Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста. Блоки дьенеша пдд


Занятие по ПДД. «На помощь светофору», с использованием блоков Дьенеша.

Воспитатель Фамутдинова А.З.

Программное содержание:

Закрепление знания детей о цветах светофора и их назначении;

Выработка ориентации на цвет и форму предмета;

Формирование умения работать с лабиринтом и схемой;

Развитие внимания и наблюдательности;

Воспитание культуры поведения на улице и дороге.

Воспитатель. Ребята, почтальон принес письмо, давайте прочтем его.

Читаем текст:

Помогите! Я попал в беду.

Светофор

Воспитатель. Поможем, ребята светофору?

Дети. Да.

Воспитатель. Срочно отправляемся на помощь. На чем будем добираться?

Дети. На машине, на поезде, на самолете, на автобусе.

Воспитатель. Я согласна с вами, нас много поэтому мы отправимся на автобусе. Так, нам нужен

кондуктор. (Выбираем считалкой кондуктора). Кондуктор, где ваши билетики?

(Кондуктор раздает блоки Дьенеша. Дети должны отыскать точно такие же геометрические фигуры на стульчиках) .

Воспитатель. У всех есть билеты, прошу вас, рассаживайтесь согласно купленным билетам.

Кондуктор, проверьте, все ли сели на свои места.

(Дети тоже проверяют, правильно ли они сели на свои места – самоконтроль и взаимоконтроль)

Воспитатель. Почему не едем?

Дети. Нет водителя.

Воспитатель. Водителем может быть только тот, кто хорошо знает правила дорожного движения.

(Показ дорожных знаков – пешеходный переход, въезд запрещен, скользкая дорога, осторожно дети, опасный поворот, движение пешеходов запрещено, велосипедная дорожка, телефон, больница. Тот, кто правильно назвал больше правильных ответов становится водителем) .

Воспитатель. Можно и отправляться, но назовите правила поведения в транспорте.

-В какую дверь автобуса нужно заходить (выходить?

-Кто работает в салоне автобуса, кроме водителя?

-Что нужно сделать, если в автобус вошел пожилой человек?

-Как вести себя в автобусе?

Воспитатель. Хорошо, теперь можно ехать. А чтобы не было скучно в дороге споем песню!

Песня «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Воспитатель. Вот мы и прибыли. Смотрите, нас встречает светофор.

Светофор. Здравствуйте, ребята. Я позвал вас на помощь, если вы мне не поможете, случится беда –а –а. Я сло – мал – сяяяя.

Воспитатель. Светофор, светофор. Что случилось? Не отвечает. Что же нам делать? Смотрите, у него в руке конверт, давайте прочитаем что там написано. (Читаем) .

Здесь всего одно слово «найдите! », а дальше схемы. Давайте прочитаем эти схемы. Читают схемы

Большой красный круг

Большой желтый круг

Большой зеленый круг

Воспитатель. Что же у нас получилось, ребята. Мы имеем три цвета: красный, желтый, зеленый и слово «найдите». Значит, мы должны найти эти цвета. А кто мне скажет, что означают эти цвета?

Дети. Цвета «глаз» светофора.

Воспитатель. Мы должны их найти. Что же нам дальше делать? Смотрите, лабиринт. Пройдем его и тогда узнаем, что делать дальше.

Воспитатель. Вот мы пришли на поляну. Смотрите, здесь растут необычные цветы. Какие они красивые, а в них различные дорожные знаки. На что похожи эти дорожные знаки?

Дети. На геометрические фигуры.

Игра «Найди свой дом»

(На полу лежат 4 обруча, в них 4 геометрических фигуры: красный круг, красный треугольник, синий круг и синий прямоугольник)

Задание. Соберите дорожные знаки по группам: запрещающие знаки в обруч с красным кругом. Предписывающие знаки в обруч с синим кругом. Предупреждающие знаки в обруч с красным треугольником. Знаки сервиса в обруч с синим прямоугольником.

Воспитатель. Хорошо, ребята вы справились с заданием. Вот вам фишка красного цвета, за правильно выполненное задание.

Воспитатель. Давайте, поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья»

Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас идет вперед только там, где переход?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Кто из вас, идя, домой держит путь по мостовой?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Знает кто, что красный свет это значит, хода нет?

Дети. Это я, это я, это все мои друзья!

Воспитатель. Вот вам за правильные ответы еще одна фишка – она желтого цвета. Следующее задание уже ждет вас. Из блоков Дьенеша составьте различные виды транспорта.

(Дети выполняют задание) .

Воспитатель. Какие красивые машины у вас получились.

Света, из каких фигур состоит твоя машина?

Света. Моя машина сделана из двух красных тонких кругов, одного толстого синего прямоугольника, одного красного тонкого прямоугольника и одного синего тонкого квадрата.

Воспитатель. Молодцы! Вот вам еще одна фишка зеленого цвета. Мы собрали все три цвета. Я думаю пора возвращаться к светофору.

