Конспект урока по ОБЖ на тему "Опасные ситуации на дороге". Опасные ситуации пдд


Конспект урока по ОБЖ на тему "Опасные ситуации на дороге"

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Судайская средняя общеобразовательная школа имени Н.Ф.Гусева

Чухломского муниципального района Костромской области

Урок ОБЖ в 5 классе

«Опасные ситуации на дорогах . Знатоки ПДД»

Автор: Чистякова Лариса Владимировна,

преподаватель – организатор ОБЖ,

1 квалификационная категория

с. Судай

2015

Тема: «Опасные ситуации на дорогах . Знатоки ПДД»

  Цель: 

закрепление у учащихся знаний по правилам дорожного движения; 

Задачи:

  1. развивать умения и  навыки  безопасного поведения учащихся на улице, дороге  с целью предупреждения детского дорожно – транспортного травматизма;

  2. вырабатывать у учащихся навыки ответственности, дисциплинированности, добиваться применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач

  3. воспитывать у учащихся культуру поведения.Оборудование: раздаточные карточки, карандаши, презентация

Ход урока

Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Это начался урок.

А урок расскажет всем,

Как без бед и без проблем,

Рано утром, не спеша,

Прийти в школу малышам.

В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили ,кому как вздумается. А современные улицы заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улице сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, взрослые - на работу, дети- в школу.

Чтобы беспорядка не было, ГИБДД составила специальные правила «законы для улиц и дорог». Закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения»- строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон в тоже время и очень добрый: он охраняет людей от страшного несчастья, бережет их жизнь. Поэтому, только отличное знание правил позволяет нам уверенно уверено вести себя на дороге. Сегодня мы покажем, что знаем эти правила.

Наше занятие проведём в форме игры – виртуальной экскурсии по дороге в музей истории создания автомобилей. . Для этого вам надо разделиться на 3 команды, придумать название и выбрать капитана команды.

На столах перед вами листочки-шифровки, которые нам помогут узнать, чем мы будем заниматься (перед детьми прямоугольники 3-х цветов (в соответствии с цветом круга на столе): в трех строчках среди букв спрятаны 3 слова):Слайд 2

“Красный” стол

“Желтый” стол

“Зеленый” стол

АПЕМЯПРАВИЛАААМСЦЙ

ВЫУКЯЧПРЖДОРОЖНОГО

ЕКДВИЖЕНИЯХЧОТЬШЭБ

ВАПЕШЕХОДЫПЫСЧЫФЛО

РЮИПМЯЮЧПАССАЖИРЫЖ

ЧЙЫУКПМОЖБЗНАКИБЮЩ

ЕНКВСЧААМСМПММУЗЕЙ

ИИСТОРИИИИПМСВЫЧЖБ

СМЯАВТОМОБИЛЯОРЯЦШ

  1. “Красный” стол – правила дорожного движения – это тема нашего урока;

  2. “Желтый” стол – пешеходы, пассажиры, знаки – мы будем говорить о правилах поведения пешеходов, пассажиров и будем изучать дорожные знаки;

  3. “Зеленый” стол – история изобретения автомобиля – об этом мы узнаем в конце занятия

 В путь!

2. Разминка

Совершать экскурсию мы будем на общественном транспорте , для этого мы должны дойти до остановки автобуса и воспользоваться общественным транспортом. Значит, нас можно назвать пешеходами и пассажирами, а это накладывает определенные обязательства: надо знать ПДД.

Выполнив задание , вы узнаете какое правило должен соблюдать каждый пешеход.

Задание : прочитать слоги по ходу часовой стрелки , пропуская по одному слогу. Первый слог обозначен *. Слайд 3

С

ТУ

ТРО

ПРА

А

КО

ВОЙ

ПО*

ТОЛЬ

РУ

ДИИ

ХО

СТО

НЫ!

РО

На дороге надо быть особенно внимательным. Давайте проверим вашу внимательность: на экране картинка – запомните, что на ней нарисовано… (Слайд 4)

(Дети рассматривают картинку в течение 10 секунд, затем она исчезает, а учитель задает вопросы.)

  1. Сколько машин нарисовано на картинке?

  2. Сколько легковых машин?

