Методика изучения раздела Правила дорожного движения в условиях технологического профиля межшк. Методы изучения пдд


Как можно быстро выучить билеты на экзамен ПДД?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-66-27. Это быстро и бесплатно!

Хорошее знание правил дорожного движения просто необходимо для любого водителя, ведь от этого зависит не только количество полученных штрафов и сохранность вашего автомобиля, но так же здоровье и безопасность окружающих.

Это лишь лишний раз подтверждает тот факт, что правила нужно учить не только быстро, но и качественно, и именно о том как это сделать и стоит поговорить.

Необходимые инструменты для запоминания

Для успешного изучения правил дорожного движения потребуется:

  • В первую очередь следует запастись желанием и терпением, ведь правила нужно не просто выучить, а вникнуть в них и ко всему прочему научиться применять их на практике, а это требует больших, очень больших усилий.
  • Сборник правил дорожного движения в печатном виде. Именно в печатном, учить, таким образом, как показывает практика гораздо удобнее. При этом результат, как правило, радует.
  • Программы и приложения для прохождения тестов. Ну а вот проходить пробные тесты конечно проще с помощью электронных устройств. Для этого отлично подходят как компьютеры, так и смартфоны, а в интернете можно найти достаточное количество бесплатных приложений.

Основные советы при изучении билетов ПДД

Для того, что бы упростить процесс, стоит отдельно выделить ряд советов, на которые стоит обратить внимание при изучении правил дорожного движения:

  • Информация лучше запоминается, когда учится небольшими порциями, не рекомендуется сразу же осваивать большой кусок.
  • Стоит больше времени тратить на повторение информации «про себя» т.е. в уме. Хотя многие предпочитают банальное механическое чтение, польза от которого достаточно сомнительная.
  • Большинство людей запоминают что-то новое в утренние часы, а точнее с 7 до 12. Стоит попробовать использовать и эту особенность организма.
  • Изучать материал рекомендуется начинать с самых сложных вопросов, постепенно переходя к более простым.
  • Не стоит переутомлять себя, желательно давать мозгу короткие перерывы для отдыха, после 30-40 минут непрерывной учёбы, будет не лишним отвлечься на отдых на 10-15 минут.
  • Для проверки выученной информации нужно привлечь ещё одного человека, это очень положительно скажется на результате.

Методы запоминания билетов

Тут, как и при любом другом экзамене, существует несколько основных способов, только в отличии от других экзаменов, в данном случае крайне важным является возможность применения своих знаний на практике.

Метод визуализации

Крайне успешный метод, сам инструмент визуализации даёт неограниченные возможности по изучению. Так, например, следует заострять внимание на:

  • форме знака;
  • его цвете;
  • изображению, на него нанесённом.

Как показывает практика, в первую очередь запоминаются запрещающие и предписывающие знаки, они имеют круглую форму, у водителя автоматически должен выработаться рефлекс, что то что указано на круглом знаке нарушать нельзя.

Для примера, «сухие» текстовые вопросы можно запечатлеть на бумаге в виде рисунка и пошагово разобрать действия в той или иной ситуации.

Метод ассоциации

Воображение – вот основа данного метода. Особенно эффективно проводить ассоциативный ряд с движениями регулировщика и дорожными знаками. Определённые советы давать трудно, ведь мозг у каждого устроен индивидуально, и ассоциации у разных людей могут быть абсолютно различными на ту или иную вещь.

При таком подходе крайне важно выбрать именно подходящий вам образ, который в нужный момент «всплывёт» в памяти.

Мнемотехника

Данный метод достаточно сильно похож на предыдущий, но главная разница заключается в том, что для выстраивания образов используется не стандартный ассоциативный ряд, а применяются специальные стишки, поговорки и скороговорки.

Так, например, что бы запомнить правило «помехи справа» актуально используется поговорка «Кто справа, тот и прав». Особая сложность данного способа заключается в том, что использующий его человек должен обладать особым и возможно даже «творческим» мышлением.

Мыслись, как водитель

Достаточно дельный совет, который многие понимают не совсем правильно. Суть метода заключается в том, что при любом передвижении на улице нужно мысленно ставить себя на место водителя.

Обращать внимание на то, на что обычно вы не обращаете внимания:

  • дорожные знаки;
  • разметку;
  • поведение водителей и пешеходов в той или иной ситуации.

Не плохо такой подход работает у тех, кто часто ездит на переднем пассажирском сиденье, ведь в таком положении можно вполне оценивать действия водителя и запоминать их.

Но главной целью является именно постановка себя на место человека за рулём, и до того, как водитель начнёт совершать то или иное действие, у вас в голове уже должно быть представление о том, как это сделать правильно.

Важно помнить одно, не смотря на свою «игру» в водителя, отвлекать того, кто едет с вами в авто за рулём, ни в коем случае нельзя, т.к. это может привести к аварийной ситуации.

Обращайте внимание на то, что делают те или иные водители в плотном потоке или на перекрёстках с оживлённым движением и потом задавайте интересующие вопросы инструктору в автошколе. Данный способ изучения правил по праву является наиболее эффективным , т.к. находится на грани практики.

Онлайн тестеры и онлайн тренажеры

С развитием интернета, задача по изучению правил стала немного легче благодаря появлению специализированных общедоступных программ. В частности сегодня можно найти огромное количество приложений для различных мобильных платформ, при этом большинство приложений являются бесплатными.

Так же онлайн тесты доступны на официальном сайте ГИБДД, именно они считаются наиболее актуальными, т.к. постоянно обновляются.

Стоит понимать, что использование таких программ не может быть единственным источником ваших знаний ПДД, но при этом благодаря доступности такой способ изучения помогает значительно улучшить результат.

Посещение автошколы

Пожалуй, один из наиболее важных пунктов. Пренебрегать занятиями с профессиональными инструкторами нельзя, это касается как вождения, так и теоритической части. Не стоит жалеть денег, особенно в том случае, если вы получаете права впервые.

В частности стоит отметить, что даже взрослые водители с большим стажем в случае, если им приходится вновь получать права, часто не брезгуют теоретическими занятиями.

Реально ли выучить курс билетов за малые сроки?

Естественно, что фактически нет ничего не возможного, и тот объём, который сможет усвоить человек за короткий промежуток времени напрямую зависит от его индивидуальных особенностей.

Но даже если есть сто процентная уверенность в своих силах, осуществлять такой подход не рекомендуется, т.к. изучение правил дорожного движения процесс ответственный и довольно продолжительный а, следовательно, нужно подходить к изучению «порционно», а не откладывать всё на последний момент.

Естественно, что вышеописанные способы не являются абсолютным идеалом по изучению ПДД. Но при этом, опираясь на полученную информацию, вполне возможно выстроить эффективную систему, которая будет подходить именно вам, и с которой получиться добиться наиболее высоких результатов в усвоении необходимого материала.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас: +7 (499) 350-66-27 (Москва)+7 (812) 309-91-16 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Бесплатная онлайн-консультация юриста по наследству

autopravilo.ru

Методика изучения раздела Правила дорожного движения в условиях технологического профиля межшк

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Физический факультет

Кафедра технологии

Методика изучения раздела «Правила дорожного движения» в условиях технологического профиля межшкольного учебного комбината

Выпускная квалификационная работа по специальности

050502 – «Технология и предпринимательство

Выполнил: студент гр. П-31 В.Е. Кожевников

Руководитель: зав. кафедрой

технологии, к.ф.-м.н., доц.

О.А.Чикова

Работа допущена к защите

«__»________200__г.

зав. кафедрой технологии

О.А. Чикова

Екатеринбург, 2007.

