Конспект игровой деятельности «Обучение детей правилам дорожного движения в форме игры». Игровая деятельность пдд


Обучение дошкольников правилам дорожного движения через организацию игровой деятельности.

Безопасность жизни деятельности детей представляет собой серьёзную проблему современности. Дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

От того насколько ребёнок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать их в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Я работаю с детьми старшего возраста и исходя из выше указанной проблемы поставила перед собой цель: «Сформировать у детей навыки безопасного поведения на дороге при взаимодействии с игрой.

Чтобы добиться поставленной цели решила взять следующие задачи:

  1. Уточнить и систематизировать знания детей о безопасном поведении на дороге.
  2. Ввести правила дорожного движения в повседневную жизнь детей.
  3. Показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях.
  4. Заинтересовать детей в применении этих правил, а также осознано овладевать реальными практическими действиями.

Ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игра. В игре ребёнок становится как бы на голову выше самого себя, может решать более сложные задачи как практические, так и умственные. В каждой игре решаются определённые задачи. Наиболее доходчивой формой разъяснения детям правил дорожного движения является игра. В своей деятельности по формированию основ безопасного поведения на дороге я использовала игры:

    • Сюжетно – ролевые
    • Подвижные
    • Дидактические
    • Настольно – печатные
    • Компьютерные и другие

    В группе я создала условия для сюжетно – ролевых игр по правилам дорожного движения: оформлены макеты домов и деревьев, переносные дорожные знаки, нагрудные трафареты разного вида транспорта, вывески остановок, имеются жезлы, форма регулировщика, «Автосервис», разнообразные транспортные игрушки, действующие светофоры. Самая желанная роль для детей – это роль регулировщика.

    В сюжетно – ролевых играх: «Водители», « Поездка в автобусе», « Мы пешеходы», « Служба спасения», «Дорожный патруль» – знакомлю детей с улицей, дорогой, тротуаром. Учу правильно входить в транспорт и выходить из нег. Закрепляю такие понятия как: «Пешеход», «Проезжая часть дороги», «Дорожный знак». Проигрываю с детьми различные игровые сюжеты. Например: Дети играли в футбол, и мяч выкатился на дорогу, одна девочка побежала за мячом. Водитель автобуса нарушил правила дорожного движения, поехал на красный сигнал светофора.

    Во время руководства с игрой дошкольников беру на себя второстепенную роль и ненавязчиво подсказываю правильные действия играющим.

    В подвижных играх у дошкольников формируются специальные двигательные навыки, ребёнок учится координировать свои движения с движениями других, правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом, напримерв игре: «Быстро шагай, смотри не зевай» у детей развивается внимание, быстрота реакции, умение действовать в соответствии с цветовыми сигналами.

    Дидактические игры способствуют развитию у дошкольников наглядных представлений, о дорожном движении. В ходе дидактической игры закрепляются знания детей о правилах дорожного движения.

    Игры «Разложи картинку по порядку», « Что нужно водителю», «Найди лишнее» и другие дошкольники учатся классифицировать и анализировать.

    Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей дошкольного возраста, они разнообразны по видам, например: парные картинки, лото, домино, и др.

    Настольные игры дают возможность систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.

    Игровые формы придают настольно – печатным играм занимательность и привлекательность, обучение идёт через игровые правила и действия.

    В группе приобретены настольно – печатные игры с интересным содержанием и оборудованием: «Дорожное лото», «Оживи улицу», «Дороги нашего города», «Путешествие по городу». Например, в ходе игры «Дорожное лото», дети классифицируют дорожные знаки на предупреждение, закрепление, информационно – указатели и знаки сервиса.

    Компьютерные игры обогащают чувственный опыт ребёнка, развивают его умственные способности, воспитывают волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, а также приобщают ребёнка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

    Компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребёнок выполняет задание своего уровня. Самые любимые компьютерные игры дошкольников, «Правила дорожного движения для детей», «Нескучные уроки», «Дракоша изучает правила дорожного движения»

    Дидактические электронные игры способствуют обогащению полученных знаний, приучают дошкольников к самостоятельности, развивают навыки самоконтроля. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, красочное оформление, весёлые картинки, звуки, надолго привлекают внимание ребёнка. Дошкольники с интересом осваивают такие игры как: «Светофор», «Что лишнее?», «Сложи автомобиль» и др. В игре « Найди отличия», дошкольники анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером.