Воспитатель. Вот следующее задание: сделайте аппликацию «Светофор». Вот листы бумаги, вот три круга красного, желтого и зеленого цвета.

(Ребята делают аппликацию «Светофор»)

Воспитатель. Обратите внимание, вы должны «глаза» светофора расположить в правильном порядке. Молодцы, ребята! Замечательные светофоры у вас получились. Смотрите, наш светофор заработал.

Светофор. Ребята, спасибо вам, вы помогли и мне и всем окружающим. Без меня на дороге может случиться беда. Я регулирую дорожное движение. Ребята, вы должны быть внимательными на дороге. Я предлагаю вам поиграть в игру, где вы будете пешеходами.

Светофор. Я открываю желтый «глаз» Дети встают.

Я открываю зеленый «глаз» Дети идут.

Я открываю красный «глаз» Дети садятся.

Светофор. Если свет зажегся красный:

«Значит, двигаться опасно! »

Желтый свет предупреждает:

«Жди сигнала для движенья»

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт! »

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Кондуктор, где билеты? Садимся, согласно купленным билетам. До свидания, светофор. Больше не ломайся!

Светофор. Ребята, соблюдайте правила дорожного движения всегда и везде!

Воспитатель. Вы сегодня потрудились на славу – помогли светофору. Трудные были задания?

Дети. (Ответы детей)Воспитатель. Какое задание вы выполнили без труда? Какое задание было трудным? Дети. (Ответы детей)

infourok.ru

Занятие по ПДД. «На помощь светофору», с использованием блоков Дьенеша.

Занятие по ПДД. «На помощь светофору», с использованием блоков Дьенеша. Воспитатель Фамутдинова А.З. Программное содержание: Закрепление знания детей о цветах светофора и их назначении; Выработка ориентации на цвет и форму предмета; Формирование умения работать с лабиринтом и схемой; Развитие внимания и наблюдательности; Воспитание культуры поведения на улице и дороге. Воспитатель. Ребята, почтальон принес письмо, давайте прочтем его. Читаем текст: Помогите! Я попал в беду. Светофор Воспитатель. Поможем, ребята светофору? Дети. Да. Воспитатель. Срочно отправляемся на помощь. На чем будем добираться? Дети. На машине, на поезде, на самолете, на автобусе. Воспитатель. Я согласна с вами, нас много поэтому мы отправимся на автобусе. Так, нам нуженкондуктор. (Выбираем считалкой кондуктора). Кондуктор, где ваши билетики? (Кондуктор раздает блоки Дьенеша. Дети должны отыскать точно такие же геометрические фигуры на стульчиках) .Воспитатель. У всех есть билеты, прошу вас, рассаживайтесь согласно купленным билетам. Кондуктор, проверьте, все ли сели на свои места. (Дети тоже проверяют, правильно ли они сели на свои места – самоконтроль и взаимоконтроль) Воспитатель. Почему не едем? Дети. Нет водителя. Воспитатель. Водителем может быть только тот, кто хорошо знает правила дорожного движения. (Показ дорожных знаков – пешеходный переход, въезд запрещен, скользкая дорога, осторожно дети, опасный поворот, движение пешеходов запрещено, велосипедная дорожка, телефон, больница. Тот, кто правильно назвал больше правильных ответов становится водителем) .Воспитатель. Можно и отправляться, но назовите правила поведения в транспорте. -В какую дверь автобуса нужно заходить (выходить?-Кто работает в салоне автобуса, кроме водителя? -Что нужно сделать, если в автобус вошел пожилой человек? -Как вести себя в автобусе? Воспитатель. Хорошо, теперь можно ехать. А чтобы не было скучно в дороге споем песню! Песня «Мы едем, едем, едем в далекие края». Воспитатель. Вот мы и прибыли. Смотрите, нас встречает светофор. Светофор. Здравствуйте, ребята. Я позвал вас на помощь, если вы мне не поможете, случится беда –а –а. Я сло – мал – сяяяя. Воспитатель. Светофор, светофор. Что случилось? Не отвечает. Что же нам делать? Смотрите, у него в руке конверт, давайте прочитаем что там написано. (Читаем) .Здесь всего одно слово «найдите! », а дальше схемы. Давайте прочитаем эти схемы. Читают схемы Большой красный круг Большой желтый круг Большой зеленый круг Воспитатель. Что же у нас получилось, ребята. Мы имеем три цвета: красный, желтый, зеленый и слово «найдите». Значит, мы должны найти эти цвета. А кто мне скажет, что означают эти цвета? Дети. Цвета «глаз» светофора. Воспитатель. Мы должны их найти. Что же нам дальше делать? Смотрите, лабиринт. Пройдем его и тогда узнаем, что делать дальше. Воспитатель. Вот мы пришли на поляну. Смотрите, здесь растут необычные цветы. Какие они красивые, а в них различные дорожные знаки. На что похожи эти дорожные знаки? Дети. На геометрические фигуры. Игра «Найди свой дом» (На полу лежат 4 обруча, в них 4 геометрических фигуры: красный круг, красный треугольник, синий круг и синий прямоугольник) Задание. Соберите дорожные знаки по группам: запрещающие знаки в обруч с красным кругом. Предписывающие знаки в обруч с синим кругом. Предупреждающие знаки в обруч с красным треугольником. Знаки сервиса в обруч с синим прямоугольником. Воспитатель. Хорошо, ребята вы справились с заданием. Вот вам фишка красного цвета, за правильно выполненное задание. Воспитатель. Давайте, поиграем в игру: «Это я, это я, это все мои друзья» Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? Дети. Это я, это я, это все мои друзья! Кто из вас идет вперед только там, где переход? Дети. Это я, это я, это все мои друзья! Кто из вас, идя, домой держит путь по мостовой? Дети. Это я, это я, это все мои друзья! Знает кто, что красный свет это значит, хода нет? Дети. Это я, это я, это все мои друзья! Воспитатель. Вот вам за правильные ответы еще одна фишка – она желтого цвета. Следующее задание уже ждет вас. Из блоков Дьенеша составьте различные виды транспорта. (Дети выполняют задание) .Воспитатель. Какие красивые машины у вас получились. Света, из каких фигур состоит твоя машина? Света. Моя машина сделана из двух красных тонких кругов, одного толстого синего прямоугольника, одного красного тонкого прямоугольника и одного синего тонкого квадрата. Воспитатель. Молодцы! Вот вам еще одна фишка зеленого цвета. Мы собрали все три цвета. Я думаю пора возвращаться к светофору. Воспитатель. Вот следующее задание: сделайте аппликацию «Светофор». Вот листы бумаги, вот три круга красного, желтого и зеленого цвета. (Ребята делают аппликацию «Светофор») Воспитатель. Обратите внимание, вы должны «глаза» светофора расположить в правильном порядке. Молодцы, ребята! Замечательные светофоры у вас получились. Смотрите, наш светофор заработал. Светофор. Ребята, спасибо вам, вы помогли и мне и всем окружающим. Без меня на дороге может случиться беда. Я регулирую дорожное движение. Ребята, вы должны быть внимательными на дороге. Я предлагаю вам поиграть в игру, где вы будете пешеходами. Светофор. Я открываю желтый «глаз» Дети встают. Я открываю зеленый «глаз» Дети идут. Я открываю красный «глаз» Дети садятся. Светофор. Если свет зажегся красный: «Значит, двигаться опасно! » Желтый свет предупреждает: «Жди сигнала для движенья» Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт! » Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад. Кондуктор, где билеты? Садимся, согласно купленным билетам. До свидания, светофор. Больше не ломайся! Светофор. Ребята, соблюдайте правила дорожного движения всегда и везде! Воспитатель. Вы сегодня потрудились на славу – помогли светофору. Трудные были задания? Дети. (Ответы детей)Воспитатель. Какое задание вы выполнили без труда? Какое задание было трудным? Дети. (Ответы детей)

