Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода. Экспертиза по пдд


Судебная автотехническая экспертиза при ДТП. Автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП :: BusinessMan.ru

Скоростная жизнь диктует определенные правила, по которым автомобили перемещаются по дорогам, но дорожно-транспортные происшествия стали уже почти привычным явлением в современной жизни.

При серьезном ДТП важно выяснить все обстоятельства, ставшие причиной аварии. Обычные процедуры предусматривают осмотр места происшествия, опрос свидетелей и различные диагностические мероприятия.

Основным видом исследования является автотехническая экспертиза при ДТП. Она проводится при невозможности выяснить детали происшествия либо для их уточнения.

Экспертиза включает в себя несколько видов процедур. Каждая из них проводится по своим основаниям и исследует разные аспекты ДТП.

Исследование обстоятельств происшествия

В процессе экспертизы могут быть рассчитаны параметры движения во время ДТП, а также проведен анализ действий водителя.

Специалист, который организует исследование, должен ответить на множество вопросов, поэтому экспертиза обстоятельств – довольно трудоемкий процесс, требующий опыта и знаний.

Только эксперт в силах восстановить картину событий, которые происходили как во время ДТП, так и предшествовали возникновению опасной ситуации.

Часто при помощи данного исследования устанавливается вина или невиновность участников происшествия. Автотехническая экспертиза при ДТП и ее результаты становятся единственным доказательством в суде при невозможности установить истинное положение дел во время аварии. Она позволяет установить следующее:

  1. Скорость автотранспортного средства в момент ДТП. Определяется по тормозному пути. Учитывается его длина и время, которое понадобилось для полной остановки машины.
  2. Удаленность автомобилей (автомобиля и пешехода) друг от друга и от других объектов непосредственно перед аварией. Производится замер расстояний.
  3. Возможность предотвращения ДТП по техническим показателям.
  4. Определяется момент возникновения предпосылок аварии. Учитываются все обстоятельства, которые создали опасную ситуацию. Автотехническая экспертиза при ДТП подразумевает проведение расчетных схем, моделирование момента и эксперимент.
  5. Устанавливаются возможные и реальные действия водителя, которые повлияли на исход дорожно-транспортной ситуации.
  6. Условия возникновения опасной зоны. Исследуются все не зависящие от участников происшествия, обстоятельства, включая состояние дорожного покрытия и нарушения правил проведения ремонтных работ на проезжей части.

Данный вид диагностических мероприятий взаимосвязан с другими типами исследований в области ДТП, так как автотехническая экспертиза (экспертиза обстоятельств ДТП) проводится только комплексным методом.

Исследование технического состояния автомобиля

Экспертиза является составляющей частью основного исследования обстоятельств и проводится с учетом особенностей транспортного средства. Уточняются имевшиеся до ДТП неисправности и их влияние на дорожную ситуацию, а также основные характеристики ТС.

Диагностика технического состояния предполагает осмотр узлов машины, а также соответствие заявленных параметров указанным в документах.

  • Экспертиза двигателя, коробки передач, приборов и кузова. Осмотр на наличие повреждений и установление времени их возникновения.
  • Если автомобиль имеет заводской дефект или повреждения возникли в процессе эксплуатации, эксперт выясняет, стало ли это причиной ДТП.
  • Повреждения, возникшие в результате столкновения (наезда), также подвергаются такому исследованию, как экспертный анализ ДТП. Автотехнические экспертизы в этих случаях выявляют, с каким объектом произошло столкновение, а также характерные неисправности.
  • Специалист должен определить степень влияния повреждения на возникновение происшествия.

Трасологическое исследование

Экспертиза следов проводится для того, чтобы восстановить события момента ДТП – движение автомобиля, его расположение по отношению к другим объектам до аварии и после.

Так как данное исследование не предполагает выезда на место ДТП, экспертиза автотехническая трасологическая проводится по фотографиям места происшествия и другим материалам, которые должны быть предоставлены.

Специалист не имеет права самостоятельно собирать документы, поэтому заказчик должен направить базу для исследований в полном объеме, а также определить конкретные вопросы с указанием точных данных по происшествию.

Инженерно-психологическое исследование

Во время экспертизы происходит оценка психологического равновесия водителя, как общего, так и предполагаемого, во время ДТП. Эксперт тщательно изучает эту составляющую в силу того, что результаты могут существенно повлиять на исход судебного расследования.

В том случае, если водитель мог предотвратить аварию, вовремя среагировав на препятствие или занос, суд может признать его виновным в происшествии. При рассмотрении уголовного дела выносится обвинительный приговор, решение по гражданскому иску предполагает лишение водительского удостоверения.

Исключительные обстоятельства аварии, которую невозможно было предотвратить, позволяют признать водителя невиновным в происшествии. Суд учитывает при этом наличие пострадавших и другие обстоятельства.

События и параметры для исследования

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП запрашивает заказчик – следователь, суд, физические или юридические лица. Для осуществления диагностических мероприятий привлекаются независимые специалисты, которые смогут объективно оценить ситуацию. По результатам выносится заключение эксперта, которое затем может быть использовано в суде.

Исследование проводится в следующих случаях:

  1. Споры о виновности одной из сторон ДТП или иски по незаконному обвинению в совершении дорожного происшествия.
  2. Уточнение схемы аварии.
  3. Оценка ущерба, нанесенного транспортному средству (для страховой компании).
  4. Предпродажная экспертиза.

Для того чтобы получилась более ясная картина ДТП, эксперты исследуют такие параметры:

  • Видимость.
  • Обзорность.
  • Дорожные условия и обстановку.
  • Помехи движению.
  • Опасные зоны и наличие аварийной обстановки.

Исследуя каждый из пунктов, специалист может создать трехмерную модель аварии.

КАСКО и ОСАГО

Автотехническая экспертиза после ДТП проводится в большинстве случаев для страховой компании. По общепринятым правилам страховщик осматривает автомобиль на наличие повреждений и, если имеет место страховой случай, выплачивает определенную сумму. Практика показывает, что компании часто занижают количество денежных средств, которые получит автовладелец.

В этом случае у получателя есть возможность обратиться в суд за назначением независимой экспертизы технического состояния автомобиля.

Есть другой, более короткий путь взыскания страховых денег. Опытные юристы советуют заранее провести оценку повреждений и уведомить страховщика о месте и времени процедуры. Затем автовладелец со всеми документами, в том числе с заключением эксперта, обращается в страховую компанию для получения выплат.

Если есть пострадавшие в ДТП

Потерпевшие или родственники обращаются в суд для возмещения ущерба здоровью. В этом случае должны быть проведены и автотехнические исследования, и экспертизы судебно-медицинского характера, которые не только определят степень тяжести нанесенного здоровью вреда, но и сделают заключение о действиях водителя в ДТП.

В документе не определяется, был ли у водителя прямой умысел на совершение дорожного преступления и виновен ли он. Результаты могут только указывать на обстоятельства, которые впоследствии влияют на исход дела.

Кто проводит исследования

Во время судебного расследования независимую экспертизу могут заказать следователи и судьи, как отмечалось ранее. Если же автовладелец обращается к специалисту самостоятельно, ему стоит уточнить, зарегистрирован ли эксперт (или экспертная компания) в Министерстве юстиции, и какой идентификатор ему присвоен. На проведение исследований обязательно должна быть лицензия, иначе заключение будет недействительным.

Сервисный центр, в котором обслуживается и ремонтируется автомобиль после ДТП, являясь заинтересованным лицом, не может производить автотехническое исследование. Экспертиза также не проводится частными лицами, не владеющими соответствующими навыками и инструментами.

В конечном документе должны быть указаны все обстоятельства (явные и предполагаемые по расчетным формулам), которые стали причиной происшествия. Заключение с неполной информацией может существенно ухудшить положение автовладельца и повлиять на исход дела. В практике довольно часто втречаются назначения повторной экспертизы, которая проводится уже другим специалистом по выбору ответчика/обвиняемого.

Вопросы и исходные данные

Существуют вполне определенные вопросы автотехнической экспертизы после ДТП, на которые специалист должен ответить в процессе исследования. Также имеется перечень необходимых данных, предоставляемых эксперту для работы.