  3. Какого цвета автобус?

  4. Сколько пешеходов?

  5. Сколько девочек?

  6. Кто правильно переходит дорогу?

  7. В чем ошибки других пешеходов?

Давайте проверим себя. Молодцы, теперь можно отправлятьсядальше в путь.

Ошибки пешеходов мы заметили. А сейчас проверим, какие вы пешеходы.

Следующее задание:

Движение по тротуару ( практическое задание)

“Зеленый” столик – вы будете пешеходами: выйдите к доске и пройдите по тротуару, а мы вспомним, как должны двигаться пешеходы.

  1. Правостороннее движение

  2. Не толкаться, не размахивать руками, громко не разговаривать

  3. Быть чистыми

  4. Не идти по проезжей части

  5. Быть внимательными

Вы говорите, что двигаться надо по правой стороне. А почему? Кто это придумал?..

Это правило к нам пришло из глубокой древности, с рыцарских времен. (К доске вызываются 2 ребенка, у каждого в руках щит и меч, они инсценируют рассказ учителя). Представьте себе лес, узкую дорогу-тропу, а по ней навстречу друг другу движутся незнакомые рыцари. Кто перед тобой: друг или враг? Что ожидать от встречи?.. Вот и обходили встречного так, чтобы защититься от него, в случае нападения, с помощью щита, то есть шли по правой стороне тропинки.

Как перейти дорогу

“Желтый” столик – вы будете водителями машин, выезжайте на дорогу.

Вот мы дошли до дороги, а там машины снуют туда сюда. И светофора нет. А наша остановка на другой стороне.

  1. Как перейти дорогу?

  2. Какие виды переходов вы знаете?

А вот и зебра. Кто может показать, как перейти дорогу? Давайте назовем правила перехода дороги:

  1. Посмотреть налево, направо убедиться, что нет машин,

Молодцы, садитесь все на места.

На остановке

Мы на остановке, ждем автобус. Дети “Красного” столика – вы по очереди будете называть как правильно надо себя вести на остановке и передавать эстафетную палочку. Повторяться не надо.

(Дети встают у доски в линию, называют правило и передают палочку.)

Кто хочет добавить?

При выполнении этого задания, помогите героям рассказа запомнить правила поведения в общественном транспорте.

В автобусе (Правила поведения)

А вот и автобус. Поставьте в предложения подходящие по смыслу слова.

И все ребята пошли к дверям. Володя ______________ всех, чтобы первым зайти в салон. Учитель попросил нас ____________ и пройти в автобус ______________. Водитель завел автобус и объявил по радио: «Здравствуйте, ребята! Прошу вас оставаться ______________ и не ____________ между рядами до конца поездки. Счастливого пути». Юля сразу же развернула конфету и бросила обертку _______________. Я возмутился: «Кто это будет за тобой мусор убирать?» Юля подняла фантик с пола и недовольно посмотрела на меня. Подруга Юли Зоя сидела сзади меня, она начала дергать меня за волосы. Я развернулся и ______________ на сиденье. Учитель громко сказал мне, чтобы слышали все: «Сядь на место и успокойся. Крутиться ______________». Я сел на место, все успокоились и благополучно доехали до музея.

Бегать, растолкал, спокойно, встал на колени, на пол, встать в очередь, опасно, на своих местах.

Представь, что могло бы случиться в автобусе, если бы ребята не прислушались к советам взрослых. Напиши.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Творческое задание: Определите и закрасьте красным цветом того, кто ведёт себя невежливо и неправильно в общественном транспорте. Слайд 5

Молодцы, вы хорошие пассажиры и всегда поступайте правильно.

Дорожные знаки

Наша поездка продолжается. Посмотрите в окно – сколько разных дорожных знаков. Давайте посмотрим, какие знаки нам встретились и что они означают. Все знаки можно разделить на несколько групп:

  1. Информационно-указательные

  2. Предписывающие

  3. Запрещающие

  4. Предупреждающие

  5. Знаки сервиса

Соедините линиями одинаковые дорожные знаки так, чтобы эти линии не пересекались. Это не просто, но вы постарайтесь, и у вас всё получится. Объясните, что эти знаки означают.

