Использование информационно-коммуникационных технологий в пропаганде правил дорожного движения в ДОУ. Информационные технологии в пдд


Использование информационно-коммуникационных технологий в пропаганде правил дорожного движения в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Одной из причин, побудивших меня заняться этой проблемой, стали результаты диагностики детей подготовительной группы в начале года: высокий уровень - 18% ; средний уровень - 32% ; низкий уровень - 50%. Анализируя ответы детей, я заметила, что многие дети затрудняются ответить на самые элементарные вопросы: как правильно переходить проезжую часть, не знают сигналы регулировщика, не разбираются в дорожных знаках, часто забывают или вовсе не знают об опасностях, подстерегающих их на улице.

Причиной этого считаю, недостаточное количество времени в воспитательно-образовательном процессе в детском саду. Работа по формированию навыков безопасного поведения детей на улицах должна проводиться планово, систематически, постоянно.

Налицо противоречие между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей с одной стороны и отсутствием целенаправленной систематической работы с другой.

На первый взгляд научить ребенка правильно вести себя на дороге легко. Выучил с ним Правила дорожного движения и все, нет проблем. Но на самом деле это совсем не так, потому что мы взрослые, каждый день, на глазах детей нарушаем эти правила, тем самым ставим перед ребенком неразрешимую задачу: как правильно? Как говорят или как делают?

Работая по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования МБДОУ детский сад комбинированного вида № 43, разработанной в соответствии с требованиями ФГТ к структуре ООП ДО на основе “Программы воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, В.В. Гербовой и парциальной программе дошкольного образования с осуществлением социально-личностного развития детей “Я - человек”, автор С.А. Козлова, но в них не достаточно внимания уделяется обучению детей Правилам дорожного движения, поэтому использую методические рекомендации из книг: “Правила дорожного движения” составители Т.Г Кобзева, И.А. Холодова, Г.С. Александрова, “Как научить детей ПДД?” автор Т.П. Гарнышева, “Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет” под редакцией Н.В. Коломеец.

Целью моей работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах путём использования информационно-коммуникационных технологий.

Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развить у детей умения и навыки ориентироваться в различной обстановке;
  • выработать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитать в детях грамотных пешеходов.

Воспитание дошкольников осуществляю на основе общих дидактических принципов.

1. Принцип личностно ориентированного подхода.

2. Принцип систематичности и последовательности.

3. Принцип доступности.

4. Принцип научности.

5. Принцип сознательности.

6. Принцип целостности.

7. Принцип единства семейного и общественного воспитания.

Решение задач осуществляю через специально непосредственно образовательную деятельность познавательного цикла, беседы, развивающие, дидактические игры; совместную деятельность взрослых и детей с использованием ИКТ.

В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния ИКТ на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем просмотрит или прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности – игры, изменяются и его любимые герои и увлечения. Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги-дошкольники, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий.

В непосредственно образовательной деятельности со своими детьми  я использую мультимедийные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети знакомятся с новыми знаниями, считаю, что наиболее эффективно будет использование знакомства с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем “сухой” традиционный подход, где использовались иллюстрации. Ведь с помощью компьютерных технологий: графики и звука светофор “оживает”, он может сигналить, мигая разными огоньками, улыбаться и  разговаривать, а также  они помогают формировать психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

На мой взгляд, сейчас выигрывает тот воспитатель, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса, перед педагогом стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным,  т.е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу, и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания. Для большей эффективности каждая презентация построена с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нее включены занимательные вопросы, анимационные картинки, игры. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей. Презентации состоят из красочных анимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении занятий по изучению правил дорожного движения. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

  • виды транспортных средств, их классификация
  • группы дорожных знаков
  • причины ДТП
  • участники дорожного движения
  • сведения о дороге и ее главных составных частях
  • светофор, история его развития
  • назначение дорожных знаков и указателей, их группы
  • виды транспорта
  • дидактические игры, ребусы

Помимо мультимедийных презентаций использую в работе с детьми и рекомендую родителям аудио - и видео записи, компьютерные игры. Некоторые из них представлены в Интернете – on-lain игры. Такие игры использую с подгруппой детей и индивидуально.

В результате работы по использованию ИКТ в воспитательно- образовательный процесс детского сада отметила те преимущества, на которых следует остановиться:

- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;

-позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;

- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;

- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;

- использование новых приемов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

-занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями”

- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

В вопросах соблюдения детьми Правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Результаты анкетирования родителей показали, что многие не понимают необходимости учить детей соблюдению Правил дорожного движения, начиная уже с дошкольного возраста, оставляя это на потом, когда ребенок подрастет, пойдет в школу, ссылаясь, на дефицит времени, недостаток терпения и отсутствие знаний в вопросе по изучению ПДД, не понимают важности этой проблемы. Возникает еще одно противоречие между желанием родителей воспитать ребенка грамотным пешеходом и безответственным, инертным отношением к этому процессу.