    Таким образом, у детей через игру сформировались основы безопасного поведения на дороге, систематизировались знания о правилах дорожного движения, они научились их применять в разнообразных жизненных ситуациях.

    Усанина Анна Андреевна, воспитатель

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №2»,

    Россия, Пермский край, г.Чернушка

    konkurs-dlya-pedagogov.info

    ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    doshkolnik.ru

    ОПЫТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Струкель Татьяна Фёдоровна воспитатель дошкольного образования Государственное учреждение образования «Ясли-сад №18 г. Лида»

    С каждым годом увеличивается количество транспортных средств на улицах, возрастает интенсивность движения и, соответственно, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий, жертвами которых часто становятся дети. Чаще всего это связано с невыполнением правил дорожного движения: незнание правил, пренебрежение ими, отсутствие навыков безопасного поведения на дороге. Дети страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Эта проблема по своим масштабам и тяжести травм имеет признаки катастрофы.

    Научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности – одна из важнейших педагогических задач. Ведь с бережного отношения к своей жизни начинается отношение к любой другой жизни, как к безусловной ценности.

     

    Скачать конспект

    Первой причиной необходимости знать правила дорожного движения я считаю следующую: в огромном потоке информации, в психологических нагрузках, стремительности жизни возрастает и психологическая нагрузка не только на водителя, но и на пешехода. Да, зеленый сигнал светофора означает, что пешеход может переходить дорогу. Но сегодня это вряд ли может гарантировать полную безопасность. Спешка и нежелание соблюдать правила дорожного движения – эти факторы создают опасность. И, к сожалению, нередко дети становятся участниками дорожно-транспортных проишествий.

    Второй причиной необходимости знать правила дорожного движения вижу психологическую неготовность и неумение ребенка вести себя в чрезвычайной ситуации, страх, паника. И мы, взрослые, наглядный пример и образец безопасного поведения на дорогах.

    Усвоение правил безопасности ребенком зависит от такого фактора как личный пример старших. Любой разговор о том, на какой свет следует переходить улицу, теряет всякий смысл при виде перебегающих на красный свет родителей. Авторитет всегда весом без всяких слов. Наш личный пример поведения станет нормой поведения наших детей.

    О том, что изучать дорожную азбуку с детьми надо с дошкольного возраста считали и выдающиеся психологи Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, занимающихся вопросами формирования навыков осознанного поведения [1, 9].

    Знать и соблюдать правила дорожного движения нужно каждому, так же как читать, писать, считать, потому что эти знания необходимы в процессе всей нашей жизни. Сама жизнь требует, чтобы в каждом дошкольном учреждении зажигался «зеленый» огонек, чтобы он нес эти правила и детям, и родителям [7, с. 6].

    1. 3. Цель опыта

    Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей 3 – 4 лет, выражающееся в: приобретении знаний, практических умений и навыков безопасного поведения на улице посредством игровой деятельности.

    1. 4. Задачи опыта

    • формировать умение различать, понимать, правильно реагировать на сигналы светофора
    • формировать представления о правилах поведения пешеходов на улице
    • учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства
    • воспитывать положительное отношение к выполнению правил безопасного поведения на улице, в транспорте, вблизи проезжей части.

    1. 5. Длительность работы над опытом

    Работа над опытом продолжалась на протяжении двух лет в следующей последовательности:

    • с января 2015 года изучалась и анализировалась научно-методическая литература по данной проблеме, изучались работы педагогов-практиков, были определены цель и задачи
    • с сентября 2015 года внедрялась разработанная система педагогической деятельности в собственную практику (один год)
    • с сентября 2016 года проводился анализ результативности, обобщение, описание опыта.

    2. Описание технологии опыта

    2. 1. Ведущая идея опыта

    Изучив проблемы формирования представлений у детей о правилах дорожного движения, пришла к выводу о необходимости построить игровую деятельность так, чтобы она способствовала закреплению представлений о правилах поведения пешеходов, о транспорте, об элементах дороги и о правилах поведения в транспорте.