weburok.com

Блоки Дьенеша - описание развивающей методики для дошкольников, её цели и задачи

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста. Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами. Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов. Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию. Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам. Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их. Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент. Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать. Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет. Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение. Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству. Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру. Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Видео

Отзывы

Кристина, 29 лет

Логические кубики Дьенеша купила, когда дочке было два с половиной года. Сначала они были ей интересны, но спустя пару месяцев я не могла увлечь ее ни одной игрой. Значительно больше по душе малышке пришлись палочки Кюизенера. Не знаю, в чем причина, может быть, я неправильно организовала занятия. Сын подруги играет блоками с удовольствием.

Татьяна, 33 года

С набором Дьенеша с удовольствием занимался сын. Сейчас он учится в третьем классе. В школе проблем никогда нет, сам с удовольствием выполняет задания, усваивал материал легко. Думаю, что все это благодаря играм с блоками. Сейчас они достались моей трехлетней дочке. Пока воспринимает материал, как конструктор, но скоро начну и с ней заниматься.

Валентина, 38 лет

Карточки Дьенеша, блоки и альбомы купила дочке, когда ей исполнилось три года. Ей сразу очень понравился набор, играла с ним с восторгом. Мы занимались лет до пяти, потом перешли к более сложным дидактическим материалам. В начальной школе она училась отлично, да и сейчас никаких проблем с уроками нет. Сыну пока только два года, но кубики я ему уже дала.

Марианна, 23 года

С первых дней жизни сыночка я искала материалы, с помощью которых будут развивать его, когда подрастет. Сейчас нам 2,5 года. Начали заниматься по методике Дьенеша. Пока выполняем только игровые упражнения, но видно, что сыночку интересно. Даже не ожидала, что такой малыш будет понимать, что от него требуется, делать выборки, играть по правилам.

Была ли эта статья полезной?

Да

Нет

0 человек ответили

Спасибо, за Ваш отзыв!

человек ответили

Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.