Некоторые родители испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах. В своей работе я применяю следующие основные формы работы с родителями:

  • проведение тематических бесед
  • вовлечение родителей в совместное участие в проведении тематических занятий, утренников и праздников, оказание помощи в оформлении Уголков безопасности
  • индивидуальная работа с родителями , дети которых входят в группу риска (слишком активные, непредсказуемые на улицах и дорогах и, наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
  • памятки в виде буклетов, консультации на CD-дисках.
  • совместный просмотр видеоматериалов и последующее их обсуждение.

Даю советы родителям по вопросам воспитания и обучения детей с учетом их индивидуальных особенностей и уровня психического и физического развития.

Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.

Совместная работа детского сада и семьи может стать успешной и дать положительные результаты, если родители будут проявлять интерес к воспитанию ребенка и находясь с детьми на улицах и дорогах, соблюдать Правила дорожного движения, показывая на личном примере, как это нужно делать. А также при участие родителей в качестве партнеров своих детей в широком спектре профилактических и воспитательных мероприятий (конкурсах, викторинах, праздниках, ролевых играх, творческих занятиях и др.).

ВЫВОД

Диагностика в конце учебного года показала:

  • Высокий уровень - 65%
  • Средний уровень - 35%
  • Низкий уровень - нет.

Итоги наблюдений и данные диагностического обследования позволяют мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

У детей произошли значительные изменения. Они сами составляют и решают дорожные ситуации, дорисовывают недостающие элементы рисунка, умело пользуются плакатами и картинками, демонстрируют различные варианты решения проблемных ситуаций, активно используют в самостоятельной деятельности дидактические игры.

Знания стали осознанными, прочными, появился устойчивый интерес к усвоению правил дорожного движения.

Дети длительное время могут сосредоточенно работать над упражнением или заданием, так как повысилась устойчивость и произвольность внимания.

Родители больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД, повысилась их ответственность за жизнь и здоровье ребенка, и понимание личного примера в обучении детей безопасности на дороге. Все эти факты указывают на то, что все разработанные и проведенные мероприятия по обучению безопасному поведению на дороге помогут детям постичь главные правила, необходимые для того “чтобы жили и дружили люди и автомобили”.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гарнышева Т.П.: Как научить детей ПДД? – СПб.: “Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  2. Кобзеве Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С.: Правила дорожного движения: “Учитель”, 2010.
  3. Коломеец Н. В.: Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: “Азбука безопасности”: Учитель.
  4. Романова Е.А., Малюшкина А.Б. : Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М. : ТЦ Сфера, 2005.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей правилам дорожного движения | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО город Краснодар "Центр развития ребенка

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка – детский сад № 115»

 

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей правилам дорожного движения

(Из опыта работы воспитателя Куличенко Ольги Дмитриевны)

 

Применение  современных  информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике.

Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедийной установки,   и других технических средств в целях воспитания и развития познавательных, творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы помогает добиться устойчивого внимания и поддержания интереса дошкольника, усиления его мотивации. 

Компьютерные технологии  позволяют существенно  формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения, систематизировать работу педагога.

"Золотое правило дидактики - наглядность" – так говорил известный педагог Ян Каменский.  Информационно-коммуникационные технологии  позволяют  сделать подачу дидактического материала, направленного на обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасного поведения на улице максимально удобной и наглядной, что стимулирует  интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в воспитательно- образовательном процессе.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз по­зволяет сделать совместную деятельность с детьми  нетрадиционной, яркой, насыщенной,    приводит к необходимости использовать различные способы подачи, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

Каждый педагог использует в воспитательно-образовательном процессе  большое количество дидактических и демонстрационных материалов в бумажном варианте.

Нужно отметить, что очень часто бумажные носители информации быстро приобретают неопрятный вид.  С помощью сканера, компьютера можно продлить жизнь многим иллюстрациям, книгам, используя их при разработке мультимедийных презентаций  впрограмме  PowerPoint. Презентации создаются в доступной форме для детей дошкольного возраста,    с учетом их возрастных особенностей.

Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.         

Они включают в себя: 

  • занимательные вопросы. Например: «Найди трех пешеходов, которые опасно ведут себя на улице»;
  • анимационные картинки;   
  • проблемные ситуации, в которых дети помогают   героям, попавшим  в трудную ситуацию и нуждающимся в помощи. Например: «Помоги Колобку перейти через проезжую часть» .