    Игра успешно помогает детям овладеть правилами дорожного движения. Играя, дети не только обучаются, но и закрепляют полученные навыки, что способствует формированию положительных привычек безопасного поведения вблизи дороги.

    «Игра дошкольников уже давно признана сильнейшим средством социализации, самореализации ребенка, как его ведущая деятельность, в реальной детской жизнедеятельности» [4, с. 23].

    2. 2. Описание сущности опыта

    Изучив и проанализировав предлагаемую систему мер, направленную на выработку правильных действий у детей вблизи дорог, описанную в книге Т. В. Загвоздкиной «Безопасность жизни и деятельности дошкольников» [2] в разделе «Внимание, дорога!» [2, с. 72] и в книге И. В. Лебедева «Мы едем, едем, едем…» [5], я сделала для себя вывод об огромной важности формирования представлений о правилах дорожного движения. Накопление знаний и представлений о правилах дорожного движения без соответствующего руководства взрослых идет бессистемно, поверхностно, ошибочно.

    Изучала работы педагогов-практиков: «Ознакомление дошкольников с Правилами дорожного движения» автор-составитель Г. В. Шурпач [7] и «Знакомим дошкольников с ОБЖ» авторов-составителей Л. И. Прус, С. Н. Галеня, Д. П. Кузьменкова, Т. И. Бокшиц [3]. В ней авторы предлагали разные формы и методы работы с детьми по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

    Взяв за основу научно-методические разработки по данной теме, проведя беседу с детьми «Правила дорожного движения» (Приложение 1) и проанализировав ее результаты (Приложение 2), я определила цель и задачи своей работы.

    Основываясь на принципы постепенности, активности, творческого подхода в выборе материала, подобрала игры. Для достижения намеченной цели использовала такие игры как: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые. Их подбор проводился с учетом тематики, с соблюдением очередности изложения материала и подчинением их принципу постепенности от простого к сложному.

    Через дидактические игры я предлагала детям решать умственные задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения, составленные в занимательной и игровой форме. Их цель – содействие формированию активности детей.

    Часто в работе применяла подвижные игры. У них большие возможности: их можно проводить в помещении, на воздухе, в естественных природных условиях, используя разнообразное игровое оборудование. Подвижные игры оказались наиболее близки детям. Они создавали у детей устойчивое радостное настроение, вместе с тем игры помогали отрабатывать полученные знания о правилах дорожного движения.

    Сюжетно-ролевая игра помогала мне моделировать игровые действия: выполняя ту или иную роль, дети воспроизводили поведение взрослых, их действия в реальной жизни. Для формирования представлений о правилах дорожного движения использовала такие приемы обучения детей игровым действиям:

    • игра, где я обыгрывала ситуацию сама, с последующим вовлечением в игру детей
    • игра вместе с детьми, где главная роль у ребенка, а я играю второстепенную роль с остальными детьми
    • игра детей, формирующая умение взаимодействовать в сюжете с двумя действующими лицами.

    Во время сюжетно-ролевых игр обучала игровым действиям:

    • дети подражали ролевым действиям (водитель, пассажир, кондуктор)
    • дети совместно со мной придумывали несложные сюжеты (машины везут грузы, куклы идут в гости, пассажиры едут на автобусе)
    • дети закрепляли умение брать на себя определенную роль и называть ее словами
    • дети самостоятельно выбирали игровой материал
    • дети совместно со мной организовывали игры в парах.

    Наряду с такими известными играми как «Светофор», «Машины разные нужны, машины разные важны», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», я использовала игры, в которые вносила свои разные игровые и проблемные ситуации в зависимости от усвоения детьми задач и правил игры, закрепление игровых действий.

    В ходе дидактических игр создавала ситуации для привлечения внимания детей. В них они незаметно для себя решали дидактические задачи по формированию представлений о правилах дорожного движения. Игровые действия с предметами, картинками, предметами успешно помогали мне знакомить детей с улицей, с разными видами транспорта, с правилами пешеходов, с сигналами светофора. В процессе игровых действий они учились сотрудничать между собой, понимать эмоциональное состояние сверстников.