Введение.

Глава I. Формы и методы организации обучения на технологическом профиле межшкольного учебного комбината.

1.1. Актуальные проблемы организации профильного обучения школьников.

1.2 Организационно-методический аспект профильного обучения.

1.3 Специфика организации профильного обучения в межшкольном учебном комбинате.

Глава II. Методические основы обучения школьников «Правилам дорожного движения и основам безопасности движения» (профиль «Автодело») в условиях межшкольного учебного комбината

2.1. Организационно-педагогические условия взаимодействие педагога и ученика при обучении автоделу

2.2. Методы, средства и формы организации изучения раздела «Правила дорожного движения и основы безопасности движения»(профиль «Автодело») в условиях межшкольного учебного комбината.

2.3. Методические указания по обучению школьников разделу «Правила дорожного движения и основы безопасности движения»(специализация «Автодело»).

Глава III. Педагогический эксперимент и анализ его результатов .

3.1 Методика проведения эксперимента.

3.2 Методика оценки качества обучения Правилам дорожного движения в условиях межшкольного учебного комбината

3.2. Анализ результатов эксперимента на базе МОУ «Центр образования» Полевского городского округа Свердловской области и методические рекомендации.

Заключение.

Введение.

Концепция профильного обучения определяет стратегию изменений содержания и структуры общего образования. Эти изменения направлены на повышение качества общего образования и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. В решении этой задачи образовательные учреждения ориентируются на социально-образовательный заказ формируемый «снизу» учащимися и их родителями, а также реализуют государственные инициативы, заявляющие те же направления изменений. Как отмечают руководители образовательных учреждений, идея профильного обучения является той инновацией, которая позволяет не только перевести школу в режим развития, но и согласовать направленность этого развития с образовательными потребностями социального окружения.

Вопросы организации и сопровождения профильного обучения решаются по-разному. Варианты введения профильного обучения зависят от уровня профессионализма педагогического коллектива, материально-технической базы образовательного учреждения, наличия работоспособной команды и многих других условий.

Реализация профильного обучения предполагает развитие базы данных по вопросам продолжения образования выпускниками школы на всех уровнях (среднее специальное, профессиональное, высшее, послевузовское и т.д.), ориентированной на региональный рынок труда.

В данной работе мы предлагаем рассмотреть изучение правил дорожного движения в режиме ведущей идеи современного образования – профилизации образования – в условиях межшкольного учебного комбината.

В качестве проблемы обозначим роль правил дорожного движения как некоего дорожного кодекса в обеспечении безопасности и порядка на автомобильных трассах.

Цель данной работы : изучить психолого-педагогические особенности обучения школьников правилам дорожного движения в условиях межшкольных учебных комбинатов и сформулировать методические рекомендации.

Задачи:

1. Изучить специфику обучения школьников Правилам дорожного движения.

2. Определить основные формы и методы обучения школьников основам автодела.

3. Обосновать методы, средства и содержание обучения школьников Правилам дорожного движения в условиях МУК.

4. Разработать научно-обоснованные рекомендации по подбору специальных методик, техник и приемов организации образовательного процесса и оценки качества обучения в условиях межшкольного учебного комбината при изучении Правил дорожного движения.

5. Провести педагогический эксперимент в условиях профильного обучения автоделу в условиях межшкольного учебного комбината и проанализировать его результаты.

Объект исследования – предметно-практическая деятельность учащихся в межшкольных учебных комбинатах.

Предмет исследования – методы обучения школьников правилам дорожного движения .

Гипотеза исследования – обучение правилам дорожного движения учащихся в межшкольных учебных комбинатах будет успешным, если:

- содержание учебных занятий будет соединять в себе теоретическую, практическую, интеллектуальную, деятельностную и эмоционально-ценностную направленность;

- способы организации образовательного процесса будут направлены на создание жизненных ситуаций;

- система учебных занятий будет включать в себя достаточный блок проблемных ситуаций;

- процесс обучения будет обеспечен достаточным дидактическим оснащением и будет носить практико-ориентированный характер.

Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования:

- изучение и теоретический анализ психологической, педагогической и специальной литературы, типовых, авторских программ по «Автоделу», учебных планов автошкол, межшкольных учебных комбинатов, общеобразовательных школ, реализующих профильное обучение (технологический профиль), а также наблюдение, анкетирование, сравнительный анализ, обобщение, моделирование, изучение продуктов учебной деятельности (срезы знаний, контрольно-измерительные материалы), педагогический эксперимент, методы обработки информации (статические и графические).

Методологическая основа данной работы – положения философской теории познания о взаимосвязи внимания, памяти, мышления, а также взаимосвязи конкретного и абстрактного, общего и частного, теоретические положения педагогики и психологии о ведущей роли деятельности в познании и развитии личности, предметно-практической деятельности как одного из важнейших способов и средств формирования общей культуры личности.

Научная новизна и теоретическая значимость предложенной методики заключается в том, что здесь, во-первых системно представлен необходимый минимум знаний по правилам дорожного движения, которые даны в виде легко усваиваемых и отрабатываемых в образовательном процессе алгоритмов, приемов и способов деятельности, во-вторых анализ дорожных ситуаций представлен, как средство формирования у учащихся аналитического типа мышления, необходимого как водителю, так и пешеходу, а также для формирования общей культуры личности, культуры жизнедеятельности и безопасности.

Практическая значимость работы заключается в разработке реальных методических приемов, техник, методик по формированию необходимого уровня обученности учащихся в условиях межшкольного учебного комбината(профиль «Автодело»).

Дипломная работа содержит … страницы машинописного текста, … наименования использованных источников, … приложений.

Глава 1. Методика организации профильного обучения . Организация обучения на технологическом профиле межшкольного учебного комбината .

1.1. Организационно-методический аспект профильного обучения.

Необходимость перехода старшей школы на профильное обучение определена Правительством России в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.», где ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».

Узловые сроки процесса перехода определяются следующим. В соответствии с «концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Распоряжением Минобразования России «Об утверждении плана-графика введения профильного обучения на старшей ступени общего образования», переход на профильное обучение начался с 2005/06 учебного года, чему предшествовало, с 2004/05 учебного года – введение в школах предпрофильной подготовки в 9-х классах. С 2003/04 учебного года по стране идет эксперимент по отработке различных вариантов предпрофильной подготовки.

Отметим, что органам управления образованием субъектов Российской Федерации предложено разработать и принять собственные региональные программы введения профильного обучения, учитывающие специфику региона – на основе примерной («модельной») программы, предложенной федеральным министерством. Свердловская область официально не заявлялась на участие в эксперименте, но идеология предпрофильной и профильной подготовки практически реализуется во многих образовательных учреждениях, в том числе и в Полевском городском округе. Содержание и организация образовательного процесса в межшкольных учебных комбинатах по своему прямому назначению реализует идеологию предпрофильной и профильной подготовки обучающихся.

mirznanii.com

Методика изучения раздела Правила дорожного движения в условиях технологического профиля межшк - реферат

--PAGE_BREAK-- Умение– способность делать что-либо, приобретенная знанием, опытом. Например, умение выполнять на автомобиле поворот направо. Оно вырабатывается путем применения знаний правил дорожного движения в сочетании с опытом управления автомобилем при выполнении определенных маневров (своевременно включить правый указатель поворота, при перестроении уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении, заблаговременно занять крайнее правое положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении). В первоначальный момент вырабатывается умение сознательно, в последующем -автоматически.

Для формирования и совершенствования у обучаемого умения важно использовать первоначальный момент сознательного действия.

