праву сравнить с букварём.

Вот она азбука- над мостовой

Знаки развешаны над головой.

- А знаете ли вы, ребята, что обозначает каждый дорожный знак?

Вот сейчас мы это и проверим!

 

4 задание

Игра «Знаешь ли ты дорожные знаки?» (презентация)

(на экране появляются дорожные знаки, дети называют их).

 

5 задание

Вед. Дорожные знаки вы изучили, теперь можно сесть и за руль учебного автомобиля.

Лечу, качу, во весь опор!

Я сам шофёр, я сам мотор!

Нажимаю на педаль-

И машина мчится в даль.

Игра «Авторалли»

(Дети становятся друг за другом змейкой и объезжают препятствия, стараясь не сбить их под музыку)

 

Вед. 6 задание

- На дорогах нужно быть очень осторожными, особенно за рулём автомобиля, чтобы не попасть в аварию.

Игра «Осторожные водители»

- Сейчас нашим водителям предстоит перевезти очень опасный груз – бензин. Машиной нужно управлять очень осторожно, чтобы не разлить бензин. (На детские машины ставится стакан с водой, к машинам привязывают верёвки. Нужно намотать верёвку на палку, притягивая её к себе).

 

Вед. 7задание

Ребята, быть шофёром – хорошо! Но иногда машины ломаются и тогда их доставляют в автомастерскую – где автомобили ремонтирует дружная бригада автослесарей.

Игра «Кто быстрее отремонтирует машину» (собери машину из частей)

(На полу разложены части машин. Играют 2-е команды по 4-ре человека.

Команды собирают машины на фланелеграфе - каждый ребенок может принести и прикрепить на фланелеграф только одну часть машины. Побеждает та команда, которая первая из частей соберёт машину).

 

Вед. 8 задание

- Не только вам, но и сказочным героям очень нравится управлять транспортом. Но вот транспорт в сказках самый необычный!

И сейчас предлагаю вам ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

 

 Игра- презентация «Автомульти!»

1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печке.)

- А теперь слово «печка» разделим на слоги. Что надо сделать?

Сколько слогов в этом слове? ( и так по всем отгадкам)

2. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед.)

3. Во что превратила добрая Фея тыкву Золушки? (В карету.)

4. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше? (Вареньем.) – Назовите первый звук в слове «варенье» и т д.

5. Личный транспорт Бабы – яги? (Ступа.)

6. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре- самолёте.)

7. Как Айболит перебрался через горы на пути в Африку?

8.Ехали медведи на велосипеде,

Аза ними кот

Задом наперёд,

А за ним комарики…

На чём летали комарики?

(На воздушном шарике.)

9. В чём плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»?

(В бочке.)

 

Вед. Вот и подошли к концу занятия в школе Дорожного движения. И Светофор Светофорович Мигалкин хочет поздравить вас с успешной сдачей экзаменов и присвоением звания «Примерный пешеход».

(детям вручаются призы и грамоты)

kokarevala.narod.ru


Смотрите также