Базовые данные:

  • Марка и модель автомобиля (ТС), его состояние, число пассажиров.
  • Вид дорожного покрытия (сухой асфальт, лед, грязь и т. д.).
  • Тормозной путь – наличие, длина, время полной остановки.
  • Точка ДТП.
  • Скорость автомобиля (или нескольких ТС) до аварии.
  • При наезде на пешехода – характер наезда, какой частью автомобиля он был совершен. Видимость и угол обзора для участников ДТП.
  • Столкновение двух и более ТС – угол, под которым передвигались автомобили. На сколько градусов произошло смещение ТС после происшествия.
  • Действия водителя в момент аварии.
  • Замеры расстояния, на котором находились объекты перед происшествием и во время него.
  • Авария во время обгона – скорость потока и пострадавших ТС, количество автомобилей на полосе движения, действия водителей.

Судебная автотехническая экспертиза ДТП должна предоставить ответы на следующие основные вопросы:

  • Расчетная скорость ТС на базе соответствующих замеров тормозного пути
  • Расстояние, на котором находились объекты друг от друга в начале. Если был совершен наезд на пешехода, который переходил дорогу - как далеко находился автомобиль в тот момент, когда пешеход начал пересекать проезжую часть. При столкновении на перекрестке – как далеко располагалось ТС1 от ТС2, начинающего въезд на пересечение дорог.
  • Мог ли водитель предотвратить ДТП путем своевременного торможения либо другими технически возможными действиями? Была ли возможность избежать происшествия, если бы водитель вовремя отреагировал на опасную ситуацию?
  • Какие действия участников происшествия соответствуют правилам дорожного движения, а какие – нет.
  • При обгоне – расчет безопасного расстояния между автомобилями для совершения обгона в заданных условиях

Закон

Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы которой решены в полном объеме, будет являться неоспоримым доказательством в рамках судебного расследования.

Порядок назначения специального исследования закреплен в КоАП РФ, ст. 26.4. В ней сказано, что эксперт, проводящий диагностические мероприятия, предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Поэтому при назначении экспертизы следует указать название компании или Ф.И.О. специалиста, который будет этим заниматься, чтобы при необходимости было кого привлекать.

Перед тем как отправить материалы на исследование, суд обязан ознакомить с ними участников процесса. Они имеют право дополнить указанные в направлении вопросы, на которые автотехническая экспертиза при ДТП обязана дать ответы.

Заключение в суде имеет относительную значимость, если экспертиза проводилась по инициативе сторон. Назначенная самим судом, она должна быть принята к изучению. В том случае, если суд с заключением не согласен, позиция должна быть мотивирована.

Пример

Какие вопросы можно ставить перед экспертом, если они не выходят за рамки его компетенции (на примере бокового столкновения ТС):

  1. Какими пунктами правил дорожного движения должны были руководствоваться водители (перечень статей) ТС?
  2. Установить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения и относительно проезжей части.
  3. Время и скорость движения ТС1 (выезжающего с прилегающей территории) до возникновения опасного момента.
  4. Имел ли возможность водитель ТС1 путем экстренного торможения предотвратить столкновение, если его скорость была допустимой для движения в жилой зоне?
  5. Определить скорость ТС2 перед началом торможения, исследуя длину тормозного пути и расстояние, на которое было перемещено в момент столкновения ТС1.
  6. См. п.4 для водителя ТС2 и движения с допустимой скоростью по проезжей части

Для математических расчетов длины тормозного пути, дальности расположения и скорости существуют сложные формулы, в которых за исходные данные берется информация из предоставленных эксперту документов.

Оценка ущерба

На основании заключения, которое дает автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП, не только определяется виновность одной из сторон в происшествии, но и рассчитывается нанесенный транспортному средству ущерб.

Степень вреда, причиненного автомобилю, определяется совершенно другими экспертами. В исследовании может быть использовано заключение экспертизы обстоятельств. Прежде всего, независимая оценка необходима для составления перечня повреждений, полученных в ходе ДТП.

Специалисты, исходя из автотехнического исследования, могут определить, какие именно неисправности возникли вследствие происшествия. Кроме этого, задачей экспертного бюро является расчет стоимости поврежденных деталей и работ по восстановлению ТС по максимальным рыночным ценам.

Это исследование ни в коем случае не проводят в рамках такого процесса, как автотехническая экспертиза после ДТП. Оценка ущерба не входит в компетенцию специалистов по диагностике обстоятельств.

Сроки проведения экспертиз

Время, за которое должны быть закончено то или иное исследование при ДТП, законом не регламентировано. Однако компании, предоставляющие такие услуги, сами заинтересованы в том, чтобы быстро и качественно провести экспертизу.

На практике автотехническая диагностика обстоятельств аварии проводится от 14 до 30 дней, в зависимости от загруженности специалиста. Оценку ущерба после ДТП некоторые экспертные бюро предлагают произвести за срок от 1 до 3 дней.

Стоимость услуг зависит от марки транспортного средства (легковое или большегрузное), а также от количества повреждений, которые выявила оценочная или автотехническая экспертиза.

Расчет ущерба при ДТП не должен проводиться в бюро, которые являются партнерами страховых компаний. Как правило, такие фирмы стремятся предоставить не соответствующее истине заключение, которое позволяет в несколько раз уменьшить страховую сумму для водителя.

businessman.ru

Автотехническая экспертиза при ДТП

Ежедневно на дорогах населенных пунктов происходит масса аварийных ситуаций. С резким увеличением численности машин пришло и значительное увеличение ДТП. Далеко не всегда удается определить истинного виновника аварии. Сделать это могут только специалисты после проведения специальной автотехнической экспертизы.

Этот комплекс действия нельзя назвать легким, и потому очень часто экспертиза не всегда может выявить все с абсолютной точностью. Об особенностях автотехнической экспертизы рассказывается ниже.

Зачем нужна автотехническая экспертиза при ДТП

Автотехническая экспертиза — это комплекс мероприятий, который проводится специалистами на месте ДТП. Этот комплекс позволяет определить виновника аварийной ситуации, а также все причины и обстоятельства, которые последовали первопричиной ДТП.

Основной целью экспертизы считается установление всех факторов и обстоятельств, которые привели к появлению опасной ситуации на дороге. Внимательно изучив место столкновения, и проанализировав степень повреждения транспортных средств, эксперты способны с точностью составить картину аварии, и определить виновника опасности.

Комплекс действия при экспертизе позволит избежать финансовых проблем, которые непременно возникнут в процессе разбирательства. Как правило, экспертиза назначается судебными инстанциями в тех случаях, если показания свидетелей запутанны, а доказательная база не может дать ответ на вопрос, кто же является очевидным виновником происшествия.

Важно! Экспертиза может быть проведена в добровольном порядке, если одна из сторон конфликтной ситуации решает опротестовать судебный вердикт.

Таким образом, автотехническая экспертиза дает уникальную возможность составить картину ДТП и понять, какие причины привели к созданию дорожного происшествия, и кто должен понести ответственность за невнимательность на дороге.

Когда назначается автотехническая экспертиза

Автотехническая экспертиза считается обязательным условием судебного разбирательства в делах о ДТП. Кроме того, на проведении комплекса этих исследований частенько настаивают страховые компании, которые нанимают соответствующих специалистов для того, чтобы определить точный размер компенсации, на которую может рассчитывать пострадавший.

Стоит заметить, что экспертиза может быть назначена практически на любой стадии расследования. Как правило, изначально при передаче дела на рассмотрение в судебные инстанции судом определяется обязательное прохождение экспертной комиссии. И только основываясь на результатах, которые предоставят суду эксперты, может быть принято окончательное решение.

Важно! В случае несогласия с итогами экспертной проверки, стороны конфликта имеют полное право подать жалобу и добиться назначения повторной независимой проверки. Также это осуществимо в той ситуации, когда одна из сторон-участников конфликта подозревает экспертов в предвзятости.

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП

Для того чтобы экспертиза была проведена, необходимо ходатайствовать об этом. Стоит отметить, что на этом этапе лучше всего привлекать квалифицированных адвокатов, которые помогут составить правильный иск и инициируют начало экспертной проверки.

Первая экспертиза назначается, как правило, судом, однако в половине случаев участники ДТП не выражают доверие к ее результатам, и вынуждены настаивать на проведении повторной независимой оценки.

Для того чтобы подать ходатайство о проведении повторной оценки, необходимо изначально сформулировать причину, по которой она должна быть проведена еще раз. Без обоснования суд может отказать в назначении экспертизы. Количество экспертиз не ограничивается по закону, и потому каждый участник ДТП вправе подавать ходатайство неограниченное количество раз.