    Руководство дидактической игрой я осуществляла с помощью показа предметов, картинок, кратких бесед, показа игровых действий. Я направляла действия играющих советом, вопросом, напоминанием, подводила итог игры, соответствующий развитию навыков самоконтроля.

    А. Н. Леонтьев говорил: «Овладеть правилом – это значит овладеть своим поведением, научиться управлять им, научиться подчинять его определенной задаче» [6, с. 321].

    Например: в дидактической игре «Наша улица» в начале года проводила рассматривание иллюстрации «Наша улица», где дети называли участников движения – пешеход; называли место, по которому двигаются пешеходы – пешеходная дорожка. Дальше с детьми выкладывали на ковре белые полосы бумаги (пешеходная дорожка) и аккуратно не спеша переходили по ней как пешеходы. В конце игры все вместе из нескольких частей складывали картинку «Улица».

    В дальнейшей работе в эту игру постепенно вносила усложнения, различные варианты игры:

    • рассматривались сразу несколько иллюстраций улицы; дети находили иллюстрации, на которых пешеходы вели себя правильно вблизи дороги, и те иллюстрации, на которых действия пешеходов были неправильные (использовала персонажи, для которых дети выполняли игровые действия)
    • вначале игры проводилась беседа «Пешеходы на улице» с игровым персонажем Незнайкой, а затем дети совместно с ним выкладывали из белых и черных полос бумаги улицу (дорогу для машин, пешеходную дорожку для пешеходов) и все переходили ее
    • в начале игры перед детьми ставилась игровая задача «помочь Петрушке перейти дорогу и объяснить ему правила пешеходов» (использовала сюжетные картинки, макет дороги, который дети выкладывают самостоятельно, круги зеленого, желтого, красного)
    • далее совместно с дидактической игрой использовала и подвижные игры «Светофор», «Красный, желтый, зеленый» так как движения в этих играх выступали как средство для получения определенного результата. Во время подвижных игр включается двигательный анализатор, активизируется внимание детей, их память и воображения.

    В сюжетно-ролевой игре «Наша улица» закрепляла сформированные в дидактической игре правила поведения пешеходов, закрепляла умения правильно реагировать на сигналы светофора и умение называть элементы дороги. Вначале игры я оговаривала с детьми ее сюжет, дальше намечали то, что нам для этого нужно:

    • построить дома из конструктора
    • поставить светофор и знаки (пешеходный переход, место стоянки, стоп)
    • распределить роли (шоферы — мальчики – рули, медальоны; пешеходы – девочки — с колясками; инспекторы ГАИ – 1 смотрит за пешеходами, 2 – за шоферами; я (воспитатель) изображала светофор).

    Во время игры создавала ситуации: испортился светофор – потерпевшего везут в больницу, выставляла знаки (уже знакомые) – дети должны действовать в соответствии с ними.

    Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры проводились с использованием различных атрибутов, медальонов, шапочек-масок, макетов. Использовала ковер, с нанесенным изображением дорог, тротуаров, знаков, зданий для закрепления правил дорожного движения. Все обыгрывалось в атмосфере доверительности, чтобы дети могли чувствовать себя защищенными и принятыми, чтобы они с желанием и свободно могли проявлять свои замыслы в игровой деятельности.

    2. 3. Результативность и эффективность опыта

    Результативность опыта определялась путем проведения беседы с детьми по теме «Правила дорожного движения» (Приложение 3). Проанализировав результаты беседы в начале года (сентябрь 2015 года) и в конце (май 2016 года), я сделала вывод об эффективности опыта и достижении положительной динамики результатов по формированию у детей представлений о правилах дорожного движения. В процессе проделанной работы отмечается:

    • дети стали проявлять правильные модели безопасного поведения (60% детей знают, где можно переходить улицу; 54% детей объясняют, почему нельзя кататься по тротуару и проезжей части; 100% детей, как нужно себя вести в общественном транспорте)
    • знают световые обозначения светофора (87% детей знают обозначение сигналов светофора; 100% называют сигнал светофора, на который нужно переходить улицу)
    • могут называть элементы дорог (54%)
    • различают виды транспорта (74%).