Навык– это автоматическое, не контролируемое сознанием действие.

Так навык выполнения правого поворота на автомобиле вырабатывается неоднократными упражнениями сначала на одном и том же перекрестке улиц, а затем на различных.

Формирование умений и навыков проходит несколько этапов. Рассмотрим, из каких этапов складывается умение выполнения на автомобиле правого поворота на перекрестке улиц (дорог).

Первый этап – объяснение обучаемому назначения данного умения. Здесь необходимо заострить внимание обучаемого на том, что правильное выполнение правого поворота – неотъемлемая часть мастерства вождения автомобиля. Обучаемого надо предупредить и о том, что неправильное выполнение поворота может привести к задержке следующего за ним транспорта на перекрестке, а то и к аварии.

Второй этап – повторение теоретических знаний, на основе которых приобретается умение. Для этого у обучаемого нужно спросить (а при нечетком знании напомнить) о требованиях правил дорожного движения и технике выполнения правого поворота.

Третий этап — практический показ руководителем занятия выполнения правого поворота с последующим объяснением трудностей, с которыми может встретиться обучаемый. Этот этап формирования умения позволяет предупредить ряд ошибок, возникающих вследствие недопонимания при объяснении без показа.

Четвертый этап – самостоятельные действия обучаемого под наблюдением руководителя занятий. На этом этапе будущий водитель сознательно применяет теоретические знания. Руководитель занятия обязан анализировать действия обучаемого, разбирать и предупреждать его ошибки.

Пятый этап — самостоятельное и систематическое закрепления умения путем анализа действий водителей- профессионалов при наблюдении  за их работой на перекрестке. Систематичность закрепления осуществляется путем повторения умения при отработке последующих упражнений.

Приведенная схема формирования является отвлеченной, рассмотренной вне упражнения. В действительности, в соответствии с установившейся системой организации и проведения занятий по вождению автомобиля, формирования умения необходимо разбирать в комплексе всего упражнения, в сочетании с другими умениями.

При таком подходе к рассмотрению формирования сразу нескольких различных умений первый и пятый этапы будут всегда общими. На первом этапе говорится о назначении всех умений, отрабатываемых в данном упражнении; на пятом, в заключительной части упражнения, — организуется их закрепление  в произвольном сочетании. Пятый этап продолжается и при отработке последующих упражнений, но в совокупности с вновь приобретаемыми умениями.

Второй-четвертый этапы могут быть общими или повторяться от одного умения к другому. Например, в упражнении «Движение по прямой с переключением передач в восходящем порядке», приемы плавного торможения,  умение трогания автомобиля с места, движение по прямой и остановка отрабатываются одновременно, а в упражнении «Проезд перекрестков», где предусматривается получение обучаемым таких умений, как проезд перекрестков в прямом направлении, повороты автомобиля направо и налево, развороты для движения в обратном направлении, указанные этапы будут повторяться четырежды, если умения отрабатывать поочередно.

Наиболее действенной схемой формирования умений при обучении вождению автомобиля считается та, в которой первый и пятый этапы общие, а второй – четвертый повторяются от умения к умению. Такая схема вплотную приближается к наиболее современному – третьему пути осуществления единства теории и практики.

К чему может привести отработка всех трех умений одновременно в упражнении «Проезд перекрестков»?

Во-первых, затянулось бы теоретическое объяснение и практический показ инструктором.

Во-вторых, не каждый обучаемый смог бы полностью запомнить все объяснения и практические действия инструктора, и последнему пришлось бы затратить дополнительное время на повторное объяснение в ущерб самостоятельной практической езде обучаемого.

Однако в ряде упражнений, когда невозможно отрабатывать умения раздельно, этапы их формирования могут быть полностью общими или частично общими.

Полное овладение знаниями, навыками, умениями проходит через процесс усвоения, состоящий из отдельных взаимодополняющих и взаимодействующих познавательных звеньев: восприятие – осмысление – закрепление – применение.

Восприятие – первый шаг обучаемых в процессе усвоения новых знаний. Оно непосредственно отражает в их сознании изучаемые предметы (детали, узлы, приборы, агрегаты), знаки, правила дорожного движения и эксплуатации автомобилей, процессы. От педагогически разумной целенаправленной организации восприятия нового материала зависит дальнейший процесс усвоения.

Восприятие тесно связано с отвлеченным мышлением, которое помогает находить общее, существенное, свойственное для всех отдельных восприятий.

Так, знание отдельных сигналов светофора и регулировщика, не позволяет сделать вывод о правилах проезда через регулируемые перекрестки.

Сформулировать правила проезда через регулируемые перекрестки возможно только в результате мыслительной работы обучаемых под руководством преподавателя.

Руководитель должен увязывать изложение нового материала со старым. При таком объяснении новый материал представляется более доступным и лучше усваивается. Инструкторы свои занятия обязаны строить с учетом знаний обучаемых по правилам и основам безопасности движения.

         Центральное звено в процессе усвоения – осмысление, элементы которого содержатся в восприятии. При восприятии какого-либо предмета схватывается его основной смысл, а затем путем ряда мыслительный операций (отбор существенных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, анализ – синтез, обобщение, формирование понятий) представление о нем становится все более глубоким.

         В процессе осмысления производится: сопоставление данного предмета с другими, нахождение общего в нескольких предметах, поиски отличительных черт данного предмета от других, определение обучаемыми предмета (знаки, правила, процессы).

         Важный дидактический прием – сравнение, помогающее глубже понять сходство и различие между предметами, знаками, правилами, процессами.

         Важным звеном в процессе усвоения является закрепление пройденного материала. Так в конце прохождения предметов «Устройство автомобиля», «Эксплуатация автомобиля», «Правила дорожного движения» и «Основы безопасности движения» на повторение отводится несколько часов. Навыки, получаемые при отработке упражнений по ежедневному техническому обслуживанию и в пути, дополнительно закрепляются на занятиях по вождению автомобиля.

Процесс усвоения считается законченным, если подготовленный учащийся способен найти применение полученным знаниям.

Знания, которые обучаемый не в состоянии использовать, считаются формальными, полностью не усвоенными.

         При подготовке водительских кадров находят применение следующие методы обучения: устное изложение материала (рассказ, лекция, объяснение), беседа, показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение), упражнения (устные, письменные, с обучающими машинами, лабораторно-практические и практические), самоподготовка.

            В формировании умений и навыков вождения автомобиля используют практические упражнения, в процессе отработки которых обучаемые должны научиться мастерству вождения и экономичности вождения автомобиля.

         Таким образом, мастерство вождения автомобиля достигается выработкой у обучаемых твердых и точных навыков в вождении, отличным знанием техники вождения и правил дорожного движения и их выполнением, постоянной бдительностью за рулем и умением быстро ориентироваться и своевременно принимать правильные решения в любой создавшейся обстановке, что возможно лишь при специальной организации учебного процесса и условий обучения.

За счет классической дидактической основы педагог в состоянии разработать собственную модель обучения. Не маловажную роль играет педагогическое партнерство, т.е. совместный поиск педагогической траектории.

Риск предложить коллеге свою педагогическую идею или совместный поиск таковой, преодолевать перипетии тупиков, падений и откровений, готовность взять на себя педагогические сверхзадачи и сверхответственность не только за собственный творческий рост, но и за профессиональный успех – это и есть кредо профессионального партнерства педагогов.

 Главное в педагогическом деянии – ПРИ-О-ТВОРИТЬ культуру для ученика: щедро приоткрыть это пространство для  роста ученика, а не творить культурные ценности за него, так как в этом случае педагог, может быть, и станет субъектом культуры, но перестанет быть Учителем.

