Правила пользования системой ABS автомобиля. Неисправности и меры профилактики. Антиблокировочная система пдд


с АБС и без АБС

Сегодня, когда автомобили стали более динамичными, мощными и скоростными, умение водителя тормозить, то есть замедлять ход машины вплоть до её полной остановки, становится очень актуальным.

Рассматривая этот вопрос, необходимо различать процесс торможения, выполняемый на автомобиле с использованием системы АБС (антиблокировочной системы) и торможение на автомобиле, где такая система отсутствует либо она выключена. Такое разделение очень важно, потому что техника торможения в этих двух случаях сильно различается.

Первое, что должен понимать водитель, это то, что в любом случае, автомобиль не остановится мгновенно. Процесс торможения и сцепление колес с дорогой зависит от того, как, и с каким усилием водитель нажимает на педаль тормоза, а в случае с системой АБС, от того, как работает эта система.

Как тормозить правильно на машине без АБС

На машине без АБС очень важно чувствовать тот момент, когда начинается блокировка колес и они «идут юзом». Нужно научиться представлять длину тормозного пути автомобиля, в случае экстренного торможения на различных дорожных покрытиях.

Как же научится тормозить правильно? Если авто не имеет системы АБС, нужно освоить прием прерывистого торможения, то есть быстрым и частым нажатием, и отпусканием педали тормоза. Такой способ не допустит блокирования колес, что очень важно, ведь при возникновении юза машина становится неуправляемой.

Добиться выполнения такого торможения нужно на подсознательном уровне, чтобы разорвать психомоторную реакцию, когда в критической ситуации водитель вдавливает «в пол» педаль тормоза, а отпустить не может. У хорошего водителя реакция должна быть такой – быстрое нажатие на педаль тормоза и тут же её отпускание, тогда в процессе торможения можно корректировать направление движения автомобиля.

Часто возникают моменты, когда необходимо оценить в считанные доли секунды обстановку и принять решение: тормозить или прекратить торможение, и объехать препятствие на дороге. При необходимости нужно уметь вместо прерывистого торможения применять простое торможение, не отпуская педаль тормоза. При этом нужно помнить, что на автомобиле без АБС при таком экстренном не прерывистом торможении нельзя поворачивать руль, иначе автомобиль начнет вращаться вокруг вертикальной оси, но направления движения не изменит.

Можно утверждать, что правильная «работа» педалью тормоза – один из главных признаков классного водителя. С тормозной педалью нужно обращаться нежно и умело. Кстати, резкое отпускание педали так же сильно ухудшает баланс автомобиля и его устойчивость на дороге, как и резкий «удар по тормозам». Добиться умения работы с тормозной педалью поможет только практика. Научитесь нажимать на педаль «нежно», а отпускать её плавно. Рассчитывайте тормозной путь машины так, чтобы она замедлялась плавно и останавливалась без «клевков».

Как правильно тормозить с АБС

Если автомобиль оборудован системой АБС, то научится тормозить будет гораздо проще. Дело в том, что такой автомобиль при торможении не изменяет своего направления движения, даже если за рулем неопытный водитель. Садясь за руль машины с АБС, нужно забыть о прерывистом торможении, таком важном для авто без антиблокировочной системы.

Теперь для экстренного торможения необходимо (именно необходимо, а не желательно), «ударить» по тормозам, то есть нужно непрерывно прикладывать полное усилие к тормозной педали. Как видим, разница существенная. На машине с АБС «нежное» торможение может быть даже вредным, так как при таком обращении с педалью тормоза система АБС может вообще не задействоваться, ведь она работает только при начале возникновения блокировки колес.

Кстати, «торможение двигателем», настоятельно рекомендуемое для обычных автомобилей, тоже не нужно, если работает система АБС.

То есть, если на машинах без АБС для использования тормозного момента двигателя тормозили не выжимая сцепления или переключаясь на низшие передачи, то при наличии АБС рекомендуется тормозить, одновременно выжимая сцепление, тем более на автомобилях с системой впрыска топлива, которые довольно вяло реагируют на сброс газа, из-за чего торможение двигателем становится малоэффективным.

Как правильно тормозить в зимнее время — видео:

Вот такие полезные рекомендации, помогут вам избежать проблем при торможении.