    3. Заключение

    Работа над опытом позволяет сделать вывод о том, что планомерная и систематическая деятельность, направленная на формирование представлений у детей правил дорожного движения посредством игры, способствовала:

    • формированию представлений о правилах поведения пешеходов
    • закреплению умений называть элементы дороги и транспортные средства
    • формированию представлений о правилах дорожного движения
    • закреплению умения правильно реагировать на сигналы светофора.

    Об эффективности подбора игр судила по следующим показателям:

    • дети проявляли яркие эмоции
    • дети с желанием играли в предложенные им игры
    • дети старались выполнять элементарные правила игры
    • дети были активны и доброжелательны во время игр.

    Практическая значимость опыта заключается в использовании данного материала педагогами учреждения дошкольного образования.

    Работу с детьми в данном направлении планирую продолжить с помощью средств и методов театрально-игровой деятельности для налаживания у детей эмоционально-положительного отношения к правилам дорожного движения, потому что только практический опыт позволит приобрести навыки безопасного поведения вблизи дорог, научит быстро реагировать и действовать на различные дорожные ситуации.

    < Предыдущая Следующая >
     

    Конспект игровой деятельности «Обучение детей правилам дорожного движения в форме игры»

    Автор: Алексеева Лидия Петровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №180 «Журавлик» г. Чебоксары Чувашской Республики

    Программное содержание:

    • формировать ролевое взаимодействие: пассажир-кондуктор;

    •​ воспитывать культуру общения;•​ закрепить знание правил безопасного поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения;

    •​ увеличить двигательную активность детей;

    •​ поднять эмоциональное настроение детей.

    Предварительная работа:

    -​ рассматривание знаков;

    -​ разучивание считалки;

    -​ беседа о правилах поведения на улице.

    Игровой материал: руль, кошельки, деньги, сумка кондуктора, билеты, урна, пешеходный переход, кольцеброс.

    Роли: водитель, кондуктор, пассажиры.

    Ход игры

    Воспитатель обращается к детям:

    -​ Ребята, хотите отправиться в парк аттракционов?

    -​ На чём можно поехать? (на автобусе)

    -​ Как нужно вести себя в автобусе?

    Памятка пассажира:

    1.​ Крепко держись за поручни, чтобы не упасть.

    2.​ Не входи в автобус и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

    3.​ Не высовывайся из окна.

    4.​ Заботься об удобствах других пассажиров (уступи место пожилым, с маленькими детьми, инвалидам).

    -​ Кто управляет автобусом? (водитель)

    -​ Кто продаёт билеты? (кондуктор)

    -​ Билеты нужно сохранять до конца поездки, а куда их потом деть? (выбросить в урну на остановке)

    -​ Из чего можно построить автобус? (из стульчиков)

    Дети строят из стульчиков автобус, при помощи фишек! выбирают водителя, кондуктора, занимают места в автобусе, покупают билеты и отправляются в путь, исполняя песню на слова С. Михалкова "Песенка друзей".

    Водитель объявляет остановку "Парк аттракционов".

    Ребята выходят из автобуса, билеты выбрасывают в урну, становятся парами. Воспитатель спрашивает:

    -​ С какой стороны нужно обойти автобус? (сзади). Автобус обойдем только тогда, когда он тронется, потому что могут выйти на обгон другие машины.

    -​ В каком месте переходят дорогу? (по пешеходному переходу, подземному переходу, надземному переходу).

    Запомните: нам всегда помогут дорожные знаки «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход».

    Показываем знаки:

    Мы по улице шагаем,

    И ворон мы не считаем.

    Смело мы идем вперед,

    Где пешеходный переход.

    Когда дорогу перешли,

    Можно прыгать: раз, два, три.

    Дети парами переходят дорогу по пешеходному переходу.

    Заходят в ворота парка, решают на какой аттракцион отправятся сначала.

    1.​ Аттракцион "Карусель”

    Еле, еле, еле завертелись карусели

    А потом, потом, потом, всё бегом, бегом, бегом Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите, раз - два, раз - два,

    Вот и кончилась игра (игра повторяется 2 раза).