Для того, чтобы избежать появления нестыковок и мелких ошибок, рекомендуется привлечь к процессу квалифицированного автоюриста. Несмотря на то, что образец ходатайства можно найти практически повсеместно, правильно его заполнить бывает проблематично.

О том, что ходатайство о повторной экспертизе намеревается быть проведенным, необходимо сообщить оппоненту по судебному процессу и страховой компании. Таким образом, уведомление о назначении независимой экспертизы должно быть минимум в трех экземплярах.

Кто оплачивает автотехническую экспертизу по ДТП

Вполне естественно, что автотехническая экспертиза является платной услугой, и зачастую возникает вопрос, кто же обязан ее оплачивать. Законодательство на этот вопрос четкого ответа не дает, однако чаще всего плата за проведение комплекса оценочных работ накладывается на виновника аварийной ситуации.Стоимость экспертизы может быть разной, и ее цена будет напрямую зависеть от характера повреждений машины и стоимости услуг эксперта. Таким образом, касательно цены можно сказать, что определить ее точно невозможно, и все будет зависеть от конкретной ситуации.

Судебная экспертиза может быть проведена за счет любой из сторон конфликта. Однако при этом допускается дальнейшее возмещение расходов на проведение проверки в пользу пострадавшего. Таким образом, несмотря на то, что будет оплачивать экспертизу, в случае определения его невиновным он может стребовать возврат денежных средств с виновника дорожного происшествия.

То же самое касается и независимой экспертизы. Оплачивать ее возьмется та сторона, которая инициировала повторную проверку, и в случае определения невиновности можно будет подать дополнительный иск о взыскании с виновника аварии расходов на проведение оценки.

Вопросы, которые решает автотехническая экспертиза при ДТП

Первостепенной задачей автотехнической экспертизы при ДТП является оказание непосредственной экспертной помощи при расследовании обстоятельств, а также причин дорожного происшествия любого характера. Этот комплекс мероприятий, в результате должен предоставить ответы на некоторые вопросы, которые можно условно разделить на 3 блока:

  1. Вопросы технического характера. В процессе работы над оценкой обстоятельств и причин ДТП эксперт будет обязан обследовать техническое состояние автомобиля, сверив его с исходными данными. Также эксперт должен будет выяснить основные показатели транспортного средства в период столкновения. В частности, должна быть определена скорость, с которой автомобиль двигался на момент аварии и прочие физические характеристики.
  2. Вопросы, которые напрямую затрагивают анализ действий автомобилиста. С точки зрения последовательности и правильности эксперт оценивает, насколько водитель использовал все правила и предосторожности ПДД при попадании в аварийную ситуацию. Это поможет определить, нарушил ли водитель правила движения, и не произошла ли авария исключительно по его вине. Параллельно будет дан ответ на вопрос, можно ли было избежать опасной ситуации на дороге, и что для этого сделал водитель.
  3. Вспомогательные вопросы. Этот комплекс вопросов тщательно изучает состояние дорожной инфраструктуры на момент опасной ситуации на дороге. Не секрет, что некоторые аварии происходят из-за причин, которые не связаны с людским фактором. Среди таковых состояние автодорожного покрытия, наличие ограничительных знаков и светофоров на дороге. Кроме того, в этом блоке вопросов будут даны ответы и на все данные, которые связаны с погодными условиями. То есть, не могла ли главной причиной аварии стать неудовлетворительная погода, например, сильный туман или обильный снегопад и гололедица.

Порядок проведения автотехнической экспертизы при ДТП

В случае серьезного ДТП крайне важно определить все обстоятельства, которые в совокупности привели к трагедии. В этом существенную помощь окажет автотехническая экспертиза. Как и любая процедура подобного характера, она требует особого внимания и проводится с учетом некоего порядка действий:

  1. Исследование обстоятельств аварийной ситуации.На этом этапе определяется вина и невиновность всех участников ДТП, и кроме того, эксперт дает однозначные ответы на вопросы технического характера. Это означает, на первом этапе экспертизы эксперт предоставит информацию относительно технического состояния машин на момент столкновения, их скоростного режима и т.д. Кроме того, будут рассмотрены возможности избегания ДТП с учетом технических показателей.Параллельно устанавливаются еще некоторые моменты, среди которых:— определение действий или бездействия водителя;— исследование причин возникновения опасной зоны;— удаленность участников ДТП друг от друга на момент аварийного столкновения.
  2. Оценка технического состояния автомобилей.Эта часть исследования является обязательной, и зачастую может пролить свет на обстоятельства ДТП, если они связаны с неисправностью машины и ее отдельных компонентов. В процессе этого этапа будут исследованы:— дефекты и повреждения машины, которые присутствовали на момент ДТП;— повреждения, которые были нанесены автомобилю в результате столкновения;— экспертная оценка всех элементов двигательной системы, приборов и кузова, а также обследование коробки передач.
  3. Трасологическое исследование.Обследование следов автомобилей на месте аварии позволяет восстановить события в период ДТП и помогает определить движение автомобилей и их расположение по отношению друг к другу и другим участникам аварийной ситуации. Исследование этого типа не предусматривает выезд на место столкновения, и экспертиза проводится на основании наличных фотографий и видеосъемки.

    Важно! Эксперт не вправе собирать базу для исследования самостоятельно, эта обязанность возлагается на заказчика.

  4. Инженерно-психологическое обследование.Во время проведении экспертных мероприятий, в обязательном порядке специалисты будут изучать состояние психики водителя. Причем изучение будет касаться не только поведения автовладельца на момент ДТП, а и после него. Эта составляющая экспертизы является важной, и зачастую способна оказать существенное воздействие на результаты общего исследования.

Если в процессе проверки будет выявлено, что водитель мог избежать аварии, но не сделал этого по какой-либо причине, то он может быть признан виновным в судебном порядке. И итогом этого решения станет лишение прав на определенный срок, который будет зависеть о степени тяжести аварии.

Кто проводит автотехническую экспертизу?

На момент рассмотрения дела о ДТП в суде, заказать экспертизу могут как судьи и следователи, так и участники процесса. Однако к специалистам, которые будут работать над исследованием, предъявляются некоторые требования.

  1. Специалист должен иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности. Кроме того, он должен быть готов к тому, чтобы предоставить подтверждение своей квалификации и персональный идентификатор.
  2. Специалист должен иметь профильное образование, которое позволит ему тщательным образом провести исследование.
  3. Экспертизу не могут осуществлять сервисные центры, в который автомобиль ремонтировался до ДТП. Это объясняется тем, что в подобной ситуации они будут заинтересованными лицами, и результаты их исследования будут неточными.
  4. Эксперт должен быть абсолютно нейтральным и не имеет права занимать чью-либо сторону в процессе конфликта.

Стоит отметить, что основным требованием к эксперту будет наличие лицензии от Минюста и персонального идентификатора. Наличие этих документов подразумевает тот факт, что специалист обладает всеми необходимыми навыками и умениями, и может это подтвердить.

Обязанности эксперта четко прописываются в условиях соглашения с ним, которое подписывает и заказчик. И в случае обнаружения недостаточно квалифицированной работы, заказчик может опротестовать результаты исследований и принудить эксперта к повторной оценке.

Заключение по автотехнической экспертизе

Результатом проведения комплексной автотехнической экспертизы является официальное заключение, которое эксперт оформляет в письменном виде и предоставляет заказчику и суду. Результат оценки оформляется в виде документа, который условно состоит из нескольких частей.

  1. Введение. Здесь находятся сведения о разъяснениях законных прав и обязанностей, и получения информации о даче ложных показаний и предоставлении неправомерных сведений.
  2. Исследование. В этой части подробно и развернуто аналитическое исследование обстоятельств ДТП. В этой части документа эксперт должен описать исследовательский комплекс работ, которые были им проведены, расписать выбранные им методики и указать все ГОСТы и технические условия, которые были затронуты в процессе проверки.
  3. Заключение. В этой части итогового документа эксперт делает окончательные выводы относительно характеристики ДТП и предоставляет развернутые ответы на все вопросы, которые в процессе исследования интересовали заказчика.

Важно! Законодательство не регламентирует сроки проведения экспертизы.