Темы   презентаций  охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения:

  • виды транспортных средств, их классификация. Например: Игра «Четвертый лишний»;
  • группы дорожных знаков;
  • причины ДТП;
  • участники дорожного движения;
  • сведения о дороге и ее главных составных частях.

Хорошими помощниками  при обучении детей правилам дорожного движения также служат компьютерные игры.

Их использование  позволяет не только обогащать знания, применять  компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

В работе используем интерактивную доску – это такая «волшебная доска» для детей, которая позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске. Объяснение материала с использованием интерактивной доски позволяет сделать обучение детей правилам дорожного движения   красочнее, информативнее и увлекательнее.

Действия воспитателя на доске завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются. Интерактивная доска позволяет вовлечь  всех детей группы в интересную деятельность, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.

Важно понимать, что использование только информационно- коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста ПДД не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. 

При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:

  • максимальная одноразовая  длительность работы не должна превышать: 10-15минут в день              
  • в течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
  • рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера:

- первая половина дня – оптимальна

-вторая половина дня – допустима

  • рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7  лет– 2 раза в неделю.
  • рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый.
  • в целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения  можно использовать обычные физические упражнения.

 

И в заключение мне бы хотелось сказать, что будущее наших детей, их жизнь, здоровье и безопасность в большей мере зависит от нас. Если мы с вами будем действовать сообща, если будет непрерывное взаимодействие, взаимосвязь между педагогами и родителями, и мы сможем подать своим примером, поведением как нужно вести себя на дороге, будь ты пешеход или водитель, то все полученные знания, ребенок обязательно и в настоящем и в будущем будет применять, в целях как своей безопасности, так и в целях безопасности других людей. «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!

 

ds115.centerstart.ru

Выступление на тему "Применение современных информационных средств обучения на уроках ПДД".

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»

Цикловая комиссия ТОРА

ВЫСТУПЛЕНИЕ

в рамках научно-практического семинара

преподавателя ОПД

Привалова А.А.

«Применение современных информационных средств обучения на уроках ПДД»

г. Чебаркуль

2017

Применение современных информационных средств обучения на уроках ПДД

Дорожное движение во все времена было сопряжено с риском травмирования и гибели людей, а также с причинением материального ущерба. Профессия водителя – самая массовая, ежегодно около двух миллионов человек в России пополняют её ряды. Поэтому человечество даже в древности пыталось организовать дорожное движение, подчинив определенным правилам.

По опасности автомобиль можно сравнить с огнестрельным оружием. При нарушении правил пользования, что автомобиль, что ружье могут привести к травмам и гибели людей. Поэтому во время подготовки водителей, обучающимся необходимо изначально дать четко понять, что водитель несет огромную ответственность перед другими участниками движения, а прежде всего перед самим собой. Ведь правила дорожного движения – это, прежде всего законы, а за нарушение любого закона необходимо отвечать.

Задача предметов Правила дорожного движения и Основам безопасность дорожного движения - подготовка водителей транспор­тных средств. За последние годы резко возрос парк автомототранспорта, увеличилась интенсивность движения на дорогах, и как следствие, вырос травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистике, ДТП совершаются по следующим причинам: по вине дороги - 7%, неисправности транспорта - 14%, по вине водителя - 71%. Значит ДТП тесно связаны с качеством подготовки водителей, а следовательно с преподаванием предметов ПДД и БД. Всё это ставит перед преподавателем большие задачи, налагает ответственность за обучение и воспитание квалифицированных водителей транспортных средств. Преподаватель должен дать учащимся прочные и глубокие знания по Правилам дорожного движения и Основам безопасности движения, научить их добросовестно от­носится к своим обязанностям, выполнять требования Правил. Учащиеся должны осознать необходимость добросовестного изучения ПДД и БД и применение этих знаний на практике. Уровень знаний, умений и практических навыков приобретаемых учащимися зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает преподаватель изучаемый материал, но и от того, как построен урок, от применяе­мых методов обучения, от умелого вовлечения учащихся в активную умственную деятельность, а также от применения современных инновационных технологий.

Немаловажную роль в процессе обучения играет применение на уроках электрифицированных стендов, тренажёров, экзаменаторов-репетиторов, а также демонстрация кино и диафильмов. Применение средств технического обучения вызывает повышенный интерес у  учащихся, углубляет и расширяет их знания, значительно облегчает им усвоение материала, даёт возможность вести урок на более высоком уровне. Использование диа- и кинофильмов обеспечивает смену восприятия и переключение внимания учащихся, снимает усталость, их применение должны дополнять урок, сочетаться с другими видами наглядности. Они могут быть использованы на разных этапах урока.

Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, средств звукового и визуального представления информации, позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить компьютерные ролики на видео- и проекционные экраны, синхронизировать изображение и звук. Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных систем в обучении, особенно заметное при изучении общетехнических и специальных дисциплин состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении преподаватель может нарисовать требуемые иллюстрации на доске или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой иллюстрации и в любом масштабе. Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями такая информация лучше структурируется и запоминается, а сам текст можно представлять разным цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста назад для повторного объяснения или повторения пройденного материала. Большим достоинством использования мультимедийных систем обучения является запись учащимися конспектов не только под диктовку преподавателя, но и с экрана; а также возможность показа учебных фильмов, чередование в определенной последовательности просмотра их фрагментов с другими видами учебной деятельности. В таких фильмах учащимся демонстрируют различные внештатные ситуации, с которыми они могут встретиться на производстве и к которым они должны быть готовы.

Огромную роль в преподавании дают электрифицированные стенды, на которых можно смоделировать практически все дорожно-транспортные ситуации. Ученики с интересом двигают модельки автомобилей, устанавливают магнитные дорожные знаки, а различные режимы светофоров еще больше приближают эту нужную «игру» к реальным условиям.

Одним из важнейших элементов урока, способствующих активизации мыслительной деятельности учащихся, является планомерный и систематический контроль знаний, умений и навыков учащихся. От каждого учащегося преподаватель получает информацию о результатах восприятия им изучаемого материала, степени усвоения знаний, умений и навыков, о затруднениях учащихся в момент восприятия учебного материала.

Отдельные столы, оборудованные компьютерами, позволяют учащимся самостоятельно закреплять пройденный материал, моделировать сдачу теоретического экзамена по правилам дорожного движения, сдавать зачеты по темам. Компьютерные программы исключают возможность списывания правильных ответов, здесь учащиеся опираются только на свои знания.

Подготовка будущих водителей – это, прежде всего воспитание дисциплинированного и ответственного человека, который будет четко знать и выполнять все требования законодательства по безопасности дорожного движения.

Однако необходимо уделять внимание и гражданским правам будущих водителей. Многие проблемы возникают по причине того, что первые элементарно не знают своих гражданских прав.

В завершении курса обучения необходимо подробно остановиться на административной, уголовной и гражданской ответственности водителя и организовать встречу учащихся с представителями ГИБДД.

Воспитание будущих водителей является процессом творческим, требующим постоянного совершенствования методов преподавания, но результат должен быть всегда один – Водитель-профессионал!

Источник: http://www.spo-vat.ru/metodicheskijj-kabinet/metodicheskie-razrabotki/

infourok.ru

Применение современных информационных средств обучения на уроках ПДД

Применение современных информационных средств обучения на уроках ПДД

автор: преподаватель спецдисциплин

ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж»

Лунин Алексей Николаевич

Дорожное движение во все времена было сопряжено с риском травмирования и гибели людей, а также с причинением материального ущерба. Профессия водителя – самая массовая, ежегодно около двух миллионов человек в России пополняют её ряды, поэтому человечество даже в древности пыталось организовать дорожное движение, подчинив определенным правилам.

По опасности автомобиль можно сравнить с огнестрельным оружием. При нарушении правил пользования, что автомобиль, что ружье могут привести к травмам и гибели людей. Поэтому во время подготовки водителей, обучающимся необходимо изначально дать четко понять, что водитель несет огромную ответственность перед другими участниками движения, а прежде всего перед самим собой. Ведь правила дорожного движения – это прежде всего законы, а за нарушение любого закона необходимо отвечать.

Задача предмета Правила дорожного движения - подготовка водителей транспор­тных средств. За последние годы резко возрос парк автомототранспорта, увеличилась интенсивность движения на дорогах, и как следствие, вырос травматизм в результате дорожно-транспортных происшествий. Согласно статистике, ДТП совершаются по следующим причинам: по вине дороги - 7%, неисправности транспорта - 14%, по вине водителя - 71%. Значит ДТП тесно связаны с качеством подготов­ки водителей, а следовательно с преподаванием предмета ПДД. Всё это ставит перед преподавателем большие задачи, налагает ответственность за обучение и воспитание квалифицирован­ных водителей транспортных средств. Преподаватель должен дать обучающимся прочные и глубокие знания по дисциплине «Правила дорожного движе­ния», научить будущих водителей добросовестно от­носится к своим обязанностям, выполнять требования Правил. Обучающие­ся должны осознать необходимость добросовестного изучения ПДД и применение этих знаний на практике. Уровень знаний, умений и практических навыков, приобретаемых обучающимися зависит не только от того, насколько грамотно и доступно излагает преподаватель изучаемый материал, но и от того, как построен урок, от применяе­мых методов обучения, от умелого вовлечения студентов в активную умственную деятельность, а также от применения современных инновационных технологий.