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Принцип действия и устройство антиблокировочной системы ABS автомобиля

В экстремальной ситуации, когда мы всеми силами давим на педаль тормоза, может появиться блокировка одного или сразу нескольких колес, что приводит к существенному ухудшению управляемости и увеличению тормозного пути. Для предупреждения подобной блокировки автомобили оснащаются системой ABS, о которой мы поговорим в этой статье.

Впервые такие антиблокировочные системы стали использоваться на автомобилях ещё в семидесятых годах прошлого века. Многие автопроизводители и в последующем владельцы автомобилей смогли оценить эффективность активной системы безопасности, которые позволяли уменьшить тормозной путь, повышая безопасность эксплуатации автомобиля в любое время года.

Преимущества использования антиблокировочной системы

Если говорить о преимуществах использования таких антиблокировочных систем, то в первую очередь отметим улучшение безопасности использования автомобиля. Благодаря данной системе не только удается уменьшить тормозной путь, но и предупреждается занос автомобиля, который вызван блокировкой колес.

В особенности подобная система будет полезна при эксплуатации автомобиля в зимнее время года, когда на скользкой дороге при любом неаккуратном торможении колеса могут блокироваться, а автомобиль начинает скользить вперёд. При этом такая система ABS, определив возникшую блокировку, уменьшит интенсивность торможения, что позволит восстановить контроль над автомобилем.

Отметим и равномерный износ колес, что в свою очередь сокращает расходы автовладельцу на приобретение новых покрышек. Во время блокировки колес при торможении может быстро стираться проектор, и буквально 3-5 таких экстремальных торможений будет достаточно, для полного прихода в негодность покрышек.

Если же говорить о недостатках подобных систем, то необходимо в первую очередь отметить частые выходы из строя датчиков ABS, что вынуждает автовладельца менять поломавшиеся запчасти, что способно привести к некоторому увеличению расходов на эксплуатацию автомобилей.

Антиблокировочные системы стали сегодня основным элементом активной безопасности каждого современного автомобиля. С использованием данных с датчиков ABS работают системы стабилизации курса, а также ряд других активных и пассивных систем безопасности, без которых эксплуатация автомобиля была бы невозможной. Автопроизводители сегодня постоянно совершенствуют свои системы ABS, которые становятся всё надежнее, умнее и функциональнее.

Что включает система ABS в автомобиле?

Антиблокировочная система включает многочисленные датчики, гидрораспределители с электроклапанами, откачивающий насос и блок управления, который управляет работой тормозной системы, предупреждая блокировку всей оси или отдельных колес.

В последние годы несмотря на некоторое упрощение таких антиблокировочных систем их эффективность увеличилась, что объясняется совершенствованием автоматики. Если в прошлом большую часть работы выполняли гидросистемы, то сегодня блоки и исполнительные устройства полностью контролируются автоматикой, что повышает качество работы такой антиблокировочной системы.

Блок управления постоянно посылает сигналы датчикам, получая необходимую информацию и принимает нужное решение по уменьшению давления в тормозной системе. Связь между датчиками и блоками управления осуществляется по специальной высокоскоростной шине, при этом каждое колесо может иметь несколько индивидуальных датчиков, которые предоставляют центральному компьютеру все необходимые данные для корректировки работы различных систем автомобиля.

Принцип действия антиблокировочной системы

Принцип действия такой антиблокировочной тормозной системы за последние несколько десятков лет фактически не изменился. При торможении от блока управления поступает сигнал к цилиндрам тормозов, после чего рабочая жидкость проходит по впускным каналам. Такое давление тормозной жидкости передается через электромагнитные клапаны к каждому колесу что и позволяет эффективно замедлять транспортное средство. В том случае, если блок управления определяет опасность блокировки колеса, то электромагнитному датчику поступает соответствующий сигнал, он закрывается, что в свою очередь предупреждает торможение и блокировку колес автомобиля.

Любое даже самое лёгкое и простое торможение в автомобиле, оснащенным системой ABS, проходит под контролем автоматики. В зависимости от того, с какой интенсивностью вы нажимаете на педаль тормоза и от положения колес, система принимает решение на открытие или закрытие электромагнитных клапанов. Подобные системы с использованием датчиков ABS и электромагнитных клапанов отличаются простотой конструкции, поэтому они надежны и долговечны. Проблемы лишь могут доставлять датчики, которые часто повреждаются противогололедными реагентами, и требуют соответствующей замены.