(Слайд 6)

(Объяснить название группы; обратить внимание на форму и цвет; что означает каждый знак.) Слайд 7

Внимательно рассмотри дорожные знаки, которые могут встретиться на твоём пути в школу. В окне справа нарисуй дорожные знаки, встречающиеся тебе по дороге в школу.

Практическое задание макеты рисунка

Какие дорожные знаки следует расставить в местах, обозначенных кружочками? Слайд 8

Светофор

Уважаемые пассажиры ,наша остановка. Выходим .Нам необходимо перейти на другую сторону улицы. Но в этот раз нам поможет наш друг. Отгадайте, о чем я говорю:

То моргнет он красным глазом,То зеленым он моргнет.Станет всем понятно сразу, Тем, кто едет и идет.Что за чудо, что за онС разными глазами?Это чудо – … (светофор)Догадались сами?

КонструированиеСлайд 9

На ваших столах есть детали светофора . За 30 сек. нужно собрать светофор. Начали…

(Во время работы детей звучит песня о светофоре. Затем выбираем несколько моделей светофора, проверяем правильность расположения цветов, вспоминаем, что означают эти цвета.)

Какие существуют светофоры?

Как же переходить дорогу, если стоит светофор?

Ходить по улице опасно,

Когда у вас вниманья нет.

Но есть, друзья, зеленый, красный,

И очень нужный – желтый свет.

Сейчас проверим ваше внимание

Задание: Найдите 10 отличий.Слайд 10

Физкультминутка

Три сигнала светофора приглашают вас потанцевать, а мы посмотрим, какие вы внимательные. Если загорится зеленый свет, то весело танцуем, если желтый , то стоим на есте, если красный – пригрозим друг другу пальчиком.

В музее

Вот мы и в музее истории автомобиля.

Когда началась история автомобиля? 100 лет назад или раньше? Значительно раньше…

Слово “автомобиль” состоит из двух слов – греческое “авто” означает “сам”; латинское “мобиль” – подвижный, т. е. – “самоходный”. И если самоходные коляски действительно появились чуть более 100 лет назад, то история простых колясок уходит в незапамятные времена.

Подумайте, какое великое изобретение сделали наши великие предки? (Слайд 11)

Колесо! Первые колеса изготавливались из цельного куска дерева, а там, где деревья редкость – из камня. Сколько сил и труда тратили мастера, ведь 6000 лет назад не было хороших инструментов.

Вскоре мастера поняли, что колесо можно составить из нескольких кусков.

Прошло еще немного времени, и придумали новое колесо – колесо со спицами. Прочность колеса не пострадала, а вот вес снизился, что позволило больше нагружать повозки.

Слайд 12

На следующем стенде мы видим древнюю телегу и боевую колесницу. Из истории мы знаем, что одним из главных потребителей научных открытий является армия. Колесо давало военным новые возможности: боевые колесницы двигались перед пехотой, сеяли панику в рядах противника и очень быстро оказывались вне пределов досягаемости вражеских стрел. (Слайд 13)

В эпоху средневековья люди передвигались на таких каретах. (Слайд 14)

Люди мечтали построить такую повозку, которая бы могла двигаться без лошадей. Чего они только не придумывали: и педали (механик-самоучка Иван Петрович Кулибин), и лопасти, наподобие мельницы, и даже паруса. Слайд 15

Новый поворот в истории автомобиля, произошел, когда люди научились использовать силу пара.

Французский изобретатель Куньо в 1770 году изобрел такую машину. Едет такая машина по городу – впереди медный котел подвешен, как будто суп везут. А водитель сидит на скамейке и вертит руль. Проедет немного и остановится. Это значит пар в котле кончился. Надо слезать и становиться кочегаром: разжигать топку и разводить пары. Вот почему его шофером назвали: “шофер” – по-французски и есть “кочегар Слайд 16

Экипаж Карла Бенца (1886) – дедушка всех современных автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (как и у современных машин). (Слайд 17)

Первые автомобили были шумными и лошади – основная тягловая сила тех времен – пугались их. В Лондоне издавались даже такие законы:

Автомобиль должен быть увешан колокольчиками, чтобы лошади думали, что это движется нечто подобное им.