Немаловажную роль в процессе обучения играет  применение  на уроках электрифицированных стендов, тренажёров, экзаменаторов-репетиторов,  а также демонстрация видеофильмов.    Применение средств технического обучения вызывает повышенный интерес у  обучающихся, углубляет и расширяет их знания, значительно облегчает им усвоение материала, даёт возможность вести урок на более высоком уровне. Использование видеофильмов обеспечивает смену восприятия и переключение внимания, снимает усталость, но их применение должно дополнять урок, сочетаться с другими видами наглядности. Они могут быть использованы на разных этапах урока.

Технологии мультимедиа сочетают информационные и вычислительные возможности современных компьютеров, средств звукового и визуального представления информации, позволяют озвучивать компьютерные программы, выводить компьютерные ролики на видео- и проекционные экраны, синхронизировать изображение и звук. Одно из главных преимуществ использования мультимедийных и компьютерных систем в обучении, особенно заметное при изучении общетехнических и специальных дисциплин состоит в возможности выведения иллюстративного материала на экран. При традиционном обучении преподаватель может нарисовать требуемые иллюстрации на доске или показать на плакате. Но рисование на доске прерывает контакт с учащимися, занимает много времени, ограничивает размеры и сложность схем. Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой иллюстрации и в любом масштабе. Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями, такая информация лучше структурируется и запоминается. Также использование мультимедийных средств дает возможность показа учебных фильмов, чередование в определенной последовательности просмотра их фрагментов с другими видами учебной деятельности. В таких фильмах обучающимся демонстрируются различные внештатные ситуации, с которыми они могут встретиться на дороге и к которым они должны быть готовы.

Одним из важнейших элементов урока, способствующих активизации мыслительной  деятельности обучающихся, является планомерный и систематический контроль их знаний и умений. Отдельные столы, оборудованные компьютерами, позволяют обучающимся самостоятельно закреплять пройденный материал, моделировать сдачу теоретического экзамена по правилам дорожного движения, сдавать зачеты по темам. Компьютерные программы исключают возможность списывания правильных ответов, здесь студенты опираются только на свои знания.

Подготовка будущих водителей – это прежде всего воспитание дисциплинированного и ответственного человека, который будет четко знать и выполнять все требования законодательства по безопасности дорожного движения. Однако необходимо уделять внимание и гражданским правам будущих водителей. Многие проблемы возникают по причине того, что первые элементарно не знают своих гражданских прав.

В завершении курса обучения я подробно останавливаюсь на административной, уголовной и гражданской ответственности водителя и организовываю встречу студентов с представителями ГИБДД.

Воспитание будущих водителей является процессом творческим, требующим постоянного совершенствования методов преподавания, но результат должен быть всегда один – Водитель-профессионал!

Информационные источники:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М. Академия. 2007.

2. Романов А.Н. Автотранспортная психология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

3 .Сборник докладов и статей «Новое в профессиональном образовании специалистов для сферы обеспечения БДД». Институт безопасности дорожного движения. – СПбГАСУ, 2009.

kopilkaurokov.ru

О новой информационно-коммуникационной технологии для автотранспортной отрасли

Продолжая тему, начатую уважаемым drosselmayer в цикле статей об интеллектуальных транспортных системах (ИТС) и о системах взимания платы (СВП), хотелось бы несколько расширить её и попробовать рассказать о дальнейшем развитии информационно-коммуникационных технологий в интересах автотранспортной отрасли.

Начну с небольшого обзора.

В настоящее время в России водительские права имеют почти две трети населения. Или в абсолютных цифрах – около 100 миллионов человек. Количество транспортных средств перевалило за 50 миллионов. Любой из тех, кто сам водит автомобиль, на себе ощутил возросшую плотность движения, а жители городов дополнительно – трудности парковки.

Поддержание необходимого уровня контроля возросших потоков транспорта ведёт к росту нагрузки на контролирующий персонал. Весьма затратное для бюджета увеличение штата инспекторов дорожного движения мало поправляет ситуацию. В этих условиях применение технических средств контроля транспорта становится неизбежным.