В среднем, на проведение комплексной оценки специалисту достаточно от 1 до 3 дней, но чаще всего сроки будут увеличены, особенно в тех случаях, когда у него имеется сразу несколько заказчиков одновременно. На практике все будет зависеть от загруженности специалиста.

Видео на тему автотехническая экспертиза после ДТП

1avtourist.ru

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Численность автомобилей на наших дорогах увеличивается в геометрической прогрессии. И вместе с ними растёт численность дорожных аварий. Среди всех происшествий, которые связаны с дорожным движением, самым сложным является разбирательство при наезде на пешехода. Далеко не всегда виновником выступает водитель автомобиля, и потому для установления истины в обязательном порядке назначается автотехническая экспертиза при наезде на пешехода.Разберем основные моменты, которыми сопровождается этот процесс.

В каких случаях назначается автотехническая экспертиза при наезде на пешехода?

Количество дорожных происшествий с каждым днем только увеличивается. И, зачастую, в половине случаев установить истинного виновника аварийной ситуации крайне сложно, особенно в тех ситуациях, когда обе стороны конфликта настаивают на своей невиновности и готовы на длительные препирательства.

По статистике, около половины всех дорожных аварий связаны с наездом на пешехода. Как правило, в такой ситуации зачастую обвиняют водителей, хотя на деле немалая часть аварий происходит из-за пешеходов, которые игнорируют установленные правила поведения на дороге.

Для того, чтобы определить настоящего виновника аварии назначают автотехническую экспертизу при расследовании наезда на пешехода. В ней заинтересованы обе стороны процесса, особенно, если по первичным признакам не удалось определить виноватого. Стоит заметить, что несмотря на устоявшееся мнение, что в наезде всегда виноват водитель, на деле это абсолютно не так.

Довольно часто встречаются аварийные ситуации, которые происходят по прямой вине пешеходов. Это нарушение правил дорожного движения и целенаправленное игнорирование установленных нормативов.

Основной задачей автотехнической экспертизы считают определение обстоятельств аварийной ситуации и виновников происшествия. Поэтому, зачастую в случае наезда на пешехода, экспертиза будет проведена в обязательном порядке, особенно если установить самостоятельно виновника не получается, или же между сторонами существуют разногласия относительно обстоятельств ДТП.

Что делать перед назначением автотехнической экспертизы при наезде на пешехода?

К сожалению, далеко не каждый эксперт обладает достаточным опытом и умениями, чтобы беспристрастно оценивать ситуацию. Поэтому перед назначением экспертизы не стоит слишком полагаться на умения постороннего человека.

Важно! Чтобы автотехническая экспертиза наездов на пешеходов дала максимальный эффект и ответила на все поставленные вопросы, специалистам, которые будут проводить дознание, должны быть предоставлены максимально четкие исходные данные.

Перед тем, как автотехническая экспертиза будет назначена и специалисты начнут проводить сопутствующие мероприятия, ото всех сторон дорожной аварии должна исходить максимальная самоотдача и внимание к мелким деталям. В частности, эксперты рекомендуют перед проведением экспертизы выполнить следующий комплекс действия:

  1. Предварительно необходимо ознакомиться со всеми материалами дела. Чтобы получить на руки все сведения, которые касаются аварии, необходимо подать соответствующее ходатайство. Однако стоит помнить, что запрос должен быть составлен юридически грамотно и с выполнением всех условий отечественной законодательной базы. Только в таком случае не последует отказ от следователя или судьи.
  2. Настаивайте на дополнительном допросе всех сторон конфликта и случайных очевидцев. Как правило, первоначальные показания участников ДТП не отличаются большой информативностью ввиду стрессового состояния. Поэтому дополнительные допрос может помочь определить новые обстоятельства и данные, которые помогут установить истину.
  3. Если необходимы дополнительные данные о месте аварии, не стесняйтесь настаивать на проведении повторных осмотров с обязательным составлением новых схем ДТП.
  4. Если исходную информацию для экспертизы невозможно получить, или же она имеет существенные ограничения, то в таком случае необходимо инициировать следственный эксперимент, который поможет установить новые обстоятельства дела.
  5. Перед тем, как экспертиза будет назначена, убедитесь в том, что в документации отображены все исходные данные. Параллельно необходимо удостоверится в том, что в документации отсутствуют ошибки и неточности. Если ошибочные данные были обнаружены, то требуйте устранить их из материалов дела с обязательным занесением изменений в бланк протокола назначения экспертизы.

На предстартовом этапе экспертизы обойтись без помощи опытного автоюриста практически невозможно. Наша законодательная база имеет массу особенностей и разобраться с ними может только квалифицированный специалист. Поэтому не стоит пытаться установить истину самостоятельно, лучше сразу же привлечь к процессу квалифицированного адвоката, который поможет защитить права и интересы клиента.

Как проводится автотехническая экспертиза наездов на пешеходов

При назначении автотехнической экспертизы ДТП будет тщательно и внимательно изучено, в частности будут рассмотрены все обстоятельства дела и причины, которые привели к опасности на дороге.

Правом на проведение комплекса работ, связанного с анализом аварийной ситуации, обладают экспертные комиссии и отдельные специалисты, которые имеют документальное подтверждение из Минюста. Поэтому, чтобы избежать недобросовестных исполнителей, перед стартом экспертизы необходимо убедится в том, что специалист имеет официальное разрешение на проведение работ по определению обстоятельств ДТП и имеет на руках персональный идентификатор.

Важно! Экспертиза не может быть проведена частными лицами, которые не обладают достаточными познаниями и опытом, а также всеми структурами, которые определяются по закону как заинтересованные лица (например, сервисный центр, в котором обслуживается автомобиль).

Что касается временных рамок, то законодательство не устанавливает никаких ограничений. Тем не менее, все экспертные компании заинтересованы в том, чтобы исследование было проведено в кратчайшие сроки. По статистике, экспертиза проводится в течении 14-30 дней в зависимости от эксперта и его загруженности. При этом можно встретить ситуации, когда комплексный анализ обстоятельств ДТП проводится за несколько дней.

Для того, чтобы экспертиза была успешной, специалистам должны быть предоставлены исходные данные. Среди них можно выделить:

  • сведения о транспортном средстве, в частности марка машины, наличие пассажиров и первоначальное состояние авто;
  • данные о месте аварии, в частности сведения о наличии тормозного пути и скорости автомобиля;
  • характер наезда на пешехода с изучением видимости и угла обзора;
  • действия водителя и пешехода на момент совершения наезда;
  • наличие транспортной инфраструктуры в зоне аварийной ситуации (светофоры, дорожные знаки и разметка, наличие пешеходных переходов и т.д.).

Кроме вышеуказанных данных, экспертам могут понадобиться дополнительные сведения, которые заранее будут обсуждены с участниками аварии.

Кто оплачивает автотехническую экспертизу наездов на пешеходов

Автотехническая экспертиза является платной услугой, за которую придется выложить определенную денежную сумму. Что касается стоимости этого процесса, то она зависит от экспертов и его расценок.

Отдельные проблемы могут возникать при определении того, кто обязан будет оплатить экспертизу. Если комплекс исследовательских действий назначается судом, то в таком случае оплата будет происходить после того, как определится виновник аварии, на которого и будут возложены материальные обязательства.

Если же экспертиза проводится по настоянию одной из сторон аварийной ситуации, то оплачивать комплекс работ будет тот человек, который инициировал процесс. При этом стоит заметить, что если заказчик экспертизы в итоге будет признан невиновным в сложившейся ситуации, то он имеет право потребовать материальную компенсацию с виновника наезда.

Заключение по автотехнической экспертизе наездов на пешеходов

Главным итогом проведения комплексной экспертизы обстоятельств аварийной ситуации будет официальное заключение, которое выдается экспертом, который и проводил комплекс мероприятий.Заключение оформляется в письменном виде и в нескольких экземплярах. По условиям действующих нормативов, все стороны процесса должны быть ознакомлены с результатами проведения официальной экспертной оценки. Поэтому количество экземпляров будет напрямую зависеть от численности пострадавших при наезде.

В заключении должны быть ответы на все вопросы, которые возникли перед проведением экспертизы. К ним можно отнести:

  • установление расположения машины на момент аварийной ситуации;
  • определение точного времени наезда и скорости авто;
  • мог ли водитель избежать наезда, и какие меры были им предприняты для снижения опасности;
  • соблюдал ли пешеход правила движения в зоне активного дорожного движения. В частности, переходил ли дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет и т.д.