Перед каждым автомобилем должен идти человек с красным флажком и предупреждать их об опасности. (Слайд 18)

С каждым годом автомобилей становилось все больше в разных странах. Тогда владельцы автомобилей собрались в Париже и устроили гонки: им хотелось узнать, чей автомобиль лучше. “Я мчался так быстро, – хвастался один из победителей гонок,- что даже обогнал лошадь, которая неслась вскачь!” (Слайд 19)

Вот и закончилась наша экскурсия по музею. (Слайд 20)

Назови все транспортные средства на рисунке. Какие из этих машин перевозят пассажиров? Как они называются? Что перевозят грузовые машины?

Дорогие ребята ! С помощью рефлексивного экрана подведем итог нашего занятия.

Рефлексивный экран" 

Ученики по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

  • урок дал мне для жизни…

  • мне захотелось…

Итог урока

  1. Какие правила пешеходов мы вспомнили?

  2. Как правильно переходить дорогу?

Спасибо за внимание, за активную работу на занятии.

Используемая литература

Арон К., Сахарнов С. Едем, плаваем, летаем… – М.,: Детская литература, 1993.

Лавлинская Е.Ю., Река И.А. Правила дорожного движения

Фролова Т.В. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма

videouroki.net

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия | Поурочные планы по ПДД 10 класс

ЗАНЯТИЕ 1. Тема: Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия

20.11.2013 4971 0

Цель занятия: Формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя и его беседа с учениками На первое занятие следует пригласить инспектора ГИБДД.

Вначале учитель рассказывает учащимся, что у нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые -ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь.

В городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 - получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Затем слово предоставляется инспектору ГИБДД.

Он рассказывает учащимся об обстановке на дорогах города и района, в котором находится школа. Приводит конкретные примеры дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей. Дает оценку правильности поведения детей в тех или иных дорожно-транспортных происшествиях. Выделяет ошибки в поведении детей на дорогах во время ДТП и имеющиеся возможности избежать их.

Инспектор ГИБДД констатирует, что часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта.

Инспектор ГИБДД обращает внимание детей на то, что и во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта. Инспектор ГИБДД напоминает детям, что на дорогах нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Инспектор ГИБДД рассказывает учащимся, что для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт - Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. Затем он кратко раскрывает содержание документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов...».

В конце занятия инспектор ГИБДД отвечает на вопросы учащихся.

tak-to-ent.net

Классный час «Опасности на дороге».

Классный час «Опасности на дороге».

Ф.И.О. Проводящего: Иванов Сергей Сергеевич

Место проведения: КГУ «Крымская средняя школа»

Класс: 1-2

Цель: Познакомить детей с основными опасными ситуациями, которые могут возникнуть на проезжей части дороги, и правилами поведения на дороге.

Задачи 1) познакомить с понятиями «проезжая часть» и «тротуар».

2) научить правильно переходить улицу.

3) составить план своего пути из дома в школу.

Оборудование: Макет светофора, иллюстрации по правилам дорожного движения, бумага, ручки.

Ход урока.

1.Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

У. Здравствуйте ребята.

Д. Здравствуйте.

У. Сегодня мы поговорим о правилах дорожного движения и о тех опасностях, которые подстерегают нас на дороге. Научимся правильно переходить дорогу и составим план своего пути из дома в школу.

2. Работа над темой урока.

У. Ребята вы уже знаете о том, что любые вещи и предметы, которые человек создаёт для комфорта и удобства в жизни, не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными, такими их делает человек. Такой вещью является автомобиль.

Когда появились первые автомобили, человек сразу оценил удобство. За короткое время можно было преодолевать большие расстояния, поэтому с каждым годом автомобилей становилось всё больше и больше, и скорость их увеличивалась, а дорога была одна и для автомобилей, и для людей. И тут люди поняли то, что бродить по дороге вдоль и поперёк, не получится. Машины ездили все быстрей и становились все опасней. И тогда всем стало понятно, что люди должны ходить по своей дороге, а машины ездить по своей. И никто никому не будет мешать, чтобы всем было удобно, придумали проезжую часть дороги и тротуар.

Кто знает, что означают эти слова?

Давайте проговорим все вместе:

Тротуар- пешеходная дорога, идущая сбоку от проезжей части дороги.