Особенно широкое распространение получили системы видеофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Видеокамера «запечатлевает» изображение металлической таблички с номерным знаком, далее компьютерная программа распознаёт это изображение и превращает его в цифровой сигнал. Остальное – дело техники (компьютерной).

Правда, надёжность систем видеофиксации по распознаванию номеров не дотягивает до 100 процентов. Для справки, по заявляемым техническим характеристикам аппаратно-программного комплекса «Поток» процент безошибочно распознанных государственных регистрационных знаков (чистых и без изъянов) в дневное время суток — не менее 95%, в ночное время суток — не менее 60 %, при освещенности в зоне контроля в вертикальной плоскости не менее 60 люкс.

По этой причине возникает необходимость привлечения специального персонала для визуальной проверки правильности распознавания. Но и эта мера не даёт должного эффекта. Такой вывод можно сделать на основании сообщений, появляющихся в СМИ время от времени, о жалобах недовольных водителей на обвинения их в нарушении ПДД. При этом водители предъявляют полученные по почте извещения о штрафах со снимками транспортных средств, которые не имеют ничего общего с их собственными автомобилями. Значит, при визуальной проверке факт несоответствия был пропущен, что вполне естественно: человек – не машина. Проконтролировать же качество такой работы – нереально.

Причина такого положения вещей кроется в системных недостатках, присущих используемой технологии видеофиксации.

Источником сигнала в ней является изображение металлической таблички с начерченными на ней символами. Сами таблички появились во второй половине 19 века и с тех пор, по сути, претерпели лишь одно кардинальное изменение: стали применяться светоотражающие краски. Сигнал же по своей основе остался аналоговым. И только после компьютерной обработки изображения символов он становится цифровым.

На исходящий сигнал в видимом диапазоне волн оказывают влияние многие факторы. Это и геометрические искажения, и погодные условия, и состояние оптики.

К одному из основных недостатков систем видеофиксации следует отнести трудность масштабирования. Во-первых. Создание пункта контроля и оснащение его специальным оборудованием само по себе стоит недёшево. Дополнительных расходов требует периодическое техническое обслуживание. Во-вторых, Существующие потоки транспортных средств столь значительны, что на практике заявленный в технических характеристиках минимальный процент возможных ошибок распознавания номеров при увеличении количества пунктов контроля может вылиться в многотысячный поток жалоб, способный захлестнуть любую административную систему.

Ещё одна болевая тема в городах – парковки и стоянки автомобилей. Сколько негативных эмоций выплёскивается на действия парковщиков и эвакуаторщиков! Для контроля соблюдения правил стоянки автомобилей создаются мобильные экипажи, которые патрулируют улицы. Мелькают в прессе сообщения об увеличении количества таких экипажей и доведения их числа до нескольких сотен (в Москве). Эффект от таких мероприятий есть, но для общества в целом он скорее отрицательный.

А именно: значительны затраты не только материальных средств (эксплуатация спецавтомобилей, оборудование их системами видеофиксации и распознавания номеров, услуги эвакуаторщиков, затраты на топливо и техобслуживание, оплата персонала), но и, что важнее, здоровья и нервной энергии граждан. Карательные меры не способствуют укреплению морального климата общества. Отношения человек-человек всегда чреваты проявлением коррупционной составляющей. Что, кстати, и наблюдается: так и вьются вокруг парковщиков и эвакуаторщиков различные фирмочки.

Часть водителей пытается обмануть системы видеофиксации. Ввиду присущих используемой технологии системных недостатков сделать это довольно просто. При желании, в интернете можно найти описание массы способов введения в заблуждение. Начиная от банальной подрисовки и заклейки символов и заканчивая использованием специальных спреев и подсветки автомобильных номеров лучами в определённом диапазоне волн.

Отсюда и стратегия властей в деле повышения безопасности дорожного движения: ужесточение репрессий и увеличение величины штрафов. «Политика кнута» даёт свои результаты. Недаром в СМИ появляются сообщения о том, что некоторые камеры просто выключены и играют роль огородного пугала. Ключевой же причиной этого факта являются упоминавшиеся ранее трудности масштабирования систем видеофиксации.

Так почему общество в век обработки цифровых сигналов упорно цепляется за технологию, корнями уходящую в 19 век?

Сообщения о новых технологиях контроля транспорта время от времени мелькают в средствах массовой информации.

Но все эти электронные метки и системы, основанные на спутниковой навигации, имеют только локально-прикладное значение, и никоим образом не могут служить основой для всеобъемлющего контроля транспорта.