    2.​ Аттракцион "ТИР" (кольцеброс, мишени с мячами на липучке)

    При помощи фишек дети делятся на группы и "по кругу" проходят аттракцион, стараясь попасть в цель.

    3. Аттракцион "Поезд”

    - Ребята, а знаете ли вы, как называется то место, где встречаются автомобильная дорога и пути рельсы (ответы детей).

    Правильно, где они встречаются, ставят важный знак - «Железнодорожный проезд»

    Дети становятся за паровозом и едут не отпуская рук друг за другом объезжая ориентиры.

    "Чух - чух, пых - чу, пых - чу, вор – чу

    Стоять на месте не хочу

    Колёсами верчу, стучу.

    Садись скорее прокачу - чу - чу!"

    Вместе дружно мы играли, а теперь пора всем нам возвращаться в детский сад. Дети становятся парами, переходят по пешеходному переходу через дорогу, садятся в автобус и с песенкой друзей возвращаются в детский сад.

    Итог игры

    Ребята, до сих пор вы ходили по улицам с мамами и папами, но скоро

    вам придется ходить по улицам самостоятельно. И мне бы очень хотелось,

    что бы вы были внимательны на дорогах.

    По городу, по улице Не ходят просто так.

    Когда не знаешь правила Легко попасть впросак.

    Все время будь внимательным И помни наперед:

    Свои имеют правила Шофер и пешеход

    Список литературы

    1.​ Э.Я.Степаненкова, М.Ф.Филенко.Дошкольникам о правилах дорожного движения. – Москва – 1978г.

    2.​ Е.Я.Хабибуллина.Дорожная азбука в детском саду. – Санкт - Петербург: Детство – Пресс – 2013г.

    vospitateljam.ru

    Обучение дошкольников правилам дорожного движения, посредством дидактической игры

    «Обучение дошкольников правилам дорожного движения, посредством дидактической игры»

    Актуальность обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности на дорогах в наше время не вызывает сомнений. Эта проблема связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Почти половина дорожно - транспортных происшествий происходит из-за невнимательности детей, отсутствия у них наблюдательности. Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.

    Решение этой проблемы видится в обучении дошкольников правилам дорожного движения вниманию, наблюдательности, координации движений, гибкости мышления, посредством дидактической игры, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения. В основе успешного обучения дошкольников правилам движения должна лежать их разнообразная, насыщенная игровая деятельность, потому что игровая деятельность у дошкольников является ведущей. Очевидным явился поиск зффективных методических приемов, и необходимость создания оптимальных условий, предметно- развивающей среды, для формирования у дошкольников желания выполнять правила дорожного движения.

    Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании единых подходов обучения, к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создании условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях, а также в семье.

    Новизна данного педагогического опыта заключается в построении системы игровой деятельности по правилам дорожного движения, усовершенствования методов и приемов, на основе методики Т. И. Даниловой и собственного педагогического опыта. Следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Не допуская перегрузки, излишней информацией и учитывая состояние здоровья дошкольников.

    Перед началом работы, автор опыта поставил перед собой цель: воспитать и сформировать у дошкольников навыки, умения, азбуки безопасности дорожного движения, через внедрение комплексной системы воспитательно-образовательной работы, посредством дидактической игры. Обучение правилам дорожного движения, посредством дидактической игры осуществлялось в системе: совместная деятельность педагога и детей; семья; социум. Для ее решения автор опыта использует дидактическую игру, как основной метод обучения детей правилам дорожного движения, через непосредственное восприятие дорожной среды, во время целевых прогулок, экскурсий за пределы детского сада, в школу, беседы, художественное творчество. чтение художественной литературы, загадки, где дети наблюдают движение транспорта, пешеходов, дорожные знаки, пешеходные переходы.

    Считаем, что обучение дошкольников правилам дорожного движения. с помощью дидактических игр необходимо проводить в следующей последовательности: от простых дидактических игр: настольно-печатных к словесным играм на основе загадок, а затем и к наиболее сложным играм: (ребусы, кроссворды, головоломки, решение проблемных ситуаций, викторин. От использования в играх готового материала, к применению и самостоятельному изготовлению атрибутов жезлы, макет светофора, улиц и. т. д. От индивидуального участия детей в играх, к коллективному участию в играх.