Проезжая часть – дорога, предназначенная для движения автомобилей.

Люди стали или водителями, или пешеходами, в зависимости от того сидит человек за рулём автомобиля, или просто идет по улице.

Итак, ребята, когда мы идем в школу кем мы являемся, водителем или пешеходом?

Д. пешеходом

У. Правильно. Поэтому мы должны соблюдать правила дорожного движения такие, как идти по тротуару, не играть и баловаться на проезжей части, перед тем как перейти улицу мы должны посмотреть на светофор потом на право и на лево убедившись, что горит разрешающий свет светофора и нет машин мы можем перейти дорогу.

Ребята, а вы знаете цвета светофора?

Д. да красный свет всем стоять, желтый будь готов к пути, зелёный можно идти.

У. Молодцы!Каждый человек должен соблюдать эти правила, очень часто дети, не посмотрев внимательно на проезжую часть, выбегают на неё, или перебегают перед близ идущим транспортом, такое несоблюдение правил заканчивается всегда плачевно. Даже если водитель сумеет быстро нажать на тормоза, а вы знаете, что машина едет на большой скорости, затормозив, она еще несколько метро быстро скользит по дороге. Так быстро что пешеход не успевает сделать ни шага назад. Намного безопаснее, если пешеход видит машину из далека, тогда пешеход может вовремя остановится, и шофер успеет затормозить.

Напомните мне, как вы должны переходить улицу?

Д. На зелёный сигнал светофора, посмотрев на право и налево, убедившись, что нет близко машин.

У. Но даже если и соблюдать все правила дорожного движения, бывают такие опасные места, откуда на вас может неожиданно выехать автомобиль.

Как вы думаете, где могут находиться такие опасные места ?

Д. Поворот дороги, угол дома.

У. Вы каждый день ходите из дома в школу и обратно, вспомните, есть ли на вашем пути такие опасные места.

Ответы детей.

У. Чтобы обезопасить свой путь и четко знать, где на вашем пути есть опасные места, нарисуем ваш маршрут из дома в школу и отметим крестиком места, где вы должны быть особенно внимательны.

Самостоятельная работа детей.

Итог: идя в школу, нужно быть очень внимательным.

3. Практическая работа.

У. Чтобы лучше запомнить правила дорожного движения, мы сейчас потренируемся переходить дорогу, для этого разделимся на группы. В каждой группе по 3 ученика помощники исполняют роль светофора и автомобиля. Транспорт постоянно движется, а пешеходы должны перейти улицу, не нарушая правил дорожного движения.

Во время проверки задания в каждой группе отмечается как соблюдение правил дорожного движения, так и их нарушения.

У. А теперь я хочу посмотреть, на сколько хорошо вы можете соблюдать правила поведения на дороге. Если согласны со мной, то говорим слово «разрешается» и хлопаем в ладоши, если не согласны, то говорим слово «запрещается» и топаем ногами.

Игра «Запрещается- разрешается»

1) И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны,

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Разрешается! (хлопок)

2) Шалить и играть на дороге

Запрещается! (топот ногами)

3) Быть примерным пешеходом

Разрешается! (хлопок)

4) Ехать «зайцем», как известно

Запрещается! (топот ногами)

5) Уступить старушке место

Разрешается! (хлопок)

6) Переход при красном свете

Запрещается! (топот ногами)

7) При зелёном даже детям

Разрешается! (хлопок)

4. Итог урока.

Тест «Проверь себя»

У. Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то ставьте знак +, если не согласны, то знак –

1) Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги

2) Прежде чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, и, если, проезжая часть улицы свободна, можно перейти её

3) Можно играть на проезжей части дороги

4) Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.

5) Нельзя переходить улицу на красный свет светофора

6) Можно переходить проезжую часть дороги на зелёный свет светофора.

Проверка: -, +,-,-, +, +.

У. Все молодцы, мы хорошо сегодня поработали спасибо за урок до свидания.