В тот момент, когда система ABS срабатывает и распускает колеса, автовладелец чувствует в этот момент пульсацию педали тормоза. Такая пульсация происходит при быстром открытии и закрытии электромагнитных клапанов, что необходимо для соответствующего замедления и предупреждения блокировки колес.

Советы по эксплуатации антиблокировочной системы

Современные антиблокировочные системы – это долговечные и надежные узлы, которые не требуют какого-либо специального обслуживания. Необходимо лишь время от времени проверять работоспособность датчиков в колесах и при необходимости производить их замену.

Не следует перегревать блоки управления или заливать их водой.

В том случае, если требуется варить металл в автомобиле или вам нужно подключиться в бортовой системе электросистеме автомобиля, проводка ABS должна быть отключена.

Следите за состоянием контактов на генераторе, что предупредит короткие замыкания и выход из строя датчиков.

Избегайте подсоединения аккумулятора вашего автомобиля к другому транспортному средству.

Не следует разделять электрические разъемы датчиков при включенном зажигании и работающем двигателе.

В том случае, если отмечаются неисправности системы ABS, то на приборной панели загорится соответствующая контрольная лампа. Автомобиль в данном случае будет эффективно тормозить, но при чрезмерном усилии на педали тормоза колёса будут блокироваться, что может привести к заносу. Поэтому если отмечаются какие-либо неисправности ABS, необходимо учитывать это и тормозить плавно и аккуратно, а при возможности следует как можно скорее обратиться в соответствующие СТО за выполнением ремонтных работ.

15.02.2018

cartechnic.ru

Безопасное торможение или что такое ABS в автомобиле

Конечно, в большинстве случаев выполнения обыденного маневра объезда препятствия с торможением в штатных условиях на дороге нет ничего сложного – достаточно снизить скорость и скорректировать траекторию движения рулем. Но, в случае возникновения непредвиденной ситуации, когда приходится прибегать к экстренному торможению, значительно повышается опасность заблокировать колеса автомобиля, поскольку к педали тормоза прилагается большее усилие.

Автомобиль, оборудованный ABS, при торможение смог избежать столкновения, потому что колеса не были заблокированы

Далее все зависит от автомобиля. Если автомобиль не оборудован АБС — антиблокировочной системой тормозов (Anti-lock Brake System, ABS) то траектория движения не отреагирует на корректирующие действия рулем, поскольку скользящие по поверхности колеса не имеют с ней сцепления. В данном случае может помочь лишь знание водителя о том, что такое abs в автомобиле и каковы принципы ее работы – тогда он сможет задействовать прерывистый (импульсный) режим активации тормозов, что поможет вернуть автомобилю управляемость.

Если же авто оснащено АБС, то находящемуся за рулем автомбиля достаточно с максимальным усилием жать на тормоз и менять направление движения. Разница просто огромна.

Еще одним неприятным последствием блокирования колес может стать мгновенное развитие сноса или заноса автомобиля, а также изменение направления его движения при воздействии различных боковых сил (уклон, сильный порыв ветра, столкновение и т.п.) – в подобной ситуации траекторию практически невозможно изменить.

Торможение в повороте на автомобиле без АБС может привести как к сильному сносу

Или к сильному заносу

Кроме всего прочего, не стоит забывать и о значительном увеличении остановочного пути. Поскольку еще из школьного курса физики известно, что величина силы трения при скольжении ничтожно мала по сравнению с аналогичным показателем силы трения покоя. Именно поэтому автомобиль с полностью заблокированными колесами «укатывается» гораздо дальше и может натворить много неприятностей. Если же тормозная система автомобиля оборудована ABS, то в магистралях этой системы всегда поддерживается такое давление, при котором колеса вращаются, находясь на рубеже блокировки.

Причем это вращение сопровождается некоторым проскальзыванием колес – обычно 15- или 20-процентным – поскольку именно при настолько более медленной скорости вращения колеса (относительно скорости колеса, вращающегося свободно) наблюдается максимально эффективное замедление. Именно такой алгоритм и заложен в работу антиблокировочных систем. Проще говоря, ABS вместо водителя прибегает к импульсному торможению, которое является наиболее эффективным.При этом у водителя не стоит задачи подавить свой инстинкт самосохранения и периодически отпускать (или ослаблять степень нажатия) педаль тормоза. Теперь этим заведует не ошибающаяся электроника.