Спасибо. Ваше сообщение отправлено

Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

mosmama.ru

Блоки Дьенеша. Описание, игры + обзор альбомов

Во многих статьях я акцентирую внимание на правильных игрушках. На этот раз я хочу рассказать об очень эффективном методическом материале для развития детей — блоках Дьенеша.

Содержание

Блоки Дьенеша | Описание

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера.  Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет. С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов.  Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет. Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша.  Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие».  Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам.  До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в дневнике развития Яны можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее. Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.

Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам». Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.

После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов.  Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.

Блоки Дьенеша | Произвольные игры

Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.

Выборки

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.

  1. Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

Выборка по цвету

2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:

  • желтые квадраты и прямоугольники;
  • толстые и круглые фигуры;
  • маленькие и толстые треугольники;
  • синие и плоские фигуры.

Выборка по цвету и форме. Желтые квадраты и прямоугольники

Развиваем умение систематизации

Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.

Блоки разделены на ряды по толщине.

Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый-….

Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…

Конструирование

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .

В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.

Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение схемы из кубиков Фребеля. За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.

Произвольное конструирование простейших объектов

Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни .  Но главное, что процесс пошёл.

Произвольное конструирование. Конструирование объектов из реальной жизни для «продвинутых конструкторов»

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша.  Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам. 

Альбомы для блоков Дьенеша

Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Мне очень понравился альбом «Лепим нелепицы» (Babadu). На нём стоит маркировка «с 4-ёх лет», но если Вы увлеченно занимались с малышом развитием, то даже в неполные три года он может подойти. Этот альбом выгодно отличается красочным оформлением. Кстати, если у вас «развитый» ребенок 4-ёх лет, имейте ввиду альбом ему может быть уже не интересен. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм, размеров, объемов. Ниже я привела кликабельные фото разворотов.

Второй альбом в нашем арсенале «Маленькие логики» (Babadu). Он предназначен для малышей от двух лет. Оформление иллюстраций альбома достаточно скромное. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм и размеров.

Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это  своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит.  Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.

Купить блоки Дьенеша и журналы для занятий по ним можно тут: My-shop.

На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё.  Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и математический планшет с резинками (обзор). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка. В ближайшее время постараюсь написать об этом подробней.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

 

Также не забудьте подписаться на уведомления о новых статьях по электронной почте или присоединиться к группе ВКонтакте 😉 .

Полезные ссылки:

mamazanuda.ru

"Система работы с блоками Дьенеша"

      В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

         Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

           В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

          Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 2-10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

– развивать познавательные процессы, мыслительные операции,

– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,

– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

– развивать речь.

– успешно овладеть основами математики и информатики.

          Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

– для развития действий классификации и обобщения;

– для развития способности к логическим действиям и операциям.

           Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

             Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, затем цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, следует предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.

            С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.

Игры на выявление и абстрагирование свойств

1. "Замок или третий лишний"

2. "Найди клад или мышку"

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.

Клад под синим блоком?

Под большим и т.д.?

Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

2 вариант

Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.

3. "Найди свой домик"

Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе «ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету «ключика».

Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.

4. "Построй дорожку"

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)ё

5. "Дорожки"

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.

Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).

6. "Загадки без слов"

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

7. "Чем свяжешь?! Или измени одно свойство"

У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы фигуры отличались всего по одному свойству.

^ Игры на классификацию, обобщение

Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

8. "Город геометрических фигур"

Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.

9. «С тремя обручами»

10. «Рассели жильцов»

Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша

1."День рождения"

Подарки - Замещение предмета

Преподнесение подарков - Игровое действие

Игрушка именинник - Дополнительный материал

2."Рыбалка"

Рыбы -Замещение предмета

Лов рыбы - Игровое действие

Ведерки для складывания рыбы Дополнительный материал

3. "Садовники"

Цветы -Замещение предмета

Посадка клумбы Игровое действие

«Клумбы» круги разного цвета Дополнительный материал

4."Строительство города"

Строит. Материал -Замещение предмета

Постройка домов Игровое действие

Машины для перевозки - Дополнительный материал

5."Кулинары"

Цукаты -Замещение предмета

Украшение торта Игровое действие

Круги разного цвета (коржи) - Дополнительный материал

5."Космос"

Инопланетяне -Замещение предмета

Конструирование ракеты Игровое действие

Силуэт ракеты - Дополнительный материал

6." Бусы"

Бусинки --Замещение предмета

Собирание бус Игровое действие

7. "Кондитерская фабрика"

Конфеты --Замещение предмета

Раскладывание конфет в коробки Игровое действие

«Схемы» коробок - Дополнительный материал

8."Сочинение сказки"

Герои сказок --Замещение предмета

Сочинение сюжета Игровое действие

 

27 сентября 2017

ozgdou11.edumsko.ru

Использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

 

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

И. Кант.

Современный ребёнок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Он многим интересуется и о многом рассуждает, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. В то же время ребёнок по-прежнему сориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит играть, сочинять, фантазировать, радоваться и рассуждать.

Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование такого дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно – следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профессиональной и личностной сфере, а значит развитие логического математического мышления – залог будущей успешности наших детей. Эта технология способствует развитию интеллекта, мыслительных операций, ведь подготовка к школе – это не только огромный запас знаний, который дает педагог, родитель, но и умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать и самостоятельно приходить к нужным решениям.

Автор этой технологии Золтан Дьенеш – это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:

  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, понятием величины.
  • Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  • Способствовать развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формирует начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи.
  • Развивать представление о множестве, операции над множеством, пространственные представления.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию, развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели, преодоление трудностей.

Что же представляет собой логические блоки Дьенеша? Это комплект из 48 геометрических фигур: четырех форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), трех цветов, двух размеров, двух видов толщины.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум признакам, несколько позже – по трем и по четырем свойствам. При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу дела рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами

Для проверки того, насколько хорошо дети освоили свойства геометрических фигур, вводится специальный код, графически изображающий данные свойства. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно – игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере и толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств, в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию и них, выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока, создают его своеобразную модель.

Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению. Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование информации, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя логические блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Целесообразно начать систематическую работу с использованием логических блоков со второй младшей группы. Прежде чем начать работу с детьми нужно установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый малыш. Сделать это несложно. Примерно ориентируясь на уровне развития ребенка предложить ему одну – две игры. Если он не справляется, предлагаем предыдущие по сложности игры. Самостоятельное и успешное решение задачи является той ступенькой, от которой начинается движение вперед. Проверив, таким образом, каждого ребенка, можно получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей. И это дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Логические блоки Дьенеша можно использовать в различных видах деятельности:

  • на занятиях, как комплексных, так и интегрированных, так как они хорошо обеспечивают наглядность, системность, смену деятельности;
  • в аппликации, рисовании, помогают ориентироваться на плоскости;
  • в конструировании, помогают ориентироваться в пространстве и закономерностях;

В методических пособиях предложено большое количество дидактических игр и каждую игру можно использовать в любой возрастной группе, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества педагога.

Дидактические игры с использованием логических блоков Дьенеша

Дидактическая игра

Возрастная группа

Задачи.

Игровые действия

 

1. «Бабочки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах.

Дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

Развивать логическое мышление, конструктивные способности.

Дети работают по схеме, составляя изображение на горизонтальной поверхности.

Старшая

 

 

 

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, учить сравнивать и обобщать.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.

 

Подготовительная

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов, включая знак отрицания некоторого свойства.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

2.«Разложи фрукты»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять знания о геометрических фигуры, цветах.

Дети раскладывают «волшебные фрукты» (логические блоки) по обручам:

раскладывают фигуры по цвету и форме;

Средняя

 

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации блоков по цвету и форме,

 

Дети находят область пересечения двух обручей и раскладывают фигуры по двум признакам (цвету и форме)

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества, упражнять в классификации блоков по двум признакам, учитывая область пересечения.

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения

 

Подготовительная

 

 

Учить выделять пересекающиеся подмножества трех множеств, выделять их общие части, упражнять в классификации блоков по трем признакам, учитывая область пересечения

Дети находят область пересечения трёх обручей и раскладывают фигуры по трем признакам (цвету и форме, размеру), учитывая область пересечения.

3.«Дворец принцессы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

Закреплять геометрические фигуры, цвета.

Злой волшебник заколдовал дворец принцессы и чтобы ей помочь надо схеме построить дворец:

дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, конструктивные способности.

дети работают по схеме, составляя дворец на горизонтальной поверхности;

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам, учить сравнивать и обобщать.

дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам;

 

 

Подготовительная

 

 

Развивать умение раскодировать блоки с помощью знаков – символов по 4 признакам, включая знак отрицания некоторого свойства

дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

 

4.«Рассели жильцов»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

Закреплять геометрические фигуры, цвета.

Дети работают на схеме, приемом наложения на схему.

Средняя

 

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, упражнять в классификации.

 

 

 

 

Дети работают на схеме, выполняя словесное указание воспитателя (на первом этаже красные треугольники, на втором - синие квадраты, на третьем – желтые круги).

Старшая

 

 

 

 

 

 

Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по трем признакам.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 3 признакам.

 

Подготовительная

 

 

 

Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое внимание. Упражнять в классификации и обобщении геометрических фигур по четырем признакам.

Дети работают по схеме, разгадывая знаки – символы по 4 признакам, включая знак отрицания.

 

5.«Магазин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 младшая

 

 

 

 

Закреплять знания о геометрических фигурах, цветах.

Дети, получая блок «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой по двум признакам.

Средняя

 

 

 

 

 

Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов по трем признакам.

Дети, получая блок, ищут товар, на котором есть «ценник» с такой же фигурой (включается третий признак – размер).

Старшая

 

 

 

 

 

 

 

 

Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов, по четырем признакам.