    Свою работу по обучению дошкольников правилам дорожного движения с помощью дидактических игр начинали вести с детьми младшего возраста.

    Так как маленькие дети легко поддаются внушению, то уже с младшего возраста необходимо внушить детям, что выходить за пределы детского сада нельзя, на улицу можно идти только со взрослым. Поэтому в играх, с малышами автор опыта применяет такие методы, как внушение, пример, упражнение, поощрение. На прогулках с малышами велись наблюдения за движением транспорта, пешеходов, дети учились различать транспорт по названию (легковой автомобиль, грузовой, автобус и др.) и величине (большой, маленький). Применялись простые словесные игры с загадками для малышей: «Угадай и назови транспорт» и другие. Для игры «Светофор», вместе с малышами изготовили из бросового материала макет двухцветного светофора. Сначала детям показывала светофор с цветными кружочками, учила их различать красный и зеленый цвет. А потом показывала светофор с цветными человечками. Дети усваивали, что цвета человечков соответствуют разрешительному и запретительному сигналам светофора. Знания о светофоре обобщались и закреплялись в настольной дидактической игре: «Почини светофор».

    Беседуя с детьми средней группы, выяснилось, что у большинства нет знаний об элементарных правилах дорожного движения, как правильно переходить дорогу. Легче всего это сделать в дидактической игре: «Переход», «Перекресток» Для данных игр в группе специально создали предметно-развивающую среду, изготовили дидактический стол с проезжей частью дороги, с тротуаром, с пешеходным переходом, потому, как в дидактических играх, считаем важным принцип наглядности, когда дети должны сами все увидеть, потрогать, услышать. Такие игры способствовали развитию ориентации на дороге, учили соблюдать правила дорожного движения; переходить дорогу в указанных местах. Дети учились находить пешеходный переход на иллюстрациях в книгах, на макетах. Большое значение дидактическая игра имеет при формировании у детей привычки сдерживать свои порывы. Например, бежать, когда это опасно Дидактические игры «Опасно-Неопасно»; «Светофор». Дорожное движение требует от ребенка большого внимания, поэтому значительное место отводили играм на развитие внимания: «Какой знак ушел? », «Сделай, как было» Для того чтобы игра выступала эффективным средством обучения дошкольников правилам дорожного движения, каждый раз прослеживаем внутреннюю связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, какой новый шаг произойдет в его развитии. на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться.

    Из своего опыта работы автор сделал вывод, что дидактическая игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством развития и обучения, которое позволяет дошкольникам избежать на дороге опасных ситуаций.

    infourok.ru

    Семинар-практикум «Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»

    ← Назад к списку новостей

    Семинар-практикум «Использование игровой деятельности по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения»

    03 ноя 2015

    Цель: выявить знания педагогов о ПДД, развивать умения и навыки анализа педагогических действий;

    активизировать использование педагогами атрибутов в играх, способствующих формированию у дошкольников устойчивых навыков сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.

    Материал:

    Береты зелёного и красного цветов; листы бумаги для эмблем, фломастеры, картинки для коллажа по ПДД, чистые листы бумаги; мультимедиа с загадками; 2 разрезных дорожных знака; пешеходная дорожка, 2 светофора, 2 знака пешеходный переход; картинки и карточки для игры «Автолото»; набор цветной бумаги и клей карандаш для творческого задания «Создай свой знак»: таблица «Перепутанные линии»; 

    Ход семинара:

    Сегодня всю нашу встречу я хочу посвятить игровой деятельности. Для этого мы будем использовать различные игровые технологии, чтобы на примере более подробно изучить их использование в обучении детей правилам дорожного движения.

    1.     Вступительное слово ведущего.

     Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт. Игра - это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, быстроту реакций. Игра - это «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который они призваны изменить» (М.Горький)

    С точки зрения психологии игра как вид деятельности отражает практический подход усвоения теоретических знаний, а также умений и навыков. В изучении ПДД особенно важным является приобретение учащимся в процессе игровой деятельности конкретных умений и навыков поведения в условиях реального дорожного движения.

    Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

     Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольных учреждениях.