Собственно, исходя из таких простых и, в то же время архизначимых причин и следует приобретать автомобиль, на который установлена антиблокировочная система ABS, помогающая сохранить машину управляемой в любой ситуации.

Элементы ABS

Абсолютно любая антиблокировочная система abs состоит из таких основных компонентов:

  • датчики, следящие за скоростью обращения колес и фиксирующие ее;
  • электронный управляющий блок, анализирующий данные датчиков;
  • набор модуляторов, которые по команде блока управления изменяют давление в тормозных контурах.

Как работает ABS

Наверное, любому автомобилисту интересно, как работает ABS, хотя ее поведение запросто можно сравнить с водителем-профессионалом, знающим принципы безопасного вождения. В целом, для работы abs характерны «пульсация» педали тормоза и звук, подобный «трещотке», издаваемый модуляторами.

Работает же система ABS по такому алгоритму: если при замедлении автомобиля колесные датчики зафиксируют угловую скорость колеса, близкой к нулю, то блок управления тут же направит команду модулятору «растормозить» его. Последний, в свою очередь, обладает клапаном с электроприводом, при помощи которого стравливается избыточное давление, а «лишняя» тормозная жидкость отправляется в гидроаккумулятор. Такая процедура будет происходить до того момента, когда колесо обретет определенную скорость вращения. После чего система вновь повысит давление и замедлит колесо. Эти циклы продолжатся, пока на педаль не будет снижена нагрузка, либо она будет полностью отпущена.

Преимущества и недостатки ABS

Касаемо же слышимого стрекота, то это всего лишь звук работы клапанов при блокировке/разблокировке колес, частота которой может составлять десятки раз в секунду. При этом рабочее давление мгновенно стравливается и сразу же поднимается (это может происходить как в одном, так и в нескольких тормозных контурах), что заставляет колодки сжимать/отпускать тормозной диск, чем собственно и обеспечивается импульсное торможение.

Системы последних поколений могут похвастать способностью анализировать множество параметров движения автомобиля. В частности, степень уклона дороги, коэффициент «зацепления» колес за поверхность, влияние активированного круиз-контроля и множество дополнительных факторов, оказывающих влияние на замедление автомобиля и его характер. Именно исходя из анализа этих данных, современные ABS при своей работе определяют величину необходимого давления в контуре и создают его подачей жидкости в магистраль, либо же стравливанием ее в гидронакопитель.

Какие бывают ABS

В этом вопросе ранжирование основано на принципе чем дороже, тем лучше и эффективнее. Так, системы с высоким ценником имеют возможность регулировать тормозное усилие на каждом колесе. В таких случаях числу колес равно число датчиков скорости, каналов управления и гидромодуляторов. «Бюджетные» АБС зачастую довольствуются 2-мя датчиками на задней оси, одним управляющим каналом и одним же общим модулятором давления.

Наибольшее распространение получила система с датчиками на каждое колесо, дополненными двумя (на каждой оси) модуляторами и каналами управления. Также существует и так называемая «3-канальная» ABS, в составе которой, помимо четырех датчиков, трудятся уже три модулятора (управляемые таким же количеством каналов), которые обслуживают передние колеса в паре, а задние – каждое в отдельности.

Поделитесь с друзьями:

avtomotoprof.ru

Система ABS автомобиля, неисправность, профилактика

Современная система ABS автомобиля очень надежна и может продолжительное время работать без сбоев.

Антиблокировочная система ABS — система, которая предотвращает блокировку колёс автотранспорта при торможении. Эта система помогает предотвратить потерю управляемости автотранспорта в процессе резкого торможения и полностью исключить вероятность неконтролируемого скольжения.

Электронные блоки, входящие в состав системы ABS автомобиля редко выходят из строя. Специальные реле и предохранителями надежно защищают эту систему. А если и происходит какая-то неисправность, то ее причина, скорее всего, будет вызвана нарушениями правил эксплуатации системы ABS .

Основные неисправности системы АБС и меры профилактики

1. Самыми уязвимыми элементами ABS являются колесные датчики, которые расположены рядом с вращающимися деталями ступицы.

Эти датчики расположены не в самых благополучных местах и подвержены различным загрязнениям, а сбой работы датчиков может вызвать даже большой люфт в ступичных подшипниках. Колесные датчики чаще всего и становятся причиной неисправности системы ABS.