Дети, получая блок- «деньги», ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением (включается четвертый признак – толщина).

Подготовительная

 

 

Учить сравнивать и обобщать. Развивать логическое мышление, умение кодировать блоки с помощью знаков – символов включая знак «не».

Дети, получая блок «деньги» ищут товар, на котором есть «ценник» с его кодовым обозначением со знаком «не»

 

Логические блоки можно использовать при организации сюжетно-ролевых игр. Например, в игре «Магазин» деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками; в игре «Почта» адрес на письме обозначается блоками, адрес на домике кодовыми карточками; в играх «Путешествие», «Цирк», «Театр» билеты обозначаются блоками, места кодовыми карточками.

Таким образом, анализируя результаты, можно сделать вывод: использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций.

Конспект НОД по познавательному развитию

«Путешествие в сказку «Снежная королева»

Задачи: Учить выделять пересекающиеся подмножества, выделять общую часть множества. Формировать умение работать с алгоритмами при выполнении практических действий, читать кодовое обозначение, раскодировать блоки, классифицировать геометрические фигуры по одному признаку, объединять блоки по двум признакам.

Развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, свободное общение со взрослыми и сверстниками, все компоненты устной речи, расширять словарь, упражнять в подборе подходящих, близких по смыслу прилагательных, развивать пантомимические навыки детей.

Воспитывать доброжелательность, сплочённость детского коллектива, интерес к художественной литературе.

Материал: интерактивная доска, блоки Дьенеша на каждого ребёнка, два обруча: синий, красный; схемы: «Дворец», «Цветок» на каждого ребёнка; игрушка «сердце», две корзины, музыкальные проихведения.

Предварительная работа. Чтение сказки «Снежная королева».

Ход

Воспитатель. Ребята, я очень рада вас видеть, давайте посмотрим друг на друг и улыбнёмся, подарим радость друг другу.

Вы любите сказки? Я хочу пригласить вас совершить путешествие в сказку. Но в какую сказку вы узнаете, когда отгадаете загадку.

На санях, как ветер мчится,

К ней опасно прислониться

Лишь дотронься – заморозит,

В царство снежное увозит.

Злые чары в ход пускает –

Сердце в льдинку превращает.

Кто это?           /Снежная королева/.

Воспитатель. Ребята, вы знаете сказку о Снежной королеве? /Ответы детей/. О чём рассказывается в этой сказке? /Ответы детей/. В сказке рассказывается о том, как осколок зеркала Снежной королевы попал в сердце Кая, и оно заледенело, мальчик стал злым. Снежная королева унесла его в свой дворец. А Герда отправилась на поиски своего друга, потому что очень любила его.

Воспитатель. В какое время года появилась Снежная королева? / Зимой /. Почему именно зимой, а не в другое время года? /Ответы детей/. А какое время года сейчас? /Зима/. Почему вы решили, что сейчас зима? /Ответы детей/. Потому метёт метель, холодно, снежно, морозно, день короткий, ночь длинная. А как вы думаете, Снежная Королева может сейчас за нами наблюдать. /Ответы детей/.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь Герде найти Кая. /Ответы детей/. Давайте закроем глаза и представим, что мы вместе с Гердой отправились на поиски Кая. /Дети закрывают глаза/.

Воспитатель. Вот мы шли, шли и дошли до дворца, где живут Принц и Принцесса. И кого мы встретили у дворца? /Ответы детей/. Придворного ворона.

Придворный ворон сказал, что Принц и есть Кай и обещал представить Герду Принцу в том случае, если мы выполним задание с волшебными блоками. Слушайте задание: «Нужно расставить волшебные блоки по двум разноцветным обручам». Посмотрите на обручи и скажите, какого они цвета и как они расположены? /Ответы детей/. Обручи красного и синего цвета, расположены рядом друг с другом. Посмотрите на блоки, какие они? /Ответы детей/. Разные. А чем они отличаются? /Ответы детей/. По признаку цвета и по признаку формы.

Воспитатель. В красный обруч нужно положить красные блоки, в синий обруч - круглые. /Дети делятся на две подгруппы и выполняют задание/. По какому признаку объединены блоки в красном обруче, а в синем? /Ответы детей/. В красном обруче по признаку цвета, а в синем по признаку формы. Молодцы, ребята. А теперь соберем блоки в корзинки. /Дети собирают блоки в две корзины: в одну - красные блоки, в другую – круглые и садятся на стульчики/.

Воспитатель. Ребята, посмотрите на обручи и скажите, какой они формы. /Круглой/. Как вы думаете, можно ли из двух фигур одинаковой формы получить новую фигуру? /Ответы детей/. Я вам покажу, как из двух фигур круглой формы получить новую фигуру.

Воспитатель. Посмотрите на экран. Что вы видите? /Ответы детей/. Две окружности, которые расположены рядом друг с другом.

Я перемещаю один круг и располагаю его поверх другого. Что у нас получилось? /Ответы детей/. Два круга пересеклись («встретились»), и образовалась новая фигура.