После того, как результаты экспертной оценки получены, с ними необходимо обратится в суд. При этом стоит заметить, что судебные исполнители должны принять результат экспертизы к изучению. Если по какой-то причине этого не произошло, то суд должен предоставить официальную мотивацию своего решения.

Важно! Заключение экспертной комиссии потребуется для предоставления страховщикам. Именно на основании данных экспертизы будет определен ущерб и размер страховых выплат.

Видео — автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Учитывая развитие информационных технологий, проведение экспертизы может быть упрощено при наличии фото и видео фиксаторов. В частности, речь идет о видеорегистраторах, которые записывают процесс дорожного движения.Абсолютное большинство автомобилистов успешно оборудуют свои транспортные средства видео фиксаторами, которые записывают на цифровые носители все условия поездки. Учитывая этот факт, зачастую для проведения экспертной оценки при наезде машины на пешехода достаточно данных камер наблюдения.При этом, изучив запись регистратора, эксперт должен все равно в письменной форме дать официальное заключение. Если же запись регистратора не может дать ответ на обстоятельства ДТП (регистратор выключен или отсутствует вообще), то в таком случае имеется вероятность использования данные видеонаблюдения с дорожных камер. Однако тут также возможны сложности, поскольку на наших дорогах имеется значительно количество «слепых зон», где фиксация движения отсутствует вообще.Если имеется видеозапись обстоятельств аварийной ситуации, то это существенно упрощает дело, поскольку имеются неоспоримые доказательства вины той или иной стороны конфликта. И оспорить или опротестовать данные с цифровых носителей практически невозможно.

1avtourist.ru

Экспертиза дорожных условий — Сообщество криминалистов и экспертов

Экспертиза дорожных условий представляет собой разновидность автотехнических экспертиз. Зачастую дорожные происшествия происходят не по вине водителей, а из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна или неправильной организации дорожного движения на данном участке трассы. Различные повреждения покрытия, отсутствие разметки, неправильно нанесенная или отсутствующая разметка, некорректно работающие светофоры причиняют порой большие неудобства и приводят к более серьезным последствиям, нежели несоблюдение правил дорожного движения. Экспертиза дорожных условий призвана оценить состояние того участка дороги, на котором произошла авария. Предметом данного вида исследования является анализ правильной организации движения на спорном участке дороги.

 

Примеры неправильно организованного движения на участке дороги:

 

Неверная установка дорожных знаков. Например, при обозначении главной дороги на перекрестке на улице второстепенного значения должен быть установлен знак, предписывающий водителям уступить дорогу. При отсутствии такого знака, водители, осуществляющие движение по второстепенной дороге, подвергаются опасности. К неправильной установке дорожных знаков также относится расположение их в месте, где затруднен обзор – знаки могут быть скрыты ветвями деревьев, столбами, частями мостов и эстакад, зданий, прочими конструкциями. Также видимость знака в темное время суток затрудняется при отсутствии на знаке светоотражающих элементов и достаточного электрического освещения дороги.

Неисправные светофоры. Дорожные службы обязаны отслеживать корректную работу светофоров, а при поломке в кратчайшие сроки устранять неисправность.

Отсутствие разметки или неправильное ее нанесение. В дополнение к светофорам и знакам, определяющим правила движения на данном участке дороги, на дорожное полотно должна быть нанесена разметка. В противном случае, водитель может совершить, к примеру, выезд на встречную полосу, даже не подозревая об этом, и создать аварийную ситуацию. Едва заметная разметка, несоответствие длины или ширины штрихов нормативным требованиям, также могут исказить восприятие разметки водителем.

Неудовлетворительное состояние дорожного полотна – наличие ям, трещин, каверн, заполненных водой и так далее, может привести к потере водителем эффективного управления транспортным средством.Отсутствие защитных ограждений на данном участке дороги, а также отсутствие правильно организованной обочины.

 

Экспертиза дорожных условий производится по заявлению физического или юридического суда, а также по постановлению судебного органа. Перед проведением исследования его инициатор заключает с экспертным центром договор на проведение экспертизы дорожных условий. В договор вносится цель исследования, задачи, поставленные перед экспертом, список вопросов, на которые он будет отвечать в процессе осуществления экспертных мероприятий, а также стоимость и сроки проведения исследования. После заключения договора, эксперт приступает к производству экспертизы дорожных условий. При этом специалист использует все имеющиеся в его распоряжении методики. Наиболее часто при производстве экспертизы дорожных условий применяется:

 

Анализ представленных документов – справки об аварии, выданной сотрудником ГИБДД, показаний и объяснительных участников дорожно-транспортного происшествия. Исследование свидетельских показаний. Данная информация подлежит проверке достоверности. Вообще, свидетельским показаниям уделяется большое внимание, так как со времени произошедшего дорожно-транспортного происшествия состояние данного участка дороги могло измениться. Анализ фото- и видеоматериалов, представленных дорожными службами, свидетелями или потерпевшими, содержащих изображение данного участка дороги на момент дорожно-транспортного происшествия. Осмотр участка дороги, на котором произошла авария. Производство дополнительных экспертных мероприятий по мере необходимости. Эксперт может произвести необходимые ему для принятия решения анализы, а также затребовать повторные опросы свидетелей, потерпевших, представителей дорожных служб.

 

Правовые основы, которыми руководствуются специалисты при проведении экспертизы дорожных условий

 

Экспертное заключение, формулируемое специалистом по производству экспертизы дорожных условий, в обязательном порядке должно соответствовать Федеральным стандартам отчетности (ФСО-1, ФСО-2, ФСО-3). Эксперт обязан внести в заключение все разделы, предписанные данными нормативными документами.

При производстве экспертных мероприятий и формировании экспертного заключения, специалист, осуществляющий исследование, подчиняется положения Федерального закона № 73-ФЗ, определяющего процедуру осуществления экспертной деятельности в Российской Федерации.

Кроме того, статья 307 Уголовного кодекса Российской федерации предусматривает ответственность специалиста, производящего экспертизу дорожных условий, за формирование заведомо ложного экспертного заключения, а также за заведомо ложные показания в ходе судебного заседания.

 

Вопросы, на которые отвечает специалист по производству экспертизы дорожных условий в процессе осуществления исследования

 

Список вопросов формируется на этапе заключения договора на производство экспертизы дорожных условий. Конечный перечень вопросов зависит от ситуации, в которой произошло дорожно-транспортное происшествие, а также целей инициатора экспертизы и решаемых экспертом задач. В общем случае, перед специалистом могут быть поставлены следующие виды вопросов:

  • Соответствует ли разметка на данном участке дороги нормативным требованиям, предъявляемым к ее нанесению?
  • Какова видимость разметки на данном участке дороги?
  • Возможно ли двоякая трактовка водителем разметки, нанесенной на дорожное полотно?
  • Установлены ли на данном участке дороги все необходимые для регулировки движения дорожные знаки?
  • Исходя из свидетельских показаний (фотографий и видеозаписей данного участка дороги) – были ли установлены все необходимые дорожные знаки на момент произошедшей аварии?
  • Каково состояние дорожного полотна на спорном участке дороги?
  • Присутствуют ли на данном участке дороги серьезные дефекты дорожного полотна?
  • Имели ли место данные дефекты дорожного покрытия на момент дорожно-транспортного происшествия?
  • Имеются ли на данном участке дороги необходимые элементы дорожного заграждения?
  • Имеется ли на данном участке дороги правильным образом обустроенная обочина?
  • Согласованы ли сигналы светофоров на данном участке дороги?
  • Были ли согласованы сигналы светофоров на данном участке дороги в момент, когда произошло дорожно-транспортное происшествие? Какие материалы дела это подтверждают?
  • Поступали ли в дорожные службы сигналы о несправной работе светофоров на данном участке дороги в период времени, предшествующий случившейся аварии?
  • Обеспечена ли на данном участке дороги хорошая видимость дорожных знаков? Не мешают ли их обзору какие-либо посторонние предметы?
  • Имеется ли электрическое освещение на данном участке дороги? Были ли его элементы исправны во время случившегося дорожно-транспортного происшествия?
  • Оборудованы ли дорожные знаки, установленные на неосвещаемом участке дороги, светоотражающими элементами?

 

kriminalisty.ru

Автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода

Предлагаемая вашему вниманию статья содержит разъяснения широкого круга вопросов относительно целей назначения и проведения автотехнической экспертизы по делам ДТП с участием пешеходов, в статье приведен пример заключения автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода.