2. Величина напряжения на клеммах аккумулятора также влияет на работоспособность ABS. Электронный предохранительный блок может отключить работу системы при снижении напряжения до 10,5 В, а при всплесках напряжения может сработать предохранительное реле отключающее ABS от электросети автомобиля.

Чтобы не допустить таких случаев, необходимо соблюдать определенные правила:

  • не следует отключать или подключать электрические разъемы во время работы двигателя;
  • не следует заводить автомобиль при помощи «прикуривания» от другого аккумулятора или же предоставлять в качестве «донора» свой автомобиль;
  • не следует подвергать блок управления системой ABS нагреву более 85 градусов по Цельсию при покраске и сушке автомобиля горячим методом;
  • необходимо отсоединять проводку от блока управления ABS, при выполнении сварочных работ на автомобиле;
  • необходимо тщательно следить за состоянием контактов генератора;

3. О неисправности системы ABS автомобиля сигнализирует контрольная лампа, расположенная на панели приборов. При этом тормозная система автомобиля будет работать, как на машине не оборудованной ABS . Если лампа контроля системы ABS загорится во время движения автомобиля, необходимо остановиться и проверить напряжение на клеммах аккумулятора.

Если напряжение окажется ниже номинального, то необходимо зарядить аккумулятор при первой возможности.

4. Плохой электрический контакт в цепи ABS может привести к периодическому миганию лампы контроля ABS. В этом случае следует установить автомобиль на смотровую яму и проверить все провода, и контакты на датчиках системы, а если неисправность не обнаружится, необходимо обратится в специализированный автосервис.

5. Во время обслуживания и ремонта тормозной системы автомобиля оборудованного ABS необходимо соблюдать определенные правила. Так, при замене тормозной жидкости потребуется разрядка аккумулятора давления, расположенного в гидроблоке ABS.

Нельзя забывать, что при включении зажигания одновременно включается электронасос в гидроблоке ABS и тормозную жидкость может выгнать, если система будет разгерметизирована. Но эту особенность автомобилей с системой ABS можно использовать для прокачки тормозной системы.

Видео: как управлять машиной с системой ESP и ABS.

Надеюсь эти полезные рекомендации кому-нибудь пригодятся. Удачи!

Загрузка...

avto-i-avto.ru

Преимущества и недостатки ABS — Автокадабра

Привет, Автокадабра! В сегодняшней статье поговорим про преимущества и недостатки ABS, а начнём, пожалуй, с цитаты из википедии (вся статья рекомендуется к прочтению): Антиблокировочная система (АБС, ABS; нем. Antiblockiersystem, англ. Anti-lock braking system) — система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении. Основное предназначение системы - предотвращение блокировки тормозов и сохранение контроля над курсовой устойчивостью и поворачиваемостью. Тем не менее, АБС не гарантирует уменьшения тормозного пути. В настоящее время АБС, как правило, является более сложной электронной системой торможения, которая может включать в себя противобуксовочную систему, систему электронного контроля устойчивости, а также систему помощи при экстренном торможении." Ответ Андрея Лунина, ведущего инструктора автодромной подготовки клуба "Экстрим-Драйв:

- Для обычного неподготовленного среднестатистического водителя у ABS недостатков нет.

Система ABS предназначена предотвратить блокировку колеса при торможении, потому что торможение автомобиля должно осуществляться за счет уменьшения, замедления частоты вращения колеса.

Проигрывать автомобиль с системой ABS в тех случаях, когда торможение юзом, когда колесо заблокировано, будет более эффективным. Это будет на песке, рыхлой почве, мокрой траве, в грязи, глубоком снегу.

Т.е. там что происходит, если мы колесо заблокируем, то оно буквально вроется в землю, нагребет перед собой валики и об них затормозится быстрее, чем в случае с ABS, потому что ABS блокироваться колесам не даст и тормозной путь будет больше.

Чтобы система ABS у нас правильно работала, во-первых, автомобиль должен быть исправен, в первую очередь подвеска и амортизаторы, во-вторых, должна быть хорошая резина, ну и в-третьих, надо правильно пользоваться.

Система ABS в первую очередь призвана сохранить управляемость автомобиля, чтобы мы могли одновременно и тормозить, и поворачивать - объезжать препятствие, если мы не успеваем остановиться.