Ребята, часть, где круги пересеклись, («встретились»), называется «область пересечения». Какая фигура образовалась в результате пересечения двух окружностей? /Овал/. Где расположен овал? /Посередине/.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам взять обручи, показать на них область пересечения. /Дети выполняют задание/. Покажите, где расположена область пересечения. /Дети показывают область пересечения/. В области пересечения мы размещаем блоки, которые объединяют признаки тех блоков, которые расположены в красном и синем обруче.

Давайте вспомним, какие блоки мы располагали в красном и синем обруче, по какому признаку их объединяли. /Ответы детей/. В красный обруч располагали красные блоки, в синий обруч – круглые. В красном обруче объединены блоки по признаку цвета, а в синем по признаку формы. /Дети рассматривают блоки в корзинках, в одной - красные блоки, в другой – круглые/

Воспитатель. Как вы думаете, какие блоки мы можем разместить в области пересечения, если в красном обруче расположены красные блоки, а в синем обруче – круглые. /Ответы детей/. В области пересечения расположим блоки, объединённые по двум признакам: цвет и форма. Это – красные блоки круглой формы. / Дети выполняют задание/.

Молодцы, ребята, мы справились с заданием, которое нам задал Придворный ворон. Но Принц оказался не Каем. И Герда отправилась дальше.

Воспитатель. На своем трудном пути Герда попала к разбойникам. Какие были разбойники? /Злые/. Среди разбойников была девочка – дочка атаманши. Какой была дочка атаманши? /Ответы детей/. Она казалась злой, но на самом деле она была добрая. У девочки жили звери, и она за ними ухаживала. Какие звери жили у девочки? /Северный олень, лиса, зайцы/. Давайте изобразим зверей, которые жили у дочки атаманши.

Физкультминутка «Изобрази животное». Звучат музыкальные произведения, характеризующие животных. Дети идут по кругу и движениями, жестами, мимикой изображают важного северного оленя, хитрую лису и трусливых зайцев.

Воспитатель. Наконец-то мы с Гердой добрались до дворца Снежной королевы, но из-за сильной вьюги мы не можем его увидеть. У меня есть изображение дворца, но оно закодировано знаками, чтобы раскодировать его, нам нужно расшифровать все знаки. Вы знаете, как раскодировать знаки? /Дети объясняют, какими знаками закодирован дворец/.

Теперь мы знаем, из каких блоков состоит дворец Снежной королевы, и можем построить его. Предлагаю построить дворец из блоков по схеме. /Дети выполняют задание/.

/После того, как дети выполнили задание, на экране появляется изображение дворца Снежной королевы. Дети рассматривают дворец.

Воспитатель. Наконец Герда уставшая, изможденная добралась до дворца, каким она увидела дворец? /Ответы детей/. Холодный, мрачный, неприступный, злой. Мы нашли Кая, но он злой, у него холодный взгляд. Почему он такой злой? /Ответы детей/. Кай злой, потому что у него ледяное сердце.

Ребята, представьте, что у вас в руках льдинка. Что вы чувствуете? /Холод/. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы льдинка растаяла? /Ответы детей/. Нужно льдинку зажать в тёплых ладонях и она растает. Но у Кая не просто льдинка, а ледяное сердце. А как можно растопить ледяное сердце? /Ответы детей/. Тёплыми, ласковыми, нежными словами.

Ребят скажем Каю теплые, нежные, ласковые слова и его сердце растает. /Дети передают по кругу игрушку «сердце» и называют тёплые, ласковые, нежные слова/. Сердце Кая растаяло от ваших тёплых слов, и он стал добрым мальчиком. Кай и Герда обнялись друг с другом, давайте мы тоже обнимемся друг с другом. Они вернулись домой.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? Что понравилось больше всего? Что было сложным для вас? /Ответы детей/. Вместе мы справились со всеми трудностями. Молодцы! Я сейчас раздам вам схемы, на которых закодированы цветы. Когда вы раскодируете схемы, вы увидите, какие красивые цветы росли у Кая и Герды. До свиданья!

Схема «Дворец Снежной королевы»

 

Литература:
  1. Е. Н. Панова «Дидактические игры – занятия в ДОУ» Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
  2. З. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова «Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста» Изд. «Детство – Пресс», 2008.
  3. Е. В. Михеева «Новые подходы к организации логико-математического развития детей дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  4. М. Ю. Стожарова, Михалева С. Г. «Формы организации математической деятельности детей старшего дошкольного возраста» журнал «Детский сад: теория и практика» № 1, 2012.
  5. З. А. Михайлова, Е. А. Носова «Логико – математическое развитие дошкольников» Изд. «Детство – Пресс», 2013.
  6. Г. А. Репина «Математическое развитие дошкольников» современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  7. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников» методическое пособие. – СПб: «Акцидент», 1997.