 Педагог должен ценить научную мысль, но и владеть культурой исследовательского поиска, быть способным воплощать её через разработку личной и коллективных научно – исследовательских программ, концепций, через написание методических, психолого – педагогических и популярных трудов, через общение с научной литературой и учеными. Через представление результатов своего педагогического поиска на конференциях, семинарах, фестивалях и так далее.2.2. Основы методики, средства и формы организации изучения раздела  «Правила дорожного движения» на технологическом профиле в условиях межшкольного учебного комбината.

Изучение  правил дорожного движения в условиях межшкольного учебного комбината может быть представлен как отдельный предмет, так и специальным разделом обшей дисциплины «Автодело». Рассмотрим вариант отдельного предмета. Для того чтобы осознать методику преподавания учебной дисциплины, необходимо сначала познакомиться с тематическим планом

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

Наименование разделов и тем занятий

РАЗДЕЛ 1 ПДД

Количество часов

10 класс

11 класс

Всего

Теор.

Практ.

Всего

Теор.

Практ.

1.2.

3.4.5.6.

7.8.9.10.11.

Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Дорожные знаки.

Дорожная разметка и ее характеристики.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 1-3.

Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Регулирование движения.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 4-5

Проезд перекрестков.

Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Контроль обучения.

Практическое занятие по темам 6-7.

Особые условия движения.

Перевозка людей и грузов.

Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Номерные, опознавательные знаки, предупредительные устройства, надписи и обозначения.

410

2-84-8

4-

-

-

--

410

2-84-8

4-

-

-

--

--

--6--8-

-14

4

2

42

---

4

2

42

-6--8-

-14

-

-

--

12.13.14.15.16.17.

РАЗДЕЛ 2 ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ

Административная ответственность.

Уголовная ответственность.

Гражданская ответственность.

Правовые основы охраны природы.

Право собственности на транспортное средство.

Страхование водителя и транспортного средства.

Контроль обучения.

Текущий (промежуточный) срез знаний.

Итоговый срез знаний, (Раздел 1)

Входной срез знаний, (Раздел 2)

------

------

222211

222211

ВСЕГО: 90

40

40

-

50

22

28

Консультации:

Экзамены: внутренние

                 в ГИБДД

-

-

-

6

12

6

12

-

  2.3.Методические указания по изучению «Правил дорожного движения».

Общие положения.

Приступая к изучению Правил дорожного движения, необходимо прежде всего показать ведущую роль этого дорожного кодекса в обеспечении безопасности и порядка на автомобильных трассах. Самое убедительное доказательство тому – вывод официальной статистики дорожно-транспортных происшествий, из которой следует, что большая часть происшествий (до 80% и более) является результатом отступления водителя или пешехода, а порой того и другого, от принятых в этой области норм и правил, а не действия каких-то не зависящих от человека факторов.

Важно обратить внимание учащихся на то, что в нынешних условиях движения у водителя остается очень малое время на оценку дорожной обстановки и принятие решения. Поэтому только твердое знание Правил дорожного движения, отличные навыки их правильного выполнения являются условием безопасности дорожного движения.

Переходя к рассказу об общих положениях Правил, следует особо подчеркнуть, что Правила дорожного движения являются едиными для всей страны и их требования обязательны к исполнению повсеместно, т.е. не только на автомобильных дорогах, но и в любых местах, где возможно движение транспортных средств, — в поле на уборке урожая, на заводском дворе, площадке для стояния и т.д.

В заключение надо провести беседу о видах ответственности лиц, управляющих транспортными средствами.

Дорожные знаки.

Прежде всего,  на ярких примерах надо показать учащимся, что Правила определяют действия участников дорожного движения лишь в общих ситуациях, а не те или иные режимы и ограничения, которые вытекают из конкретной обстановки, вводятся при помощи дорожных знаков.

Чтобы преодолеть языковые барьеры, на знаках применены рисунки-символы.

Все предупреждающие знаки целесообразно распределить для изучения на четыре группы. Запомнить названия предупреждающих знаков несложно. Труднее (и важнее)представить себе характер и степень той опасности, о которой они предупреждают водителя.

Знаки приоритета и предписывающие объединены в две группы не только потому, что служат средством указать водителям на тот или иной режим движения при переезде перекрестков и отдельных участков дорог. Прежде чем говорить о знаках приоритета, надо познакомить учащихся с понятием «уступить дорогу» и «преимущественное право».

Обязательно надо подчеркнуть локальный характер знака «Уступите дорогу».

Дав общую характеристику запрещающим знакам, целесообразно разделить их на две группы. В первую отнести те, что запрещают дальнейшее движение транспортных средств по видам, весовой нагрузке или габаритам. Во вторую – запрещающие некоторые маневры и действия водителей.

Изучая знаки первой группы, надо, прежде всего показать, в чем сходство и различие между знаками «Въезд запрещен» и «Движение запрещено». И тот и другой запрещают двигаться дальше всем транспортным средствам, кроме трамвая, троллейбуса, автобуса и маршрутного такси.

Дорожная разметка и ее характеристика.

Определенный порядок в дорожном движении можно устанавливать не только при помощи дорожных знаков, но и определенного вида линиям или надписям прямо на покрытии или элементах обустройства дорог.

На линии  разметки, прежде всего, стоит обратить внимание, объяснив, когда можно пересекать линии разметки, а когда нельзя.

Затем перейти к линиям желтого цвета. Объяснив, что они могут применяться не только с соответствующими дорожными знаками, но и самостоятельно, запрещая на отдельных участках дорог остановку или стоянку транспортных средств.

Контроль обучения. Тестирование (приложение №1).

Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Регулирование дорожного движения.

Прежде всего,  требуется рассказать о светофорном регулировании. К нему прибегают при регулировании на перекрестке с интенсивным движением транспорта. При помощи наглядных средств обучения (плакатов, макетов и действующих моделей) учащихся знакомят со всеми применяемыми в дорожном движении типами светофоров – вертикальными и горизонтальными, с дополнительными секциями и без них, а также специальными светофорами для регулирования движения только пешеходов или только трамваев, троллейбусов и маршрутных автобусов и такси. Необходимо специально подчеркнуть, что светофоры могут регулировать очередность пропуска транспортных средств не только по всей ширине дороги, но и по отдельным проезжим частям и даже по отдельным полосам проезжей части.

Закончить тему о сигналах светофора надо через рассмотрение ситуации, когда, кроме светофора на перекрестке, установлены знаки приоритета.

Определенную роль отвести теме по изучению сигналов регулировщика. Преподаватель сам или с помощью одного из учащихся должен показать, какие положения корпуса регулировщика и жесты руками являются для водителя сигналами, разрешающими движение. Не лишне напомнить, кто еще, кроме штатных сотрудников милиции, относится к лицам, уполномоченным регулировать движение.

В заключение надо показать жезл и круглый диск регулировщика и наиболее употребительные из тех дополнительных сигналов, которые регулировщик может подавать водителям с целью побудить их ускорить или замедлить движение, сменить полосу движения, остановиться и т.п.

Проезд перекрестков. Проезд пешеходных переходов, остановок и переездов.

С повышением интенсивности движения увеличивается число перекрестков, где движение регулируется или работниками ГИБДД непосредственно, или при помощи технических средств – светофоров. Однако и это не исключает взаимного пресечения путей и не освобождает водителей от необходимости в некоторых случаях самим решать вопрос об очередности проезда. Такие случаи и надо рассмотреть с учащимися. Особо стоит остановиться на действиях водителя при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение. Надо также обратиться к ситуации, при которой запрещается выезд на перекресток даже при разрешающем сигнале светофора: если образовался затор.