Если автомобиль у нас не оборудован системой ABS и мы будем тормозить так, нажмем тормозную педаль сильно, заблокируем колеса, то автомобиль руля не послушается.

Ответ Станислава Семионова, ведущего инструктора школы вождения Михаила Горбачева "Drive-Class":

- Я считаю, что недостатков у этой системы нет. Как у любой вещи у нее есть основное предназначение, с которым система ABS справляется на 100%.

Система ABS создана для того, чтобы водитель не думал, как тормозить в экстренной ситуации. Он просто нажимает на тормоз в пол и это все.

Есть рефлекторные действия водителя на возникшие ситуации. Какая бы ситуация не была: машина въедет в остановившийся вдруг автомобиль, наедет на выскочившего неожиданно пешехода, автомобиль попадает в занос, не вписывается в поворот - любое действие, которое пугает водителя, заставляет его ударить по тормозу.

Потом он, конечно, понимает, что возможно не надо было тормозить в этой ситуации, можно было повернуть руль и объехать, может быть, вообще на газ нажать - это уже другой вопрос. Самое главное то, что человек рефлекторно нажимает на тормоз и чаще всего он это делает, когда ему не хватает места.

Было много споров, как нужно тормозить с системой ABS, но все они заканчиваются ничем, потому что мы не знаем, как человек будет тормозить в реальной ситуации. Я считаю, что он рефлекторно будет нажимать тормоз в пол и это все.

Конечно, если вы имеете автомобиль с системой ABS, то естественно никакие импульсные, прерывистые, еще какие-то торможения быть на таком автомобиле не должны.

Безусловно, вы можете попробовать это на площадке, убедитесь, что машина может останавливаться еще быстрее, в чем я очень сильно сомневаюсь. В любом случае, как вы будете делать это в экстренной ситуации, вам не скажет никто, потому что это рефлекс, который не прогнозируем.

У человека не бывает неправильных рефлексов, есть только тот, который есть и все. Этим рефлексом руководствовались разработчики данной системы. Мы бьем по тормозу и машина тормозит всегда прямо. В этот момент мы можем ее поворачивать влево вправо для того, чтобы немножко уйти от столкновения. Это основное ее назначение.

Поскольку ABS создано не в России, у нее есть недостаток, она плохо тормозит у нас, где очень много плохих дорог. Я имею в виду, ямы, канавы, подъемы и спуски, разность покрытий и так далее.

Например, в Германии, где эта система была разработана таких дорог в разы меньше, поэтому там система ABS работает более эффективно. Опять же это не столько недостаток самой системы, сколько недостаток отечественных дорог.

Поэтому надо понимать, когда вы двигаетесь по дороге с плохим покрытием или где яма на яме, нужно двигаться немножко медленней, делать дистанцию больше, понимая, что в этом случае, если вам придется тормозить экстренно, вы не сможете остановиться так же быстро как на дороге с хорошим покрытием.

Помните о том, что ABS создано не для того, чтобы быстро остановиться, а для того, чтобы не думать, как тормозить. Т.е. вы тормозите всегда в пол, и не думаете при этом, как вы будете останавливаться, потому что тормозите всегда прямо.

Помнить о том, что при работающей системе ABS вы можете управлять автомобилем, т.е. поворачивать его вправо или влево. Конечно, немножко ухудшается поворачиваемость автомобиля, но, тем не менее, делать это можно.

И автомобиль тормозит, на самом деле, очень адекватно, более чем, если бы вы тормозили без этой системы. Это мнимое ощущение, что машина тормозит очень долго, на самом деле автомобиль тормозит достаточно быстро.

Я еще не встречал ни одного человека, даже из тех, кто говорил, что у системы ABS одни минусы, который отключил бы ее и ездил с выключенной системой.

Ответ Михаила Горбачева, мастера спорта, автора многих книг по вождению автомобиля, члена Союза Журналистов

- ABS может мешать управлению в экстремальных ситуациях, которые крайне редки при нормальном вождении автомобиля. Например, ситуация, что вам придется тормозить с очень большой скоростью на шоссе, на котором разбросана галька, какой-то гравий. Сработает ABS - тормозной путь увеличиться намного, по сравнению с тем, если бы ABS не было. Просто не надо ехать с большой скоростью там, где разбросан гравий, вот и все.