Д. До свидания

КГУ «Крымска средняя школа»

Классный час «Опасности на дороге».( 1-2 класс)

С. Крымское

infourok.ru

Опасное вождение | AVTONAUKA.RU

8 июня 2016 года вступили в силу очередные изменения в ПДД РФ. Эти изменения связаны с введением нового понятия «Опасное вождение», вследствие чего пункт 2.7 ПДД дополнился еще одним абзацем. Краткое изложение этих нововведений можно посмотреть по ссылке выше по тексту. Здесь же, рассмотрим данный перечень действий водителя, призванных понимать как опасное вождение, в том ключе, как целесообразно реагировать на возникновение опасных ситуаций на дороге.

Следует сразу обратить внимание на то, что перечисленные в пункте 2.7 действия водителя, опасным вождением будут считаться лишь при неоднократном их повторении, и в том случае, когда из-за тех действий (подрезал, не уступил, не дал обогнать и пр.) создается угроза жизни или здоровью участников, а также причинение разного рода материального ущерба. Тем не менее, те же самые действия, исполненные единожды, все равно «напрягают» обстановку, поскольку опасность на дороге, так или иначе, создается.

 

Начнем с того, что однозначного решения как избежать опасных ситуаций просто не существует. Все дорожные ситуации абсолютно разные, несмотря на то, что во многом некоторые из них похожи. Их различие объясняется участием разных транспортных средств, их количеством, скоростью, меняющейся интенсивностью движения. Они обусловлены участием разных водителей, имеющих каждый свою квалификацию, в том числе и различный водительский стаж.

Свои различия вносят особенность местности, где происходит событие, погодные условия, качество дороги и другие причины, включая даже такую особенность, что у одного автомобиля никогда не бывает одинакового сцепления с дорожным покрытием одновременно у каждого из его четырех колес. Вот, по этим и многим другим причинам невозможно составить единый алгоритм действий выхода из положения, и действовать целесообразно исходя из особенностей каждой конкретной ситуации.

Нужно отметить, что те действия водителя, определенные в пункте 2.7 как «опасное вождение», тесно связаны между собой, можно сказать, из одного следует другое, например, перестроение и обгон всегда связаны с изменением дистанции и бокового интервала. Но последствия, тем не менее, могут развиться любым образом.

Ситуации, связанные с перестроением. В пункте 8.4 ПДД указано, что «при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения». Это значит, что при попутном движении дорогу должен уступить тот водитель, который перестраивается (меняет полосу движения).

Но реальность такова, что кто-то едет быстрее основного потока, кто-то медленнее, и обязательно найдется такой участник, который будет ехать быстрее всех. О нарушении скоростного режима сейчас речь не идет, т.е. в реальности нарушение может быть, а может его и не быть, это не важно. Важно то, что вклиниваясь в поток машин, или меняя полосу движения, он вынуждает едущих сзади тормозить, т.е. «подрезает», или вынуждает тех как-то уклониться от случайного столкновения.

Реакция на такое «деяние» у едущих сзади водителей может быть неоднозначной, как, впрочем, и последствия самой реакции. Например, при попытке уклониться (сработал рулем в сторону), можно столкнуться с едущим сбоку другим автомобилем. Дал резко по тормозам – едущий сзади не успеет своевременно затормозить или объехать, и как вариант, вполне возможно столкновение. Короткая дистанция в потоке, по причине того, что «передний» авто резко дал по тормозам, может стать причиной, например, цепного столкновения (паровозика).

Почему такое происходит? По большому счету, к подобным ситуациям водитель оказывается просто не готов. Водитель не предполагает, что нечто подобное может произойти именно с ним. Он движется в потоке в соответствии со своим восприятием окружающей действительности, соблюдает ПДД и старается никому не мешать. Невольно у него создается ощущение, что другие участники движения по отношению к нему должны поступать таким же образом, т.е. соблюдать Правила, уважать чужие интересы.

Подобное отношение к реальности приводит к тому, что действия, выходящие за рамки такого восприятия, становятся просто неожиданными для водителя. Т.е., вдруг оказывается, что неожиданно кто-то вклинился и подрезал его, неожиданно вынудил тормозить или менять свою траекторию движения, кто-то неожиданно для всех поехал на красный свет, неожиданно пошел на обгон и прочие неожиданности. И естественно, водитель оказывается не готов ко всякого рода подобным неожиданностям.