Рассказ о правилах проезда регулируемых перекрестков обязательно надо иллюстрировать показом ситуаций на макетах и схемах.

Рассматривая неравнозначные перекрестки, надо особо остановиться на нестандартных, где главная дорога имеет свое направление. Здесь водители часто допускают ошибку, думая, что тот, кто покидает главную дорогу, утрачивает свое преимущество перед теми, кто находится на второстепенной дороге. Это обстоятельство никакой роли в очередности проезда перекрестка не играет.

Особого разговора заслуживает вопрос о маневрах, которые водители выполняют на перекрестках дорог.

Особое внимание надо обратить при изучении правил проезда пешеходных переходов и остановок общественного транспорта, т.к. не случайно в городах и населенных пунктах значительная часть дорожно-транспортных происшествий происходит именно в местах массового перехода дорог пешеходами и вблизи остановок общественного транспорта. Надо обстоятельно рассмотреть и те случаи, когда нельзя выезжать на переход, хотя на нем никого нет, показать опасность обстановки «Закрытого обзора».

Приступая к теме «Проезд железнодорожных переездов», следует особо подчеркнуть, что пересечения автомобильных и железнодорожных дорог представляют собой места повышенной опасности. Одной из причин этого является значительно больший остановочный путь поезда по сравнению с автомобилем.    продолжение--PAGE_BREAK--Особые условия движения. Перевозка людей и грузов. Техническое состояние и оборудование.

С развитием автомобильных перевозок и строительства автомобильных дорог увеличивается число автомагистралей. Для повышения безопасности движения по таким скоростным дорогам Правилами вводится ряд ограничений при движении по ним.

Разбирая с учащимися  их требования, надо не только зачитывать и разъяснять сами формулировки, но и обсуждать, почему каждое из ограничений повышает безопасность движения.

Обязательно еще раз надо показать учащимся специальную разметку, которая нередко применяется в местах выезда на автомагистрали и отделяет полосы ускорения от основной проезжей части, и специально подчеркнуть, что при наличии полосы ускорения каждый выезжающий на магистраль должен попадать на нее только через этот «шлюз».

Необходимо обратить внимание на движение на крутых спусках.  Запрещена здесь и езда с выключенным сцеплением или передачей. К чему это может привести, надо показать на конкретных примерах.

Надо особо подчеркнуть значение особого внимания и соблюдения всеми водителями требований безопасности при движении в темноте и вообще в условиях ограниченной видимости, которая может возникнуть и днем в снегопад, сильный ливень, туман и т.д.

Учащимися должны быть усвоены правила пользования осветительными приборами во время движения, остановки и стоянки, а также знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем.

Для безопасности и порядка на дорогах правила перевозки пассажиров имеют такое же значение, как и требования, которые определяют и регламентируют сам процесс движения.

В качестве методического приема можно в начале урока рассмотреть обстоятельства нескольких происшествий, причиной которых явилось нарушение этих правил.

Правила перевозки людей, прежде всего, направлены на то, чтобы исключить перевозку людей на случайных машинах, случайными водителями.

Перевозка грузов должна производиться таким образом, чтобы не подвергать опасности пешеходов и других участников движения. Для этого к закреплению груза Правилами предъявляются определенные требования, которые надо разъяснить учащимся. Особое внимание надо обратить на изменение положения центра тяжести автомобиля при его загрузке и, следовательно, устойчивости автомобиля, связать это с правильным выбором скорости.

Практические занятия по Правилам дорожного движения.

Практические занятия по Правилам дорожного движения – особенно комплексные упражнения – должны максимально приблизить учебную обстановку к реальной ситуации движения на улицах и дорогах. В точном выполнении Правил дорожного движения огромное значение наряду со знанием всех знаков имеет тренированность внимания, восприятия и памяти, и особенно, опыт ориентировки в сложной обстановке дорожного движения. Этот опыт учащиеся должны приобрести в ходе практических занятий. Поэтому в отличие от упражнений в ходе теоретических занятий нельзя ограничиваться макетами, стендами и тренажерами, хотя они и необходимы. Практические занятия желательно организовать в виде экскурсий по городу по заранее продуманным маршрутам, используя для этой цели пешие прогулки, поездки на городском транспорте. Необходимо для этой цели, исходя из местных условий, подобрать для каждого практического занятия соответствующие объекты наблюдения на участках дорог, перекрестков, площадей и т.п., а также удобные «смотровые площадки». Целесообразно заранее подготовить схемы соответствующих участков улиц и дорог.

Практическое занятие по опознаванию дорожных знаков надо начать  с решения задач на различные случаи применения дорожных знаков, на перекрестках, где применяются светофоры различного типа и присутствует инспектор ГИБДД.

Большую эффективность дают занятия в группах, особенно при наблюдении за движением транспортных средств и фиксации случаев неточных, по их мнению, действий водителя (затем обсудить полученные наблюдения).

Практические занятия по обгону надо проводить на участке оживленной магистрали, где обгоны выполняются часто. Перед занятием следует поставить задачу: определить в ходе наблюдений, своевременно ли подают водители сигнал об обгоне, правильно ли выполняют перестроения и выбирают интервалы, верно ли оценивают возможности для обгона.Глава 3.  Педагогический эксперимент и анализ его результатов.

3.1. Методика проведения эксперимента.

Проведение педагогического эксперимента по апробации методики оценки результата обучения Правилам дорожного движения в условиях межшкольного комбината.

Любая педагогическая технология реализуется разными исполнителями, а это и требует апробации, отслеживания результатов, корректировки, новых проб – экспериментирования. Не будем забывать, что в педагогических технологиях, как бы сами по себе они ни были научно обоснованы и проверены, личностный фактор всегда имеет большое, а иногда определяющее значение. Не случайно великий В.Г. Белинский заметил, что даже самое старое (т.е. известное) может выглядеть и быть новым, если человек со своим мнением, подходом, и ваш способ выражения и самому старому должен придать характер новости.

Любой учебный предмет можно сравнить с башней – система знаний строится по кирпичику в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности различных разделов. Если в основании «башни» не хватает нескольких «камней», то вся система будет неустойчивой и может рухнуть.

Между тем ликвидировать пробелы в знаниях учащихся можно путем организации  оценки результата обучения и на ее основе проектировать дальнейшие действия по изменению ситуации.

3.2 Анализ результатов эксперемента и рекомендации. Методика оценки качества обучения раздела «Изучение ПДД» в условиях МУК (на базе МОУ «Центр образования» Полевского городского округа)

Эксперимент по апробации методики оценки результата обучения Правилам дорожного движения проводился с учащимися 11-х классов в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Центр образования» Полевского городского округа обучающихся на технологическом профиле (специальность «Автодело») в период с сентября 2006 года по февраль 2007 года.Цель эксперимента:

— получение информации об уровне основных  умений и навыков, ошибках, недочетах и пробелов  в знаниях по Правилам дорожного движения;

— активизация самостоятельной деятельности учащихся по ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

— повышение качества знаний по Правилам дорожного движения обучающихся на технологическом профиле и адаптация к восприятию дальнейшей профессиональной ориентации на специализацию, связанную с автоделом;

— прогнозирование направления дальнейшего совершенствования процесса обучения.

В качестве формы оценки результата образования было  выбрано тестирование. Тестирование проводилось в двух классах, в письменной форме, по готовым бланкам, которые ранее были апробированы.

Тест включал в себя 5 заданий. Всего предлагалось 2 варианта. Бланк тестирования содержал задания теста  и справа от каждого задания свободное место для записи ответа.