Или, например, у вас машина выскочит с дороги и поедет, например, по полю, то с ABS вы будете очень долго тормозить. Без ABS - вы нажали бы на тормоз, колеса заблокировались, и она бы врылась в землю и остановилась, а так она будет скакать очень долго, потому что у вас тормозное усилие будет минимальным. На скользкой дороге бывают такие ситуации, но при нормальном вождении ABS не мешает.

Кстати, при нажатой педали тормоза нужно объехать препятствие: у любого водителя первый рефлекс - тормозить на любое препятствие. И вы уже потом понимаете, что, если у вас тормозного пути недостаточно, можно отпустить и объехать. Теоретически это возможно, практически это возможно, если вы это тренировались делать. Если вы не тренировались, то не нужно и пробовать.

С ABS при нажатой полностью педали тормоза вы можете изменить направление движения тормозящего автомобиля. И в последний момент увидев, не дай Бог, конечно, что вот человек бежит, и вы его сейчас собьете, вы можете резко повернуть руль при нажатой педали тормоза, и машина от него увернется. Вот для чего придумана ABS.

Или в повороте, например. Если без ABS в повороте при повернутом руле появилось препятствие, и вы ударили по тормозу - раньше вы тут же вылетали с дороги. А с ABS вы будете ехать туда, куда у вас повернут руль.

Ответ Александра Илюхина, мастера спорта, преподавателя кафедры прикладных видов спорта и экстремальной деятельности РГУФКСиТ:

- Первая прелесть, нам кто-то помогает, мы проспали какой-то момент - заблокировали колеса на обычном автомобиле, а здесь нам кто-то помогает. Достоинств целая куча.

В 1979 году испытывали два пятисотых мерседеса в 113-ом, 116-ом кузове. В одном был профессиональный водитель с механикой: тормозил, дергал, в другой с автоматической коробкой- обычный водитель. Задача была простая: они ехали по взлетной полосе, с одной стороны лед, с другой сухо. Скорость 200. Кто быстрее остановится? Автомобиль с коробкой автомат, оборудованный всякими системами, ABS в том числе, выиграл у автомобиля с профессиональным водителем на механике целых 50 метров! Достаточно длинный путь!

На самом деле, чтобы понимали, если мы возьмем предыдущее поколение, эта система отключается самопроизвольно на скорости 5-7 км в час, то есть, когда вы мчались с какой-то определенной скоростью, а потом снизили скорость до 5-7 км. - эта система выходит из работы, у автомобиля блокируются колеса. У вас просто могут произойти "лыжи". Автомобиль, как на лыжах, въезжает в впереди стоящий автомобиль, не сильно царапается, но неприятно.

Ответ Антона Захарова, ведущего инструктора Центра Высшего водительского мастерства:

- Разработчикам системы ABS не удалось решить вопрос организации эффективной работы системы ABS на очень скользкой дороге, есть определенные физические ограничения. Соответственно, системы ABS последнего поколения более дружественно относятся к импульсному торможению.

Системы ABS более старые тоже допускают работу в импульсном режиме, но там надо проявлять большую ловкость водителю. В любом случае, обращаю внимание, на очень скользкой дороге автомобиль быстрее замедляется в режиме импульсного торможения, а не в режиме постоянного усилия и работающей системы ABS.

eXtrimDrive

autokadabra.ru

Антиблокировочная система (ABS) - Пассивная и активная безопасность

 

 

Вы можете задать интересующие вас вопросы по теме представленной статьи, оставив свой комментарий внизу страницы.

Вам ответит заместитель генерального директора автошколы «Мустанг» по учебной работе

Преподаватель высшей школы, кандидат технических наук

Кузнецов Юрий Александрович

Антиблокировочная система

 

Антиблокировочная система – это система, предотвращающая блокировку колёс транспортного средства при торможении.

Назначение системы – сохранить управляемость транспортного средства, так как при блокировке колес при торможении (торможение юзом) водитель не имеет возможности изменить направление движения автомобиля. Машина не слушается руля и продолжает двигаться в том направлении, в котором ехала в тот момент, когда колеса заблокировались. Это зачастую приводит к необязательным ДТП, когда водитель, увидев препятствие бьет по тормозам, теряет контроль над  автомобилем и врезается, не имея возможности объехать препятствие из-за того, что машина не слушается руля.