Одним из наиболее сложных видов дорожно-транспортных происшествий, с точки зрения установления обстоятельств и определения виновного лица, является наезд на пешехода. Назначение автотехнической экспертизы при производстве по делу о наезде на пешехода, в большинстве случаев является обязательным условием расследования.

Определение степени виновности водителя - участника автодорожного происшествия с участием пешехода включает в себя поиски ответов на множество вопросов, большинство из которых относятся к компетенции экспертов различных областей знаний. В числе иных экспертиз, назначаемых в процессе дознания, проводится автотехническая экспертиза (АТЭ).

Подробности в статье:

Автотехническая экспертиза при ДТП

Цель проведения названой экспертизы заключается в необходимости подробного анализа механизма дорожно-транспортного происшествия. Только эксперт – автотехник может ответить на вопрос: имел ли водитель – участник ДТП техническую возможность избежать наезда на пешехода, действуя в соответствии с требованиями норм ПДД РФ?

Подробности в статье:

Расследование наезда на пешехода

 

Действия участников ДТП перед назначением автотехнической экспертизы

Для того, чтобы эксперт мог качественно выполнить исследование и ответить на все поставленные перед ним вопросы, ему должны быть предоставлены исходные данные. Основная задача следователя (дознавателя) заключается в установлении обстоятельств происшествия.

К сожалению, уровень профессиональной подготовки и отношения к исполнению непосредственных обязанностей со стороны должностных лиц следствия и суда, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому не стоит полагаться на случай или чью-то стороннюю волю.

На стадии дела, предшествующей назначению автотехнической экспертизы, от участников аварии требуется максимальная самоотдача и инициатива, которая может выражаться в следующих действиях.

  1. До вынесения постановления о назначении автотехнической экспертизы при расследовании наезда на пешехода ознакомьтесь с материалами дела.

    Для этого заявите письменное ходатайство. Не всегда такое ходатайство с первого раза может быть удовлетворено, но при грамотном юридическом обосновании, ни дознаватель, ни следователь, ни судья не смогут отказать в ваших требованиях.

  2. Ходатайствуйте о вашем дополнительном допросе.

    Как правило, первоначальные объяснения сторон ДТП недостаточно информативны. Эти объяснения принимают сотрудники ДПС, которые за редким исключением, имеют представления об исходных данных для АТЭ.

  3. При необходимости установления дополнительных сведений о месте происшествия, ходатайствуйте о проведении повторного осмотра, при котором составляется новая схема, уточняются величины размеров, показатели видимости и обзорности и прочее.

    Подробности читайте:

    Осмотр места происшествия при ДТП

    Протокол осмотра места ДТП образец

  4. Требуйте проведения следственного эксперимента, если исходные данные для экспертизы невозможно получить иными средствами.

  5. В процессе ознакомления с постановлением о назначении автотехнической экспертизы проверьте соответствие исходных данных, указанных в постановлении с первоисточником.

    Если будут выявлены ошибки, требуйте их устранения, путем занесения замечаний в бланк протокола об ознакомлении лица с постановлением экспертизы.

  6. Привлекайте к участию в деле, защитников, из числа автоюристов, специализирующихся по делам о дорожных происшествиях с участием транспортных средств.

 

Пример заключения автотехнической экспертизы при наезде на пешехода

Краткие обстоятельства происшествия

24 июля 2014 года, около 08 часов 35 минут, в г.Н М-кой области, на автодороге «въезд в г. Н от автомагистрали Е-95», в районе АЗС “Приус”, автомобилем Мерседес Бенц, под управлением водителя М.А.П., двигавшегося со стороны автомагистрали Е-95 в направлении г. Н, был совершен наезд на пешехода К.К.И., пересекавшего проезжую часть, слева направо относительно направления движения автомобиля. В результате наезда пешеходу были причинены телесные повреждения.

Исходные данные

ДТП совершено: в светлое время суток, вне населенного пункта, левой боковой частью автомобиля Мерседес, в районе наружного зеркала заднего вида. Видимость не ограничена. Проезжая часть автодороги в месте происшествия с асфальтобетонным покрытием, горизонтального продольного профиля, шириной 15,2м, предназначена для движения в двух направлениях, сухая.

Автомобиль Мерседес технически исправен, без груза и пассажиров. Скорость движения – около 70?80 км/час, по показаниям водителя М.А.П.

На схеме места дорожно-транспортного происшествия зафиксировано место наезда на пешехода, обозначенное знаком (Х) и цифрой «2», расположенное на расстоянии 6,9м от правого в направлении движения автомобиля края проезжей части и 66,0 м от угла здания АЗС “Приус”.

Пешеход – мужчина, в возрасте 55 лет, в состоянии алкогольного опьянения, пересекал проезжую часть слева направо относительно направления движения автомобиля и с момента возобновления движения после остановки на линии 1.3 (1.7) горизонтальной дорожной разметки до места наезда преодолел расстояние около 1,0?1,3м, пятясь назад.

Следы торможения автомобиля отсутствуют.

Со слов водителя М.А.П., он управлял автомобилем Мерседес Бенц Вито, двигался в крайнем левом ряду, примерно в одном метре от двойной сплошной линии разметки, со скоростью около 70?80 км/ч, примерно в ста метрах впереди себя, с правой стороны он увидел мужчину в жёлтой жилетке, который производил сбор мусора. Мужчина начал перебегать проезжую часть дороги справа налево и остановился на двойной сплошной линии разметки, так как во встречном направлении двигались автомобили.

Когда до мужчины оставалось около 3-4 метров, пешеход начал пятиться назад, сделав около 3-4 шагов в сторону движения автомобиля. В этот момент при возникновении опасности он прибегнул к торможению, но наезда избежать не представилось возможным. Мужчина наткнулся на левую боковую часть его автомобиля, и удар пришёлся на левое зеркало заднего вида.

Со слов пешехода К.К.И., он 24.07.2014 г. находился на работе, занимаясь уборкой мусора на обочине вдоль проезжей части дороги. Обстоятельств происшествия не помнит.

Исходные данные приняты по определению о назначении исследования. При определении остальных исходных данных использованы материалы дела и справочно-нормативная литература:

Исследование

В данной дорожной ситуации, техническая возможность предотвратить наезд на пешехода, путём торможения, устанавливается сравнением расстояния (Sа), в том числе заданного, на котором автомобиль Мерседес находился от места наезда в момент возникновения опасности для движения, указанный в исходных данных, и остановочного пути этого автомобиля (So) в условиях места происшествия.

где: Sа и So - искомые величины, м;

t1 = 0,6 с, – нормативное время реакции водителя для данной дорожной ситуации;

t2 = 0,2 с, – время запаздывания срабатывания тормозного привода автомобиля Мерседес при экстренном торможении;

t3 = 0,35 с, - время нарастания замедления автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

j = 5,7 м/с2, - установившееся замедление автомобиля Мерседес при экстренном торможении в условиях места происшествия;

Vа = 70?80 км/час, - заданная скорость движения автомобиля Мерседес;

Ly = 1,2м, - удаление от передней части автомобиля Мерседес до места удара;

Vn = 2,6?3,6 км/час, - скорость движения пешехода, по данным Ленинградской научно-исследовательской лаборатории судебных экспертиз 1966 г.;

Sn = 1,0?1,3м, - заданное расстояние, которое преодолел пешеход К.К.И. с момента возникновения опасности для движения, указанного выше, до места наезда.

В условиях данного происшествия, Sa и So определяются равными, соответственно, значениям, приведенным в таблице.

 

Номер варианта Vа, км/час Vn, км/час Sп, м Sa, м So, м Техническая возможность
1. 70 2,6 1,0 25,7 52,02 не имел
2. 70 3,6 1,0 18,2 52,02 не имел
3. 70 2,6 1,3 33,8 52,02 не имел
4. 70 3,6 1,3 24,1 52,02 не имел
5. 80 2,6 1,0 29,6 64,85 не имел
6. 80 3,6 1,0 21,0 64,85 не имел
7. 80 2,6 1,3 38,8 64,85 не имел
8. 80 3,6 1,3 27,7 64,85 не имел

Как следует из таблицы, поскольку Sа меньше So, следовательно, во всех вариантах водитель автомобиля Мерседес М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля до линии движения пешехода.