Время проведения тестирования – 40 минут

Результаты тестирования по каждому классу представлены в таблицах (приложения № 2).

Анализ результатов тестирования и расчет выполнения проводился по формуле:

Объем тестирования: N=89

K=S1/S, где

S1 — сумма баллов, набранных учащимся;

S— общее количество баллов по тесту, S= 36.

Первый тест включал в себя задания на проверку знаний по результатами изучения технических сведений Правил дорожного движения.

Результаты тестирования оценивались по критериям, представленным в таблице:

Уровень знаний

хороший

удовлетворительный

низкий

Степень выполнения теста

k>0,7

0,55

k

Сумма баллов, набранных по тесту

   2536

20

S1

При k>0,5 тест считался пройден

P% = m/N*100%

Процент выполнения теста

Процент выполнения теста определяется по формуле:

m-число учащихся, справившихся с тестом и показавших данный уровень знаний.

Процент выполнения теста:

Уровень знаний

хороший

удовлетворительный

Всего

Число учащихся

17

9

26

Процент выполнения теста

22,5%

17%

39%

Сравнение процента выполнения теста по классам:

Класс

Выполнили тест

Не справились с тестом

Общее кол-во чел.

Кол-во чел.

В %

Кол-во чел.

В %

11-А

3

25%

9

75%

12

11-Б

6

40%

8

60%

14

Таким образом, большинство учащихся показали ниже среднего процент выполнения теста, и, тем самым, недостаточный уровень знаний, оперативных умений и алгоритмическим навыков по Правилам дорожного движения.

В пересчете на пятибалльную систему оценок, средняя оценка, полученная при тестировании, равняется 3.

С целью выяснения причин такого уровня знаний был проведен анализ базовой подготовки учащихся. Оказалось, что у учащихся не сформирован опыт работы с тестовым материалом.  В основном педагоги использовали вопросно-ответные формы контроля знаний, т.е. чаще применяли фронтальный опрос учащихся. Поэтому возникла необходимость в проведении дополнительных занятий по данному учебному предмету.

С целью дальнейшего изучения проблемы был проведен анализ уровня знаний учащихся по основным темам.

Второй тест включал в себя задания по проверке практических навыков по Правилам дорожного движения.

Уровень знаний и практических навыков основных тем, вынесенных на тестирование, показан в таблице:

Основные темы

11-А

11-Б

Среднее значение

Решение задач на различные случаи применения дорожных знаков.

56%

68%

63%

Иллюстрации способов применения всех видов разметки.

31%

38%

34,5%

Определение верных и неверных действий водителя и пешеходов (на примерах, предложенных в заданиях)

60%

53%

55%

Таким образом, наиболее прочными являются навыки решения задач на различные случаи применения дорожных знаков и определения верных и неверных действий водителя и пешехода (на примерах, предложенных в заданиях теста). Средний уровень знаний (около 50%), требуемого Государственным стандартом образования на технологическом профиле при изучении автодела.

Для расширения базы данных по уровню подготовки обучающихся на технологическом профиле Центра образования мы провели общий мониторинг успеваемости учащихся 11-А и 11-Б классов на основе входящего контроля в начале учебного года и по итогам обучения за первое полугодие (приложение № 3).

В конце первого полугодия для полноты информации мы провели анкетирование учащихся, в ходе которого учащимся предлагали ответить на следующие вопросы:

1. Нужны ли дополнительные занятия по правилам дорожного движения?

2. Если нужны, то когда должны быть организованы дополнительные занятия?

3. Посещали ли  Вы ранее такие занятия по другим предметам?

4. Достаточно ли одного дополнительного часа в неделю для таких занятий?

5. Если Вы посещали дополнительные занятия по другим предметам, то помогли ли они Вам в учебе?

Анкетирование проводилось в письменной форме. Было сдано 22 анкеты. Распределение ответов представлено в таблицах (приложение № 4).

Результаты мониторинга и анкетирования подтвердили прогноз, высказанный на основе проведения тестирования учащихся.

О необходимости дополнительной работы высказалось большинство учащихся. Многие учащиеся ранее посещали дополнительные занятия по другим предметам и это дало положительный эффект в обучении. Большинство учащихся отметили, что дополнительные занятия должны проводиться в течение первой четверти.На основании проделанной работы, мы пришли к выводу, что необходимо пересмотреть технологии преподавания на технологическом профиле в условиях межшкольного учебного комбината, используемые формы организации образовательного процесса, а также техники и приемы, направленные на активизацию умственной деятельности обучающихся.

Выводы по констатирующему эксперименту:

1. Проведение входного контроля в начале учебного года необходимо.

2. Анализ результатов позволяет преподавателю объективно оценить:

— уровень базовых знаний по Правилам дорожного движения, основных оперативных умений и навыков, поступивших на технологический профиль;

— пробелы в знаниях;

— характер ошибок, допускаемых при выполнении заданий;

— умения применять основные правила на практике.

3. Дополнительные занятия дают положительный эффект только в случае обязательного посещения всех занятий, поскольку преподавателем выстраивается целостная и взаимосвязанная система основных понятий и фактов.

4. Необходима соответствующая методическая и дидактическая обеспеченность дополнительных занятий.

5. Проведение дополнительных занятий позволяют активизировать самостоятельную деятельность учащихся и устранить, по возможности, пробелы в знаниях.

6. Проведение повторного тестирования, анализ его результатов, полученные оценки и выводы позволяют составить прогноз «группы риска», т.е. учащихся, показавших минимальные результаты как входного, так и повторного тестирования.

7. Проводимый эксперимент позволяет преподавателю выбрать соответствующую методику обучения Правилам дорожного движения в отношении «группы риска»,  взяв за основу педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. В первую очередь, обратив внимание на игровые технологии.

 В  старшем школьном возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в этот период является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность. Поэтому особое место заняли деловые игры: имитационные (когда на занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, например, ГИБДД и т.д… имитировать можно события, ситуации, конкретные действия людей), операционные (они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например описание действий водителя или пешехода по дорожным знакам), ролевые (в этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица).Заключение.У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим: 1) умение – это автоматизированное действие, играющее вспомогательную роль и входящее в состав навыка; 2) умение – владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка; 3) умение – способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков; 4) умение – сознательное владение приемом деятельности; 5) умение – сознательное владение мыслительными операциями.

        Проблемы формирования умений из методической сферы в современных условиях переходят в социально-педагогическую. Школа призвана помочь ученику определиться в различных сферах жизнедеятельности. Выбор стратегии жизнедеятельности обусловлен внутренней логикой развития, возникающей потребностью найти смысл собственного существования.

Одним из психолого-педагогических положений, учитывающихся при организации образовательного  процесса, является то, что эффективное становление личности осуществляется в условиях разнообразной (умственной и практической) деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия субъекта с объектом. Она включает в себя два взаимодополняющих процесса: активное преобразование мира субъектом (опредмечивание) и изменение самого субъекта за счет впитывания в себя более широкой части мира (распредмечивание). Она всегда предметна, мотивирована и имеет сложную структуру: мотивы, цель, действия, операции, условия протекания, результат.

        Основной единицей деятельности является действие, которое осуществляется операциями, связанными с условиями достижения цели. Психологами установлено, что научить какой-либо операции можно тогда, когда она становится для учащегося действием, т. е. является целью обучения. Затем выдвигается новое действие, в которое предыдущее включается как операция; таким образом, при выполнении нового действия происходит закрепление предыдущего и его автоматизация.