Основные термины (генерируются автоматически): красные блоки, блоки Дьенеша, логические блоки, Логические блоки, логические блоки Дьенеша, логических блоков, детей дошкольного возраста, красном обруче, Снежной королевы, логических блоков Дьенеша, синем обруче, признаку цвета, признаку формы, Логические блоки Дьенеша, развитии детей дошкольного, дворца Снежной королевы, красные блоки круглой, ледяное сердце, кодовыми карточками, волшебные блоки.

moluch.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША

 В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Дидактический набор состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру, толщине. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5×5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина). Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

           В процессе разнообразных действий с логическими блоками, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

          Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. Дети любят играть с блоками! Как показывает опыт российских педагогов в работе с детьми 2-10 лет, игры с логическими блоками позволяют:

– познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

– развивать пространственные представления.

– развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации).

– усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления,

– развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения,

– развивать познавательные процессы, мыслительные операции,

– воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели,

– развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

– развивать речь.

– успешно овладеть основами математики и информатики.

          Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

– для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

– для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

– для развития действий классификации и обобщения;

– для развития способности к логическим действиям и операциям.

           Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

             Работу по формированию познавательных способностей целесообразно начинать со знакомства с формой, затем цветом. И, соответственно, предлагать детям игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством (обобщать и классифицировать, сравнивать объекты). Когда ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени, следует предложить игры на умение оперировать двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя свойствами.

            С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и, что очень важно, рассуждает по ходу игры.

Игры на выявление и абстрагирование свойств

1. "Замок или третий лишний"

2. "Найди клад или мышку"

Цель: развивать умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину.

Ход игры:

1 вариант

Перед детьми лежат 8 блоков, различающихся по свойствам. Дети – кладоискатели, монета – клад. Один из ребят задает вопрос.

Клад под синим блоком?

Под большим и т.д.?

Кладоискатель, назвавший все свойства блока, проверяет. Если находит клад, забирает себе, если нет – поиск продолжается.

2 вариант

Ведущий говорит: мышка спряталась под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо.

3. "Найди свой домик"

Цель: прививать умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Ход игры: на импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находится по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Из «волшебного» мешочка каждый выбирает себе «ключик» (геометрическую фигуру) и находит свой домик по форме и цвету «ключика».

Продолжая игру, дети могут обмениваться ключиками, а воспитатель незаметно меняет или добавляет фигуры в обручи.

4. "Построй дорожку"

Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.

Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице (демонстрация таблиц)ё

5. "Дорожки"

Цель: развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Ход игры: на полу по кругу расставлены три домика для Ниф-Нифа, Наф-Нафа, Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки нужно строить по правилам.

Например, первую дорожку построить так, чтобы не было в ней рядом фигур одинакового цвета. Вторую – чтобы не было фигур одинакового размера и формы. Третья дорожка состоит из блоков, чередующихся по толщине, и всех четырехугольников.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через реку, сделать праздничную гирлянду, составить поезд из блоков – вагончиков и др. (В старшем дошкольном возрасте дети могут рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур).

6. "Загадки без слов"

Мы поможем ребенку научиться расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям.

7. "Чем свяжешь?! Или измени одно свойство"

У цепочки есть начало и есть конец, их нужно связать блоками так, чтобы фигуры отличались всего по одному свойству.

^ Игры на классификацию, обобщение

Цель: формирование операции классификации блоков по двум, трем, четырем признакам с использованием кодов и без них.

8. "Город геометрических фигур"

Малыши прибыли в гости к Микки-Маусу! Посмотрите, какой это город фигур! Сережа ищет прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице.

9. «С тремя обручами»

10. «Рассели жильцов»

Варианты игр с логическими кубиками и блоками Дьенеша

1."День рождения"

Подарки - Замещение предмета

Преподнесение подарков - Игровое действие

Игрушка именинник - Дополнительный материал

2."Рыбалка"

Рыбы -Замещение предмета

Лов рыбы - Игровое действие

Ведерки для складывания рыбы Дополнительный материал

3. "Садовники"

Цветы -Замещение предмета

Посадка клумбы Игровое действие

«Клумбы» круги разного цвета Дополнительный материал

4."Строительство города"

Строит. Материал -Замещение предмета

Постройка домов Игровое действие

Машины для перевозки - Дополнительный материал

5."Кулинары"

Цукаты -Замещение предмета

Украшение торта Игровое действие

Круги разного цвета (коржи) - Дополнительный материал

5."Космос"

Инопланетяне -Замещение предмета

Конструирование ракеты Игровое действие

Силуэт ракеты - Дополнительный материал

6." Бусы"

Бусинки --Замещение предмета

Собирание бус Игровое действие

7. "Кондитерская фабрика"

Конфеты --Замещение предмета

Раскладывание конфет в коробки Игровое действие

«Схемы» коробок - Дополнительный материал

8."Сочинение сказки"

Герои сказок --Замещение предмета

Сочинение сюжета Игровое действие

15 января 2018

ozgdou23.edumsko.ru


Смотрите также