«Лекарство» от неожиданных событий одно: следует всегда предполагать возможность наихудшего, и все время быть, так сказать, в процессе изменения дорожной ситуации. Другими словами, ситуация все время должна быть под контролем.

Несоблюдение дистанции и бокового интервала. Пункт 9.10 ПДД обязывает следующее: «Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения». Неожиданное встраивание в поток (подрезание), а также внезапное торможение «переднего» автомобиля почти всегда приводит к резкому сокращению дистанции до него.

Движение на неоправданно короткой дистанции, например, перед опережением или обгоном впереди едущего транспорта, — явление довольно частое. Чем оно вызвано, по сути, не важно, но сие действие очень нервирует того водителя, к которому попутчик «сел» на задний бампер. Когда видится в зеркалах подобная «картина», то сразу возникает боязнь, что тот, который сзади, в случае чего, не успеет своевременно притормозить, и «догонит» ваш авто. Понятное дело, что виновен будет тот, кто сзади, но все равно неприятно.

Выход их подобных ситуаций будет следующий. Дистанцию до «переднего» автомобиля рекомендуется держать примерно 2-3 секунды летом и 4-5 секунд — зимой. В статье Движение в потоке есть объяснение, почему дистанцию удобнее измерять в секундах. В зависимости от ситуаций, скорость потока меняется, и дистанцию можно и нужно постоянно корректировать.

Если кто-то позади вас движется почти вплотную к вашему авто, то целесообразно чуть сбавить скорость и немного увеличить свою дистанцию до вашего «переднего» автомобиля. Какой от этого выигрыш? В случае непредвиденных обстоятельств, или если водитель, едущий впереди вас, резко снизит скорость, у вас будет пара дополнительных секунд, чтобы затормозить плавно, и повышается вероятность, что сзади никто не «приедет».

Примерно так же следует поступать, когда в пространство перед вашим автомобилем кто-нибудь вклинивается с соседнего ряда (иногда это происходит нагло и быстро) – нужно плавно увеличить дистанцию до него. Бывает, что когда увеличили дистанцию, в это пространство, что образовалось впереди вас, тут же кто-то нахально вклинится, при этом, он может еще и резко затормозить по разным причинам. К такому событию нужно быть готовым, для этого требуется замечать, кто едет рядом с обеих сторон автомобиля. Страшного в таком поступке ничего нет, следует опять немного «отпустить» того вперед, чтобы снова увеличить дистанцию.

Смысл этих действий в том, чтобы обеспечить себе время для принятия решения и место для маневра. Ну а чтобы никакое из чужих действий не стало для вас неожиданным, требуется постоянно держать под контролем обстановку вокруг вашего автомобиля посредством зеркал и взглядов в «мертвую зону» через плечо.

По сути, любое неожиданное событие на дороге, именно неожиданное (которого не ждали) – это следствие того, что ситуация выходит из-под контроля, т.е. результат того, что где-то, что-то не досмотрели или не учли какой-то фактор.

Препятствование обгону, когда такое деяние осуществляется сознательно, относится к разряду неуравновешенных поступков. Имеется в виду не гонки, а именно препятствование обгону. Пункт 11.3 ПДД прямо запрещает препятствовать обгоняющему автомобилю, но желание доказать свое «превосходство», порой, берет верх над здравым смыслом.

Обгон, по определению, всегда связан с выездом на встречную полосу движения, и чем быстрее обгоняющий вернется на свою полосу, тем лучше. Разумеется, этот маневр должен проводиться по некоторым правилам. В статье О дистанции, скорости и приемах вождения есть видеоролик, в котором объясняется, как следует выполнять обгон. Там, впрочем, много полезных вещей, касающихся безопасности движения. В серии статей по дорожным ситуациям, посвященных обгону, есть несколько наглядных роликов на тему, каким образом может сложиться ситуация на дороге.

В любых ситуациях водитель принимает решение, как действовать, исходя из того, что он видит. Но просто смотреть и видеть недостаточно. Еще нужно успевать анализировать увиденное и прогнозировать развитие ситуации. Звучит замысловато, но на самом деле это не сложно. Этому нужно учиться. Само по себе умение наблюдать за дорогой не приходит.