        Поэтому для проведения эксперимента при составлении тестов и зданий в основу был положен деятельностный характер. Задания были подобраны таким образом, чтобы учащийся мог продемонстрировать не только и не столько объем знаний по Правилам дорожного движения, сколько уровень овладения практическими умениями, умениями ориентироваться в сложной ситуации, в том числе и на дорогах.

        С учетом этих оснований в качестве объектов усвоения были отобраны инвариантные виды деятельности, имеющие в основе самоопределение и самореализацию ученика как субъекта образовательного процесса.

        Самый надежный и традиционно проверенный способ развития умений – это система деятельностных заданий. Деятельностное задание – это задание, отражающее единство мотивационного, операционного и когнитивного компонентов, которое требует от ученика использования адекватного способа учения. Выделяют следующие виды деятельностных заданий: образные, аналитические, синтетические, пространственные, хронологические и оценочные. Образное задание – это такое, которое помогает учащимся воссоздать историческое прошлое в образах и оперировать ими. Интеллектуальные и логические задания направлены на усвоение теоретических знаний и требуют преимущественно активизации абстрактно-логического мышления. Оценочные задания побуждают учеников высказывать свои ценностные суждения, личностное отношение к изучаемому. В современной системе заданий оценочные задания играют значимую роль.

        Разновидностями деятельностных заданий выступают задачи и упражнения. Их основное отличие состоит в дидактических функциях.

        Система упражнений должна охватывать весь процесс обучения. Для упражнений выбирается не дополнительный, а основной учебный материал. Необходимо научиться видеть возможности содержания для развития познавательных способностей учащихся. Она должна соответствовать возрастному уровню умственных сил и стимулировать их развитие; охватывать все действия, формируемые в образовательном учреждении; обеспечивать перенос действия в новые условия учебной деятельности (курс, предмет). Приложение № 1    продолжение--PAGE_BREAK--

2dip.su

Методика обучения школьников правилам дорожного движения

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретический анализ методической литературы по правилам дорожного движения 1.1. История дорожных знаков 1.2. Методика обучения школьников  правилам дорожного движения Глава II. Разработка методического пособия по  запрещающим  знакам и знакам приоритета 2.1. Развернутые сценарии уроков 2.2. Планы уроков по технологии Заключение. Литература. ВВЕДЕНИЕ Правила дорожного движения Российской Федерации – это основной закон, регулирующий взаимоотношение всех участников дорожного движения: от рядового автолюбителя до инспектора ДПС. Они все руководствуются разрешениями или запретами, прописанными в ПДД. Важно знать, что отличное знание правил дорожного движения или ПДД поможет Вам чувствовать себя уверенно не только при вождении автомобиля, но и при встрече с инспекторами ГИБДД. С раннего детства необходимо прививать основы знаний ПДД. Правильное истолкование и соблюдение дорожных знаков, разметки и пунктов правил дорожного движения (ПДД) необходимо не только для уверенного вождения автомобиля, но и позволяет принять правильное решение в критической ситуации на дороге, и, что гораздо важнее, это поможет Вам зачастую избегать таких ситуации. Основные принципы ПДД одинаковы во всех странах мира. Знание правил дорожного движения позволяет уверенно ездить не только у себя дома, но и за рубежом. Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Исходя из этого, выбранная тема курсовой работы является актуальной. Объектом работы является изучение правил дорожного движения и техники его регулирования. Предметом работы является проектирование наглядного пособия по запрещающим знакам. Целью является разработка и изготовление методического пособия по правилам дорожного движения. Гипотеза данной работы сводится к тому, что выполнение проектной деятельности эффективно если: 1.                В содержание обучения будут введены изучение правил дорожного движения. 2.                Для наибольшей эффективности освоения материала на занятиях будут использоваться учебно-методические пособия. 3.                Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой. Задачами курсовой работы являются: 1.                Обзор теоретической и методической литературы по теме курсовой работы. 2.                Разработать методическое пособие по правилам дорожного движения. Методами курсовой работы при выполнении поставленных задач являются: 1.                Теоретический анализ научно-технической и методической литературы по данной работе. 2.                Применение логических приемов сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения для построения дедуктивных и индуктивных умозаключений, представленных в изложении данной работы.