Причина кроется в простоте нарушения их функционирования минимально доступными средствами. Именно поэтому, к примеру, системы, основанные на спутниковой навигации, применяются только при личной заинтересованности водителей в их присутствии на транспортном средстве либо в транспортных компаниях, где можно осуществлять постоянный контроль отсутствия внешнего вмешательства в их работу.

Иными словами, порог несанкционированного доступа в работу этих систем крайне низок.

А нельзя ли сделать контроль движения транспорта системным, постоянным, прозрачным и одновременно информативным, помогающим водителю соблюдать правила дорожного движения в режиме реального времени?

Положительный ответ на этот вопрос может дать отечественная разработка, которую условно можно назвать «Электронный государственный регистрационный знак транспортного средства».

По сути, за этим названием скрывается цифровая информационно-коммуникационная технология, позволяющая со стопроцентной точностью идентифицировать транспортное средство в пункте контроля. При этом она обладает максимально достижимой, при существующем уровне развития техники, защитой от попыток несанкционированного вмешательства в её работу, Последнее обстоятельство сводит попытки подмены или клонирования электронного номерного знака к практически неосуществимой задаче и даёт возможность ассоциировать такой знак с дебетовой банковской картой.

Дополнительным положительным фактором технологии является способность осуществления немедленной обратной связи с водителем при возможных нарушениях им правил дорожного движения. Этим такой контроль в корне отличается от систем видеофиксации, в которых «письмо счастья» с сообщением о нарушении приходит с задержкой в несколько дней и даже недель с момента его совершения и теряет предупреждающий нарушение эффект.

Возможность создания подобных технологий возникла в конце 20-го века, когда бурными темпами стала развиваться компьютерная техника. В этот период каждые два года удваивалась скорость вычислений, увеличивалась плотность записи информации на электронные носители и, соответственно, уменьшалось время доступа к ней.

В то же время получили своё развитие системы беспроводной связи, основанные на обработке цифровых сигналов. Повысилась скорость передачи информации, её помехозащищённость, улучшились показатели надёжности связи. Вычислительные мощности компьютерной техники позволили применять сложные криптоалгоритмы для защиты передаваемой информации от попыток несанкционированного доступа.

Все эти факторы в совокупности привели к появлению программно-аппаратных комплексов, позволяющих решать сложные прикладные задачи в отраслях, где требуется высокая надёжность и защищённость. В качестве примера можно привести системы сотовой связи, мобильный банкинг, системы электронных платежей.

Если в ранних системах управления доступом обмен сигналами проходил на аппаратном уровне, то в современных информационно-коммуникационных системах устройства являются лишь оконечными аппаратами в сложной архитектуре программно-аппаратного комплекса.

От описанных выше систем контроля транспорта заявляемая технология отличается тем, что в ней в каждой точке контроля предполагается осуществление процедуры взаимной аутентификации (проверки подлинности) устройства, установленного на транспортном средстве и выполненного функционально неотъёмным от него, и устройства пункта контроля, установленного в районах движения или стоянки транспортных средств.

Взаимная аутентификация устройств необходима для усиления защиты системы от попыток несанкционированного вмешательства в её работу. Не подлежит сомнению факт, что одновременно с внедрением системы в практику будут предприняты попытки её обойти. В силу особенностей эксплуатации транспортных средств и в условиях неограниченности во времени и в привлекаемых ресурсах, такая задача становится вполне осуществимой.

Злоумышленникам достаточно будет хотя бы раз провести взлом системы, чтобы это привело к её полной дискредитации. Именно поэтому задачам защиты от несанкционированного доступа в заявляемом способе контроля транспорта уделено максимальное внимание. Устройство, которое будет совершать попытку сканирования электронного номера автомобиля так же должно быть проверено на легитимность, как и сам номер (устройство, его представляющее). Эта проверка сведёт возможность подмены или клонирования электронного номерного знака к практически неосуществимой задаче.

Для увеличения надёжности в информационно-коммуникационные системы с большой степенью ответственности вводят дополнительные факторы аутентификации, а также осуществляют различные организационные и технические мероприятия: ограничение попыток доступа, времени действия одноразового пароля и пр.

В заявляемой технологии в качестве дополнительных факторов аутентификации используются оригинальные алгоритмы проверки на легитимность, являющиеся ноу-хау разработчиков.

Весь обмен сообщениями ведётся по протоколам беспроводной цифровой связи. Для повышения защиты сигналы шифруются с периодической сменой паролей шифрования и обмена.

Использование беспроводной цифровой связи даёт возможность обмена служебными сообщениями. При нарушении правил дорожного движения водитель в режиме реального времени извещается об этом факте. Нелишне заметить, что устройства пунктов контроля, если возникает необходимость, выполняются со способностью фиксации пересечения условно-контрольных линий: стоп-линии, разделительной линии, линии ограничения стоянки и т. д..