Выводы

По заданным и принятым исходным данным, во всех вариантах водитель М.А.П. не располагал технической возможностью предотвратить наезд на пешехода, экстренным торможением, с остановкой автомобиля Мерседес до линии движения пешехода.

На основании авотехнического заключения эксперта следователь (судья) при рассмотрении дела о наезде на пешехода делает вывод о невиновности водителя автомобиля Мерседес.

Уважаемые читатели, мы рассмотрели заявленные в начале статьи вопросы по теме автотехническая экспертиза при расследовании наезда на пешехода. Полагаем, что понимание сути проблемы является ключом к ее правильному решению. При возникновении дополнительных вопросов обращайтесь за юридической поддержкой к нашим юристам.

dtp-avtostrahovanie.ru

Автотехническая экспертиза по ДТП вопросы эксперту назначение

Когда произошла авария на дороге, некоторые её детали можно выяснить с помощью специалиста. В этом случае на помощь может прийти автотехническая экспертиза.

Она проводится как на стадии расследования обстоятельств ДТП, так и в ходе судебных заседаний. При этом назначение автотехнической экспертизы при ДТП происходит как по инициативе самих участников инцидента, так и органов, ведущих его расследование.

В данной статье мы расскажем об общих моментах, которые нужно знать при проведении автотехнической экспертизы. И так.

В этой статье:

Проведение автотехнической экспертизы при ДТП

Её целью является выяснение ряда обстоятельств, которые помогут прояснить всю картину ДТП. При этом существуют несколько направлений, по которым проводится данный тип исследований.

В первую очередь задачей эксперта является помощь в выяснении всех обстоятельств ДТП. В частности, при содействии эксперта можно выяснить, с какой скоростью двигались машины, протяжённость тормозного пути, расположение транспорта в момент столкновения. Эксперт может также подтвердить соблюдение или игнорирование водителем правил дорожного движения.

Если причиной аварии являются неисправности в машине, то специалист поможет установить причины их возникновения. Это может быть важным доказательством при определении степени вины одного или обоих водителей.

Может статься так, что ДТП могут способствовать дорожные условия. Тогда автотехническая экспертиза призвана выяснить, насколько правильно были установлены дорожные знаки или нанесена разметка на трассе.

Назначение автотехнической экспертизы в суде

Как правило, специалист работает, что называется по горячим следам. Однако часто бывает так, что мнение специалиста необходимо уже тогда, когда дело слушается в суде. Тогда заинтересованная сторона должна заявить ходатайство о назначении автотехнической экспертизы по ДТП.

Ниже нами приведён образец ходатайства о назначении автотехнической экспертизы. Стоит обратить внимание на то, что в нём следует очертить круг вопросов, которые планируются поставить эксперту, а также обстоятельства, на которые мнение специалиста поможет пролить свет.

Ведь известно, что судьи нечасто знают правила дорожного движения, особенно если они не автолюбители. Также необходимо упомянуть и на распределении между сторонами затрат по оплате стоимости экспертизы. 

Ходатайство о назначении автотехнической экспертизы можно как подать заблаговременно, так и заявить в судебном заседании. Всё будет зависеть от того, как повернётся ход рассмотрения дела.

В ходе рассмотрения дела суд может расширить круг вопросов, который будет поставлен на рассмотрение эксперта. Ведь свой вариант может предложить и противоположная сторона спора.

Если суд откажет в проведении экспертизы, то практика показывает, что такое определение обжалованию не подлежит.

Когда экспертиза возможна по собственной инициативе 

Прежде всего, это дела, связанные с привлечением водителя к уголовной и административной ответственности или с возмещением ущерба, вызванного ДТП.

В этом случае на помощь может прийти независимая автотехническая экспертиза, которая станет надлежащим доказательством отсутствия у водителя вины. Её результаты приобщаются к делу и рассматриваются судьёй наравне с остальными материалами.

Поэтому перед, и в ходе проведения независимого исследования важно заручиться поддержкой от автоюриста. Он поможет сделать так, чтобы результаты экспертизы были объективными и приняты судом во внимание при вынесении решения.

Что может выяснить эксперт

Вопросы эксперту при назначении автотехнической экспертизы после ДТП

Если автотехническую экспертизу назначает суд, то её результаты во многом зависят от того, насколько чётко сформулированы вопросы, которые должен прояснить специалист в ходе своих исследований.

Если назначается автотехническая экспертиза, вопросы могут быть следующими:

  • Какова была скорость автомобиля до момента столкновения
  • В чём причина неисправностей в машине, которые привели к ДТП
  • Имел ли водитель возможность своими действиями предотвратить аварию
  • Правильно ли были применены участниками ДТП правила дорожного движения
  • Кто из автовладельцев имел преимущественное право на движение в спорной ситуации
  • Способствовали ли происшествию неправильное размещение знаков или дорожной разметки

Конкретный перечень вопросов к экспертам поможет сформулировать автоюрист, который в случае необходимости оперативно изучит все материалы дела 

Польза правового сопровождения 

Когда предстоит судебный процесс  связанный с установлением виновника ДТП или решения вопросов относительно его последствий, то услуги и помощь автоюриста во многих случаях является решающей. 

Перед тем, как выйти с инициативой о назначении экспертизы, юрист ознакомится с материалами дела, проведёт общение со всеми участниками аварии (при возможности), а также осмотрит повреждённый автомобиль.

Ведь могут открыться детали, не выясненные ранее, и которые могут повлиять на ход рассмотрения дела.

После этого будет составлено обоснованное ходатайство о назначении экспертизы с указанием перечня вопросов и фактов, которые они помогут выяснить. Часто сопровождение юриста необходимо и при работе эксперта.

В этом случае автоюрист сможет предоставить дополнительные доказательства для исследований. В их число входят фотографии и материалы видеосъемки с места событий.

Если же у юриста возникнут сомнения в правильности заключения эксперта, то он рассмотрит возможность его оспорить или инициировать повторную экспертизу.

Как бы там ни было, во многих случаях результаты автотехнической экспертизы являются решающим доказательством в пользу истца или ответчика.

Поэтому перед тем, как инициировать работу эксперта, важно взвесить все за и против. В этом поможет консультационная поддержка юриста, которую можно получить у нас в офисе, по телефону или в режиме онлайн.

avt-yurist.ru

Автотехнические экспертизы (в помощь начинающему адвокату) - Адвокат Николаев Андрей Юрьевич - Статьи

Автотехнические экспертизы – одни из наиболее часто встречающихся на практике экспертиз, что, прежде всего, связано с большим количеством дорожно-транспортных происшествий, в том числе, и связанных с тяжкими последствиями.

Зачастую, именно заключение эксперта является решающим доказательством по делу: свидетели ДТП отсутствуют, лицо, предполагаемый виновник дорожно-транспортного происшествия не спешит давать признательные показания, а технические средства видиофиксации, к сожалению, не получили еще большого распространения.

Автотехническую экспертизу можно разделить на несколько подвидов:

— Транспортно-трасологическая экспертиза. Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия. — Экспертиза технического состояния транспортных средств. Исследование обстоятельств ДТП. — Экспертиза дорожных условий. Экспертиза технического состояния дороги, дорожных условий на месте ДТП. — Экспертиза транспортных средств по определению стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости.

Также, может быть проведена комплексная психологическая автотранспортная экспертиза, особенностью которой является то, что эксперт разных специальностей дают общее заключение, касающееся не только состояния автотранспортного средства, дорожного покрытия, и т.д., но и психического состояния водителя. В момент, предшествующий ДТП.

Разберем отдельно каждый из приведенных подвидов.   Транспортно-трасологическая экспертиза (Экспертиза следов на транспортных средствах и месте дорожно-транспортного происшествия).   Целью транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств механизма образования следов или дорожно-транспортного происшествия в целом.

В понятие «следы транспортных средств» трасология включает следы автотранспорта, городского электротранспорта, иных видов механического, а также гужевого транспорта (повозки, сани и др.). Само понятие «транспортные средства», приведено в п.1.2. Общих положений Правил дорожного движения: «Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем».

Объектами транспортно-трасологической экспертизы являются: следы колес, следы гусениц, следы полозьев, следы неходовой части. Следы колес зависят от типа, марки и модели транспортного средства, а также от механизма и условий их образования. Значительную информацию о транспортном средстве дает исследование ширины колеи, базы, шины, рисунка протектора и др.