Нужно знать мертвые (слепые) зоны своего автомобиля и не лениться «крутить» головой по сторонам. Внимательность и умение хорошо управлять своим автомобилем позволят избежать многих неприятностей на дороге.

Будьте внимательны за рулем, уважайте друг друга, берегите себя и окружающих.

avtonauka.ru

Классный час по правилам дорожного движения на тему «Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия»

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа-интернат №8, г. Благовещенск

Классный час по правилам дорожного движения на тему

«Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия» (занятие 1-е)

Класс 5

Учитель Лыткина Н.В.

2013 г.

Цель занятия:

формировать у учащихся представление о причинах дорожно-транспортных происшествий, в которые попадают дети; воспитывать и развивать у них наблюдательность и дисциплинированность при движении по улице.

Оборудование: учебник по ОБЖ, иллюстрации, презентация по ПДД, нормативный акт Правила дорожного движения Российской Федерации.

Ход занятия:

  1. Рассказ учителя и его беседа с учениками
- У нас в России ежегодно под колесами автомобиля погибает около 34000 человек. Из них свыше 1350 погибших - дети (4 ребенка за один день), а почти 25000 детей получают увечья и травмы (более 70 детей за один день). Травмы эти тяжелые – ребенок нередко остается инвалидом на всю жизнь. Например, в городе Красноярске за год происходит свыше 200 дорожно-транспортных происшествий с участием детей, в которых гибнет 3-4 ребенка, а более 220 – получают тяжелые травмы. Почти половина этих дорожно-транспортных происшествий происходит по вине самих детей.

Часто нарушение правил дорожного движения становится для детей вредной привычкой. Допустим, сегодня машин на дороге не было, и ребенок перешел проезжую часть на красный или желтый сигнал светофора. Все обошлось благополучно. В другой раз ребенок перебежал дорогу в неположенном месте. Инспектора ГИБДД не было, и ребенок прошагал дальше, тут же забыв о своем нарушении. Неправильный переход дороги постепенно становится для него привычкой, от которой отвыкать очень трудно.

Причиной дорожно-транспортных происшествий с участием детей часто служит и игра или катание на санках, коньках вблизи проезжей части дорог. Из-за своей неосторожности дети неожиданно появляются на проезжей части и попадают под колеса движущегося транспорта. Во дворах надо быть очень внимательными. Нередко бывают случаи, когда ребенок пробегает мимо стоящего во дворе автомобиля. В это время водитель или пассажир открывают дверь и ребенок ударяется о неё, получая тяжелую травму.

Нередко дорожно-транспортные происшествия происходят, даже если ребенок правильно ведет себя при переходе проезжей части, например, движется на зеленый сигнал светофора. За рулем автомобиля может находиться пьяный водитель, вовремя не среагировать на включенный сигнал светофора и совершить наезд. Иногда у автомобиля в самый неподходящий момент могут отказать тормоза. Учитель внушает детям, что, даже переходя дорогу на зеленый сигнал светофора, необходимо смотреть по сторонам и прислушиваться к звукам приближающегося транспорта. На дорогах также нельзя бегать. Бывают случаи, когда дети, увидев приближающийся или стоящий на остановке автобус, бегут к нему и попадают под колеса движущегося транспорта.

Вывод: чаще всего дети попадают под колеса автомобилей из-за своей невнимательности и недисциплинированности, а также из-за незнания Правил дорожного движения.

Для организации безопасного дорожного движения в нашей стране принят основной нормативный акт – Правила дорожного движения Российской Федерации, который постоянно изменяется и дополняется. Последние изменения вступили в силу с 1 января 2006 года. ( Краткое знакомство с содержанием документа, делая основной упор на такие разделы, как «Общие обязанности пешеходов», «Общие обязанности пассажиров», «Перевозка людей», «Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов…»)

  1. Просмотр презентации по ПДД. Обсуждение.
Использованная литература:

1. Боровой, Е.В. Красный, желтый, зеленый /Е.В. Боровой.1976 г.

2. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!» /В.П. Дмитрук. – Ростов н/Д. Феникс, 2005 г.

3. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М. Издательский Дом Третий Рим, 2005 г.

4. Интернет-ресурсы:

: http://images.yandex.ru/F171306.5289.jpeg

l.120-bal.ru


Смотрите также