Понятно, что возможность проведения процедуры взаимной аутентификации в любом необходимом пункте контроля потребует создания коммуникационной сети с установлением постоянной связи со специальным центром хранения и обработки данных.

Прецедент такому положению вещей уже создан. Подобная технология применяется во всем известной и широко используемой системе сотовой связи. Кажущаяся непрерывность разговора собеседников, находящихся, к примеру, за сотни километров друг от друга, вовсе не означает, что сигнал достигает их сотовых телефонов по одному маршруту. На самом деле информационные пакеты, содержащие закодированный в цифровом формате голос, могут быть доставлены в адрес собеседника совершенно разными путями. Далее на выходе происходит сборка пакетов в один набор данных, который после обработки мы воспринимаем как непрерывную речь. Всем процессом управляет компьютерная техника.

По сравнению с системой сотовой связи в предлагаемой технологии сеанс связи будет проходить в более щадящих условиях. Так, его длительность не будет превышать нескольких миллисекунд, поэтому отпадает необходимость в проведении технических мероприятий для поддержания непрерывности связи в течение длительного периода времени. Сам сеанс будет осуществляться в условиях прямой видимости на расстояние, не превышающее 100 метров.

Предлагаемая система легко поддаётся масштабированию. То есть аппаратурой контроля можно оснастить буквально каждый светофорный объект, магистраль, улицу и стоянку. В технологии предусмотрено распределение вычислительных мощностей в зависимости от количества пунктов контроля и нагрузки на них.

Так какие возможности появятся после внедрения такой системы контроля в практику?

Как уже упоминалось ранее, стопроцентная гарантия надёжности позволит ассоциировать электронный государственный регистрационный номер не только с банковской картой, но и вообще с любой информационной системой с большой степенью ответственности. Это в корне изменит положение дел в автотранспортной отрасли. Позволит встроить её в единое информационное пространство страны.

Контроль транспорта станет системным и постоянным. Тезис о неотвратимости наказания приобретёт реальное воплощение. Причём о нарушении будет сообщаться водителю немедленно, что должно повлиять на безопасность дорожного движения в целом. И необязательно сразу же подвергать водителя наказанию. Возможно начисление определённой суммы баллов на его «лицевой счёт». Это выявит злостных нарушителей. А вот тем, у кого нарушения бывают редко и эпизодически, можно проводить списание баллов после некоторого периода езды без нарушений. Хочу ещё раз напомнить, что всеми этими мероприятиями управляет программный комплекс системы.

Такая система контроля позволит замерять среднюю скорость движения автомобиля на участке дороги. В настоящее время замеры скорости выполняются с помощью систем, основанных на симбиозе радара и видеокамеры, допускающих в своей работе определённый процент ошибок.

Можно перечислить ещё некоторые области применения системы:

  • парковки и стоянки;
  • проезд по платным участкам дорог;
  • контроль движения общественного транспорта с информированием на остановочном пункте о времени его прибытия;
  • информирование об истечении периода производства обязательных платежей;
  • помощь транспортным компаниям в отслеживании перевозок пассажиров и грузов;
  • открытие новых перспектив в логистике.

Список можно продолжить. Потребителем информации может стать буквально каждое предприятие или организация, так или иначе связанная с автотранспортной отраслью. Для водителей немаловажным фактором будет информирование о реальной загруженности магистралей и улиц, а также об усреднённой скорости движения по ним.

Эта информация станет входной для интеллектуальных транспортных систем (ИТС), о которых упоминалось в начале статьи. Причём позволит вывести их на качественно новый уровень в силу обширности и достоверности поступающей информации

Как было замечено ранее, системы взимания платы (СВП) мягко интегрируются в общий комплекс контроля дорожного движения.

Побочный эффект ожидается от появления дополнительного инструмента в борьбе с криминальным использованием транспорта, а также с угонами автомобилей.

Ну и, по моему мнению, проектируемый «автомобиль без водителя» потребует обязательного использования возможностей, которые предоставит подобная система. Во-первых, по причине уже упоминавшейся широты охвата перекрёстков, магистралей, улиц. Во-вторых, по причине необходимости пресечения возможных попыток несанкционированного вмешательства в работу подобных автомобилей,

В целом, функционирование такой системы контроля транспорта даст ощутимый экономический эффект. Главным же доводом в пользу внедрения «Электронного государственного регистрационного знака транспортного средства» будет повышение безопасности движения и снижение уровня травматизма и смертности на дорогах страны.

habrahabr.ru


Смотрите также