Технология предотвращения блокировки колес впервые была запатентована компанией  Bosch еще в 1936 году, но первые работоспособные образцы системы появились только в 1970 году (Deimler-Benz).

В середине 1970-х годов ABS начали устанавливать опционально (по желанию клиента) на автомобили представительского класса, а с 1978 года штатно на двух немецких автомобилях — Mersedes Benz W116 (S-класс) и BMW 7-й серии. С июля 2004 года каждый новый автомобиль, продаваемый в странах Евросоюза, оборудован ABS в стандартной комплектации.

АБС состоит из следующих основных компонентов:

- датчики скорости либо ускорения (замедления), установленные на ступицах колёс транспортного средства;

- управляющие клапаны, которые являются элементами модулятора давления, установленные в магистрали основной тормозной системы;

- блок управления, получающий сигналы от датчиков и управляющий работой клапанов.

После начала торможения АБС начинает постоянное и достаточно точное определение скорости вращения каждого колеса. В случае, если одно или несколько или даже все колёса начнут замедлять скорость своего вращения быстрее расчётной максимальной скорости замедления автомобиля (рассчитывается конкретно для каждой модели на стадии разработки и корректируется при испытании на покрытии с максимальным коэффициентом трения), то система отдаёт команду модулятору давления в тормозной магистрали, который ограничивает тормозное усилие на этих колесах. Затем, как только вращение колеса совпадёт с реальной скоростью движения (восстановится сила трения покоя), тормозное усилие восстанавливается.

Этот процесс повторяется несколько раз (или несколько десятков раз) в секунду, и, как правило, приводит к заметной пульсации тормозной педали. Обычно именно по этому признаку водитель может определить момент срабатывания АБС.

Тормозное усилие может ограничиваться как во всей тормозной системе одновременно (одноканальная АБС), так и в тормозной системе борта (двухканальная АБС) или даже отдельного колеса (многоканальная АБС). Одноканальные системы обеспечивают довольно эффективное замедление, но только в том случае, если условия сцепления всех колёс более или менее одинаковы. Многоканальные системы дороже и сложнее одноканальных, но имеют большую эффективность при торможении на неоднородных покрытиях, если, например, при торможении одно или несколько колёс попали на лёд, мокрый участок дороги или обочину.

В современные АБС входит система самодиагностики, которая контролирует работу всех компонентов системы по их физическим параметрам. Система самодиагностики зажигает лампу неисправности АБС на приборной панели и записывает соответствующий код неисправности в память блока управления. После определения неисправности данный компонент исключается из работы системы, или вся система перестаёт работать, а тормозная система продолжает работать.

Опытный водитель может эффективно тормозить и без использования АБС, контролируя момент срыва колёс самостоятельно и ослабляя усилие торможения на грани блокировки (торможение при этом получается прерывистым). Эффективность такого торможения может быть сравнима с торможением при использовании одноканальной АБС. Многоканальные системы в любом случае имеют преимущество в том, что они могут контролировать тормозное усилие на каждом отдельном колесе, что даёт не только эффективное замедление, но и стабильность поведения транспортного средства в сложных условиях неравномерного сцепления колёс с поверхностью дороги.

Для неопытного водителя наличие АБС лучше в любом случае, поскольку позволяет экстренно тормозить интуитивно понятным способом, просто прикладывая максимальное усилие к тормозной педали и сохраняя при этом возможность манёвра.

В некоторых условиях работа АБС может привести к увеличению тормозного пути. На рыхлых поверхностях, таких как глубокий снег, песок или гравий, заблокированные при торможении колёса начинают зарываться в поверхность, что даёт дополнительное замедление. Незаблокированные колёса тормозят в этих условиях медленнее. Для того чтобы можно было эффективно тормозить в таких условиях, АБС часто делают отключаемой. Кроме того, некоторые типы АБС имеют специальный алгоритм торможения для рыхлой поверхности, который приводит к многочисленным кратковременным блокировкам колёс. Такая техника торможения позволяет достичь эффективного замедления без потери управляемости, как при полной блокировке. Тип поверхности может быть установлен водителем вручную или может определяться системой автоматически, путём анализа поведения автомобиля или при помощи специальных датчиков определения дорожного покрытия.

 

Категория: Пассивная и активная безопасность | Популярность: 13679 | Оценка: 3.59

Добавить комментарийКомментарии:

www.akpspb.ru


Смотрите также