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1.1. ИСТОРИЯ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ Первые дорожные указатели появились практически одновременно с возникновением дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское». После возникновения письменности на камнях стали делать надписи, обычно писали название населённого пункта, в который ведёт дорога. Первая в мире система дорожных указателей возникла в Древнем Риме в III в. до н.э. Вдоль важнейших дорог римляне ставили мильные столбы цилиндрической формы с высеченным на них расстоянием от Римского форума. Возле храма Сатурна в центре Рима находился Золотой мильный столб, от которого отмерялись все дороги, идущие во все концы необъятной империи. Эта система позднее получила широкое распространение во многих странах. Не стала исключением и Россия – в XVI в. по указанию царя Фёдора Ивановича на дороге, ведущей из Москвы в царское имение Коломенское, были установлены верстовые столбы высотой около 4 м с орлами наверху. Однако их повсеместное распространение началось значительно позже, со времён Петра I, повелевшего своим указом «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по верстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Довольно быстро верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства. Со временем эта традиция постоянно совершенствовалась. Уже в XVIII в. на столбах стали указывать расстояние, название местности и границы владений. Верстовые столбы стали красить в чёрные и белые полоски, обеспечивавшие лучшую их видимость в любое время суток. Появление на дорогах первых самодвижущихся экипажей потребовало коренных изменений организации дорожного движения. Как бы несовершенны ни были первые автомобили, но они двигались гораздо быстрее конных экипажей. Водитель автомобиля должен был реагировать быстрее на возникающую опасность, чем кучер. Необходимо также учесть, что лошадь хоть и бессловесное, но животное, в силу этого оно реагирует на препятствие хотя бы замедлением бега, чего нельзя сказать о лошадиных силах под капотом безлошадного экипажа. Аварии, случавшиеся с автомобилями, были не столь часты, но зато имели большой резонанс в общественном мнении ввиду своей уникальности. А на общественное мнение необходимо реагировать. Сочетание вышеперечисленных условий привело к тому, что в 1903 году на улицах Парижа появились первые дорожные знаки: на чёрном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы – «Крутой спуск», «Опасный поворот», «Неровная дорога». Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов представители европейских стран собрались в 1909 г. в Париже на конференцию по автомобильному движению, на которой была разработана и принята «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей», регламентирующая основные принципы дорожного движения и требования к автомобилю. Данной конвенцией было введено четыре дорожных знака: «Неровная дорога», «Извилистая дорога, «Перекрёсток» и «Пересечение с железной дорогой». Было рекомендовано устанавливать знаки за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения. После ратификации Конвенции на улицах российских городов появились первые дорожные знаки. Однако автомобилисты не обращали на них внимания. В 1921 году при Лиге Наций была создана специальная Комиссия по автомобильному движению, по инициативе которой в 1926 г. в Париже созывается новая Международная конференция с участием 50 государств. На этой конференции система дорожных знаков была дополнена ещё двумя знаками: «Неохраняемый железнодорожный переезд» и «Остановка обязательна», для предупреждающих знаков ввели треугольную форму. Четыре года спустя в Женеве на Конференции по дорожному движению была принята новая «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Число дорожных знаков увеличилось до 26, и они были разделены на три группы: предупреждающие, предписывающие и указательные. В 1927 году в Советском Союзе были стандартизированы и введены в действие шесть дорожных знаков. В 1933-м к ним добавилось еще 16 и общее число составило 22. Любопытно, что дорожные знаки того времени подразделялись на загородные и городские. Городская группа была самой многочисленной – в неё входило 12 знаков. В их числе был знак, предупреждающий о приближении к опасности, не предусмотренной предупреждающими знаками. Он представлял собой треугольник с красной каймой и пустым белым полем. Пустота символизировала прочие опасности. Фантазия водителя могла нарисовать на белом поле все, что угодно. В дополнение к предупреждающему знаку «Железнодорожный переезд» с изображением рельс вводится знак «Неохраняемый железнодорожный переезд» с изображением паровоза с большой дымовой трубой, из которой идет дым. Символ паровоза изображен с опорными буферами спереди и сзади, на четырех колесах и без тендера. Знаки того времени отличались от современных: так, привычный нам знак «Движение запрещено» ограничивал только грузовое движение; знак, запрещающий остановку, был похож на современный «Стоянка запрещена» и имел горизонтальную полосу, а знак «Разрешённое направление движения» имел непривычную форму ромба. Необходимо добавить, что уже тогда появился знак «Выезд с боковой дороги на главную» в виде перевёрнутого треугольника. В довоенные годы в разных странах мира действовали две основные системы дорожных знаков: европейская, базирующаяся на международной Конвенции 1931 г., основанная на применении символов, и англо-американская, в которой вместо символов использовались надписи. Американские знаки имели прямоугольную форму с надписями чёрного или красного цвета на белом фоне. Запрещающие надписи выполнялись красным цветом. Предупреждающие знаки имели форму ромба с чёрными символами на желтом фоне. В 1940 году в Советском Союзе были утверждены первые типовые Правила и перечень типовых знаков. Перечень знаков включал 5 предупреждающих, 8 запрещающих и 4 информационных знака. Предупреждающие знаки имели форму равностороннего треугольника жёлтого цвета с чёрной, позже красной, каймой и символами синего цвета. Запрещающие знаки имели форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета и символами чёрного цвета. Указательные знаки имели форму круга жёлтого цвета с чёрной каймой и символами чёрного цвета. В пустом поле знака «Прочие опасности» появляется восклицательный знак "!". Знак получает название «Опасность». Треугольник устанавливается в местах производства дорожных работ, крутых подъёмов, спусков и прочих опасностей, где необходима особая осторожность при движении транспорта. В населенных пунктах знак ставится непосредственно у места опасности, на загородных дорогах - на расстоянии 150 – 250 метров. Пять знаков в Правилах имели название «Особые условия движения на регулируемом пересечении улиц или дорог». Два знака из пяти регламентировали направление движения налево - направо только при красном сигнале светофора. Еще три - при зеленом. Они имели форму круга жёлтого цвета, с нанесённой чёрной стрелкой и красным или зелёным кругом. Эти знаки использовались вплоть до появления светофоров с дополнительными секциями в 1961г. Нельзя не остановиться на любопытной подробности: из перечня предупреждающих знаков пропал знак «Неровная дорога». Представляется затруднительным объяснить изъятие этого знака из обращения: то ли все дороги стали ровными и в таком знаке отпала необходимость, то ли все дороги были настолько ухабистые, что установка знака была просто бессмысленной. Знак «Неровная дорога» вновь появляется в перечне знаков только в 1961 году. После окончания Второй мировой войны были предприняты попытки создать единую для всех стран мира систему дорожной сигнализации. В 1949 г. в Женеве состоялась очередная конференция по дорожному движению, на которой был принят новый «Протокол о дорожных знаках и сигналах», базировавшийся на европейской системе дорожных знаков. По этой причине он не был подписан странами американского континента. В Протоколе были даны рекомендации по размещению знаков, их размерах и цвете. Для предупреждающих и запрещающих знаков предусматривался белый или жёлтый фон, для предписывающих – синий. Протоколом предусматривалось 22 предупреждающих, 18 запрещающих, 2 предписывающих и 9 указательных знаков. К Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту 1949г. Советский Союз присоединился в 1959 году, а с 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Вместе с новыми правилами были введены новые дорожные знаки: число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. В группу предупреждающих добавился знак, обозначающий пересечение главной дороги со второстепенной. Знаки, обозначающие разрешённые направления движения, были выделены в отдельную группу предписывающих и получили синий фон и символы белого цвета в виде конусообразных стрел. Знаки, обозначающие направление объезда препятствия, получили стрелы прямоугольной формы. Новый знак «Круговое движение» предписывает движение по перекрестку или площади в указанном стрелками направлении до выезда на одну из прилегающих улиц или дорог. Знак "Место поворота для движения в обратном направлении" приобретает синий цвет и квадратную форму и переходит в группу указательных. Многое в этих знаках непривычно современному водителю. Знак «Проезд без остановки запрещён» имел форму круга жёлтого цвета с каймой красного цвета с вписанным в него равносторонним треугольником вершиной вниз, на котором по-русски было написано «Стоп». Знак мог применяться не только на перекрёстках, но и узких участках дорог, где обязывал уступить дорогу встречному транспорту. Запрещающие знаки, установленные перед перекрёстком, распространяли своё действие только на пересекаемую дорогу. Знак «Стоянка запрещена» имел жёлтый фон с красной каймой и перечёркнутой красной полосой буквой Р чёрного цвета, а привычный нам знак «Стоянка запрещена» использовался для запрещения остановки транспортных средств. Кроме того, существовали непривычные нам предписывающие знаки «Движение грузовых автомобилей» и «Мотоциклетное движение». Помимо дорожных знаков, в рассматриваемый период широко применялись дорожные указатели, представляющие собой таблички жёлтого цвета с надписями чёрного цвета. Они обозначали пешеходные переходы, количество полос движения, регламентировали расположение транспортных средств на проезжей части. Вне населённых пунктов применялись указатели направлений движения и расстояний до населённых пунктов и иных объектов. Эти указатели имели синий фон и надписи белого цвета. В 1965 году впервые появляется знак "Регулируемый перекресток (участок дороги)". Три сигнала светофора: красный, желтый и зеленый, изображенные на поле знака, обозначали регулирование движения не только светофором, но и регулировщиком. В 1968 году на Конференции ООН в Вене были приняты Конвенция о дорожном движении и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Внесены соответствующие изменения и в действующие на территории СССР Правила. В 1973 году, на всей территории Советского Союза в силу вступают новые Правила дорожного движения и новый стандарт «Дорожные знаки». Действующие с 1973г. знаки привычны современным автолюбителям. Предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму, число указательных знаков увеличилось с 10 до 26 за счёт включения в их состав различных указателей. Предупреждающий знак «Извилистая дорога» получил две разновидности – с первым поворотом направо и с первым поворотом налево. В дополнение к существующему знаку «Крутой спуск» появляется знак "Крутой подъем". Величина уклона в процентах указывается на знаках. Знак "Пересечение дорог" стал устанавливаться только перед пересечением равных по значению дорог. При его установке обе дороги являлись равнозначными, даже если одна имела покрытие, а другая была грунтовой. В дополнение к знаку «Пересечение со второстепенной дорогой» появились его разновидности «Примыкание к главной дороге второстепенной» Примыкание дороги могло быть показано под углом 45, 90 и 135 градусов в зависимости от особенностей перекрёстка. Знак «Сужение дороги» получил три разновидности, обозначающие сужение с обеих сторон, справа или слева. В группу предупреждающих добавились знаки, предупреждающие о пересечении с трамвайной линией, выезде на набережную, движении по участку дороги, где возможен выброс гравия из-под колёс, падению камней на горных дорогах, участкам с боковым ветром.

www.coolreferat.com


Смотрите также