    Сегодня мы, уважаемые педагоги, немного поиграем в игры, которыми Вы можете использовать для обучения дошкольников правилам дорожной безопасности.

     

    2.   Выбирается жюри и остальные участники по жетонам зелёного и красного цвета делятся на две команды (участники для наглядности надевают береты зелёного и красного цвета)

    Задание 1 «Эмблема и название»

    (каждой команде выдаётся белый лист, фломастеры)

    Каждая команда придумывает себе название и создаёт свою эмблему, отражающую тематику мероприятия. По выполнению задания проходит презентация эмблемы команды и представление.

    Задание 2 «Разминка»

    (команда выдаётся белый лист, ручки, фломастеры)

    Каждой команде нужно закончить предложение, которое Вы видите на экране. Как бы Вы объяснили это предложение детям дошкольникам?

    «Правила дорожного движения надо изучать и соблюдать для того, чтобы…»

    (примерные ответы: «управлять автомобилем», «быть здоровым», «много знать», «быть умным пешеходом» и т.д.)

    Задание 3 «Автомульти»

    Участникам предлагается ответить на следующие вопросы:

    1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (на печке)

    2. Любимый вид транспорта кота Леопольда? (двухколёсный велосипед)

    3. Что подарили родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (велосипед)

    4. Во что превратила добрая Фея тыкву для Золушки? (В карету)

    5. На чём летал старик Хотаббыч? (На ковре-самолёте)

    6. Какой личный транспорт у Бабы-Яги? (Ступа)

    7. На чём катался Кай? (на санках)

    8. На чём летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

    9. При помощи какого транспорта передвигались Бременские музыканты? (На повозке)

    10. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный? (на поезде)

    Задание 4 «Виды транспорта» Назвать как можно больше транспортных средств по заданной категории.

    Задание 5 - Игра  «Автолото»

    Перед каждым воспитателем  лежит на столе карточка (лист формата А4, на котором расчерчены 6  клеток, в каждой из которых картинка какого-либо транспортного средства). Ведущий загадывает загадку про транспортное средство. Тот, кто отгадал загадку, получает  картинку с соответствующим транспортным средством и закрывает свою картинку. Тот, кто больше картинок закрыл, выиграл. (Для детей карточки с картинками и загадки меняются со временем).

    Задание 6  - Игра «Составь дорожный знак».

    - Для того, чтобы у  воспитанников ДОУ формировались знания и понимания дорожной ситуации, необходимо элементарное знание дорожных знаков. Дети любят собирать разрезные картинки, пазлы. Попробуем и мы сейчас собрать знаки из частей (воспитателям предлагаются несколько частей, из которых нужно составить знак дорожный).

    Задание 7 - Игра «Пешеход»

    Выложить в зале макет пешеходного перехода, правильно расставить светофор и дорожные знаки. Объяснить как правильно перейти дорогу.

    Задание 8 - Физминутка Эстафеты по ПДД

    Задание 9 – упражнение на развитие внимания

    Способность к концентрации внимания очень важна для пешеходов. Её отсутствие приводит к частым отвлечениям и, как следствие, пропуску важных событий и объектов. Оценивать эту способность можно с помощью теста «Перепутанные линии».

    Начинать надо с линии 1, проследить каждую линию глазами слева направо. Определить, где она заканчивается, и поставить в этом квадрате точку. В специальной таблице заполнить свои варианты.

    Творческое задание «Создай свой знак»

    Задание: придумать знак дорожный (можно сказочный или к сказке, к сказочной ситуации) и представить его.

    3. Подведение итогов

    Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле очень трудно. Если вы действительно заинтересованы в том, чтобы ваши воспитанники владели навыками безопасного поведения на дороге, то не сводите процесс обучения к пустой и бесполезной фразе: «Будьте осторожны на дороге». Она не объясняет ребёнку, чего собственно на дороге надо бояться. Где его может подстерегать опасность? Лучше используйте доступные игровые и практические ситуации. И учите не только детей, но и родителей. Надеюсь, что данный материал будет вам полезен. И в ваших группах появятся новые интересные игры и игровые ситуации по обучению детей правилам дорожного движения.

    Фотографии

    ds158nk.ru


    Смотрите также