Также, предметом транспортно-трасологической экспертизы является исследование иных следов, не относящихся к ходовой части транспортных средств – бамперов, сцепных устройств и т.д.

Если транспортно-трасологическая экспертиза связана с идентификацией транспортного средства (идентификационные задачи), то вопросы перед экспертом могут быть поставлены следующим образом: — Оставлены ли следы на месте происшествия конкретным транспортным средством? — Является ли обломок детали транспортного средства частью единого целого с конкретной деталью конкретного транспортного средства? — Не образованы ли следы на данном транспортном средстве другим, конкретным транспортным средством?

Также, при проведении транспортно-трасологической экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением механизма дорожно-транспортного происшествия, либо, его отдельных фаз на основе изучения следов, оставленных на транспортных средствах, в том числе, на их отдельных деталях, т.е., решаются диагностические задачи.

Примерными вопросы для решения диагностических задач транспортно-трасологической экспертизы могут быть следующие:

— Каков режим движения, место и угол столкновения данных транспортных средств? — Каким было взаимное расположение транспортных средств при их первичном столкновении? — Каким было взаимное расположение транспортного средства и пешехода в момент наезда на него? — Какова последовательность образования следов на месте дорожно-транспортного происшествия? — Образованы ли следы в результате столкновения (наезда)?  Экспертиза технического состояния транспортного средства.   Экспертиза технического состояния транспортного средства проводится с целью выявления дефектов, неисправностей и причин их возникновения.

Такие экспертизы проводятся не только при установлении обстоятельств ДТП, но и, например, по делам о защите прав потребителей при возникновении споров о продаже имеющих скрытые дефекты и неисправных транспортных средств, а также споров о некачественном ремонте и сервисном обслуживании транспортных средств.

Перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Каково общее техническое состояние данного транспортного средства, его механизмов, систем и агрегатов? — Исправно ли представленное на экспертизу транспортное средство? — Соответствует ли техническое состояние транспортного средства требованиям «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»? — Имеет ли транспортное средство технические недостатки, если да, то какие именно? — Какова причина возникновения недостатков транспортного средства? В какой период  могла возникнуть данная неисправность – в момент выпуска, либо, в период эксплуатации? — Является ли выявленная неисправность (недостаток), производственным, конструктивным или эксплуатационным? — Является ли выявленный недостаток существенным? — Относится ли выявленный недостаток к гарантийному случаю? — Возможно ли возникновение устраненного недостатка вновь и если да, то при каких условиях?  Экспертиза обстоятельств ДТП   Обстоятельства ДТП тесно связаны с ранее рассмотренной транспортно-трассологической экспертизой, поскольку направлены на достижение единой цели – выяснение обстоятельств ДТП, но транспортно-трасологическая экспертиза отвечает на узкий сектор вопросов, касающийся следов и механизмов их образования, когда экспертиза обстоятельств ДТП позволяет восстановить общую картину ДТП.

Вопросы, поставленные перед экспертом об обстоятельствах ДТП, применительно к конкретным случаям, могут быть сформулированы следующим образом:

— С какой скоростью двигалось транспортное средство в момент столкновения? — Каковы тормозной и полный остановочный пути транспортного средства в заданных условиях? — За какое время транспортное средство могло преодолеть заданный отрезок пути? — Возможно ли при заданных условиях (скорости движения, состоянии проезжей части, расстояния до препятствия) остановить транспортное средство путем торможения? — Определить место столкновения транспортных средств (место наезда на пешехода, препятствие). — Каковы причины заноса и опрокидывания транспортного средства? — Имел ли водитель техническую возможность предотвратить происшествие и если да, то каким образом? — Каково было взаимное расположение транспортных средств по отношению друг к другу (к преграде, к пешеходу) в заданный момент? — Каково было взаимное положение транспортного средства и препятствия в момент, предшествующий столкновению (наезду на пешехода)?  С нашей точки зрения вопросы, вроде:

— Как должен был действовать водитель в сложившейся дорожно-транспортной ситуации с точки зрения надлежащего обеспечения безопасности дорожного движения? — Соответствовали ли действия водителя требованиям ПДД?, — не являются корректными и выходят за пределы компетенции эксперта, поскольку требуют дать юридическую оценку действиям участников дорожного движения, что находится в исключительной компетенции следствия.  Экспертиза дорожных условий   Вопросы, касающиеся экспертизы дорожных условий могут разрешаться при назначении автотранспортной экспертизы, в частности, когда необходимо проверить показания участников дорожного движения, ссылающихся на причины совершения ДТП, вследствие объективных причин, например, в виде дефектов дорожного полотна.

Кроме того, такая экспертиза может быть назначена по делам об административных правонарушениях. Когда лицо, привлекаемое к административной ответственности за нарушения, предусмотренные гл.12 КоАП РФ, оспаривает свою виновность, ссылаясь, например, на дорожные знаки, установленные с нарушениями, или состояние дорожной разметки, не соответствующей требованиям ГОСТ.

В этом случае перед экспертом могут быть поставлены следующие вопросы:

— Могли ли способствовать ДТП отсутствие дорожных знаков, их неправильное расположение? — Соответствует ли установка дорожных знаков на данном участке дороги существующим нормам? (ГОСТ 52289-2004). — Соответствует ли дорожная разметка на данном участке дороги действующим нормативам? (ГОСТ Р 51256-99) — Соответствует ли действующим ГОСТ (ТУ), расположенные на данном участке дороги искусственные неровности (т.н. «лежачие полицейские?) (ГОСТ Р 52605-2006)   — Определить момент, когда водитель имел объективную возможность предотвратить ДТП путем снижения скорости ТС или путем объезда. — Имелись ли причины и условия, связанные с организацией дорожного движения, способствующие возникновению ДТП. —  Имелась ли техническая возможность предотвратить ДТП с учетом состояния дороги?  Экспертиза по оценке автотранспорта  Примерные вопросы: — Какие технологии требуются для ремонта транспортного средства? — Какова стоимость ремонта транспортного средства? — Какова стоимость транспортного средства с учетом его текущего технического состояния, года выпуска, износа, особенностей комплектации и дополнительного оборудования? — Какой размер утраты товарной стоимости применяется к транспортному ну, пострадавшему в результате ДТП? (не рассчитывается в случае, когда на момент повреждения величина эксплуатационного износа АМТС превышает 35% или с даты выпуска прошло более 5 лет.).[1] — Какова стоимость «годных остатков» транспортного средства?  Комплексная автотехническая, психологическая экспертиза   Проведение автотехнических экспертиз требуют привлечения специалистов, также, в областях психологии и психофизиологии. При определении причин ДТП, кроме технического аспекта, имеет место, т.н. «человеческий фактор», т.е., реакция водителя на возникновение ситуации, требующей принятия решения, что, в свою очередь, связано с опытом, темпераментом, эмоциональным состоянием и другими обстоятельствами, которые могут и должны оцениваться при назначении автотехнических экспертиз.

 Поэтому, при заявлении ходатайства о назначении судебной автотехнической экспертизы, особенно, когда в результате ДТП имеются пострадавшие, имеет смысл требовать проведения комплексной автотехнической психологической экспертизы.

На разрешение эксперта можно предложить следующие вопросы:

— Каково время реакции водителя на возникновение помехи в данной ситуации я Находился ли водитель и другие участники ДТП в конфликтном психическом состоянии (стресс, фрустрация[2] и др.)? — Как могло повлиять на выполнение профессиональных функций данное состояние? — Соответствуют ли психофизиологические возможности обследуемого лица (водителя) требованиям безопасности выполнения профессиональных функций? — Мог ли водитель правильно воспринять создавшуюся непосредственно перед ДТП дорожную ситуацию и своевременно и правильно ее оценить? — Позволяло ли физическое и психическое состояние водителя предотвратить ДТП?

[1]  п.8.1.3. Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости автомототранспортных средств. Методическое руководство для экспертов. (утв. Минюстом РФ 15.12.2000) СПб., СЗРЦСЭ, 2001, СПб., РФЦСЭ, 2001   [2] Фрустрация [лат. frustration — обман, расстройство планов] — психическое состояние, которое вызывается объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи; переживается гаммой отрицательных эмоций (гнев, раздражение, чувство вины). См.: Тарабрина Н.В. Фрустрация // Общая психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. С. 194.

pravorub.ru


Смотрите также